Венеция: легенда и история

Фасад собора святого Марка в Венеции.

Происхождение многих городов, государств и семей окутано тайной, однако ничто не может сравниться в этом отношении с Венецией. Легенды и реальные исторические факты сплетаются в миф, и хотя миф не может соперничать с исторической правдой, он, несомненно, оказывает серьезное влияние на политику и на религию. Включенные в миф сведения, тщательно отобранные из многовековой истории, дают нам информацию о прошлом Венеции. Эти сведения весьма многочисленны и представляют собой смешение вымышленного и реального. Таково упоминание о бегстве от гуннов романизированных народов, нашедших убежище на островах Лагуны и основавших Венецию 25 марта 421 г., вдень Благовещения Девы Марии и зачатия Христа. Город возник посреди вод, словно в купели. Наибольшее значение имеет предание о пришествии св. Марка в Аквилею. Данные об этом событии появились в летописях поздно (в конце VIII века), и ни в каких других источниках о нем не упоминается. Первым рассказал об этом Павел Диакон около 783—786 годов. Св. Петр, обосновавшийся в Риме, направил лучших из своих товарищей проповедовать Евангелие по городам Европы, и на долю Марка выпала Аквилея. После кратковременного пребывания там Марк вернулся в Рим, оставив вместо себя своего друга Эрмагору. Из Рима Петр направился в Александрию. Во времена ломбардского нашествия, совпавшего с серьезным конфликтом в Константинополе по поводу двойной, божественной и человеческой, сущности Христа, Паоло, первый епископ, получивший титул патриарха, согласно обычаю готов, покинул должность епископа в Аквилее и обосновался в Град о на Лагуне (568). Этот переезд привел к тому, что резиденция епископа разделилась между Аквилеей и Градо. После смерти епископа Северия (605), духовник Градо, находившегося под властью Византии (и Рима), назначил Паоло своим преемником, а на территории Ломбардии духовник Аквилеи, состоявший в расколе с Римом, избрал другого епископа. С этой даты Рим и Шарлемань стали признавать двух епископов (803). С течением времени папа наделил обоих титулом патриарха. Аквилея вернулась в лоно Римской церкви, угроза варваров перестала существовать, и у патриарха Аквилеи больше не было никакого основания поддерживать разделение на два центра и считать Градо приходом епархии. Патриарх отстоял свою точку зрения на заседании синода в Мантуе в 827 г. Свое мнение он обосновывал легендой о Марке: именно с Аквилеи Марк начал проповедовать Евангелие по всей Италии, и его ученик Эрмагора, сопровождавший его в Рим для посвящения св. Петром, был первым и наиболее значимым епископом Италии. Для того чтобы возвысить Аквилею над Градо, была использована легенда, выросшая из рассказа о чуде, произошедшем в Аквилее, а за Марком и Эрмагорой закрепилась слава мучеников.

Подчеркнутые амбиции Аквилеи не вызывали симпатии у патриарха Градо, жаждавшего избавиться от опеки «старшего брата». На заднем плане этого конфликта выступало политическое соперничество империй франков и византийцев. Положение Градо оказалось комфортным благодаря созданию лагунных епархий, ставших центром религиозной жизни новой Венеции (к старой Венеции относились римские провинции Венеция и Истрия на континенте) в соответствии с такой искусной диалектикой: Аквилея была признана религиозной центром старой Венеции, а новая Аквилея (Градо) являлась столицей новой Венеции. Такое изменение статуса религиозных центров сыграло решающую роль. Градо стало считаться городом, пользующимся покровительством папы, и в 630 г. император Гераклий придал этому городу статус резиденции евангелистов, ссылаясь на фальшивую буллу папы Пелагия II (579), и утвердил патриарха Элию владельцем замка Градо (castrum gradense), а сам город — центром Венеции, Истрии и Далмации. Не имело никакого значения, выдуманы ли данные факты. Можно поверить в их подлинность и считать правдоподобными сведения о возрастании значимости Градо, получившего статус «новой Венеции». Существуют материальные подтверждения этих сказаний, которые никто не осмелится опровергнуть.

В своем завещании герцог (dux) Джустиниано Партечипацио (или Партичиако) объявил о своем намерении устроить святыню, где бы могло покоиться тело евангелиста, прежде находившееся во дворцовой часовне. Легенда о святости обогатилась новыми подробностями: Марк и Эрмагора подплывают к Риму, когда начинается буря, и их барка находит убежище на островке (где впоследствии было воздвигнуто поселение Риальто). Св. Марк засыпает, и ему является ангел, объявляющий: «Рах tibi Marce. Hie requiescet corpus tuum»(«Мир тебе, Марк. Здесь обретет покой тело твое»). Ангел открыл евангелисту его историческую роль: «После мук твоих жители ближайших земель соберутся здесь, дабы избежать потери пожитков своих и собственной гибели, а также гонений на веру свою, и возведут чудный град, и предадут земле тело твое». Текст этот взят из записей дожа-хрониста XIV века Дандоло. Св. Марк стал отныне самым почитаемым венецианским святым. Его мощи утаили от таможенников-мусульман (мощи святого были спрятаны среди свинины, к которой таможенники не могли притронуться). Так сбылось предсказание ангела: Марк вернулся в свой город. Он прошел через страдания (кораблекрушение и муки), странствия (перенесение его мощей) и обретение. Двое торговцев принесли мощи не в Градо, а дожу, и отныне Венеция становится городом Св. Марка, подобно тому, как Рим считается городом Св. Петра.

На этом острове почитался и другой святой, ставший им еще при жизни, — Пьетро Орсеоло, по прозванию дьякон Иоанн (Джованни Диаконо). Был он летописцем и с самого раннего детства изучал божественные явления. Находясь в окружении герцога, он подписал два важных законодательных акта — о запрещении работорговли (960) и об эмбарго на оружие, предназначенное для сарацин. В 976 г. против дожа Кандиано вспыхнуло восстание Петра IV, который придерживался проимперской германской политики. Восставшие подожгли дворец дожа, пожар охватил часовню Св. Марка и соседние с ней дома. При попытке к бегству дож был убит вместе со своим юным сыном. Тогда народ собрался в соборе Св. Петра де Кастелло и воззвал к самому благочестивому, праведному и наиболее уважаемому из служителей дворца — Пьетро Орсеоло. Тот опасался, как бы возведение его в сан не скомпрометировало идеал святости, колебался, но все же оставил свои сомнения ради водворения мира и справедливости. Пьетро немедленно принялся за восстановление часовни Св. Марка и водворил на место святые мощи. Он выстроил поблизости странноприимный дом для нищих и странников, которые возвращались из Святой земли. Однако он не отрекся от своих идеалов и удалился от мира в монастырь, чтобы достичь совершенства. Вместе с двумя зятьями Пьетро основал клюнийский монастырь Кукса в Русильоне и провел жизнь отшельником. Один из его зятьев, Джованни Моросини, вернулся в Венецию и получил от дожа Трибунио Менио остров напротив дворца для основания там монастыря Сан-Джорджио.

Эта легендарная история питала умы венецианцев на протяжении Средневековья, и любой посетитель может прочитать ее — для расширения собственных познаний в области религии, политики и истории — на мозаике, украшающей стены собора Св. Марка. Данный собор, который назывался Contariniana, начали строить во времена дожа До- менико Контарини в 1063 г.; в 1094 г. он был посвящен его последователю Витале Фалье. Его имя ока-залось третьим среди имен строителей собора. Первым обозначено имя Партечипацио, чей собор сгорел во время трагических событий 976 г. Вторым стало творение Пьетро Орсеоло. По завершении строительства начали реализовывать программу декорирования собора, который украсили мозаикой на площади более 4000 кв. м. «Ни в одном городе не было столь славной Библии» (Рескин). Но, кроме Священного Писания, дворцовая часовня знаменует также политическую славу Венеции дожей и соборов. Это достигается наличием эмблемы льва, символа правосудия (суд Соломона), изображением Давида над кафедрой, где дож представлен перед приветствующим его народом после избрания или во время присутствия на мессе. Дож, направляясь из дворца в собор, проходил через «священную дверь», затем через арку к хорам, находившимся справа. Расположенная слева арка выложена мозаикой с изображением папы Пелагия II и патриарха Элии. Наверху этой композиции изображен св.Марк, посетивший Аквилею. В апсиде Марк находится радом со св. Николаем Барийским, а Петр — радом с Эрмагорой. Культ св. Николая связан с морем и избавлением моряков от опасностей. Этот святой считался вторым покровителем Венеции во времена Первого крестового похода. Мозаика выполнена между 1230 и 1275 гг., некоторые фрагменты относятся примерно к 1180 г. Композиции в честь св. Марка расположены по пути следования кортежа герцога, который прибывал со стороны дамбы через Пьяцетту, входил в святыню через правый (южный) портал, полукупол которого был украшен мозаикой с изображениями св. Марка, затем следовал к западной стороне нартекса и к южной стене со знаменитым изображением обретения мощей святого, которые были утрачены во времена Пьетро Орсеоло. На многочисленных изображениях мозаики представлено моление об обретении мощей, затем чудесное их открытие в пилястре. Участниками этих событий предстают прежде всего представители различных венецианских сословий, патриарх Градо и его епископы, дож и главные магистраты, аристократия и, наконец, ликующий народ — мужчины и женщины, на которых снисходит благодать. Это всеобщее ликование являлось составной частью проводимой в Венеции политики.

Летописи прославляют город, но что представляла из себя Венеция, когда она возникла? Джованни Диаконо знал поселение венетов; город Эраклиану; город Градо; позднее появился город Риальто; после — острова, ряды домов, военные лагеря; город Кьодджа; однако в 853 г. Patria Venecia епископа Оливоло представляла группу островов Лагуны, а в 811г. дож Агнелло Партечипацио перевел в Риальто свое правительство. В 828—829 гг. тело святого Марка было перенесено в часовню герцога. В 840 г., согласно договору Лотаря, здесь насчитывалось 18 населенных пунктов, и по иерархии на первом месте стояли Риальто и Оливоло. На рубеже IX и X веков дож Пьетро Трибуно «вместе со своими сподвижниками начинает возводить город Риальто», сооружает защитную стену, идущую через Большой канал к высотам Санта Мария-дель-Джильо, для того, чтобы укрыть обитаемое пространство между Оливоло и Риальто. Такая стена придавала окружающей местности вид единого городского поселения. Сосредоточение в Риальто трех функций — религиозной, политической и торговой — свидетельствовало о том, что Венеция, еще в X в. являвшаяся центром герцогства, стала городом лишь в конце XIII века. Развитие шло медленно; как писал Павел Диакон в своей «Истории лангобардов» («Historia Langobardorum»), если в римскую эпоху «Венеция простиралась от Паннонии (Венгрии) до Адды», то в его время она являла собой лишь группу «нескольких островов». Позднее было уточнено, что под этим подразумевались территории от Градо до Каварцере, включавшие береговую гряду Саниколо, Маламокко, Торчелло, Бурано, Маццорбо, Мурано, Кьодджу, Лорео и Риальто, как писал летописец Энрико Дандоло. Другой человек, близкий к власти, советник герцога и епископ Вельи Якопо Бертальдо, знаменитый законовед, автор «свода постановлений обычного права», писал с большой проницательностью в книге с красноречивым названием «Великолепие венецианских обычаев»: «Название "Венеция" нередко распространяется на всю венецианскую провинцию, от Градо до Каварцере. И часто им обозначают главный город этой провинции. Жители Риальто, где расположена резиденция герцога, могут называться как rivoaltini, так и veneziani. Обитатели Кьодджье, Мурано и епископства Торчелло, приезжающие в Риальто, чаще говорят, что они едут не в Риальто, а в Венецию. Поэтому название «Венеция» имеет двойное значение». Вполне можно сказать, что «Венеция» — название, полученное извне, и даже что оно введено в обиход иностранцами.

Цитируется по изд.: Оке Ж.-К. Средневековая Венеция. М., 2006, с. 10-19.

Рубрика: