Дания в X – XVII веках
Христианизация. Викинги были язычниками, но уже в конце X века в регион пришло христианство. В 965 году крещение принял Харальд I Синезубый. В Данию устремилось католическое духовенство, активно проповедовавшее новую веру. В последующие столетия Католическая церковь упрочила свое влияние; в Дании, как и в других северных странах, строятся соборы и церкви.
Население Дании (приблизительно 700 тысяч человек) состояло в основном из крестьян-«бондов». В соответствии с социальными стандартами христианства ведущими слоями элиты утверждается католическое духовенство, светская аристократия (крупные землевладельцы), протодворянство (окружение королей), главной функцией которого являлась оборона страны. В немногочисленных и небольших по размеру городах начал складываться средний класс бюргеров (купцов и ремесленников) (см. Бюргерство). Кальмарская уния. Обрушившаяся на Европу в середине XIV века эпидемия чумы («Черная смерть») не обошла и Данию, уничтожив значительную часть ее населения, но ослабив при этом ее соседей-соперников на Севере — Швецию и Норвегию. Это отчасти и привело к объединению более чем на сто лет всех трех скандинавских королевств в триединое государство, которое получило название «Кальмарская уния» (в 1397 году в Кальмаре на съезде аристократов из всех трех королевств было заключено соглашение об унии). Инициатором и фактической, а затем и формальной правительницей этого надгосударства стала датская королева Маргрете I, а столицей — датский Копенгаген. В 1448 году трон перешел к северогерманской династии Ольденбургов, занимавшей его вплоть до 1863 года. Кальмарская уния оказалась непрочным сооружением; в течение XV века шведы неоднократно пытались сбросить власть Копенгагена, что им и удалось; в 1521 — 1523 годы Швеция восстановила свою независимость. Зато Норвегия, находившаяся в серьезном упадке, фактически попала в полное подчинение Дании. Под властью датских королей оказались и северогерманские герцогства Шлезвиг и Гольштейн, правда со сложным и запутанным статусом. Не обошли Данию и религиозные бури XVI столетия. После гражданской войны, получившей название «Графская распря», в 1536 году Дания и все подвластные ее короне владения порвали с Римско-католической церковью и приняли протестантизм в лютеранской форме, который стал новой государственной религией. Защищая протестантских единоверцев, датский король Кристиан IV вмешался, правда неудачно, в Тридцатилетнюю войну 1618—1648 годов (датский период войны — 1626—1629 годы). При этом главным соперником Дании оставалась Швеция, которая, освободившись от датской зависимости, приступила к завоеванию господства на Балтике. Дания защищала свои позиции, которые весьма ощутимо подкреплялись взиманием датчанами весьма выгодных так называемых Зундских пошлин с торговых судов, проходивших через проливы, связывавшие Балтику с Северным морем (до середины XIX века). Это датско-шведское соперничество привело к шести войнам между двумя государствами во 2-й половине XVI — начале XVIII века (1563-1570, 1611-1613, 1643-1645, 1657-1660, 1675-1679 и 1709—1720). После того как Дания ослабела в результате неудачного вмешательства в Тридцатилетнюю войну, шведско-датский конфликт все больше превращался в борьбу Дании за выживание, поскольку в итоге неудачных войн 1643—1645 и 1657— 1660 годов датская корона потеряла владения на Скандинавском полуострове. Более того, в 1657—1660 годы шведы дважды вторгались на собственно датскую территорию и даже осаждали Копенгаген. Территория датского королевства уменьшилась на треть, а население собственно Дании сократилось с 800 до 600 тысяч человек. Положение было настолько серьезным, что государственное существование Дании было в значительной степени спасено вмешательством великих европейских морских держав — Англии и Нидерландов, заинтересованных в мирной торговле в регионе. Попытка датчан в 1675—1679 годы вернуть Сконе, Блекинге и Халланд окончилась неудачей.
В. В. Рогинский.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 2017, с. 463-464.