Мертвый город Фатехпур-Сикри (Руднев, 1980)

В Индии чудеса встречаются на каждом шагу. Одним из таких заповедных чудес является «мертвый город» Фатехпур-Сикри, расположенный в 36 км западнее Агры. История и судьба этого города необычайны. Наиболее выдающийся представитель династии Моголов — шах Акбар, — после того как подчинил себе всю Северную и Центральную Индию, долго и старательно выбирал место для постройки повой столицы империи. Дели и Агра, так же как и Бепарес, его не устраивали: слишком сильны были там брахмано-индуистские традиции, да и оппозиция коренного индийского населения старых городов к афгано-персидским завоевателям-мусульманам все возрастала. Будучи мусульманином по вере, Акбар пытался реформировать религию таким образом, чтобы, объединив все религии Индии в одну государственную религию, в одну идеологию, тем самым подорвать кастовую систему и усилить абсолютное феодальное государство. Потомок Чингиз-Хана и правнук Тамерлана — Джеллах Эддин Мухаммед — правил Индией под именем Акбара (Великого) около 50 лет, с 1556 по 1605 г. Он, как и многие его современники — цари и императоры царств и государств Европы и Азии, жил в том веке, когда абсолютизм в этих государствах достигал высшего предела, за которым смутно угадывалась новая буржуазная эра. Он проявил себя не только завоевателем и собирателем индийских земель, но и как множитель богатств своей империи. Акбар был поэтом и философом, строителем и военачальником, искусным политиком и религиозным реформатором. Он пытался создать единую религию Индии, реформировав прежние религии в новую «божественную веру». Он поддержал идею религиозного мыслителя Кабира о слиянии индуизма с исламом, а также о включении в новую веру учений Заратуштры, джайнизма и христианства. Одна из жен Акбара была христианкой, поэтому веротерпимость при дворе шаха была важнейшей чертой жизни и политики этого периода. В то же время Акбар жестоко и твердо подавлял оппозицию к нему как индуистских, так и мусульманских ревнителей религиозной догматики. В основу новой «божественной веры» было положено поклонение солнцу и огню. Сам Акбар пытался объявить себя последним пророком. Он издавал строгие предписания о новой вере, согласно которой не разрешалось есть говядину, убивать коров, соблюдать пост в месяц рамазан и паломничество в Мекку; запрещалось брить бороды, давать детям имя Мухаммед, т. е. имя Акбара; запрещалось также строить новые мечети и предписывалось молиться в тех храмах, которые учредил сам император. Он приказал погребать мертвых головой к востоку, а не в сторону Мекки. Религия Акбара все более сводилась к культу самого Акбара и поклонению ему как божеству. Таким образом, в Индии повторился своеобразный синтезированный культ солнца, подобный культу Атона в Тель-Амарне во времена египетского фараона Эхнатона.

Однако «божественная вера» не привилась в Индии. Она исчезла вскоре после смерти Акбара.

В честь своих побед над многочисленными индийскими князьями Акбар повелел построить новую столицу в совершенно пустынном месте на берегу небольшого озера и назвать его Фатехпур (Город победы). Над его сооружением трудилось около 20 тысяч рабов и пленников. Самые искусные мастера были привезены сюда из самых различных краев и стран мира. Город был построен на «одном дыхании», по единому проекту из красного песчаника, поэтому его иначе называли Красным городом. Фатехпур был возведен на плоской вершине горы, словно орлиное гнездо. Его стены и башни были сложены из монолитов циклопической величины без всякого крепления.

Прошло 400 лет, а стены и дворцы сохранились в том же виде, что и при жизни шаха Акбара. С южной стороны город возвышается над крутым обрывом, отсюда открываются бескрайние равнины, а в период дождей разливы реки Джамны подобны морям.

В город вела высокая многоступенчатая лестница, над которой возвышались 27-метровые Булванд Дарваза (Ворота Победы). Какое волнение должен был испытывать всякий смертный, поднимающийся по этой крутой бесконечной лестнице, проходя через эти поднебесные ворота в обширный каменный двор между рослых воинов императорской гвардии к подножию трона. Для одних, может быть, это был последний путь, для других — путь их возвышения.

Весь фатехпурский кремль состоял из нескольких сообщающихся между собой больших и малых дворов и резиденций. В центре кремля располагался большой дворец шаха Акбара с тронным залом.

Наиболее интересным и оригинальным представляется помещение для заседания шахского тайного государственного совета (Диван-е-Хас). Оно сооружено на мощной деревянной колонне, поверх которой — подобия круглой капители-беседки, куда можно попасть только по узким мосткам, соединяющим капитель с галереями. Во время аудиенций сам шах с приближенными находился на круглой площадке, а приглашаемые располагались на галереях. В особо важных случаях для полной секретности мостки и лестницы убирались. Здесь, усаживаясь на полу, приближенные шаха судили и решали важнейшие дела империи Моголов.

В центре дворцового комплекса находится игральная площадка, размеченная, как шахматная доска, для игры в паччиси (род индийских шахмат). Мужчины и женщины, одетые в особые наряды, служили живыми фигурами. Таким образом, шах, глядя на них сверху, разыгрывал свои «гамбиты» и «миттельшпили».

В самом дальнем углу крепости Акбара располагался так называемый Слоновый двор, окруженный со всех сторон высокими башенными постройками — они служили своеобразными театральными ярусами, откуда многочисленная свита и гости шаха могли наблюдать за выводкой слонов или разнообразных диких животных. Здесь же совершались те ужасные акты «правосудия», которые самолично изобрел жестокий и коварный император Моголов. Сюда привозили осужденных на смерть преступников, оставляя их в этом квадратном дворе, откуда были отрезаны все пути для бегства или спасения. Открывались створы ворот, из которых выпускался дикий слон, и все могли наблюдать 8а очевидным исходом поединка безоружной жертвы с разъяренным животным. Однако отмечались случаи, когда слон отказывался преследовать несчастного осужденного, и тогда он считался оправданным, отпускался на свободу.

Крепость Фатехпур имела четыре входа, соответственно четырем сторонам света. Ворота украшены шестиконечными звездами. Исключением в общем ансамбле являлась маленькая изящная гробница отшельника Салима Чишти — духовника и советника шаха Акбара, почитавшегося, кстати, им за то, что предсказал рождение сына. По-видимому, именно эта беломраморная гробница-мавзолей послужила прообразом шедевров — гробниц Агры и, в частности, Тадж-Махала, так как здесь впервые в архитектуре применялись белые породы мрамора и более тонкая их обработка.

Почему же этот город назван мертвым?

В замыслы и планы Акбара вторглось непредвиденное: после того как он прожил в новой столице около 14 лет, вдруг совершенно неожиданно озеро, питавшее всех обитателей города и прилегающего к нему посада, исчезло, ушло под землю. В Индии такие явления случались довольно часто. Так, легендарная мифическая река Сарасвати когда-то тоже ушла под землю, и до сего времени индуисты считают, что она вместе с Джамной впадает в Ганг в районе древнего города Праяга (ныне Аллахабад). Подземные новообразования и сдвиги каменистых слоев грунта решили и участь озера и столицы империи. Боги Индии «наказали» императора за его строптивость, говорили противники Акбара, и ему пришлось покинуть город. Никто в нем более не оставался. Нет воды — нет и жизни. С той поры, вплоть до прихода сюда англичан, город был мертв. Он весь зарос густыми лианами и чертополохом. Люди обходили его стороной, как проклятое место, боясь к нему приближаться. По ночам отсюда раздавалось рычанье пантер и ягуаров. Здесь водилось бесчисленное множество змей и грифов. Англичане первыми начали устраивать здесь охоту на диких зверей. И только в конце XIX столетия, т. е. спустя 300 лет после ухода Акбара, в Мертвый город пришли реставраторы. Они расчистили заросли и напластования веков, и вот город предстал перед их взором во всей его первозданной красоте.

Постепенно, ввиду большого притока туристов, вокруг крепости вырос небольшой поселок — Сикри. Воду сюда привозят на машинах в бочках. Со стен крепости видна долина, где было озеро. На его берегу, как одинокий воин- богатырь, стоит высокий минарет (Хиран—Минар), построенный шахом Акбаром в честь любимого слона, погибшего на охоте.

Покидая Фатехпур, испытываешь двоякое чувство: удивляешься грандиозности и фантастической прихотливости этого сооружения — творения рук человеческих, построенного на крови и костях многотысячной армии рабов, — и сознаешь, чем в действительности было для индийского народа двухсотлетнее господство Моголов, их сардаров и джагирдаров. Поэтому чудовищное детище Акбара являет собой самое яркое свидетельство неисчислимых бедствий и страданий, которые веками терпел великий народ, никогда не теряющий надежду на полное освобождение от иностранного ига.

Цитируется по изд.: Руднев В.А. По историческим и культовым местам Индии. Л., 1980, с. 64-68.