Древнее Вавилонское царство: объединительная политика
Объединительная политика царей первой вавилонской династии. Объединение Сеннаара и северной части Двуречья под властью Вавилона происходило в течение столетней борьбы и завершилось только при шестом царе династии, знаменитом царе Хаммураби (Хаммурапи). Главной заботой первых трех царей Вавилона была борьба с другими мелкими аморейскими князьками, главами родоплеменных групп, захвативших некоторые крупные центры Аккада. К концу XIX века весь Аккад и северная часть Шумера были уже в составе вавилонского царства. Одновременно первые цари постарались укрепить свое внутреннее положение в Аккаде. Они опирались, с одной стороны, на аморейские родоплеменные общины, переходившие в Двуречье к оседлому земледелию и сельско-общинному быту, а с другой стороны, на прежнее наследственное жречество аккадских храмов. В этом отношении вавилонским царям помогало то обстоятельство, что население Аккада состояло главным образом также из семитических племен, соблюдавших культы некоторых общесемитских божеств — Шамаша (солнца), Сина (луны), Иштар (богини плодородия и войны), Адада-Раммана (грозовика и дождевика). Все эти божества были не чужды и амореям. Уже первые вавилонские цари-аморейцы строят этим божествам храмы в Вавилоне, восстанавливают и украшают храм Шамаша в Сиппаре. В середине XVIII века объединение было завершено царем Хаммураби. Он завершил борьбу за Шумер победой над зламитским царем Ларсы Римсином. После этого Хаммураби обратил свое оружие на север. Во время борьбы с Римсином Хаммураби поддерживал дружбу с аморейским царем Мари, Зимрилимом, и получал от него военную помощь. После победы Хаммураби над Римсином Зимрилим изменил союзу с Хаммураби и начал готовиться к борьбе с ним. Тогда Хаммураби выступил в поход против Зимрилима, взял и разрушил город Мари (который с тех пор лежал в развалинах и был открыт археологами лишь незадолго до второй мировой войны). Присоединив царство Мари, Хаммураби прошел еще дальше на север и присоединил Ашшур, небольшое царство, из которого впоследствии выросла великая Ассирийская военная держава.
Созданное таким образом древневавилонское царство было централизованной деспотией, уже не знавшей тех внутренних усобиц, которые по временам раздирали царство Аккада и царство Ура. Единство и внутренняя прочность древневавилонского царства были достигнуты благодаря целому ряду новых условий.
Во-первых, как было уже указано, вавилонские цари опирались на свор аморейские родоплеменные общины. Во-вторых, носители прежней раздробленности, местные аккадские и шумерские патеси, изрядно ослабленные уже при царях Ура, были уничтожены аморейскими и аламитскими завоевателями. Вавилонские цари имели дело уже только с родоплеменными и сельскими общинами, управление которыми могло быть легко организовано путем создания административных областей или округов с царскими сановниками во главе.
В-третьих. Аккад, сделавшийся еще при Шаррукине основной земледельческой производящей областью, несравненно меньше пострадал от вторжений, чем шумерский юг. Аморейское вторжение носило характер постепенного просачивания и не сопровождалось такими губительными опустошениями, как эламитская военная агрессия; население Аккада было для амореев не чужим, а родственным, говорило на понятном языке, почитало тех же богов, в значительной мере сохраняло древние традиционные обычаи. Опустошенный и обезлюденный Шумер после эламской катастрофы стал в полную зависимость от Аккада в экономическом отношении.
Далее, вавилонские цари могли опереться и опирались на те организационные и юридические достижения, какие выработались при царях третьей династии Ура. В особенности это заметно в праве. Так, в кодексе Хаммураби повторяется почти без изменений ряд постановлений шумерского кодекса, в документах купли-продажи и в договорах сохраняются шумерские термины и формулы. Но при этом вавилонские цари ввели много новых институтов и дали дальнейшее развитие многим прежним постановлениям и учреждениям.
Наконец, вавилонское цари постарались создать новую идеологическую базу для оправдания своего деспотического государства. Они ввели культ общегосударственного бога, царя над богами Мардука. Мардук был богом города Вавилова, одним из ряда местных городских богов. При содействии жрецов Мардука были составлены новые мифы об этом боге; к ним была присоединены в переработанном виде некоторые древние шумерские мифы, в частности миф об Энлиле как победителе Тиамат и создателе мира; из этих материалов была скомпанована большая, художественно написанная поэма, известная под названием «поэмы семи таблиц». В этой поэме прославлялся Мардук, самый младший из богов, которого старшие древние боги ставят на первое место. Поэма рассказывала, что ни один из древних богов не мог одолеть Тиамат. Тогда вызвался на борьбу с ней Мардук. В торжественном собрании старые великие боги передали Мардуку царство над вселенной, дали ему скипетр, трон и государство, как царю над богами, и непобедимый меч. Мардук в единоборстве с Тиамат побеждает и убивает ее и из ее тела творит мир, животных и людей, строит небесный Вавилон и свой храм Эсагила, по образцу которых должны быть построены на земле Вавилон и в нем храм Эсагила. Мардуку было присвоено имя Бал, то есть господин, государь, которое до тех пор присваивалось Энлилю. Таким образом, местный вавилонский бог Мардук был превращен в верховного бога. Одновременно и цари Вавилона были провозглашены сынами «владычицы и матери богов» Мами.
Цитируется по изд.: Дьяков В.Н., Никольский Н.М. История Древнего мира. Учебник для учителей институтов. М., 1952 с. 86-88.