Афанасьевская культура (Степанова, 2019)

В конце IV – первой половине III тысячелетия до н. э. в жизни древних племен, населявших Алтай и Минусинскую котловину, произошли большие перемены. В тот период времени племена, проживавшие на территории Алтае-Саянской горной страны, изготовляли и использовали орудия из меди, а животноводство стало основной отраслью хозяйства. Данные изменения связаны с населением, оставившим самые древние в Южной Сибири памятники эпохи палеометалла, объединенные в афанасьевскую культуру или общность. Указанное наименование связано с первыми находками, сделанными в долине Енисея под Афанасьевой горой в 1920-е годы.

В настоящее время археологические комплексы афанасьевской общности вы[1]явлены на огромной территории, которая включает Горный Алтай и предгорья, Хакасию, Туву, Северо-Западную Монголию (рис. 2.12). Кроме того, предметы, имеющие аналогии в афанасьевских памятниках, обнаружены на территории Северо-Западного Китая (в Синьцзяне) и неподалеку от Самарканда в долине Зеравшана.

На Алтае памятники рассматриваемой общности открыты еще в 1865 г. благо[1]даря раскопкам В.В. Радлова. Однако культурная принадлежность их была определена только в 1930-е годы после проведения исследований около устья р. Куюм (правый приток Катуни) и в долине р. Куроты (левый приток Урсула). Основная часть памятников выявлена в Центральном и Северном Алтае. Несколько реже они встречаются в юго-восточных и северо-западных районах указанного региона.

«Афанасьевцы» жили по берегам крупных рек и их притоков (Катунь, Урсул, Ело, Куюм и др.). Об этом свидетельствуют их многочисленные кладбища и по[1]селения, расположенные на высоких надпойменных террасах. Известно более 80 могильников и 40 поселений. Следы жизнедеятельности афанасьевского на[1]селения зафиксированы в пещерах Алтая. Обнаружены и места, где совершались культовые действия. В общей сложности раскопано более 200 захоронений.

Погребальные сооружения внешне заметно различаются между собой. Все они круглой формы, но большинство из них имеют вид оград из крупных вертикально установленных каменных плит, которые часто называют кромлехами. В настоящее время они возвышаются над землей на 0,15–0,8 м (рис. 2.13), а ранее высота, судя по всему, была больше 1 м (рис. 2.14). Меньшая часть объектов представлена небольшими земляными курганами из рваных камней, иногда заметных лишь по нескольким едва выступающим из земли камням. Такие сооружения у археологов получили название оградок-стенок. Нынешний их вид – результат разрушения в течение не[1]скольких тысячелетий. Первоначально они представляли собой округлые ограды,

стенки которых были сложены из обломков плит или рваных камней, устроенных плашмя в несколько слоев. Высота стенок таких оград могла составлять 1 метр. В на[1]стоящее время иногда сохраняются кладки высотой до 0,4–0,45 метра (рис. 2.15). Внутреннее пространство оград обустраивалось по-разному. Оно могло быть и в виде сложного сооружения, например, из дополнительных колец из камней и плит, и вообще не иметь никакой возвышающейся конструкции в центре.

Ограды обоих типов различаются размерами: от совсем маленьких (диаметром 0,8–1,0 метра) до крупных (диаметром 16–18 м). В центре надмогильной конструкции, как правило, находилась одна могила, крайне редко две, ориентированные обычно по направлению с юго-запада на северо-восток. Могильные ямы часто перекрывались массивными каменными плитами, реже тонкими плашками или жердями. Поверх такого перекрытия иногда устраивался небольшой земляной холм, поверхность которого обкладывалась камнями.

В каждой могиле обычно хоронили по одному человеку, изредка по два, как правило, взрослого и ребенка или двух детей. Умерших укладывали на спину, реже на правый бок, с согнутыми в коленях ногами (рис. 2.16). В ряде случаев установлено, что первоначально ноги были согнуты и поставлены коленями вверх. Считается, что для того, чтобы придать такую позу умершему человеку, его помещали на какое-то время в сидячем положении, возможно, связывали, а затем укладывали в могилу на спину, лицом к восходу, головой на юго-запад и запад. Как правило, погребенных окрашивали охрой (рис. 2.17). Кроме того, нередко охру помещали в могилу в специальных мешочках. Возможно, наличие охры связано с представлениями древнего человека о крови, которая символизировала жизнь. «Афанасьевцы» иногда расчленяли своих по гребенных. На нескольких памятниках выявлены захоронения, в которых у погребенных людей не было головы, а остальные кости находились в анатомическом порядке. Это позволило предположить, что существовал культ головы умершего. Погребальные сооружения в виде круга и ориентация погребенных людей головой на запад или юго-запад, очевидно, связаны с культом солнца.

Из предметов, которые сопровождали умершего человека в загробный мир, со[1]хранились изделия, изготовленные из глины, металла, камня и кости (рога). Только в трех захоронениях сохранились вещи из органических материалов. Большую часть находок составляет глиняная посуда (рис. 2.18). Сосуды с пищей ставились в ногах или у головы погребенного. Из других категорий вещей чаще других находят каменные жезлы и песты (рис. 2.19.-1–3). Назначение жезлов остается не[1]ясным. Следы обработки или сработанности на них, как правило, не выявлены. Вероятнее всего, это предметы ритуального характера. К редким находкам относятся украшения (серьги, браслеты, пронизки), медные шилья, ножи и оковки, костяные гвоздики, пронизки и проколки (рис. 2.20). Украшения сделаны из металла (меди, метеоритного железа и самородного золота), камня, кости и рога. Из крупных предметов в оградах или над могилами в нескольких случаях обнаружены зернотерки, куранты (рис. 2.19.-5, 6), терочники. На перекрытиях могил встречаются рога марала. В пределах надмогильной конструкции на одном объекте найдены кирки из рогов крупного животного. Стрелы, по-видимому, в могилы не клали. Каменные наконечники были обнаружены всего дважды среди костей человека. По-видимому, они остались не вынутыми из ран. Обломки каменных наконечников стрел изредка находят в костях человека. Это может свидетельствовать о том, что отношения афанасьевского и местного населения не всегда были мирными.

Из домашних производств у «афанасьевцев» было гончарное, выделка кожи, резьба по дереву, прядение, что подтверждается соответствующими находками. Наиболее полное представление сложилось об изготовлении керамики. Глиняная посуда различается формой, размерами, орнаментом, цветом (рис. 2.18).

Использовались «афанасьевца[1]ми» остродонные яйцевидные и круглодонные шарообразные сосуды и очень редко – плоскодонные. Большую часть составляют горшки с острым или приостренным дном. Для того чтобы сварить пищу в таких со[1]судах, по-видимому, необходимо было их закопать в кострище. Воз[1]можно, остродонные сосуды использовались не для варки, а для хранения пищи. К такому выводу приводит ряд наблюдений на не[1]скольких поселениях, на которых неподалеку от кострищ найдены остродонные сосуды, углубленные на 2/3 в землю. В них, видимо, находилась или уже приготовленная пища, или та, которую не требовалось варить. Кроме того, ряд исследований также показывает, что «афанасьевцы», скорее всего, коптили мясо, а не варили. Как остродонные, так и шаровидные сосуды различаются размерами. На поселениях встречаются очень крупные изделия (до 8–10 л) и мелкие (около 0,5 л). В целом, как на поселениях, так и в погребениях преобладают горшки, объем которых составляет около 1 л. Сосуды большого объема встречаются только на поселениях. Очевидно, что одним из функциональных признаков разделения глиняной посуды были ее размеры.

По форме выделяются необычные глиняные сосуды в виде вазочки на ножке[1]поддоне, которые часто называют светильнями или курильницами. Их назначение до сих пор до конца неясно (рис. 2.21). Предполагается, что изделия использовали в первую очередь в ритуальных целях. В них могли растирать охру, так как по стенкам и на дне часто фиксируются остатки красной краски. В курильницах также могли находиться вещества, применяемые для ароматического окуривания или одурманивания во время ритуальных обрядов. Эти сосуды размещались непосредственно в погребениях или у края могилы. Они найдены почти на всех поселениях. Однако их намного меньше, чем сосудов других форм.

Для изготовления глиняной посуды выбирали глины с большим количеством естественных примесей в виде обломков разнообразных минералов, размер которых нередко достигал до 1×1,5 см (рис. 2.18.-10). В такое сырье искусственно вводили органику и иногда добавляли шамот *. Лепили горшки из лент или жгутов, состав встречаются на поселениях и изредка в захоронениях. Узор наносили разными инструментами, например, с коротким и длинным очень тонким рабочим краем, имеющим от 3–5 до 35 мелких зубчиков; или палочкой, лопаточкой, грифельной косточкой и др. Из-за того, что орнамент наносился разными пред[1]метами и способами, сосуды выглядят нарядно украшенными. Визитной карточкой «афанасьевцев» является орнамент «качалка» (рис. 2.18.-11), который наносился движением штампа, не отнимающимся полностью от поверхности сосуда при поочередном развороте инструмента на одном и другом конце. Ряды оттисков орнаментиров имеют наклон в одну сторону или в противоположные. В последнем случае они образовывали узор, называемый «елочкой» (рис. 2.18.-9). По венчику часто орнамент состоит из треугольных зон. Иногда встречаются сосуды, украшенные необычно. Например, отпечатки образуют волну или составляют сложную композицию (рис. 2.18.-7). Есть несколько сосудов, орнаментированных плавными прочерченными линиями, напоминающими личины. Иногда такой орнамент называют растительным (рис. 2.18.-6).

«Афанасьевцы» пользовались и деревянной посудой, которая, как правило, не сохранилась. О том, что она была и ее помещали в захоронения, свидетельствуют находки в одном из погребений остатков деревянного ковша и берестяного сосуда.

Важнейшим культурным приобретением афанасьевских племен стало овладение металлом. Известно, что металл использовался для изготовления украшений (серег, браслетов), оковок для починки деревянных сосудов, а также предметов быта – игл, шильев, ножей. Металлические изделия изготовлены как из меди, так и из золота, и метеоритного железа. Эти находки доказывают, что афанасьевское население уже знало несколько металлов и добывало их. Изделия из металла находят не только в мужских захоронениях, но и в женских и детских. Это можно объяснить тем, что данные предметы не являлись дефицитными.

«Афанасьевцы» применяли и каменные орудия, например песты, колотушки, зернотерки, куранты (рис. 2.19.-3–6), и некоторые предметы, которые, по мнению ученых, были изготовлены не афанасьевскими мастерами, а на несколько тысячелетий раньше, еще в эпоху камня. Однако афанасьевское население их находило на местах более древних поселений и приспосабливало для своего быта. В этом плане, например, можно указать ножевидные пластины (рис. 2.19.-7). В целом изучение каменной индустрии с поселений привело к выводу, что технология расщепления камня у «афанасьевцев» крайне примитивна и рассчитана на производство вспомогательных инструментов для домашних производств, в первую очередь, связанных с переработкой биоресурсов и сооружением котлованов, навесов и т.п. Основой каменной индустрии являлась инновационная технология изготовления изделий различны[1]ми методами пикетажа, шлифовки, пиления и сверления, существен[1]но отличающимися от более древних местных техник камнеобработки. Из-за отсутствия умений и навыков раскалывания каменного сырья появилась традиция использовать в хозяйствен[1]ной деятельности камни естественных форм (гальки и валуны). Такая значительная утрата навыков обработки камня у «афанасьевцев» свидетельствует о том, что металл уже занял прочное место в их жизни.

Другим важнейшим приобретением «афанасьевцев» было животноводство. О том, что у них был домашний скот, свидетельству[1]ют остатки мясной пищи, которую иногда помещали в могилы. «Афанасьевцы» разводили все основные виды домашних животных (лошадей, мелкий и крупный рогатый скот). Однако как на поселениях, так и изредка в погребениях находят кости диких животных (напри[1]мер, косули, благородного оленя и др.). Это свидетельствует о том, что охота сохраняла свое значение.

Дискуссионным остается вопрос о занятиях «афанасьевцами» земледелием. Поскольку земледелие, как правило, развивается с ран[1]ней формой скотоводства, то вполне возможно, что его зачатки были и у «афанасьевцев». Не исключено, что каменные зернотерки и куранты (рис. 2.19.-5, 6) служили для растирания не только дикорастущих злаков, но и выращенных «афанасьевцами». В Горном Алтае местные коллективы людей до появления «афанасьевцев» не использовали в своем быту зернотерки, куранты и песты. Поэтому появление подобных предметов оказалось важным приобретением для населения этой территории.

Неизвестно, какую роль играло в жизни афанасьевского населения рыболовство. Находок, свидетельствующих о занятиях рыболовством, практически нет. Изотопные исследования неожиданно показали, что афанасьевское население из Горного Алтая, в отличие от родственных племен с Енисея, практически не употребляло рыбу. Сложно сказать, с чем это связано, так как добыть рыбу в те времена не составляло большого труда.

Жили «афанасьевцы» в небольших поселках, состоявших, вероятнее всего, из полуземлянок или жилищ наземного типа. На поселениях сохранились небольшие очаги диаметром около 1 метра, слегка заглубленные в землю, оконтуренные камнями или мелкими плитками.

Представление о величине поселков обычно составляется по количеству погребенных на кладбище людей. На большинстве афанасьевских могильников раскопано небольшое количество объектов. Визуальный осмотр памятников позволяет предположить, что в основном они содержат приблизительно одинаковое число ог рад, а следовательно, и погребенных людей. В данном случае показательны мате[1]риалы наиболее полно исследованного могильника Сальдяр-1. Там похоронен 41 человек – 13 взрослых, 28 детей и подростков. Захоронения последних составляют 63%. Это указывает на высокий уровень смертности детей, который в целом находится приблизительно в том же соотношении с числом взрослых, что и на могильниках эпохи бронзы. Вероятнее всего, такое кладбище действовало менее 50 лет. Однако у афанасьевских погребальных комплексов есть особенность: они на[1]ходятся на расстоянии 0,5–2 км один от другого. Так же расположены и поселения. Наличие похожих сосудов на разных некрополях и поселениях, судя по всему, изготовленных в один промежуток времени, позволяет считать, что и памятники функционировали одновременно. Имеющиеся данные свидетельствуют о высокой плотности заселения афанасьевским населением речных долин Горного Алтая. Видимо, «афанасьевцы» жили небольшими поселками, но располагались эти поселки в непосредственной близости, что создавало возможность постоянных контактов.

Возраст смерти мужчин и женщин различается. Средний возраст смерти мужчин 36 лет, женщин – 31 год. Большинство мужчин умирали моложе 50, а женщин – моложе 35. Мужчин старше 45 лет больше, чем женщин, которые редко доживали до 45 лет. Детская смертность особенно высока в 1–2 года и 5–10 лет. Кроме того, отмечается значительная смертность в возрастной группе от 13 до 19 лет, включающей подростков, женщин и мужчин.

Исследованиями установлено, что на состояние здоровья мужчин в большей степени оказывали влияние неблагоприятные последствия их хозяйственной деятельности, обусловленные повышенным травматизмом и переохлаждением, а женщин – последствия недоедания, особенно чувствительные в детском возрасте и в период беременности. Большая смертность детей в афанасьевское время, как, видимо, в целом и в первобытном обществе, была из-за тяжелых условий жизни и плохого питания.

По основным показателям, характеризующим состояние здоровья у афанасьевского населения Горного Алтая, обнаружено сходство с населением, экономической основой которого было животноводство. Однако есть и особенности. Например, у «афанасьевцев» Горного Алтая отмечено отсутствие кариеса зубов и наличие признаков цинги. У детей происходили задержки роста. Это было связано с тем, что обеспечение пищей было недостаточно стабильным. Дети сильно страдали от недостатка витаминов, хотя вокруг афанасьевских поселков имелось много источников витаминов. Инфекционные заболевания в детском возрасте нередко заканчивались летальным исходом. Отмечено, что девочки получали более ограниченный доступ к пищевым ресурсам, чем мальчики. Выявлены и патологические последствия холодового стресса на «афанасьевцев». В целом на продолжительность жизни влияли пищевой стресс и болезни, пережитые в период роста и развития.

«Афанасьевцы» Горного Алтая выделялись высоким ростом. Длина тела в среднем составляла 175,9 см у мужчин и 167,5 см у женщин. Это одна из самых высокорослых групп среди евразийских популяций эпохи палеометалла. Адаптивные особенности скелетной конституции афанасьевского населения Горного Алтая формировались под воздействием холодового стресса и гипоксии (кислородного голодания). Признаков имущественного неравенства или зависимого положения муж[1]чин и женщин пока не прослежено. Погребения двух человек встречаются редко.

Как правило, это захоронения взрослого и ребенка, двух детей или подростков и, как исключение, встречаются совместные погребения мужчины с женщиной. Однако какими-либо отличительными признаками или богатым инвентарем парные захоронения не выделяются. В погребениях в оградах, значительно различающихся размерами, например, диаметром 1 м и 16,5 м, по инвентарю каких-либо различий не прослежено. Размер оград не связан и с возрастом погребенных, так как в небольших оградах (диаметром до 3 м) хоронили не только детей, но и взрослых. В целом, детей хоронили так же, как и взрослых, особого обряда для них не было. Хоронили их как в отдельных оградах, так и со взрослыми в одной могиле. Тем не менее различия между жителями все же были. Об этом свидетельствует то, что в нескольких могилах было по 3–5 сосудов, а приблизительно в 40% захоронений глиняной посуды не было вообще. На особый статус погребенных, видимо, указывает наличие жезлов, пестов, ножей и некоторых других вещей в могилах.

Как отмечалось выше, афанасьевские памятники найдены в разных регионах. Основное их количество обнаружено в Горном Алтае и минусинских степях Енисея. Между ними имеются различия и по погребальному обряду, и по инвентарю. Например, на Енисее, в отличие от Алтая, чаще хоронили умерших в оградах из плит и камней, уложенных плашмя друг на друга. В ограде нередко сооружалось по две и больше могилы, ямы перекрывали массивными бревнами. В ряде случаев погребено от 3–4 до 8 человек. Удалось установить, что коллективные захоронения на Енисее совершались весной. Тех, кто умер зимой, временно помещали в наземных укрытиях, которые иногда нарушались дикими животными. Различается и глиняная посуда – афанасьевские сосуды с Енисея более вытянутые, меньше высота венчика, часто украшались инструментами, аналогий которым на Алтае не обнаружено. Однако в целом между афанасьевским населением этих двух регионов много общих черт. В частности, это проявлялось в традициях сооружать круглые ограды с высокими стенками из плит и камней, хоронить умерших людей на спине с согнутыми в коленях ногами, головой на юго-запад и запад, помещать с ними остродонные и круглодонные профилированные сосуды, часто украшенные «качалкой» и др. Очевидно, эти две области были населены разными племенными группами с одинаковой в общих чертах культурой. Эти группы различались между собой некоторыми обычаями и этнографическими особенностями. Необходимо отметить, что различия между памятниками разных регионов связаны не только с тем, что они оставлены разными этнографическими группами, но и, безусловно, с тем, что у афанасьевского населения разных регионов были разные исторические судьбы (Горный Алтай, Средний Енисей, Тува, Монголия).

Афанасьевское население характеризовалось ярко выраженным европеоидным типом. По своему внешнему облику афанасьевские племена не имели ничего общего с населением, занимавшим более восточные и северные территории, а на западе наиболее близкие аналогии имеются в степях Поволжья. Афанасьевские племена Алтая и Енисея представляют крайнюю восточную ветвь европеоидных племен Евразии. Их объединяет сходное хозяйство, а также, по-видимому, происхождение.

Происхождение «афанасьевцев» по-прежнему остается загадкой. На сегодняшний день выдвинуты разные гипотезы. Первоначально предполагалось, что афанасьевское население было местным. Однако это мнение не нашло подтверждений. Большинство данных свидетельствует о том, что афанасьевское население пришлое, хотя не исключено, что в его формировании могли принять участие и местные племена. По крайней мере, отмечено влияние на афанасьевское население инокультурного, в частности, в традициях изготовления посуды. Остается не ясным, откуда пришли афанасьевцы на Алтай и на Енисей. Существует несколько точек зрения по этому поводу. Одна из них предполагает, что сложение афанасьевской культуры произошло в Центральной Азии – в северной части Монголии и Тувы, откуда население и мигрировало. Более популярна точка зрения, что «афанасьевцы» пришли на Алтай и Енисей из Волго-Уральского междуречья и более западных территорий, где проживали древнеямные племена, получившие свое название из-за того, что хоронили своих умерших в простых грунтовых ямах и, как правило, без инвентаря. Именно с этим населением отмечают наиболее близкое сходство антропологи и палеогенетики. Однако существенные различия в материальной куль[1]туре, погребальном обряде делают маловероятным непосредственную миграцию древнеямного населения из Волго-Уральского междуречья на Алтай и Енисей, но не исключают общего происхождения афанасьевского и древнеямного населения. Существует еще одна точка зрения, что был единый центр, из которого племена мигрировали в разных направлениях (на восток и на запад), в результате образовались древнеямная и афанасьевская группы населения. Подобное предположение объясняет выявленные различия в культуре афанасьевского населения из двух регионов. Однако район, из которого произошла миграция, не установлен. В целом, пока ни одна из этих точек зрения не приобрела решающего перевеса, но в результате исследований последних лет появляются все новые доказательства, подтверждающие пришлый характер афанасьевского населения в Горном Алтае.

Н.Ф. Степанова

Цитируется по изд.: История Алтая Том I. Древнейшая эпоха, древность и средневековье. Под общей редакцией А.А. Тишкина. Барнаул, 2019, с. 114-124.

Примечания

*  В археологии так называют искусственную добавку в глину при производстве посуды. Шамот представлял собой раздробленные фрагменты от керамических изделий, куски обожженной и измельченной глины (прим. – Ред.)