Старая Рязань: раскопки 1949 года
1949 год был четвертым годом работы Старорязанской археологической экспедиции 1. К этому времени были исследованы валы, раскопаны притворы Борисоглебского собора и заложено несколько небольших раскопов на отдельных участках городища. Основные раскопки большой площадью в прошлые годы велись на северном, отделенном внутренним валом участке городища, который мы в дальнейшем будем называть «северным городищем». В большом раскопе (общей площадью свыше 1150 метров) были обнаружены жилища двух типов — наземное и полуземляночное и многочисленные остатки ремесленных производств. Удалось установить, что северное городище было основным ремесленным районом Старой Рязани в XII— XIII веков.
Задачей раскопок 1949 г. на северном городище было продолжение исследований ремесленных мастерских. Был расширен к востоку большой раскоп, в котором в предыдущие годы были найдены остатки металлургического производства; в нем и на этот раз обнаружен ряд производственных сооружений, в том числе керамический горн хорошей сохранности и домница.
Керамические горны в Старой Рязани находили и прежде. Еще в 1901 г. при раскопках Крейтона и Черепнина был найден горн, в котором обжигалась покрытая глазурью керамика. Но руководители раскопок не поняли сооружения, и лишь Б. А. Рыбаков в своем исследовании «Ремесло древней Руси» по отчету реконструировал старорязанскую керамическую печь. Судя по отчету В. А. Городцова, некоторые из открытых им глинобитных печей могли быть керамическими горнами, не понятыми в процессе раскопок.
Открытый нами керамический горн относительно хорошей сохранности: он двухярусный, сохранились топка и часть пода горна с тремя крупными отверстиями (продухами). Горн опущен в яму. Под горна находился на высоте 28 см от пода топки. Горн в плане был овальным. Свод обрушился, найдены его фрагменты. Горн небольших размеров и мог служить для одновременного обжига 25—30 горшков. Следы наслоений подмазок свидетельствуют о том, что горн эксплуатировался в течение длительного времени. Скромные размеры горна, а также его положение вблизи жилища свидетельствуют о том, что горн находился в индивидуальном пользовании ремесленника. Известные по этнографическим материалам XIX и начала
_____
1. Состав экспедиции 1949 г.: начальник А. Л. Монгайт, ст. научн. сотрудники. Н. Никольская, С. А. Иэюмова. Н. П. Журжалина; научно-техн. сотр. Н. И. Орехова, В. И. Замерцева, Г. И. Зосимов, В. И. Муэычкин; художник Б, И. Бродский.
[12]
XX вв. горны, находившиеся в коллективном пользовании 7—8 хозяев, вмещали до 600 горшков и устраивались посередине улицы.
Стратиграфические данные для датировки сооружений на северном городище Старой Рязани очень редко дают возможность уточнить даты в пределах слоя XI—XIII вв. Поэтому большинство найденных в этом слое сооружений суммарно датируется «домонгольским временем». Но дата найденного в «домонгольском» слое горна может быть уточнена по заполнявшей его и ближайшие к нему ямы керамике (из этих ям брали глину, и в них же мы нашли -много бракованной посуды, очевидно, выброшенной после обжига). Большинство черепков принадлежит тонкостенной белой посуде, бедно орнаментированной или совсем без орнамента. В Старой Рязани такая керамика относится к началу XIII века.
Большой интерес представляет открытая раскопками домница (рис. 5). Впервые найден целый комплекс, связанный с металлургическим производством XII века. Ремесленное помещение представляет собой землянку (площадью 3X3,4 метра, глубиной 1,2 метра). Землянка прямоугольная, углы скруглены. В центре землянки обнаружен развал глинобитной сыродутной печи на булыжном, промазанном глиной основании. Площадь основания печи 150 X 85 см. В середине землянки, «несколько ближе к ее северо-западной части, перед горном, была яма (предгорновой выем) глубиной около 1 м. Яма служила для установки мехов, которые убирались перед процессом восстановления. В яме найдено свыше 20 фрагментов сопел. Сопла обычной формы, конические или пирамидальные (восьмигранные), с дутьевым отверстием диаметром 12—14 мм. Здесь же найден легкий шлак, очевидно вытекавший во время процесса. На поду печи и рядом с землянкой найден тяжелый шлак. В профиле раскопа был виден его слой толщиной от 20 до 45 см. Был произведен химический анализ восьми шлаковых проб; все они дали сильножелезистый кислый шлак, низкоплавкий (при 1100—1250°). В процессе, кроме руды и угля, участвовал флюс — известь, которая позволяла понижать температуру плавления породы. Приготовление шихты и ее завалка в печь происходили на уровне древней поверхности.
Рис. 5. Старая Рязань. Реконструкция металлургической печи.
Реконструкция металлургического процесса и формы печи произведена научным сотрудников ИИМК Б. А. Колчиным. Форма печи реконструируется на основании аналогии с болгарскими горнами, открытыми в 1949 г. А. П. Смирновым. Исходя из болгарских, а также средневековых западноевропейских аналогий и учитывая, что колошник должен быть на уровне дневной поверхности, высоту горна определили равной 1 метру. То, что горн сделан ямным, углубленным в землю, является одним из способов решения вопроса о засыпке колошника. Другой известный способ, но в Старой Рязани, очевидно, не применявшийся, такой: сруб делали над землей и засыпали его землей. Тогда горн был наземным, но шихту приходилось поднимать наверх.
[13]
Старорязанская землянка была перекрыта глинобитной четырехскатной: крышей, обнаруженной в процессе раскопок, обрушившейся в яму. Она прослеживалась в виде полос и овальных колец обожженной глины и угля. Судя по наличию крыши, горн был постоянно действующим — не только зимой, но и летом. Крыша предохраняла от дождя, который для горна опасней, чем снег. Находка сыродутной печи при раскопках 1949 г. позволила ясно представить состояние старорязанской металлургии в XII века.
[Рис. 6 – здесь пропущен]
Рядом с домницей располагались дома ремесленников. Во многих из них найдены следы металлообработки. Из раскопок 1949 г. металлографи-
[14]
[Рис. 7 – здесь пропущен]
[15]
ческому обследованию были подвергнуты 16 предметов из слоев X— XIII веков. Исследования, ведущиеся Б. А. Колчиным, показали высокий уровень старорязанского ремесла. Впрочем, технология обработки железа и стали общерусская, ничем не отличающаяся от таковой других крупных ремесленных центров. Основной технологический способ — наварка стали на железную основу того или иного изделия с последующей термической обработкой. Были подвергнуты исследованию 4 ножа (рис. 6). Выявлены три разные технологические схемы изготовления: 1) вварка стальной полосы в сердцевину ножа. По стратиграфическим данным и по аналогии с ножамн из дружинных курганов и из городищ X века, этот способ датируется X веков; 2) цементация, т. е. науглероживание поверхности железного ножа; 3) изготовление цельностального ножа. Два последние способа характерны для конца XI—XIII веков.
Кроме таких массовых городищенских находок, как керамика, ножи, гвозди, шиферные пряслица, стеклянные браслеты, встречен ряд предметов новых, ранее в Старой Рязани не встречавшихся. Из отдельных находок заслуживает внимания серия железных наконечников стрел (рис. 7—/, 2, 3); среди них: бронебойные трех- и четырехгранные (пирамидальные), (X—XII вв.), двушипная втульчатая стрела (рис. 7—4), характерная для юго-западных областей Киевской Руси (X—XII вв.) и для западноевропейских стран, срезни — сегментовидный (рис. 7—5) или обратно-треугольный и двурогий (рис. 7—б, XI—XIII вв.), трехлопастная стрела с утолщенным острием (рис. 7—7, X в.), «пламевидная» (рис. 7—8, 9, IX— XIII вв.) 1 Редкой находкой является обломок полотна лучковой пилы, сделанной из малоуглеродистой стали. Она аналогична пилам из Старой Ладоги и с Княжей горы. Эти находки служат одним из доказательств распространенности пил в русской деревообрабатывающей промышленности еще в XI веке, а не в XVII веке, как это совсем недавно считалось. Интересен набор костерезных инструментов: сохранилась пилочка, надетая на круглое кольцо, обломок ножа на этом же кольце и остатки какого-то третьего инструмента (рис. 8—2). Находка сделана вблизи костерезной мастерской, в которой найдено множество полуфабрикатов. Набор костерезных инструментов был найден и в Новгороде в 1948 г. 2 В яме, заполнение которой относится к XII веку, найдена круглая медная подвеска с изображением Георгия Победоносца — всадника, поражающего дракона (рис. —3) 3. Среди орудий труда ремесленников очень интересна матрица для изготовления тисненых колодочек (рис. 8—4). Колодочки — это маленькие серебряные или золотые столбики полуцилиндрической формы, во множестве встречаемые в кладах Киева, Чернигова, Поросья и на Верхней Оке. В Старой Рязани колодочки найдены в (кладе 1868 г. и при наших раскопках. Матрицы найдены в Старой Рязани в 1926 и в 1948 гг. Наша находка 1949 г. представляет собой медную матрицу для изготовления колодочек с двумя схематическими личинами по краям. Прекрасно орнаментированная костяная поделка, вероятно, служила навершием посоха (рис. 8—5).
Вновь зарегистрировано множество клеим на днищах глиняных сосудов. Среди них любопытно изображение так называемого «знака Рюриковичей» (рис. 9—1). На гончарном сосуде в Старой Рязани такое клеймо встречается впервые.
Большие раскопки начаты на южном городище. Последнее сравнительно мало исследовано. Если не считать двух храмов, раскопанных здесь в 1836
_____
1. Датировка произведена А. Ф. Медведевым по типологическим данным.
2. См. статью А. В. Арциховского, КСИИМК, вып. XXXIII.
3. Совершенно аналогичный медный образок найден в курганном могильнике XII в. близ д. Клименки Поречского уезда Смоленской губ. См. А. Спицын. Отчет о раскопках, произведенных в 1905 г. И. С. Абрамовым в Смол. губ. ЗОРСА т. VIII, в. 1. СПБ., 1906. стр. 201, рис. 49.
[16]
[Рис. 8 – здесь пропущен]
[17]
и 1888 гг., то топография южного городища была почти неизвестна. В 1926 г. В. А. Городцов заложил здесь несколько траншей и раскопал южный притвор Борисоглебского собора. В 1946 и 1948 гг. мною были заложены в разных частях южного городища разведывательные раскопы. Был раскопан западный притвор Борисоглебского храма и найден ряд жилищ, отличавшихся от жилищ северного городища прежде всего наличием кирпичных печей. Тогда же удалось приблизительно определить местоположение третьего храма.
Рис. 9. Старая Рязань. Находки из культурного слоя.
1 (верхняя иллюстрация) – клеймо в виде так называемого знака Рюриковичей на днище сосуда.
2 (нижняя иллюстрация) – надпись (ЯКОВТВ) на кирпиче.
В 1949 г. основной раскоп на южном городище был заложен в южной его части, вблизи вала, и здесь были вскрыты фундаменты большой каменной церкви (рис. 10). Фундаменты церкви были частично разрушены в 1735 г. (дата установлена по монетам, найденным в слое), когда производился выжиг извести из белого камня, находившегося в фундаментах. Вследствие этого почти не сохранилась кладка стен здания (кроме двух фрагментов), но весь план церкви удалось проследить по рвам фундаментов и по сохранившимся их частям. Церковь трехапсидная, шестистолпная. Размеры ее снаружи 31,6 метров и 20 метров. Между всеми столбами и лопатками стен идут ленточные фундаменты. Внутри
[18]
здания находились прямоугольные лопатки, а снаружи полуколонки, приставленные к прямоугольным пилястрам. Полуколонки выложены из фигурного кирпича. Кладка стен из плитчатого кирпича (толщиной 3,5— 4 см) на цемяночном растворе. Слой цемянки по толщине равен ряду кирпичей. Большая часть кирпичей имеет клейма в виде отдельных букв или значков, а на нескольких кирпичах оттиснуто имя мастера: «Яков тв...», вероятно, «творил» (рис. 9—2). Надпись вырезана была прямо в форме и оттиснулась на кирпиче, как зеркальное отражение.
Фундаменты церкви сделаны в виде трапециевидных рвов (почти прямоугольных, лишь слегка сужающихся книзу) глубиной 1,3 метра, заполненных мелким бутовым камнем и залитых известковым раствором. Верхняя часть фундаментов и цоколь сделаны из плит белого камня. Фундаменты значительно шире сохранившихся фрагментов стен. Лишь в алтарной части ширина фундаментов приблизительно равна толщине стен. Устройство фундаментов Успенского храма аналогично системе, принятой в архитектуре древнего Галича и владимиро-суздальских зданий. Там также фундаменты в верхней части примерно вдвое шире стены и имеют обычно неглубокое заложение (1— 1,5 метра).
Рис. 10. Старая Рязань. Схема плана фундамента Успенского собора.
Полы были выложены из специально сделанных плиток. Часть плит покрыта зеленой глазурью.
Церковь не совсем правильно ориентирована по частям света — апсиды повернуты на юго-восток, а не на восток 1. Погребения внутри церкви уничтожены, очевидно, при сломе храма. С южной стороны сохранилось кладбище, часть погребений которого относится ко времени существования храма, часть же — позднейшего времени и перекрывает фундаменты южной стены.
_____
1. Обычно все древнерусские храмы неправильно ориентированы (с отклонением на юго-восток или на северо-восток). Очевидно, это объясняется определением востока по восходу солнца. В зависимости от времени года, когда закладывалась церковь, менялась ориентация. То же самое наблюдается и в других странах (см. С. j. P. Cave. The Orientation of Churches. «The Antiquaries Journal», vol. XXX № 1—2. 1950). Ориентация старорязанского храма на юго-восток, вероятно, свидетельствует о закладке церкви во второй половине лета, что совпадает с праздником успения, которому посвящена церковь.
[19]
Найденное здание по своим размерам, строительной технике и пропорциям может быть датировано серединой XII века. Есть все основания предполагать, что нами вскрыты остатки Успенского собора, упоминаемого под 1237 г. в связи с Батыевым нашествием на Старую Рязань. В «Повести о разорении Рязани Батыем» церковь названа соборной «пресвятые владычицы богородицы честного ея успения». Батыем церковь была разорена: «а церкви все погореша, великая церковь внутрь погоре и почернеша» 1. Очевидно, она не была окончательно уничтожена в 1237 г. и была восстановлена, как и другие здания Старой Рязани, после возвращения сюда местных князей, которые, как утверждает «Повесть», «и церкви постави, и монастыри оогради, и пришельцы утеши, и люди собра». Окончательное разрушение Успенского собора относится к позднейшему времени и, вероятно, связано с общим упадком Старой Рязани, уступившей свое место столице княжества Переяславлю-Ряэанскому в конце XIV века.
Несмотря на феодальную раздробленность Руси в XII веке, не было нарушено ее культурное единство. Единые строительные приемы, единство архитектурных замыслов характеризуют это явление в области зодчества. Поэтому в разных частях страны, в разных, подчас враждующих между собой, княжествах, мы встречаем однотипные здания. Однако естественней всего искать аналогии в тех княжествах, которые были связаны с Рязанью торговыми или политическими узами. И в самом деле, наиболее близкие аналогии рязанскому зодчеству мы находим в Черниговском княжестве, с которым больше, чем с какими-либо другими княжествами древней Руси, были связаны судьбы Рязани. Родство рязанских и черниговских князей, принадлежность Рязани к Черниговской епархии (до начала XIII века) объясняют нам этот факт.
Успенский собор Елецкого монастыря (Чернигов) и по абсолютным размерам, и по приемам кладки, и по плану, и даже по клеймам на кирпичах сходен с рязанской Борисоглебской церковью (раскопки 1836, 1926 и 1948 гг.). Раскопками 1948 г. установлено, что притворы этой последней церкви пристроены в позднейшее время, и первоначальный храм был шестистолпной трехнефной церковью с одноапсидной крещальней в юго-западном углу — копией Елецкой церкви.
Открытый нами Успенский собор относится к тому же широко распространенному в XII веке типу шестистолпных трехнефных храмов. Все они восходят к Десятинной церкви в Киеве, которая послужила прототипом многочисленных древнерусских каменных зданий. Огромное значение для истории русской архитектуры имеет тот факт, что Десятинная церковь, древнейшее каменное здание, построенное в нашей стране (991—9% гг.), имеет ряд черт, глубоко отличающих ее от современных ей произведений византийского зодчества. Последующее развитие этого архитектурного типа в зданиях Киева, Чернигова и других русских городов показывает, что с самого начала русская каменная архитектура стала на свой, в значительной степени независимый от Византии, путь развития. Если большие пятинефные Софийские соборы можно в известной мере связывать с византийским искусством, то шестистолпные трехнефные храмы, отличающиеся простотой и компактностью плана, могут рассматриваться как национальный русский тип здания, непрерывно бытующий в течение нескольких столетий развития нашей древней архитектуры и наибольшего распространения достигающий в XII веке. Необходимо также отметить устойчивость архитектурного типа Успенских соборов на Руси. Все храмы, посвященные этому празднику, довольно тесно по своему типу примыкают к Десятинной церкви 2 или к Успенской церкви Киево-Печерского монастыря.
_____
1. «Воинские помети древней Руси». М.— Л., 1949, стр. 9.
2. Вероятно, Десятинная церковь также была Успенской (си. К. В. Шероцкий. «Киев», Киев, 1917, стр. 84).
[20]
Любопытен самый факт распространения на Руси «и особого почитания праздника успения. Несомненно, это связано с древними языческими праздниками. Успение празднуется 15 августа старого стиля и приурочено к циклу натуралистических дохристианских праздников конца жатвы и начала осени. Успенские храмы стали главными храмами в важнейших городах и монастырях. Архитектурно близки к ним также широко распространенные Борисоглебские соборы. То, что праздник успения распространен в русской православной церкви шире, чем в греческой, то, что Борис и Глеб, как национальные святые, были широко почитаемы на Руси, и то, что храмы, посвященные им, однотипны, являются древнейшими на Руси и не похожи на византийские,— не служит ли все это доказательством мысли, что шестистолпные крестовокупольные общественно-культовые здания представляют собой национальный русский тип, воплощающий определенные архитектурные идеи? Как бы «и решали поставленный нами вопрос историки архитектуры, несомненной является древняя традиция подобных храмов, идущая от Десятинной церкви, затем Успенской Киево- Печерской («Великой Лаврской» 1079—1083 гг.). Этот киевский тип развивают и черниговский Спасский собор (около 1036 г.) и группа новгородских храмов: Николо-Дворищенский (1113 г.), храм Антониева монастыря (1117 г.). Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.). Прямо по образцу Успенской церкви Киево-Печерского монастыря были поставлены Успенские соборы в Ростове и в Суздале времени Владимира Мономаха.
Для реконструкции и датировки старорязанского Успенского собора наибольшее значение имеет группа зданий середины XII века, с которыми он имеет много общих черт (рис. 11). Это черниговские Борисоглебский и Успенский (Елецкого монастыря) соборы 1 киевские церкви: Успенская на Подоле («Пирогощая», 1131—1132 гг.) и Кирилловская (1140 г.); Успенская в Каневе (1144 г.); соборы владимир-волынские: Успенский (1157 г.) и так называемый «Старая кафедра», Борисоглебский на Смядыни (1145—1146 гг.) в Смоленске, Успенский в Галиче, Успенский Андрея Боголюбского во Владимире (1158 г.). Конечно, все эти здания принадлежат к разным строительным школам, и поэтому мы можем отметить между ними сходство лишь в основных элементах, а не полные аналогии.
По пропорциям своего плана старорязанский Успенский собор ближе всего к Борисоглебскому на Смядьган, хотя и несколько больше его, и к Успенскому во Владимире-Волынском. Сходство с первым проявляется и в строительных приемах: в устройстве фундаментов, размерах кирпичей в устройстве полов из схожих поливных плиток. При всей осторожности, необходимой при сопоставлении недатированных памятников, все же считаю необходимым отметить, что Борисоглебский монастырь на Смядыни построен Ростиславом Мстиславовичем в 1145—1146 годы, а к 1155 году относится важный факт в истории рязанско-смоленских отношений, который в летописи отмечен в следующих словах: «...Ростислав Мьстиславичь Смоленский князь, целова хрест с братьею своей с Рязаньскими князи на всей любви; они же вен зряху на Ростислава, имеяхуть и отцем со бе» 2. Не было ли построение рязанского храма по образцу смоленского связано с этим дипломатическим актом?
Сравнение плана открытого нами фундамента Успенского собора с перечисленными выше памятниками того же круга дает основу для реконструкции плана рязанской церкви. Реконструкция сделана архитектором К. Н. Афанасьевым, подробно изучившим раскопочные данные и приме-
______
1. Сходство Борисоглебского и Елецкого черниговских соборов с этой группой памятников лишь частичное, в центральной их части, т. к. недавно выяснилось, что Борисоглебский и. вероятно. Елецкий соборы были окружены с трех сторон галереями.
2. Ипатьевская летопись, ПСРЛ. II, 79.
[21]
[22]
нившим разработанный им метод, основанный на изучении пропорций древнерусских зданий. Подкупольное звено плана представляет собой квадрат со стороной, равной 6,16 метра. Толщина стен и столбов храма определяется по сохранившимся и обнаруженным в раскопках фрагментам стен; при этом толщина стен оказывается равной 1/5 исходного размера (т. е. стороны подкупольного квадрата), как это было принято у большинства зданий XI—XII веков. Южный неф храма равен половине ширины большого как продольного, так и поперечного нефов. Северный неф несколько шире южного, что связано с вероятным наличием в толще стены лестницы. На это же указывает утолщение в западной части северной стены. Полукруглые колонны по фасадам храма определяются найденными в раскопках
Рис. 12. Старая Рязань. Находки из культурного слоя – медный цилиндрик с изображением птицы (а) и стилизованного дерева (б).
фрагментами. Однако форма углов храма, особенно по восточному фасаду, а также порталов, входа на лестницу, ведущую на хоры, полуколонки на апсидах нанесены на план по аналогии с другими храмами, но без достаточных данных раскопок. Особенно странным представляется, что в раскопанных фундаментах не отражено наличие углов храма по восточному фасаду. Подобная особенность известна в открытых раскопками Хвойки остатках церкви Св. апостолов в Бел городке: там также стена скругляется, переходя в апсиды. Однако архитектурное решение здания с подобным планом трудно себе представить, поэтому мы реконструируем восточные углы стен, хотя фундаменты в этих местах скругляются и переходят в фундаменты апсид плавной кривой.
Общее соотношение размеров храма в интерьере следующее. Полная длина храма изнутри относится к его ширине, как 3 : 5. Длина храма без апсид относится к его ширине как 3 : 2. Снаружи полная длина храма относится к его ширине, как 3: 2 1, соотношение ширины и длины без апсид — 3:4.
_____
1. Для всех вышеперечисленных храмов Киево-черниговской группы середины XII века характерно соотношение длины к ширине как 3 : 2.
[23]
Для реконструкции внешнего облика здания мы имеем меньше данных, чем для реконструкции его плана. Снаружи здание было, очевидно, неоштукатуренным, с чередующимися рядами кирпича и розового цемяночного раствора. Кроме полуколонок, единственным украшением здания, вероятно, служил аркатурный пояс с расположенным над ним поребриком, как мы это видим в Елецкой церкви. Основанием для этого предположения служит находка нескольких лекальных кирпичей, позволяющих реконструировать аркатурный поясок на фасадах храма.
На территории, вскрытой во время раскопок храма, сделан ряд вещевых находок; часть из них связана с церковным обиходом: таковы кресты из яшмы и медные энколпионы. Среди находок медная булавка (рис. 8—9); неизвестно назначение костяного цилиндрика с нацарапанными на нем буквами «Н. И.» (рис. 8—7) и медного с чернью и позолотой, на котором изображены птица и стилизованное дерево (рис. 12). Этот мотив широко известен в древнерусском прикладном искусстве; в Старой Рязани встречен на шитье XII века (раскопки 1946 г.).
Таковы основные данные о вновь открытом памятнике рязанской архитектуры. Открытие в Рязани третьего большого каменного храма, самого большого в Старой Рязани и одного из крупнейших сооружений на Руси в XII веке вообще, еще раз подтверждает наш тезис о том, что Старая Рязань была одним из важнейших культурных и ремесленных центров древней Руси, роль которого в истории нашей Родины преуменьшается лишь вследствие утраты рязанских летописей. Археологические исследования восполняют этот недостаток и позволяют представить себе истинное значение этого города.
Вне территории Старой Рязани наша экспедиция вела раскопки Шатрищенского городища (в 2 км вверх от нее по Оке); здесь найдены городище Городецкого типа и усадьба XVII века.
[24]
Цитируется по изд.: А. Л. Монгайт. Раскопки в Старой Рязани. // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. XXXVIII. М.-Л., 1951, с. 12-24.