Образование Киевского государства

Важнейшими восточнославянскими государственными центрами в IX ст. стали Киев и Новгород, возникшие в результате сложения классового Общества у восточных славян, а также борьбы их с внешней опасностью. Дальнейшее развитие классового общества привело к объединению этих двух центров в единую политическую организацию во главе с Киевом. Это объединении и положило начало образованию могущественного восточнославянского Киевского государства,- которое является общей колыбелью сформировавшихся позднее русского, украинского и белорусского братских народов.

Господствующий класс, сосредоточивший в своих руках власть над массой восточнославянского населения, складывался из князей и бояр-землевладельцев, выроставших частично из родовых старейшин, частично — из старших княжеских дружинников. Князья и бояре эксплуатировали труд своей «челяди» — рабов (патриархальное рабство) и зависимых людей — не рабов. Однако в IX—X ст. ст. феодальное общество у восточных славян еще не оформилось. Основную массу населения Киевского государства в этот период составляли свободные члены крестьянских общин— смерды, платившие князьям и боярам дань и постепенно закрепощавшиеся ими. Это был дофеодальный период в истории Киевского государства — период разложения первобытнообщинного строя и возникновения феодализма.

В общественном строе Киевского государства в этот период имелись и элементы первобытнообщинного родового строя, и рабства, и феодальных отношений, причем именно последние приобретали все большее значение, пока не превратились к середине XI ст. в господствующий способ производства.

Таким образом, Киевское государство возникло в результате общественного развития восточных славян — дальнейшего разложения первобытнообщинного строя и формирования классов.

«Государство возникло на основе раскола общества на враждебные классы, возникло для того, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства... Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (главная) — держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя (не главная) — расширять территорию своего господствующего класса за счет территории других государств, или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других государств.

Так было дело при рабовладельческом строе и феодализме.

Немалое значение в образовании Киевского государства «мел и такой важный политический фактор, как борьба с внешними врагами, требовавшая объединения сил родственных восточнославянских племен.

Иначе изображают процесс образования Киевского государства дворянские и буржуазные истерики-норманисты. Фальсифицируя историю восточных славян, они утверждают, что его организаторами были якобы варяги-норманны. Для обоснования этой «теории» норманисты ссылаются на летописную легенду о том, как новгородские славяне в 862 г. призвали на княжение к себе варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора. Однако эта легенда является сплошным вымыслом. Но дружины варягов действительно появлялись в Восточной Европе в роли грабителей и насильников. Имеются также известия, что варяжские дружины нанимались на -военную службу к русским князьям. В культурном отношении варяги нисколько не превосходили восточных славян и не оказали влияния на их историческое развитие. Оставшиеся на Руси варяги быстро ославянились, восприняли славянский быт. культуру, язык и утратили свою этническую обособленность.

Ложную «теорию» норманистов о призвании славянами варягов с особенным усердием пропагандировали немецкие фашисты, стремившиеся доказать в своих захватнических, реакционных целях, будто славянские народы не способны к самостоятельной государственной жизни.

Первое из дошедших до нас исторических имен киевских князей — Олег. По летописному преданию, Олег был сначала князем в Новгороде, а затем, в 882 г., спустившись вниз по Днепру, к Киеву, где княжили Аскольд и Дир, убил их и овладел Киевом. Уже при Олеге Киевская Русь превратилась в крупное государство, объединившее большую часть восточнославянских племен — ильменских славян, кривичей, полян, древлян, а также северян и радимичей, освобожденных из-под власти хазар. Все покоренные племена платили Олегу дань и обязаны были оказывать ему военную помощь. Его власть распространялась на Киев, Новгород, Чернигов, Переяслав, Смоленск, Полоцк, Ростов (Поволжье) и другие города. С этого времени Киев, по словам летописца, стал столицей восточнославянского государственного объединения — «матерью городов русских», а киевский князь — «великим князем русским», «под рукой» которого находились другие князья.

Деятельность киевских князей преследовала цель крепить их власть над всеми восточнославянскими «племенами и организовать оборону Киевской Руси от внешних нападений. Рост Киевского государства сопровождался частыми войнами с другими государствами и племенами, в частности походами «а Византию и прикаспийские земли, а также упорной борьбой с кочевыми тюркскими народами — печенегами и др., постоянно вторгавшимися в причерноморские степи с востока и нападавшими на русские земли. Сдерживая натиск кочевников. Киевская Русь обеспечивала не только свое историческое развитие, но и защищала Западную и - Южную Европу, в частности западных и южных славян. С другой стороны, «походы на Византию и прикаспийские земли ставили своей целью прежде всего защиту границ и экономических интересов Киевского государства, которому был жизненно необходим естественный выход .в Черное море. Вместе с тем киевские князья стремились обеспечить свободную торговлю по водному пути на восток.

По словам летописи, Олег во главе большого войска совершил удачный поход на Византию и в знак победы над нею прибил свой щит к воротам Царьграда. Византийское правительство вынуждено было уплатить киевскому князю большую дань и подписать в 911 г. выгодный для Руси торговый договор. Русским купцам разрешалось свободно приезжать в Константинополь и торговать беспошлинно. В течение шести месяцев «пребывания в Константинополе русские послы и купцы должны были получать хлеб, вино, мясо, рыбу и овощи. На обратный путь византийское (правительство обязано было снабжать их провизией, якорями, веревками, парусами и т. п. Но во избежание столкновений с греками русские купцы должны были останавливаться в предместье города и могли появляться в городе только н сопровождении царского чиновника, без оружия, в одни ворота группами не больше чем по 50 человек.

Преемником Олега был Игорь. Он снова подчинил древлян, поднявшихся после смерти Олега против Киева, и покорил уличей. Он также вел борьбу против печенегов, усиливших свои нападения на русские земли. Продолжая политику борьбы против преобладания Византии в Причерноморье, Игорь дважды снаряжал морские походы. Первый из них в 941 г. окончился неудачно. В 944 г. Игорь совершил второй поход, но до битвы дело не дошло, так как греки предложили выкуп. В том же году был заключен новый договор между Византией и Русью, менее выгодный для последней, нежели договор Олега. В 945 г. Игорь во время сбора дани был убит восставшими древлянами во главе с князем Малом.

Вдова Игоря Ольга (945—957 гг.), начавшая княжить вместо своего малолетнего сына Святослава, жестоко расправилась с древлянами. Однако, опасаясь новых народных восстаний и стремясь укрепить феодальные отношения, она упорядочила сбор дани: Определила ее размеры и установила «погосты» — административно-финансовые пункты для ее сбора. Ольга поддерживала политические и торговые связи с Византиею. Незадолго до своей смерти она ездила в Константинополь, где встречалась с византийским императором Константином. Ольга первая из киевских князей приняла христианство, отвечавшее интересам укрепления княжеской власти. Но при ней христианство не стало официальной религией Киевской Руси.

В княжение Святослава (957—972 гг.) — сына Игоря и Ольги — территория Киевского государства значительно расширилась, его могущество и значение среди других государств возросло. Летописец так рисует воинственного и храброго Святослава: «Легко ходя, аки пардус (барс), войны многи творяще. Ходя возы по себе не возяше, ни «котла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину на углях испек ядяше, ни шатра имяше, но подклад постлав и седло в головах». Выступая в поход, он предупреждал врага: «Хочю на вы ити». По словам летописи,- перед одной из битв он обратился к своей дружине с такими словами: «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мертвым не стыдно («мертвые сраму не имуть»), а если побежим, то будет нам стыдно».

Стремясь укрепить восточную границу Киевской Руси и обеспечить свободное плавание по волжскому пути, Святослав совершил несколько походов на восток. Он подчинил себе самое восточное славянское племя вятичей на Оке, освободив его из-под власти хазар, разгромил Хазарское царство, которое в течение нескольких столетий угрожало восточным славянам, и покорил на Северном Кавказе ясов (осетинов) и касогов (черкесов), упрочив таким образом владения Киевской Руси на Таманском полуострове (Тмутаракань). Вскоре Святослав должен был обратить свое внимание на юго-запад, где он хотел закрепить «за Киевской Русью Придунайскую землю с выходом в Черное море. Население этой земли было издавна Связано с восточными славянами. Здесь был непосредственный стык восточнославянского и болгарского населения. Обладание этой землей могло не только иметь большое экономическое значение для Киевской Руси, но и (могло бы укрепить ее позиции в борьбе с Византией, стремившейся утвердиться на Дунае. Желая использовать Святослава для покорения Дунайской Болгарии, византийское правительство призвало его себе на помощь. Святослав быстро занял ряд болгарских городов и решил укрепиться в городе Переяславце в устье Дуная (968 г.). Тогда византийское правительство, встревоженное успехами киевского князя, подкупило печенегов, «подговорив их напасть на русские земли. В 968 г. печенеги осадили Киев. Это заставило Святослава вернуться на Русь, чтобы отогнать кочевников. Но через некоторое время Святослав предпринял второй поход в Болгарию. Он прошел через всю Болгарию и стал угрожать Константинополю. Во время этого похода болгарский царь вступил в союз со Святославом для борьбы с Византией, угрожавшей независимости Болгарии. В 971 г. византийский император Иоанн Цимисхий двинул против ослабленных сил Святослава большую армию. Несмотря на все мужество русских воинов, Святослав вынужден был заключить мир, по которому отказался от придунайских земель. При возвращении Святослава в Киев, на него напали у днепровских порогов Печенеги. Дружина его была разбита, а сам он погиб в бою (972 г.).

Цитируется по изд.: История Украины. Краткий курс. Киев, 1948, с. 22-27.