Милет. Основные достопримечательности города
Основу знакомства с Милетом, на мой взгляд, составляют остатки трех групп сооружений. Первая включает в себя театр и постройки, примыкающие к Львиной гавани или расположенные неподалеку от нее (портовые памятники, Дельфиний, припортовые термы холма Хумей-тепе, эллинистический героон, термы Капито, гимнасий, северная агора и др.). Вторая включает булевтерий (городской совет), термы Фаустины, нимфей, ионическую стою, храм Сераписа, южную агору и некоторые другие. Третья — западную агору, второй эллинистический героон, остатки храма Афины, стадиона и гимнасия Эвмена II.
В случае исключительной заинтересованности и наличия достаточного времени рекомендую посетить лежащий примерно в 1-1,2 км от центра города холм Калабактепе, где ведутся раскопки одного из первых храмов, сооруженных в городе (6 вtr до н.э.), а также некрополя архаического периода (9-8 века до н. э.). Рождение Милета как города произошло на этом месте.
Самым масштабным и наиболее сохранившимся архитектурным памятником древнего Милета является его театр. Расположенная на возвышенности, которая некогда была мысом между Львиной бухтой справа и Театральной бухтой слева, громада этого сооружения и сегодня доминирует над всей территорией города, видна издалека при подъезде к нему. Театр — это наиболее часто встречающееся изображение на открытках, обложках буклетов и книг, посвященных Милету.
Прежде, чем перейти к описанию театра Милета, расскажу немного о том, что представлял собой греко-римский театр как тип общественного сооружения и архитектурный объект. Античные театры вы увидите, практически, в любом греко-римском городе Малой Азии. В том числе в тех, о которых будет идти речь в этой книге. Поэтому более детальное знакомство с их устройством будет полезно. Оно позволит не повторяться каждый раз, когда в этой книге речь будет идти о таких сооружениях в других античных городах Малой Азии *.
Древнегреческий театр (название которого произошло от глагола «теомаи» — смотреть) первоначально имел очень простое устройство: открытую площадку (орхестра, буквально — «танец»), на которой разворачивалось представление, и зрительный зал (театрон) под открытым небом. Греческие театры обычно возводились на склонах холмов, так как такое месторасположение облегчало строительство, сокращало объем работ. На площадке у основания склона устраивалась орхестра, а ряды зрительских сидений устанавливались на склоне, один над другим. Именно так выглядит первый древнегреческий театр Диониса, который и сегодня можно видеть на склоне афинского Акрополя. Сидя на его скамье я представлял, как внизу разворачивались представления по пьесам Аристофана, Софокла, Эсхила...
В середине орхестры стояла фимела — каменный жертвенник в честь бога Диониса (покровителя театрального искусства). На нём приносили жертву богу перед началом представления.
С тыльной части к полукругу орхестры примыкала скена — перегородка, которая изображала место, где разворачивались события пьесы (стена дворца, дома, пейзаж). Первоначально скена была невысокой, одноэтажной. Но в эллинистическое и особенно в римское время ее высота значительно выросла, достигая з этажей. Скены украшались колоннами. На верхнем этаже скены стали размещать статуи богов, римских императоров. В скене были двери, из которых во время пьесы могла выкатиться эккиклема — платформа на колесах, чтобы показать, что происходит внутри здания. На эккиклеме часто вывозили персонажей, которые только что умерли. Со временем стало использоваться еще одно театральное механическое устройство — механе, которое представляло собой специальный кран, который поднимал актера в воздух, изображая его полет, или спускал с «неба» богов. Отсюда и произошло слово «механизм».
На ранних этапах существования театров актеры непосредственно играли перед скеной, на ее фоне, а на орхестре перед ними располагался хор, который был непременным атрибутом древнегреческого театра. Позже, примерно в 4 в. до н.э. перед скеной стали строить высокий деревянный помост — проскений,
и актеры переместились туда, а хор и музыканты обычно выступали на орхестре. Между скеной и боковыми местами для зрителей находились боковые проходы — пароды, через которые в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру актеры. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями. В них хранили декорации, костюмы и маски актеров, другое театральное имущество.
Первоначально проскений представлял собой деревянный помост. Но к 1 веку до н. э. он стал каменным, приобрел форму колоннады с тремя дверьми. Простенки между этими дверями стали украшаться орнаментами, барельефами.
Перед орхестрой в центре зрительного зала находились почетные места в виде широкой ложи — проэдрия. Они были предназначены для благодетелей государства, чиновников, официальных гостей, знаменитых полководцев или спортсменов. Право занимать места в проэдрии могло быть даровано всеобщим собранием горожан или городским советом как специальная почесть. В первом зрительском ряду на сидении в виде небольшого мраморного трона сидел жрец бога Диониса.
В 1 веке н. э., по мере распространения практики организации гладиаторских боев на римские провинции, орхестра часто была углублена в землю, до 2-2,5 м, и отгораживалась от первого зрительского ряда каменной стеной. Тем самым зрители защищались от гладиаторов, сражавшихся на площадке орхестры, и диких зверей, публичная травля которых в римские времена была очень популярным зрелищем. Знакомство с греко-римскими театрами Малой Азии показывает, что только часть из них была приспособлена для гладиаторских боев и прочих опасных мероприятий.
Число актеров, находившихся на сцене, обычно не превышало трех, все роли, в том числе и женские, играли мужчины. Обычно театральные представления проходили несколько дней — каждый день по несколько часов — и являлись состязанием нескольких пьес (трагедии и комедии) разных авторов и игравших в них актерских составов. Распределение актёров между авторами пьес производилось представителем городских властей с помощью жребия. Авторы пьес, актеры, члены хора оплачивались из городского бюджета. Записи о результатах театральных состязаний и победителях хранились в городском архиве; за счет городской казны награждались победители. Таким образом, вторая часть знаменитой римской формулы управления народом — «Хлеба и зрелищ» — имеет свои корни в Древней Греции.
Обычно власти древнегреческих полисов выплачивали зрителям (не актерам, а зрителям!) их дневной заработок, чтобы они могли все дни, в течении которых проходили представления, спокойно сидеть в театре. Потому что театральные представления считались не развлечением, а священным делом: это был способ чтить бога Диониса.
В 2017 г. исследователи из Нидерландов изучили акустические характеристики трёх наиболее хорошо сохранившихся театров (Одеон Герода Аттика в Афинах, театры в Аргосе и Эпидавре), находящихся на материковой части Греции, и пришли к выводу, что громкий голос актёра был слышен даже в задних рядах, а шёпот — только в передних. Я провел похожий эксперимент во время посещения театра в Эпидавре, считающегося имеющим совершенно уникальную акустику. На последнем ряду из тех, что сохранились в театроне, шепот был почти неразличим. Но обычная речь была там слышна хорошо. Правда, наша группа была маленькой, поэтому посторонние звуки практически не мешали. Я повторил этот эксперимент в ряде античных театров Малой Азии. В целом результаты были близки, хотя в Эпидавре качество звука было заметно выше. При заполненном зрительном зале и шумном поведении зрителей, думаю, сидевшим на задних рядах в любом греко-римском театре приходилось следить за ходом пьесы лишь на основе ее общего смысла. Скорее всего, актеры учитывали эту проблему и озвучивали свои роли на максимальной громкости или близкой к ней. Для того, чтобы зрители с дальних рядов лучше различали действующих лиц, на каждом актере была очень большая цветная маска. Ни в римском Колизее, ни в амфитеатрах в Ниме и Оранже (Франция), Таррагоне (Испания), Пуле (Хорватия), ни в других театрах античных городов Малой Азии никакой выдающейся акустики я не ощутил.
Возвращусь, однако, к театру в Милете. Первоначально греческий театр был построен на этом месте в 4 веке до н. э. Но здание, которое туристы могут видеть сегодня, является результатом большой перестройки театра, произведенной римлянами, предположительно, в середине 1 века н. э. Сооружение находится в очень хорошей сохранности.
Максимальная его вместимость составляла 15 000 зрителей. Зрительный зал (театрон) состоял из трех горизонтальных секций по 20 рядов в каждой. Первый уровень был разделен тремя горизонтальными лестницами, второй — десятью, а третий — двадцатью, что ускоряло вход и выход зрителей. Третья горизонтальная секция не сохранилась: на ее месте стоит византийская крепость 7 в. н.э. В эту эпоху население города уже сильно уменьшилось, большую опасность составляли набеги арабов, и театр был встроен в созданную византийцами систему обороны города. Но остальные секции зрительного зала сохранились в очень хорошем состоянии. На многих сидениях сохранились надписи, либо сделанные зрителями, либо информировавшие о предназначении сидений для определенной категории зрителей. Например, на сидении пятого ряда второй секции сохранилась надпись — «место для евреев, которые тоже поклоняются богу». Смысл ее не очень понятен. Может, это место для евреев, которые отказались от иудаизма и приняли веру в греко-римских богов. Или, для евреев, которые приняли христианство. Есть и надписи, выцарапанные христианами.
На свои места в этом театре зрители могли попасть не только через пароды (боковые проходы), расположенные на уровне орхестры, но и через два высоких арочных входа и арочному туннелю, расположенным на уровне верхнего ряда второй горизонтальной секции зрительного зала. Оба входа выглядят как триумфальные арки (высотой 6-7м), а арочный туннель над всем верхним рядом сидений второго яруса сохранился полностью! Вход через одну из этих арок и прогулка по каменному туннелю оставляют очень сильное впечатление и дают возможность сделать прекрасные фотографии. В центре зрительного зала находится большая ложа (проэдрия) — место для почетных гостей. Вокруг нее и сейчас видны остатки 4 колонн. Вероятно, они поддерживали балдахин, защищавший высокопоставленных гостей от солнца.
Исследуя щедро усеявшие территорию вокруг театра каменные фрагменты, археологи обнаружили красивые, очень искус-но сделанные барельефы, которые, по всей видимости, украшали колонны и простенки скены. Рекомендую посвятить их изучению хотя бы минут 15, можно сделать очень интересные фотографии. Часть из них, как считают, была сделана скульпторами, представлявшими известную школу каменной резьбы города Афродисиаса, расположенного примерно в 200 км от Милета. Об этом городе я подробно расскажу в данной книге.
В античные времена со зрительских рядов верней части театра открывался потрясающий вид на примыкавший справа к театру морской залив, находившиеся на другом его берегу храм Афины, гимнасий Эвмена II и большой стадион. Увы, за прошедшие полтора тысячелетия вид из театра кардинально поменялся. Море отступило от города на ю км, исчезли эти и все другие здания. Так что сегодня, с сидений театра открывается лишь вид на парковку и кафе...
В непосредственной близости от театра, на восточном склоне холма, на котором он расположен, находится очень интересная и отлично сохранившаяся достопримечательность — героон. Этим словом греки, а позже и римляне называли место, на котором находилось захоронение кого-то, признанного героем. Обычно это было строение, напоминавшее по форме небольшой храм или большой погребальный склеп, построенный на месте реальной или символической могилы героя или месте его гибели. Героями могли быть как реально жившие люди, так и мифологические персонажи, потомки божества и смертного человека. Культ героев был очень распространен в Древней Греции и Риме. Считалось, что они передают местам, где они похоронены, имевшийся у них особый дух, становятся покровителями полиса и его жителей. Их образы также играли исключительно важную роль в формировании культурной идентичности жителей античного полиса. Чем больше было героев и их героонов у античного города, тем более сильным, влиятельным он считался. Не считалось зазорным даже украсть останки героя у другого полиса и перенести их в свой. Греки, а за ними и римляне, верили, что вместе с переносом останков происходит перенос и связанной с ними особой силы.
Герооны были местами осуществления ритуалов в память о героях, как будто они оставались живыми. В определенные дни им приносили еду, напитки, организовывали в их честь праздники, читали молитвы.
В Милете найдены 3 героона. Героон, расположенный поблизости от театра, именуется героон-1. Он лучше всего сохранился и считается наиболее древним. Считается, что это героон эллинистического периода, построенный во 2 веке или 1 веке до н.э.
Он представляет собой комплекс размером 43х34 м. В его центре находится сложенная из каменных блоков купольная гробница, напоминающая по форме курган, в которую ведет высокий узкий коридор (дромос), похожий на тот, которые я видел в гробницах середины-конца 2 тысячелетия до н.э. в Микенах (материковая Греция). Размеры этой купольной гробницы 3,6x4,2 м. Внутри гробницы, прямо напротив входа находятся 5 погребальных ниш, ныне пустых. В центре гробницы находится колодец, обложенный мраморными блоками (примерно 2X2 м), закрытый сверху каменной крышкой. Ученые не пришли к согласию, что представляет собой это сооружение («колодец») внутри гробницы — главное захоронение или место, куда ссыпали кремированные останки людей, которых первоначально хоронили в 5 нишах в стене, а потом заменяли их на новые останки. Сохранность погребальной камеры исключительна. Но неясно, является ли ее нынешний вид первоначальным. Археологи считают, что она подвергалась некоторым перестройкам в римский и византийский период. Вдоль восточной и западной стены комплекса находится по 6 комнат, к которым были подведены керамические водопроводные трубы. Перед комнатами на западной стороне некогда стоял ряд колонн (стоя). Специалисты считают, что в этих комнатах проводились поминальные тризны в память о герое (героях?), погребенном здесь.
Кто был похоронен здесь—доподлинно неизвестно. На основе изучения различных источников историки считают, что это было место упокоения останков некоего Докима, военачальника царя Антигона I Одноглазого, который на некоторое время распространил свое влияние на этот регион. Антигон был полководцем Александра Македонского. В хаосе, наступившем после смерти Александра, один из персидских сатрапов установил свой контроль над Милетом. Но в 312. г. до н.э. Антигон послал сюда своего военачальника Докима, который изгнал персов и восстановил самоуправление Милета. За это Доким был признан человеком, внесшим особый вклад в историю полиса. Был ли он действительно похоронен здесь, или это была лишь его символическая могила (кенотаф), неизвестно.
К северу от героона-1 находился храм бога Диониса, построенный в 3 веке до н. э. В 7 веке н. э. на его месте были построены христианский храм св. Михаила и дворец епископа. Сегодня от этих сооружений остались лишь фундаменты и фрагменты стен. На мой взгляд, особого интереса они не представляют. То, ради чего стоит подойти к этому месту, это большой фрагмент прекрасно сохранившейся античной мозаики. Возможно, она была частью пола храма Диониса.
Повернув от остатков храма Диониса в обратном направлении, на северо-восток, справа от холма, на котором находится театр, вы можете подойти к месту, где в античные времена находилась Львиная гавань — главный порт Милета. Здесь базировался большой военный флот, который являлся одной из основ столь большого влияния этого полиса. Выход из гавани проходил через узкий проход, находившийся между двумя выступами — Театрального холма и соседнего холма, ныне носящего турецкое название, Хумей-тепе (Тифозный холм). На обеих сторонах этого узкого прохода находились большие каменные статуи львов, установленные здесь еще в 3 веке до н.э. Отсюда — название гавани. Прочная железная цепь, протянутая между ними, надежно преграждала вход в гавань недружественным кораблям.
Сегодня гавань представляет собой низину, которая в сезон дождей превращается в болото. Но в июле-августе вся территория бывшей гавани, как и остальные окрестности, превращается в совершенно сухое пространство, выжженное солнцем, и по нему можно спокойно прогуляться.
Стоявшие у входа в гавань каменные львы достигали 4 метров в длину, весили по 23 тонны и были если не самыми, то одними из самых больших каменных скульптур львов в истории античной Греции.
Археологи провели раскопки и обнаружили этих львов. Скульптура льва, стоявшая на восточной стороне, сохранилась полностью. Ученые смогли прочитать надпись на его левом плече — «Я отказался от мяса и лежу здесь, охраняя общественный порт». Но найдена эта скульптура была не у входа в гавань, а у места, где некогда стояли Львиные ворота города, и после изучения была там же полностью закопана в землю для сохранности. Я видел несколько фотографий этого льва. Но, к большому моему огорчению, на карте Милета, которую я получил в музее, не указанно место, где находились Львиные ворота. Ни местный гид, ни сотрудники музея не смогли помочь в их поиске. Статуя льва, стоявшая с западной стороны входа в гавань, была найдена разбитой на несколько больших кусков, обследована и снова закопана на своем оригинальном месте. Я побродил на месте ее предполагаемого сокрытия в земле, но никаких признаков его не обнаружил.
Лев считался одним из животных бога Аполлона и был избран в качестве символа Милета. Его изображения очень часто встречаются на монетах города. Несколько интересных скульптур львов архаического периода (7-6 века до н.э.) можно видеть в парке вокруг историко-археологического музея Милета, примерно в 500-600 м от руин театра.
Львиная бухта была «воротами», через которые прибывали в Милет все иностранные делегации, высокопоставленные визитеры и прочие очень важные персоны. Поэтому городские власти уделили особое внимание выстраиванию архитектурного ансамбля района, окружавшего Львиную бухту.
Два сооружения этого ансамбля сразу привлекали внимание прибывших — Большой и Малый портовые монументы. Их руины можно видеть и сегодня, покрытыми кустарником и травой. Большое число фрагментов этих памятников, найденных вокруг, позволили археологам восстановить первоначальный вид этих двух значимых архитектурных украшений Милета.
Общая высота Большого монумента была не менее 18 м. Он представлял собой каменную платформу, к верхней поверхности которой вели ступени. На круглой платформе, радиусом примерно в 10 м, стоял сам памятник, состоявший из 4 частей, поставленных друг на друга.
Самая нижняя его часть представляла собой массивную мраморную экседру — полукруглую каменную скамью с высокой спинкой, занимавшую всю поверхность платформы. Такие экседры были широко распространенными дарами, которые приносились богатыми и знатными жителями античных полисов в дар своим городам или святилищам богов по обету, ради исполнения какого-то желания (вотивные дары).
Поверх изогнутой спинки экседры была уложена толстая мраморная плита. Ее боковая часть была украшена богатыми барельефами на мифологические сюжеты, а концы были украшены в виде ростр (носов-таранов античных боевых кораблей).
Далее вверх шла поставленная на ребро широкая вогнутая мраморная стена, высотой 7—8 м. На ней было высечено посвящение тому, кому (чему?) был посвящен монумент.
Последняя секция памятника, стоявшая наверху этой выпуклой мраморной стены, представляла собой треножник с большой чашей, высеченные из цельного куска мрамора. Общая высота этой четвертой секции монумента составляла 7—8 м.
На исторической реконструкции (ее можно увидеть на небольшом стенде у руин) памятник выглядит очень величественно.
Историки сходятся в том, что Большой монумент был создан в 1 веке до н.э. Но в какие именно годы и какому событию он был посвящен? В этом отношении у них есть несколько версий.
Согласно одной, этот монумент был воздвигнут около 100 г. до н. э. в честь победы милетского флота под командованием милетского флотоводца Гегемона над пиратами. Фрагменты статуи Гегемона были найдены в Дельфинии, главном святилище Милета.
К концу 2 в. до н.э. и в последующие столетия пираты стали очень серьезной проблемой для мореплавания по всему Средиземноморью. Один показательный пример: в 74. г. до н. э. у острова Фармакусса, в 3—4 км прямо напротив Милета (сегодня этот остров — возвышенность неподалеку от руин Милета в 5-6 км от моря), пираты захватили корабль, на котором плыл Юлий Цезарь. Он пробыл у них в плену 38 дней, пока его друзья собрали большой выкуп за его освобождение. Сразу после получения свободы Цезарь организовал карательную экспедицию, захватил пиратов и всех распял у Пергама. Эта история стала широко известной и способствовала быстрому росту известности и популярности Цезаря (в том числе благодаря оставленному им самим и его спутниками описанию его храброго, даже вызывающего поведения в плену). Но казнь небольшой группы пиратов нисколько не повлияла на их активность в Средиземноморье в целом.
Согласно второй версии, этот памятник был сооружен в честь победы известного римского полководца Луция Лициния Лукулла над флотом понтийского царя Митридата, одержанной недалеко от побережья Милета в 73 г. до н.э. Флот Милета принимал участие в этом сражении на стороне римлян.
Согласно третьей версии, монумент был воздвигнут в честь победы, одержанной над пиратами в 63 г. до н.э. знаменитейшим римским полководцем и политиком Гнеем Помпеем Великим (106-48 гг. до н.э.), позже ставшим главным соперником Юлия Цезаря в борьбе за власть в Риме.
Но найденная на фрагментах надпись гласит, что монумент посвящен победе, одержанной в 31 г. до н. э. у мыса Акций (Греция) флотом императора Октавиана Августа (в составе которого были милетские корабли), над флотом его главного соперника Марка Антония.
Большое число историков склоняется к тому, что памятник был поставлен в начале или первой половине 1 в. до н.э, в честь одного из вышеупомянутых событий. А надпись, посвященная Августу и победе при Акции, просто заменила более ранние посвятительные надписи.
Большой монумент простоял невредимым до 6 века н. э., и позже рухнул после одного из мощных землетрясений.
Сегодня от этого монумента сохранились лишь отдельные ступени, которые вели к платформе с экседрой. Советую присмотреться к ним, и даже посидеть на них (здесь нет никаких ограждений и запрещающих указателей). Согласно Новому
Завету, во время своего третьего путешествия, апостол Павел посетил Милет, примерно в 57 г. н. э., и встретился здесь со старейшинами христианской общины из Эфеса. Встреча эта произошла в городской гавани, где он долго ожидал их прибытия. Немало современников апостола и историков считают, что, ожидая эфесских старейшин, Павел сидел на ступенях Большого монумента. Возможно на одной из тех, которые можно увидеть и сегодня. Почувствуйте себя на его месте...
Неподалеку от Большого монумента находятся руины Малого монумента. Вид этого памятника, воссозданный на основе найденных его фрагментов, представляется похожим на Боль-шой монумент, но значительно меньшего размера — около 5, 5 м. На одноступенчатой мраморной платформе находилась мраморная экседра, на верхней кромке которой стояла вогнутая мраморная стена с посвятительной надписью. Стену увенчивала капитель с шаром. Согласно надписи на памятнике, он был сооружен в честь некоего Граттия Галсрия. Помимо того, что он жил в период правления римской династии Флавиев (69-96 гг. н.э.), других сведений о нем до нас не дошло.
До наших дней от Малого монумента до нас дошли лишь отдельные фрагменты основания.
Высадившись в Львиной гавани, важные гости, делегации направлялись к самому важному святилищу города — Дельфинию. Их путь проходил вдоль 35-метровой L-образной стой (крытой колоннады с помещениями позади нее) дорического ордера, протянувшейся вдоль пристани. По описанию современников, она производила сильное впечатление и гармонировала со стоявшими в гавани Большим и Малым монументами. К сожалению, до наших дней от нее сохранились лишь небольшие основания десятка колонн.
Аполлон — наиболее популярный и почитаемый в Ионии бог, считавшийся главным покровителем Милета. Он имел не-мало ипостасей и ассоциировался с разнообразными животными. В Ионии в целом и в Милете в особенности был популярен культ Аполлона Дельфиния. Ассоциация Аполлона с дельфином связана с одной из главных легенд об этом боге. Согласно ей, после победы над чудовищем по имени Пифон, жившем в окрестностях горы Парнас (на территории материковой Греции), Аполлон в образе дельфина догнал корабль критских мореходов и направил его к пристани города Крисы. Оттуда он привел моряков к подножию горы Парнас, где они основали храм Аполлона в Дельфах, ставший местом пребывания самого знаменитого оракула античного мира, и стали первыми дельфийскими жрецами. Интересно, что в христианской символике дельфин отождествляется с Иисусом Христом как творцом и спасителем, с воскресением и спасением. Дельфин с якорем или кораблем олицетворяет церковь, ведомую Христом.
Главное святилище Милета было посвящено Аполлону Дельфинию, и поэтому получило название Дельфиний. Оно было основано в 6 в. до н.э., и первоначально представляло собой священную территорию, обнесенную колоннадой. Размеры и внешний вид святилища неоднократно изменялись на протяжении последующих веков. Сегодня туристы могут видеть руины святилища, которое сформировалось после перестроек, осуществленных в 1 и 2 вв. н.э. Оно представляло собой участок «священной территории» (теменос) размером 61x51м с трех сторон окруженной однорядной колоннадой коринфского ордера (стиля) и сплошной стеной с четвертой. В центре стены, закрывавшей святилище с запада, был построен пропилон (пропилеи) — парадный проход, образованный симметричными портиками и колоннадами, расположенными по оси движения. Строительство пропилонов возродилось в разных странах с середины 19 века и продолжилось в 20 веке.
В центре святилища находился круглый алтарь. С конца первого века здесь отправлялись религиозные церемонии не только в честь Аполлона, но и римских императоров, обожествление которых началось в 1 веке н. э. Для греков, с их крайне многочисленным пантеоном, насчитывавшим десятки основных и сотни вспомогательных богов (плюс еще более многочисленных полубогов), добавление римских императоров к объектам культа, похоже, не представляло никакой проблемы. В римские времена в центре святилища был построен небольшой храм, представлявший собой стоявшую по кругу колоннаду с крышей. Если судить по реконструкции, нарисованной на стоящем информационном щите, то он напоминал известный круглый храм Геркулеса в Риме, но значительно меньшего размера. Найденные на фрагментах построек святилища надписи говорят о том, что здесь на протяжении веков хранился архив города. В настоящее время от святилища остались лишь основания колонн по периметру теменоса и фундамент алтаря. Но место заслуживает обязательного посещения. Здесь находилось помещение, в котором постоянно поддерживался огонь, который, согласно легенде, был привезен сюда при основании города. Этот очаг считался особо священным; милетские моряки, отправлявшиеся в плавание для основания милетских колоний по всему Средиземноморью, на берегах Черного моря, обязательно брали с собой угли с пламенем из этого очага. При основании колонии в ней обязательно создавалось святилище, в котором постоянно поддерживался огонь, привезенный из отцовского города — Милета, и символизировавший непрерывность связи с ним. Здесь же, по мнению многих историков, находился пританей — постоянно действующий орган городского совета (буле), который отвечал за повседневную деятельность по управлению городом. Члены этого органа, пританы, избирались по жребию из числа членов буле на месяц и по истечении этого срока в обязательном порядке заменялись новыми. Это было одной из важных составляющих практики демократического самоуправления в городе. В Афинах часть пританов была обязана находиться днем и ночью в пританее в полном вооружении на случай непредвиденных событий. Возможно, такая практика существовала и в Ми-лете.
Дельфиний и пританей были первым местом, которое посещали иностранные делегации и важные гости города. В Дельфинии базировалась чрезвычайно влиятельная ассоциация жрецов Аполлона Дельфиния, под названием Молпои. От Дельфиния начиналась Священная дорога, по которой каждый год многочисленная процессия, возглавляемая жрецами Аполлона, пританами, членами городского собрания, отправлялась для проведения торжественных религиозных церемоний в святилище Аполлона в Дидиме (святилище в 16 км от Милета, которому посвящена отдельная глава этой книги).
Рядом с Дельфинием находится комплекс общественных бань, именуемых термы Капито. Считается, что они названы так в честь Гнея Вергилия Капито, занимавшего должность проконсула Египта в период правления римского императора Клавдия (41-54 гг. н.э.). Слава Милета была тогда столь велика, что он счел важным выделить средства на строительство здесь общественных бань, которые были названы в его честь.
Общественные бани встречаются во всех античных городах Малой Азии и являются одной из их важных исторических достопримечательностей. Поэтому я сделаю краткий экскурс в историю греко-римских бань и их устройства, чтобы при описании других городов и их бань опираться на разъяснения в отношении основных «банных» терминов, данных здесь.
Первые общественные бани появились у греков примерно в конце 6 века до н.э. в качестве части комплексов для физических упражнений. Первоначально они представляли собой комнаты с выдолбленными каменными ваннами разного размера и глубины. Они предназначались для омовений после физических упражнений, проводившихся на специальных площадках (палестрах), составлявших часть гимнасиев. Долгое время здесь использовали только холодную воду. Примерно в 3 в. до н.э. появились небольшие банные комплексы при гимнасиях, в которых использовалась и горячая вода, что стало возможно благодаря изобретению систем по отоплению помещений и нагреву воды, получивших общее название «гипокауст» («подогрев снизу»). Греческие бани были обычно небольшими, и омовения в них чаще всего происходили в индивидуальных каменных или терракотовых ванных. Такие ванные довольно часто можно увидеть в греческих античных городах.
Настоящую революцию в банном деле осуществили римляне. Произведенные ими изменения заключались в следующем. Во-первых, бани многократно увеличились в размерах и предназначались уже для большого числа посетителей — от нескольких десятков до нескольких сотен. Во-вторых, технические усовершенствования позволили значительно повысить комфорт в банях, расширить перечень принимаемых в них процедур. В-третьих, из места, служившего главным образом для очистки от грязи после интенсивных физических упражнений, бани превратились преимущественно в места отдыха, социального общения. Построенные римлянами бани в сотнях античных городов простояли полтора-два тысячелетия, часто использовались как основа для других крупных сооружений (соборы, крепостные стены и пр.). Большие общественные бани вошли в историю под именем «термы» (от греческого слова термос — «горячий»).
Основными конструктивными составляющими римских общественных бань (терм) считаются следующие: аподитерий — комната для раздевания, предбанник; тепидарий — теплое помещение, для предварительного разогрева тела; кальдарий — самое горячее помещение с бассейном с горячей водой; фригидарий — прохладная комната с бассейном для охлаждения; судаторий (лаконик) — комната для интенсивного потения; айлептерий — специальное помещение, где производились массаж и умащивание тела маслами.
Система подогрева воздуха и воды называлась гипокауст и состояла из расположенных под полом печей, котлов с водой и разветвленной сети керамических труб, проходивших под полом и в стенах, доставлявших пар и воду в бассейны. Бани были оснащены системой туалетов с постоянным водным потоком.
Обычно термы имели специальную огражденную площадку для занятий физическими упражнениями — палестру. В крупных термах могли быть библиотеки. Посетители больших общественных бань приходили сюда не только ради гигиенических процедур, но для общения со знакомыми. Такой визит мог затягиваться на несколько часов. Для женщин термы стали доступны значительно позже, чем для мужчин. Обычно, для них предназначались несколько отдельных комнат, сравнительно небольшого размера. Во 2 в. н.э. император Адриан приказал сделать раздельные дни для посещения общественных бань больными и здоровыми людьми.
Первый большой комплекс общественных бань построил в Риме Марк Агриппа, зять императора Августа. Далее почти все
императоры стремились перещеголять друг друга в размерах и роскоши общественных бань, добавив их к таким инструментам управления подданными как хлеб и зрелища. В термах императора Каракаллы могли одновременно принимать банные процедуры 1600 человек, в термах императора Константина — 3600 человек. В античных городах Малой Азии таких мега-терм не было. Но было немало терм, в которых могли одновременно принимать омовения и отдыхать от 150 до 200-300 человек. Обычно в каждом из этих городов было несколько общественных бань. В Милете раскопаны 3 банных комплекса.
Комплекс терм Капито имел размеры 96x40 м. К нему примыкала палестра (площадка для физических упражнений) размером 39х40 м. Она была обнесена двухэтажной стоей ионического ордера и имела свой собственный неглубокой бассейн. Термы Капито включали все основные помещения, которые я описал выше — аподитерий, тепидарий, кальдарий, фригидарий и пр. Интерьер терм Капито был богато украшен мрамором разнообразных цветов. Сегодня от этого великолепия сохранились, увы, лишь небольшие фрагменты на полу.
Помимо терм Капито в городе было еще два банных комплекса — на холме Хумей-тепе и термы Фаустины. О последнем я расскажу более подробно.
Неподалеку от терм Капито, к югу, находится построенный во 2 в. до н.э. гимнасий. Он был сооружен на средства богатого жителя города по имени Эвдем, поэтому получил его имя. Поскольку гимнасии существовали во всех античных городах Малой Азии, о которых я расскажу в этой книге, то остановлюсь немного на том, что представляло собой это учреждение, ставшее неотъемлемым социальным институтом греческого общества на протяжении всей античности.
Гимнасии представляли собой воспитательно-образовательные учреждения, возникшие в Древней Греции, вероятно в конце 6 или 5 века до н.э., предназначенные исключительно для мальчиков — сыновей полноправных граждан греческих полисов (расположенных как в материковой Греции, так и полисах за ее пределами). Первоначальной целью их деятельности было развитие физических способностей подростков. Столь высокое внимание к физической культуре имело много аспектов: физическое совершенство считалось угодным богам, способствовало формированию выносливых и умелых воинов (воинская служба была обязательной для всех граждан полиса определенного возраста), отвечало эстетическим чувствам греков. Через некоторое время программа физического развития была дополнена элементами общеобразовательного обучения, интеллектуального общения, освоения социальных отношений. В процессе обучения в гимнасиях подростки осваивали различные виды физических упражнений (то, что мы бы сегодня назвали видами спорта) — таких, например, как борьба, бег, метание дротиков и дисков, кулачный бой, прыжки. Они знакомились со всеми видами вооружений, изучали стратегию ведения боя, получали представление об устройстве общественного управления в своем полисе.
Каждый греческий полис имел свой гимнасий, а в крупных полисах их могло быть несколько. При некоторых гимнасиях организовывали философские школы во главе с выдающимися философами. Гостями наиболее крупных и известных гимнасиев могли быть общественные деятели. С ними обучающиеся проводили диспуты, что помогало освоить искусство красноречия, столь высоко ценившееся греками. Таким образом, гимна-сии были одним из важнейших общественных институтов греческих полисов, наряду с такими как агора (место общественных собраний, встреч) и стой (о них речь впереди).
В гимнасиях занимались обнаженными. Это считалось не просто соответствием эстетическим принципам и проявлением уважения к богам, но принципиально важным для воспитания у молодежи «греческого духа», греческой идентичности, отличия греческой цивилизации от варваров.
Важность гимнасиев как общественных институтов, сохраняющих греческую культурную и социальную идентичность, наглядно подтверждалась тем, что надзор за ними был поручен специальным должностным лицам полисов — гимнасиархам. В Малой Азии, где греческие полисы были окружены многократно превосходившим греков по численности негреческим населением («варварами»), роль гимнасиев как центров
сохранения греческих традиций, образа жизни, цивилизовывания (эллинизации) соседей считалась особенно важной. Царские семьи окружавших греческие полисы малоазиатских государств нередко отдавали своих детей на воспитание в греческие гимнасии.
В ранний период гимнасий представлял собой квадратный двор, окруженный крытой колоннадой (портиком). Однако позже, примерно с конца 5 — начала 4 века до н.э., гимнасий стал комплексом открытых и закрытых помещений, скомпонованных вокруг внутреннего двора. Центром гимнасия считалась палестра — обширная площадка для физических упражнений, окруженная крытой колоннадой, часть которой была закрыта глухой стеной, к которой примыкали комнаты. В крытой колоннаде подростки и юноши занимались в осенне-зимний период. Комнаты служили для различных физических упражнений (упражнения с мешками, игры в мяч) и подготовки к ним (натирания маслом, осыпания мелким песком), для проведения учебных занятий и в качестве помещений для омовения. Самая большая комната называлась эфебий. Она была местом встреч и общения эфебов — юношей, достигших возраста, когда они получали права гражданства (в разных полисах — в 16 или 18 лет). С этого возраста они становились военнообязанными, получали право самостоятельно появляться в суде, жениться и т. п. В гимнасиях они продолжали тренироваться, обучаться использованию разных видов оружия (лук, катапульта), изучать некоторые предметы (геометрия, риторика, музыка). Перейдя в новую возрастную и социальную категорию, они особенно активно общались в ее рамках.
От гимнасия Эвдема хорошо сохранились остатки колоннады по периметру палестры и монументального пропилона, через который шел вход в гимнасий. К палестре со всех сторон примыкали комнаты, среди фундаментов которых хорошо различима самая большая — эфебий.
Вдоль одной из стен гимнасия проходила Священная дорога — путь, тянувшийся через весь центр города, по которому каждый год торжественная процессия горожан отправлялась из Дельфиния в святилище Аполлона в Дидиме. Но непосредственно от этой дороги гимнасий отделяла большая стоя (стоа) — галерея-портик, длиной более 100 м, с колоннами ионического ордера, крышей и задней стеной. Под крышей стой, используя ее заднюю стену, располагались магазины, склады, офисы. Предполагается, что эта стоя была построена в 1 веке н.э.
Первые стои появились в Афинах. Они стали очень популярным местом встреч и общения горожан: их крыши давали укрытие от солнечного зноя, ветра и дождя. Наиболее известной из афинских стой была «Расписная стоя», украшенная картинами древнегреческого художника и скульптора Полигнота (5 в. до н.э.). Под крышей этой стой философ Зенон Китайский (334-262 гг. до н.э.), собирал своих учеников. Считается, что отсюда и пошло название его философского учения как стоицизма. Оно было хорошо известно и имело немалое число последователей на протяжении последующих более чем 600 лет, в том числе и в полисах Малой Азии. Власти Афин наградили Зенона золотым венком и похоронили за государственный счет. «За то, что он делал то, что говорил», — было сказано в постановлении народного собрания Афин. Можете себе такое представить?! Воистину, удивительный был человек.
Учение Зенона-стоика характеризовалось первостепенным вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. В истории стоицизм остался как синоним твёрдости и мужества в жизненных испытаниях. О некоторых из наиболее известных его последователях я расскажу в этой книге. Не забыта эта философская школа и сегодня.
Расписная стоя не сохранилась до наших дней. Но то, как она, вероятнее всего выглядела, и как выглядели древнегреческие стой в целом можно понять на примере находящейся сегодня на афинской Агоре стой Аттала. Она была преподнесена в дар Афинам пергамским царем Атталом II (правил в 159~138 гг. до н. э.), учившимся в Афинах, и названа в его честь. В 267 г. она была разрушена одним из варварских племен. Но в 1950-е гг. американская археологическая экспедиция воссоздала ее, частично использовав оригинальные фрагменты. Хотя это, в целом, новодел, но весьма качественный, дающий хорошее представление о том, что представлял этот тип здания. Я с большим интересом его осмотрел.
Главная стоя Милета имела длину более 100 м, насчитывала 35 колонн, была украшена богатым фризом и стояла на подиуме из 7 ступеней. Сегодня ее руины являются одной из самых заметных достопримечательностей города. Подиум сохранился почти целиком; восстановлена (с большим числом оригинальных фрагментов) секция центральной части — четыре колонны, опирающаяся на них крыша и задняя стена с проемами. Очень напоминает часть стой Аттала. Советую присесть на ступенях восстановленного фрагмента и поразмышлять. Вдруг в голову придут стоические мысли?
Одним из типов общественных зданий, который видят туристы, посещающие все крупные и большинство средних античных городов, как в Малой Азии, так и в остальных частях бывшего античного мира, является нимфей (нимфеум).
Нимфеи возникли как памятники, посвященные божествам, связанным с водой. Для греческих полисов, расположенных по преимуществу на территориях с жарким и засушливым климатом, хорошие отношения с божествами, отвечавшими за воду, были очень важны. Такие божества назывались нимфами («невесты») и представлялись в виде девушек, олицетворяющих различные живительные и плодоносные силы Земли, природные объекты и явления. Каждая нимфа — это покровительница определённого объекта или явления природы, его душа и воплощение. Первоначально нимфеями выступали гроты с источниками. С развитием городов нимфеями стали называться сооружения, строившиеся у основных точек городского водоснабжения. Как правило — мест, где вода из акведуков становилась доступной для граждан. Нимфеи представляли собой здания U- образной или П-образной формы, нередко в 2-3 этажа, богато украшенные, неотъемлемой частью которых были фонтаны и бассейны, из которых жители городов брали воду для своих нужд. Таким образом, нимфеи стали не только частью городской структуры жизнеобеспечения, но и важными архитектурными памятниками. Они щедро украшались мрамором, мозаикой и скульптурой. От греков нимфеи перешли к римлянам, также став легко узнаваемой частью городской среды в Римской империи. Знаменитый римский фонтан Треви, построенный в середине 18 века, несомненно, был вдохновлен древнеримскими нимфеями.
К 1 веку до н. э. наиболее распространенным типом нимфея в крупных греко-римских городах стало П-образное сооружение, в котором центральная часть была заметно длиннее боковых крыльев. Эта центральная часть имела 2-3 этажа, каждый из которых был разделен колоннами на несколько нефов, в которых стояли скульптуры.
Нимфей Милета был одним из самых больших и красивых во всей Малой Азии. Он имел П-образную форму. Центральная часть была шириной более 20 м и имела 3 этажа. Боковые крылья имели в длину примерно 8-9 м и имели по 2 этажа каждое. Картина исторической реконструкции нимфея, которую можно видеть на стоящем у сооружения стенде, показывает, что центральная часть по своем облику заметно напоминала фасад скены греко-римских театров и очень сильно — фасад библиотеки Цельсия в Эфесе, о которой речь впереди, фотографии которой являются символом руин Эфеса. Каждый из трех этажей центральной части имел по 9 ниш, в которых стояли статуи. Найденные статуи и их фрагменты показывают, что они были лишь чуть меньше размеров людей.
В нишах первого этажа центральной части нимфея, разделенных колоннами, стояли статуи бога морей Посейдона и морских нимф. Они выполняли роли фонтанов — вода из них сливалась в большой бассейн (размером 16x6.5 м), стоявший прямо под ними, а из него — в бассейн поменьше, расположенный перед первым бассейном. Из второго бассейна жители брали воду для своих повседневных нужд.
В нишах второго этажа центральной части стояли статуи главных олимпийских богов — Зевса, Геры, Афины, Афродиты, Артемиды, Гермеса и муз. Третий этаж, как считается, был достроен позже. В его нишах стояли статуи членов императорской семьи, членов семей доноров строительства и мифических героев Милета. Боковые крылья были выполнены в виде двухуровневых колоннад коринфского ордера. В колоннаде
были установлены статуи богов и две обнаженные мужские фигуры, символизировавшие, как считается, двух покровителей нимфея — проконсула Азии Марка Ульпия Траяна-старшего, отца римского императора Марка Ульпия Нервы Траяна (правил в 98-117 гг.), и проконсула Азии Игнация Виктора Лоллиана, жившего в период, когда нимфей был обновлен и расширен (середина 3 века).
Обнаруженные археологами надписи на фрагментах архитравов - горизонтальных панелей между этажами центральной части нимфея — говорят о том, что нимфей был построен в период, когда проконсулом провинции Азия был Марк Ульпий Траян-старший (79-91 гг.). В 114 г. император Траян посетил Милет и присутствовал на церемонии, посвященной открытию обновленного нимфея и этой мемориальной надписи. Другая мемориальная надпись на архитраве упоминает, что нимфей был модернизирован в период правления римского императора Гордиана III (238-244 гг.). Историки считают, что в этот период был сооружен третий этаж нимфея, на котором были поставлены статуи членов семьи этого императора.
Помимо статуй, нимфей был очень богато украшен многочисленными фризами с растительными барельефами.
Сегодня нимфей выглядит интересным объектом для осмотра. Полностью сохранился первый этаж центральной части с нишами, большие фрагменты обоих бассейнов, фундаменты боковых крыльев. Большие фрагменты стоявших в нишах статуй находятся в музее города. Но наиболее хорошо сохранившиеся статуи и их фрагменты находятся в берлинских музеях (Пергамский музей, Старый музей) и в археологическом музее Стамбула. Если попадете в этих музеи — рекомендую вспомнить о Милете и обратить особое внимание на экспонаты из него.
Обязательным элементом архитектуры всех греческих городов была агора — площадь, на которой находился крупный рынок, некоторые правительственные учреждения, проводились собрания всех жителей города, и куда регулярно приходили горожане, чтобы пообщаться друг с другом, узнать и обсудить последние новости, заключить сделки. В крупных городах было несколько агор.
Агору, как правило, окружали крытые колоннады, с одной или с двух сторон имевшие глухие стены (стой), в которых располагались магазины, склады, деловые помещения и т. п. Агоры часто украшались статуями граждан полиса, заслуживших общественное признание и уважение какими-то своими действиями, а также стелами с благодарственными записями в честь таких граждан.
Социальные функции и планировка агор оказали влияние на римскую городскую архитектуру, где аналогичная структура именовалась форумом.
Главной агорой Милета была Северная агора, расположенная к югу от Львиной гавани и отгороженная от нее L-образной стоей, остовы колонн которой видны до сих пор. Одна из сторон Северной агоры выходила на Священную дорогу, Ионическую стою и нимфей. Это самая древняя милетская агора, возникновение которой датируется 5 в. до н.э. Она представляла собой квадрат, обнесенный с трех сторон стоями. Первоначально они имели один ряд колонн, однако в 1 веке н. э. к ним был добавлен еще один ряд, что достаточно хорошо видно по сохранившимся основаниям колонн. Пространство между двумя рядами колонн было украшено статуями, подаренными богатыми и знатными гражданами Милета. Археологи обнаружили постаменты некоторых из этих статуй. Согласно надписи, найденной в святилище Аполлона в Дидиме, Северная агора была обновлена и посвящена Аполлону Дельфинию Антиохом I Сотером, вторым царем династии Селевкидов (281-261 гг. до н.э.) — государства, занимавшего территорию юго-восточной части современной Турции и ряда стран Ближнего Востока.
В юго-западной части этой агоры были обнаружены остатки фундамента самого старого здания этой территории, датируемого примерно 5 в. до н.э. Ряд археологов и историков считает, что именно здесь, в этом здании, а не на территории святилища Аполлона Делифиния, находился городской пританей, о котором шла речь выше. Об этом говорит стоящий здесь небольшой стенд.
К сожалению, руины Северной агоры находятся не в лучшем состоянии. Остатки фундаментов стоявших здесь зданий, основания колонн стой ушли глубоко в землю, заросли высокой травой, что сильно затрудняет их осмотр.
К Северной агоре примыкает территория с остатками фундамента и фрагментами стен, колонн здания, которое было в каждом греческом городе и играло ключевую роль в городском управлении. Это — булевтерий. Этим словом называлось общественное здание, предназначенное для заседаний буле, городского совета. В Афинах буле избирался ежегодной жеребьевкой: по 50 человек от каждого из районов города (фила). Повторное избрание допускалось через несколько лет и только один раз. Членом буле мог быть афинский гражданин из любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста.
Чтобы свободный, но бедный афинский гражданин мог реально пользоваться своими политическими правами не меньше, чем богач, все городские должности были платные: за каждый день, потраченный на службу, человек получал два-три обола, что было равно дневному заработку среднего ремесленника.
Из 25 тысяч граждан Афин и окружающего их района Аттики около двух тысяч занимали каждый год выборные должности. Большинство этих должностей нельзя было занимать дважды: в управлении должны были принимать участие как можно больше граждан. Каждый свободный афинянин хоть раз в жизни да занимал какой-нибудь пост в системе власти города-государства. Государственные дела бывали сложные, но афинские мужики, гончары, торговцы, плотники, моряки, медники, кожевники с ними справлялись. Помогал опыт и серьезное отношение к делу.
Судя по всему, городской совет (буле) Милета, а также других греческих городов-государств (полисов) Малой Азии формировался и функционировал по похожим принципам.
Здание булевтерия Милета, руины которого могут сегодня видеть туристы, было построено, по мнению археологов, во 2 в. до н.э. Оно представляло собой большой квадратный комплекс, обнесенный стеной, и состояло из трех частей — монументального пропилона с тремя проемами; внутреннего двора 31,5х 35 м, с трех сторон окруженного крытой колоннадой (перистилем) с алтарем посредине; и здания заседаний совета, в которое из внутреннего двора вели четыре прохода. Внутренняя часть здания заседания выглядела как уменьшенная копия театра — расположенные «амфитеатром» 18 рядов мраморных сидений, разделенных на з сектора 2 вертикальными проходами. Зал был покрыт деревянной крышей, опиравшейся на 4 больших каменных столба. Вместимость зала оценивается археологами от 800 до 1200 человек. Они предполагают, что в промежутках между заседаниями зал использовался как одеон — место проведения музыкальных и певческих состязаний-представлений. Найденная на обломках архитрава, украшавшего крышу зала заседаний, надпись сообщает, что строительство этого здания было осуществлено на средства двух местных жителей, Тимарха и Геракл ея, и посвящено ими Антиоху IV Эпифану, царю из династии Селевкидов (175-164 гг. до н.э.), Гестии (богине семейного очага и жертвенного огня; в римской версии — Веста), Аполлону Дидимейскому и «милетскому народу». Комплекс сохранился в очень неплохом состоянии — четко видны все стороны его фундамента, остовы пропилона, часть алтаря, два ряда сидений зала заседаний.
К югу от булевтерия находятся руины еще одной очень важной архитектурной достопримечательности Милета — Южной агоры.
Эта агора является одной из самых больших агор всего древнегреческого мира. Ее размеры — 170x60 м. Строительство этой агоры относят к 3 в. до н.э. К этому моменту масштабы городской жизни уже не укладывались в рамки Северной агоры, им требовалось новое, гораздо большее пространство. Сооружение этой агоры потребовало сноса большого числа зданий, построенных в предшествующие столетия. В частности, было снесено 20 старых городских кварталов (около 120 зданий). Так что, как видим, проблема сохранения предшествующего архитектурного наследия и обновления города возникла задолго до того, как барон Осман осуществил, в середине 19 в., радикальное архитектурное обновление Парижа, которое, с одной стороны, сделало его примером для других европейских столиц, а с другой — привело к уничтожению почти всех исторических построек средневековья, с которыми очень долго ассоциировался этот город.
С трех сторон Южная агора была окружена трехрядными стоями с колоннами дорического ордера. Под крышей южной стой, имевшей глухую стену, находились десятки магазинов, складов, деловых помещений.
Главным украшением Южной агоры были ее северные ворота, построенные в период правления римского императора Адриана (117-138 гг.). Это был объект городской архитектуры, известный во всем греко-римским мире. Он представлял собой большие трёхарочные ворота, 29 метров в ширину и 17 в длину, с двумя этажами. Мрамор составлял примерно 6о%, использованного для строительства ворот материала. Ворота были исключительно богато и изящно украшены колоннами, статуями, орнаментами. К ним вели широкие ступени, на втором этаже находились разделенные коринфскими колоннами ниши, в которых стояли статуи римских императоров.
Эти ворота простояли почти тысячелетие и рухнули в результате мощного землетрясения, произошедшего здесь в конце 11 в. К моменту прихода сюда турок руины ворот уже были покрыты толстым слоем наносов, и это спасло большую их часть от использования в качестве строительного материала турецким населением.
Проводивший здесь масштабные раскопки немецкий археолог Т. Виганд обнаружил руины ворот и понял, какой замечательный архитектурный памятник он открыл. С разрешения турецких властей на протяжении 1907-1908 гг. ворота были частями доставлены в Берлин (общий вес их фрагментов составил 750 тонн), собраны и представлены для всеобщего обозрения в Пергамском музее. Ворота пострадали во время бомбардировок Берлина в период второй мировой войны, и в 1950-е гг. прошли через реставрацию.
Немало историков критиковали Виганда за то, что при реконструкции ворот он заменил недостающие оригинальные фрагменты имитационными. Но, на мой взгляд, эта критика необоснованна. Ворота дают очень хорошее представление об этом типе античной городской архитектуры. Перед экспозицией с воротами находится большая, прекрасно сохранившаяся мозаика, тоже привезенная из Милета.
Мне удалось увидеть Милетские ворота в Пергамском музее в 2014 г., за полгода до того, как музей закрылся на многолетнюю модернизацию (как минимум до 2024 г.). Должен сказать, что ворота произвели на меня (и не только меня) колоссальное впечатление. На мой взгляд, это второй по силе воздействия исторический экспонат музея после Пергамского алтаря. А ведь в этом музее есть немало абсолютно уникальных архитектурных шедевров прошлого, некоторые из которых по своим размерам сопоставимы с Милетскими воротами. Например, ворота богини Иштар и участок дороги процессий из Вавилона (6 в. до н.э.), пропилон из храма Афины в Пергаме (3 в. до н.э.), фронтон храма Зевса Сосиполиса (конец з — начало 2 в. до н.э.) из Магнесии-на-Меандре, фрагмент дворца арабских халифов из Мшатты (8 в. н.э.).
К большому сожалению, руины южной агоры находятся в плохом состоянии. Остатки фундаментов стоявших здесь зданий, фрагменты колонн покрыты большими слоями паводковых отложений, заросли высокой травой и кустарником, что сильно затрудняет их осмотр. В одном из путеводителей я нашел упоминание о том, что на месте, где некогда стояли ворота, осталась часть ступенчатого постамента. Но мне его обнаружить не удалось.
Одной из главных достопримечательностей Милета являются руины терм Фаустины. Они представляют собой одно из наиболее хорошо сохранившихся античных зданий Милета. Построенные в середине 2 в. н.э., они получили свое название в честь Ании Галерии Фаустины, дочери римского императора Антонина Пия (138-161 гг.) и жены римского императора Марка Аврелия (161-180 гг.). Перед каменной лестницей, ведущей вниз на территорию комплекса терм, стоит чудом сохранившаяся большая мраморная плита с обширной благодарственной надписью Фаустине. Благодаря некоторой близости греческого и русского алфавитов, даже те, кто не знает древнегреческого, могут легко прочитать имя Фаустины в одной из первых строк на посвятительной плите. Ряд историков считает, что императрица посещала Милет в 164 г. Она дала средства на строительство терм, получивших ее имя, и на завершение модернизации городского театра, о котором я рассказал ранее. Надпись на стеле чрезвычайно льстивая.
Большинство современников и историков отзывались о Фаустине крайне нелестно, мягко говоря. «У ее дверей» современники сложили внушительную гору обвинений — от супружеской неверности до участия в заговоре против супруга. Но трудно сказать, насколько их обвинения обоснованы. Фаустина сопровождала мужа в ряде военных походов. А когда тяжелое финансовое положение государства заставило императора Марка Аврелия собирать деньги на очередную военную экспедицию путем распродажи на аукционе личного имущества, он включил в него шелковые платья и ювелирные изделия, принадлежавшие Фаустине. За это она была награждена беспрецедентным титулом «Мать лагерей».
Ее судьба оказалась навсегда связана с Малой Азией. В 175 г., сопровождая мужа-императора в поездке по восточным провинциям, она умерла в деревне Халала в Каппадокии (исторический район в центральной части нынешней Турции). На месте этой деревушки Марк Аврелий заложил новый город, поселил в нем ветеранов и римских колонистов, назвав его Фаустинополем. Сегодня это опять деревушка, под названием Башмакчи. Без каких-либо признаков существования города, названного в честь Фаустины...
Особенностью терм Фаустины является то, что из-за неровности земельного участка, на котором они были построены, входившие в него помещения были расположены не в строгой симметрии, как это было обычно в римских термах, а вкруговую.
В западной части комплекса терм находилась палестра — двор для физических упражнений, размером 62x64 м, обнесенный однорядной стоей. Собственно банный комплекс находился в западной части и состоял из арочных залов разного размера, расположенных то параллельно, то перпендикулярно друг к другу, и ряда небольших комнат. Самый большой зал имел длину около 8о м, своды высотой в 14-16 м, часть из которых сохранилась и до настоящего времени. Историческая реставрация этого зала, изображенная на стоящем в нем стенде, показывает, что по своим размерам и архитектуре он был очень похож на центральный зал римской базилики. И был также богато украшен. В нем находились статуи Аполлона и муз, которые теперь можно увидеть в археологическом музее Стамбула. Во всех основных залах, типичных для терм — кальдарии, тепидарии, судатории, фригидарии — находились бассейны, а в остатках стен, в полу и сейчас видны фрагменты керамических труб, по которым сюда поступала вода и пар. Вдоль аподитерия находилась примерно дюжина маленьких комнат, в которых посетители умащали тело, принимали массаж и другие полезные процедуры. Сохранность этих помещений очень хорошая.
Каждый раз, когда я приезжаю в Милет, я обязательно за-хожу в термы, чтобы посидеть на каменной скамье фригидария, куда посетители приходили после пребывания в горячих комнатах. Скамья фригидария, на мой взгляд, это одна из достопримечательностей не только терм, но и Милета в целом, которую сшит увидеть. Она сделана из цельного куска мрамора, весит несколько тонн. Думаю, благодаря этому она стоит на этом месте уже почти 1800 лет. Надеюсь, что простоит еще столько же. Зал довольно большой, 6x12 м, в нем находится бассейн, в который поступала вода из двух расположенных по его сторонам статуй. Одна большая, примерно 2x1,8 м, изображает бога самой крупной реки Малой Азии — Меандра. Вторая, поменьше, изображает льва — одного из главных символов Милета. Сейчас в зале стоят копии, оригиналы этих статуй находятся в городском музее. Но сделаны эти копии очень качественно, практически не отличаются от оригиналов.
Как я уже писал, в городе бывает мало туристов. А сюда они забредают совсем нечасто. Так что можно долго сидеть в этом зале, наслаждаясь тишиной, нарушаемой лишь пением цикад, мысленно переносясь во времена расцвета Милета.
Сидя на скамье фригидария, я думал о людях, связанных с Милетом и античной Малой Азией в целом. Император Марк Аврелий был среди тех, к кому мои мысли обращались особенно часто. Отчасти потому, что эти термы носят имя его супруги. Но главным образом из-за удивительной личности этого человека, совершенно выпадающего из всего длинного ряда римских императоров, и даже правителей вообще.
Император был приверженцем стоицизма. Того учения, которое создал Зенон Китайский под сводами Расписной стой афинской агоры. Приверженность императора стоицизму была исключительной. Стоическая философия определяла всю жизнь Марка Аврелия, его поведение и как человека, и как императора. «Он сохранял величайшее душевное спокойствие и при радостных, и при печальных случаях, — писал о нем древнеримский историк Секст Аврелий, сам бывший политическим деятелем и знавший, что представляет собой власть. — Только из уважения к привычкам народа, император присутствовал на общественных играх в амфитеатрах, в цирке, или бывал на спектаклях в театре, но так мало интересовался ими, что во время игр и спектаклей читал книги, слушал доклады сановников, подписывал правительственные акты. Его мысли были далеки от этих развлечений». Но, будучи очень строг к самому себе, Марк Аврелий был снисходителен к другим и очень добр. «Он был воздержен без желания принуждать к тому других, — говорит о Марке Аврелии другой древнеримский историк, Юлий Капитолии. — Он был кроток без слабости, серьёзен без суровости». Его взгляд на жизнь, смысл существования человека, обязанности правителя отчасти можно понять, если прочитать оставленные им записки, вошедшие в историю под названием «Наедине с самим собой» («Размышления»). Вот лишь некоторые их фрагменты:
«Есть люди, превосходящие тебя в искусстве борьбы. Но пусть никто не превзойдет тебя в преданности общественному благу.
Есть люди, которые, оказав кому-нибудь услугу, тотчас считают себя вправе ожидать за неё награду; другие, не рассчитывая на прямую награду, ни на минуту, однако, не забывают оказанной услуги и в душе своей признают, что у них есть должники; наконец, бывают и такие, которые всегда готовы услужить, почта невольно, по одному влечению сердца; эта подобны виноградной лозе, которая, вырастав свои грозди, вполне удовлетворена тем, что созрел на ней одной свойственный плод её.
Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты. Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во- первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая направляет действия на пользу людей. Во-вторых, умей изменить своё мнение, если кто-то указал на твою ошибку или сумел переубедить тебя. Но изменять своё мнение возможно лишь в соответствии со справедливостью, общей пользой и тому подобным, а не потому, что новый взгляд кажется более лёгким, приятным или сулит славу.
Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо — вот чего ты должен желать. Испробуй, не подойдёт ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада. Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав. У меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.
Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни.
Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить.
Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне лет.
Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой.
Не живи так, точно тебе предстоит ещё десять тысяч лет жизни. Уже близок час. Пока живёшь, пока есть возможность, старайся стать достойным.
Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, — тем, что устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя ото в его власти.
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом.
Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо — вот чего ты должен желать».
Необычные мысли для римского императора, правителя крупнейшего в то время государства, не знавшего серьезных соперников! Да и для политика вообще.
Франсуа Фонтен, известный профессиональный политик, принимавший участие в создании современной единой Европы — Евросоюза, так написал об этой книге: «Книгу под названием «Размышления» можно держать на ночном столике, чтобы раскрыть наугад и найти в ней предмет для размышления. От Марка Аврелия — как и от Сенеки, Монтеня, Ларошфуко и Ницше — ждут не объяснения мира, а кратких озарений души, электрических разрядов в уме, индуцированных молниями стиля, потрясающих образов, неожиданных словечек, сильных идей и изящных тонкостей». В Эфесском музее Сельчука я видел найденный в одном из домов этого города великолепно сохранившийся бюст Марка Аврелия. Простоял перед ним минут 5. Невозможно оторваться от выражения абсолютного спокойствия, которое запечатлено на лице этого человека.
К северо-востоку от терм Фаустины находится самый большой героон Милета, называемый героон-з, построенный, по мнению большинства историков, в римские времена — пример-но в начале з в. н.э. Это самый большой из всех трех обнаруженных на территории города героонов, его размеры — 46x28 м. К очень большому сожалению, это интересное сооружение почти по крышу засыпано землей. Судя по всему, археологи раскопали его, изучили, и потом снова полностью засыпали землей. Вероятно, для лучшей сохранности. Так что приходится довольствоваться лишь описанием этого сооружения, которое приведено на стоящем рядом с ним стенде. Согласно ему, под землей скрывается почти квадратный по своей форме двор указанного выше размера. С его северной стороны находилось несколько небольших помещений. Центр двора был украшен четырехсторонней стоей, внутри которой находилось погребальное помещение с алтарем и очень богато украшенным саркофагом. Будем надеться, что когда-нибудь это сооружение вновь будет раскопано и доступно для туристов.
Южная агора примыкала к длинному торговому складу, рядом с которым находился общественный туалет. Местонахождение его здесь очень оправдано — на агоре и расположенных неподалеку термах собиралось до несколько сотен человек. Я опишу, что представлял собой греко-римский общественный туалет, на примере Эфеса, где был найден настоящий шедевр этого социально-гигиенического сооружения.
Между Южной агорой и термами Фаустины находился храм бога Сераписа, построенный примерно в 3 веке н. э. Храмы этого бога встречаются во многих античных городах Малой Азии, в том числе и тех, о которых я буду рассказывать в этой книге. Поэтому дам более детальные пояснения в отношении появления культа этого необычного божества.
Самой распространенной версией является создание этого божества и его культа основателем греко-египетской династии Птолемеев **, бывшим полководцем Александра Македонского Птолемеем I Сотером, которому, после смерти Александра, достался в управление Египет. Став в 323 г. до н.э. царем Египта, он озаботился созданием религии, которая бы объединила греческую и египетскую культовые традиции. Птолемей объявил, что увидел сон, в котором неизвестный ему бог приказал ему выкрасть свою священную статую из города Синоп (черноморское побережье Малой Азии) и доставить в Александрию. После того, как это поручение царя было выполнено, два очень авторитетных жреца — один греческий, второй египетский — объявили, что это статуя нового бога подданных Птолемея, получившего имя Серапис. Этот бог стал покровителем новой царской династии и новой столицы страны — Александрии.
Нового бога изображали в виде рослого мужчины средних лет, с прической и бородой a la греческий бог Зевс, со скипетром в руках и орлом у ног. На голове у него помещалась корзина, символ изобилия, а иногда повязка, лучи или цветок лотоса. Подобно греческим богам Апису и Осирису, он являлся богом плодородия, и одновременно считался богом мертвых. Очень быстро его наделили предельно широкой властью — над стихиями природы, всеми водными явлениями и сделали олицетворением солнца. Он стал считаться божеством врачевания и исцеления, способным оказать помощь как в вопросах жизни и смерти, так и карьерного продвижения. В результате, для большого числа его почитателей Серапис стал высшим божеством, объединившим в себе греческих Зевса, Аполлона, Асклепия, Плутона, египетских Осириса и Аписа, к которому можно было обратиться с просьбой о помощи в любом деле. Культ Сераписа очень быстро распространился по всему Средиземноморью (включая материковую Грецию), а с 1 века н. э. стал популярен и в Риме. В античных городах со значительными общинами приезжих из Египта центрами их ритуального общения были храмы, в которых стояли статуи египетской богини Исиды и Сераписа в качестве ее мужа. Как и остальные языческие культы, этот культ был запрещен в конце 4 века н. э. византийским императором Феодосием I Великим, ярым приверженцем христианства.
Милетский храм бога Серапия представлял собой трех-нефную базилику — большое строение прямоугольной формы, внутреннее пространство которого вдоль его длины было разделено двумя рядами колонн ионического ордера. Как это обычно делалось в базиликах, центральный проход (неф) был шире остальных. Интерьер освещался окнами, располагавшимися на высоте второго этажа центрального нефа. Перед входом в храм на постаменте, к которому вели 5 ступеней, стоял богато украшенный портик с 4 колоннами. Это был дар городу богатого местного жителя по имени Юлий Аурелий Менекл. Этим поступком он сохранил свое имя в веках. Сегодня туристы могут видеть хорошо сохранившийся фронтон этого портика, лежащий на земле перед руинами храма. Он заслуживает того, чтобы потратить время на его фотографирование. Помимо фронтона от портика сохранились остатки ступеней, основания колонн. От храма сохранилась и немалая часть фундамента, позволяющая хорошо представить его внутреннее пространство.
Третий большой комплекс общественных зданий Милета находится к западу от терм Фаустины. Он раскопан в очень незначительной степени, и поэтому визуально представляет намного меньший интерес по сравнению с уже описанными мною остатками общественных сооружений города. Но во времена расцвета города этот комплекс представлял собой большую достопримечательность. На него открывался великолепный вид для зрителей театра. Сейчас от этого комплекса к театру можно пройти пешком через небольшую низину. А в античные времена эту низину заполняли воды Театральной бухты. Расскажу немного о строениях, располагавшихся в этой части города.
На южной стороне Театральной бухты, прямо напротив театра, находилась Западная агора. Из всех трех агор Милета эта была построена последней, во 2 веке до н.э. Она представляла собой площадь размером 191x79м, стрех сторон окруженную стоей с колоннами ионического ордера. Вход на эту агору находился с восточной стороны, прямо по центру, и проходил через большой пропилон. Эта агора практически не раскопана, так что, не имея карты города или без экскурсовода, ее место обнаружить непросто.
К северу от Западной агоры, на самой высокой точке этого возвышенного участка, бывшего когда-то мысом Театральной бухты, стоял еще один героон, построенный в эллинистические времена (3-2 века до н. э.). Считается, что он был сооружен позже героона Докима, поэтому получил у археологов наименование героон-2. В честь кого был сооружен этот героон остается неизвестным.
Стоящий здесь стенд показывает то, как, вероятно, это сооружение выглядело в античные времена. Археологические раскопки показали, что первоначально он представлял собой куполообразное здание, напоминающее героон-1. Но в римские времена оно было сильно перестроено и превращено в стоящий на каменном подиуме простиль — прямоугольный по форме храм с одним рядом колонн на главном фасаде. Туристический стенд дает его реконструированное изображение римского периода, которое очень напомнило двухэтажный монументальный римский склеп, датируемый 2 в. н. э., который я видел в турецком городе Милас. Это сооружение называется сегодня по-турецки Гюмюшкесен и представляет собой очень интересную достопримечательность: оно считается упрощённой копией гробницы царя Мавсола в Галикарнасе (современный Бодрум, в 50 км от Миласа). Если будет возможность посетить Милас — очень рекомендую посмотреть эту достопримечательность. Именно от гробницы Мавсола и произошло слово «мавзолей». Я несколько раз гулял по тому, что осталось от этого знаменитого сооружения древности — обширному и достаточно глубокому фундаменту с очень большим каменным кубом зеленоватого гранита, который закрывал вход в погребальный зал сооружения. Это одно из «семи чудес света» античного мира. В Малой Азии есть остатки еще одного из них — храма Артемиды в Эфесе, о котором рассказ впереди.
К югу от Западной агоры находился храм богини Афины. Она была одной из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включенной в число 12 великих олимпийских богов (наряду с Аполлоном, Аресом, Артемидой, Афродитой, Герой, Дионисом, Гермесом, Гефестом, Деметрой, Зевсом, Посейдоном). Считалась дочерью Зевса, символом мудрости, военной стратегии и тактики, знаний, искусств и ремесел, наук и мастерства, ума, сноровки и изобретательности. В отличие от других женских греческих божеств она изображалась одетой в доспехи, с копьем в руке, в сопровождении крылатой богини победы Ники и своих священных животных — совы (символ мудрости) и змеи (символ перерождения и вечности). Одним из элементов ее наряда была эгида — накидка из шкуры выкормившей отца Афины, бога Зевса, козы Амалфеи, которая обладала волшебными защитными свойствами. Сначала Зевс сделал из этой шкуры щит во время войны с титанами, а потом подарил ее своей дочери. От этой накидки пошло выражение «под эгидой», означающее находиться под покровительством какой-либо могущественной силы или действовать в рамках какого-либо влиятельного учреждения или лица. Обычно поверх эгиды помещали голову Медузы Горгоны — чудовища с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. Это был трофей богини: она убила Медузу во время гигантомахии — эпической битвы олимпийских богов с чудовищами-гигантами (подробный рассказ об этом мифе впереди). Александр Македонский и римский император Адриан, большой поклонник всего греческого, также помещали голову Медузы Горгоны на нагрудные панцири своих воинских доспехов.
Первоначально на этом месте стоял маленький храм архаического периода (около 7 в. до н.э.), который в 5 в. до н.э. был заменен на значительно больший каменный храм размером 18x35 м, стоявший на специальной каменной платформе. На стоящем возле руин стенде этот храм выглядит окруженным со всех сторон колоннадой ионического стиля. Однако, это, скорее всего, продукт свободного полета фантазии, чем изображение, опирающееся на археологические доказательства. От храма сохранился лишь фундамент и небольшие фрагменты отдельных стен. Место примечательно не столько размерами сохранившихся руин, сколько тем, что считается самым старым культовым местом города.
В этой же части города, рядом с Западной агорой находился большой стадион. Как явствует из надписи на пропилоне находившегося рядом со стадионом гимнасия, средства на строительство стадиона предоставил пергамский царь Эвмен II (197-159 гг. до н.э.). Длина стадиона составляла 192 м, что было равно олимпийскому стадию — мере длины, применявшейся на Олимпийских играх в греческой Олимпии. Стадион был ориентирован с запада на восток и имел вместимость около 15 000 человек. Трибуны для зрителей имели 20 рядов. На восточном конце стадиона были обнаружены 13 каменных оснований с отверстиями. Археологи считают, что здесь находились разметки для старта бегунов. Особенностью стадиона является то, что ни на одном из двух своих концов он не имел сфендонов — закругленных частей, соединявших противоположные трибуны. Вероятно, на этом стадионе не было гонок колесниц, а проходили только легкоатлетические соревнования. В римские времена с восточной части к стадиону пристроили монументальный пропилон. Стадион раскопан в очень незначительной степени. Так что, если не знать, что он здесь находится, то можно пройти мимо, не обратив особого внимания на неровности этого участка и выступающие то тут, то там из-под земли небольшие фрагменты каких-то строений.
Еще один стадион Милета, тоже почти не раскопанный, находится с противоположной стороны города, неподалеку от музея.
Между Западной агорой и стадионом Эвмена находился большой гимнасий. Он также носил имя Эвмена II, который и в этом случае предоставил средства для строительства. Внесенные пергамским царем средства были эквивалентны стоимости 7 000 тонн зерна. Кроме остатков пропилона, остальная часть этого гимнасия остается нераскопанной.
Описанные выше достопримечательности составляют основу того, ради чего стоит приехать в Милет и провести здесь не менее половины дня, а лучше — полный световой день.
Как я отметил в самом начале главы, для «гурманов» античности — тех, кто приехал в Милет специально ради прошлой славы этого города, могу рекомендовать посещение стоящего к юго-западу от центра города, примерно в километре с небольшим, холма с турецким названием Калабактепе. Археологи считают, что исторически Милет зародился именно на этом холме. Здесь находился первый акрополь (возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, «верхний город»), стоял один из самых первых храмов города — посвященный Артемиде Охотнице. После разрушения города персами в 494 г. до н.э. основная жизнь возрожденного Милета переместилась к Львиной и Театральной гаваням. А район Калабактепе стал некрополем. Остатки этого некрополя — главная достопримечательность этого места сегодня.
Цитируется по изд.: Беликов И. Путешествие по античным городам Греции и Рима. Турция. СПб., 2021, с. 18-56.
Примечания
* Греко-римские театры вы увидите в Греции, Италии Испании, Франции и в других странах, территория которых ранее входила в Римскую империю. Так что понимание устройства этих театров будет вам полезно и в поездках по этим странам.
** Самым известным представителем династии Птолемеев стала ее последняя представительница — царица Клеопатра VII (69-30 гг. до н.э.), любовница Юлия Цезаря, затем Марка Антония, героиня многочисленных фильмов и книг.