Испания в эпоху Реконкисты

1. Ход Реконкисты. В первой половине VIII века после символической победы при Ковадонге (722) в горах Астурии, Кантабрии и Галисии было основано прочное христианское государство. Мавры расположились в небольшом количестве к северу от линии Коимбра - Толедо - Гвадалахара. Плоскогорья Леона и Бургоса были опустошены, и на них совершались частые набеги. Но с середины VIII до середины IX века внутренние раздоры принуждал и астурийских королей к обороне.

Между 785 по 811 годами эта оборона содействовала движению Реконкисты, позволяя действовать франкам на востоке. Их действия были особенно эффективными на территории современной Северной Каталонии, где было основано франкское «движение», во главе которого встали графы Барселонские. В Пиренеях (об этом свидетельствует битва при Ронсевале*) группы басков и наваррцев вели борьбу независимо друг от друга.

После 840 года Астурийское королевство вновь улучшает свое положение. Его границы достигают

______

* Ронсеваль (вен. Roncesvalles, франц. Roncevaux) - населенный пункт и ущелье в Западных Пиренеях в провинции Наварра (Испания). 15 августа 778 г. здесь был уничтожен басками - союзниками арабов - арьергард франкских войск Карла Великого, отступавших во Францию после неудачной осады Сарагосы. В бою был убит военачальник Роланд, ставший героем французского эпоса «Песнь о Роланде».

[19]

Дуэро *, и столицей становится город Леон. В то же время усилиями графа Фернана Гонсалеса Бургос становится столицей основанного им королевства Кастилии (932-970). Наваррское королевство в Пиренеях достигает города Туделы на верхнем течении Эбро. Однако около 1000 года Альмансор останавливает успехи Реконкисты.

Падение Кордовского халифата, наконец, позволило Кастилии одержать триумфальную победу: христиане вышли за пределы центральной Сьерры и взяли Толедо (1080). Но затем нагрянули Альморавиды. Только Сиду ** удалось оказать им сопротивление и захватить территорию вокруг Валенсии (1095). Однако после его смерти Валенсия была потеряна, и Кастилия вернулась к своим прежним границам.

XII век был ознаменован победами Арагона. Столицей этого маленького королевства в Пире-неях при Альфонсе I Воителе становится Сараго-

_____

* Дуэро, португ. Дору (Duero, Douro) - река на Пиренейском полуострове. Длина 925 км (по другим источникам - 938 km)I площадь бассейна около 95 тыс. км2. Истоки в Иберийских горах, в Испании, в верхнем и среднем течении в глубокой долине пересекает Старо-Кастильское плоскогорье.

** Сид Кампеадор (исп. Cid Campeador, от араб. сиди - мой господин и исп. Campeador - воитель); настоящее имя - Родриго Диас де Бивар (между 1026 и 1043 1099). Это кастильский рыцарь, прославившийся своими подвигами в ходе Реконкисты. Он одержал победу над Альморавидами в битве за Валенсию, которой овладел 15 июня 1091 г.; правил ею до своей смерти как самостоятельный государь. Сид идеализирован в народном эпосе (см. «Песнь о моем Сиде»). Образ Сила нашел отражение не только в литературных памятниках Искании, но и за ее наделами (произведения П. Корнеля во Франции, И. Г. Гердера в Германии).

[20]

са (1118). Альфонс овладел городами Калатаюд и Дарока, принадлежавшими маврам и расположенными на юге от Эбро. Династический брак, связавший Альфонса с родом графов Барселонских, способствовал объединению их владений (граница домена графов Барселонских доходила к тому времени до города Тортосы в устье Эбро). В 1170 году был основан город Теруэль. Однако впоследствии интересы арагонских властителей обратились к французскому югу.

Угроза, исходившая от Альмохадов в начале XIII века, привела к образованию христианского союза в 1212 году. Победа при Лас-Навас-де-Толоса, одержанная благодаря совместным действиям христиан, определила дальнейший ход Реконкисты. Португалия, королевство, расположенное па западе, смогла отвоевать свои южные провинции; святой Фердинанд Кастильский захватил Кордову в 1236 году и Севилью в 1248 году; Иаков I Арагонский, прозванный Завоевателем, между 1229 и 1235 годами захватил Балеарские острова, в 1238 году получил Валенсию, впоследствии - города Джативу и Альсиру, еще позже - область Мурсию. К 1270 году в руках мусульман осталась только Гранада и несколько клочков земли в районе Уэльвы.

С 1270 года до конца XV века движение Реконкисты приостанавливается. Португалия обращает свой взор к океану, Арагон - к Средиземному морю. Кастилия, которую раздирают династические войны, воюет с гранадскими и африканскими маврами, но решающая победа не дается кастильцам. Конец Средневековья уже не считается эпохой Реконкисты: этому времени присущи иные черты.

[21]

2. Наследие эпохи Реконкисты. Продолжительность Реконкисты придает этому явлению особую значимость. Быстрое изгнание неверных изменило бы судьбу Испании: она бы не обрела те нравы, обычаи и дух, которые сформировались в ходе многовекового крестового похода, который мы называем Реконкистой. Несомненно, вожди раздробленной Испании в ходе всех этих разрозненных событий не могли иметь ясного осознания преследуемых целей. Но под влиянием необходимости Реконкиста в этой бедной стране с растущим населением стала безостановочной колонизацией и священной войной. Испанское средневековое общество стояло на двух китах - на необходимости экспансии и на страстной религиозной вере.

Испания, и в особенности Кастилия, с 711 по 1492 год представляла собой общество, постоянно пребывающее в состоянии войны. «Класс, который сражается», естественно, занял первое место. Никогда еще аристократия не была столь могущественной; никогда еще дворянство не было столь многочисленным.

Представители родовитого испанского дворянства имели мало общего с ленным * дворянством французского типа: маленькие королевства, по-

_______

* Лен (нем. Lehn), феод (позднелат. feodum, feudum), фьеф (франц. fief), фи (англ. fee) - в странах Западной Европы в Средние века земельное владение или фиксированный доход (в деньгах или в натуре), пожалованные сюзереном своему вассалу в наследственное владение под условием несения последним в пользу первого феодальных служб: прежде всего военной, а также придворной (участие в суде, в управлении синьорией и др.) и уплаты предусмотренных обычаем денежных платежей.

[22]

стоянно находящиеся в состоянии войны, не могли быть разделены подобным образом. Высшее дворянство в Испании составляли гранды *, спутники короля в битвах с неверными; власть военачальников и количество преданных им людей делали их гордыми и независимыми вождями, способными вести свою личную политику, иногда очень отважную - это касается и войны, и интриг против врагов. Так, граф Фернан Гонсалес стал основателем Кастильского королевства, а Сид - еще более яркая, почти символическая фигура - выступал арбитром в междоусобных распрях мавров и управлял Валенсией как король. Впоследствии, в конце XIII века, когда испанцы добились больших успехов (особенно это касается завоевания Андалусии кастильцами), положение высшей знати несколько изменилось: короли сами стали распределять огромные домены, раздавая целые деревни и значительные денежные средства. Представители высшей знати по-прежнему оставались крупнейшими землевладельцами, а также в силу традиции пользовались огромной властью при дворе.

Роль мелкой знати была не менее важной, хотя и носила иной характер. С начала Реконкисты не-

_____

* Гранды (Grandcs) - в средневековой Испании высшее дворянство, духовное и светское (в отличие от основной массы дворян - идальго и кабальерос). С XIII в. занимали высшие государственные должности, пользовались большими привилегиями: были освобождены от налогов, имели право отстаивать свои «вольности» вплоть до объявления войны королю и перехода на службу к другим государям. С расцветом абсолютизма в XVI в. гранды превратились в придворную знать.

[23]

большие армии «инфансонов»* и «кабальерос» сопровождали короля или больших вельмож. Эти дворяне были достаточно богатыми, чтобы приобрести экипировку, yi владели небольшими землями («идальго» означает «сын имеющего нечто»), хотя и не обладали значительными богатствами. Они имели много общего с младшими сыновьями богатых семей, делавшими военную карьеру или пополнявшими ряды духовенства в соответствии с законом «майората»**. Именно они составляли фландрскую и итальянскую армии, они покоряли Индию. Единственным смыслом их существования была война, что, несомненно, явилось следствием средневековой Реконкисты. Именно представители мелкого дворянства впоследствии, когда начнется упадок средневекового испанского

_______

* Инфансоны (исп. infanzones, от лат. infans - юный) – представители среднего и мелкого дворянства в Кастилии и Арагоне (X - XV вв.). Инфансоны как сословная группа возникли на раннем этане Реконкисты и приобрели большое значение в XI - XII вв. Они не подлежали податному обложению, но были обязаны нести службу в королевских войсках. Короли Кастилии и Арагона, стремясь ограничить влияние знати, охотно включали в число инфансонов горожан. На территориях, отвоеванных у арабов, инфансонами часто становились колонисты из северных областей страны. В XIII-XV вв. этот титул постепенно выходит из употребления, и лика рыцарского звания получают наименование идальго.

** Майорат (поздпелат. majoratus, от лат. major - больший, старший) - наследование недвижимости (прежде всего земли) по принципу первородства в семье или роде. В феодальном праве Англии, Франции, Германии и других стран Европы майорат был установлен в XI—XII веках с тем, чтобы избежать дробления земельной собственности. Наследником феода стал признаваться старший сын, остальные дети исключались из числа наследников.

[24]

духа, будут ощущать ностальгию и тоску по приключениям, гордость за свое прошлое и нежелание отдаться на волю истории. Они станут Дон-Кихотами или героями плутовских романов. Они станут живым анахронизмом, забавными персонажами романов XIX века. И даже сегодня в людях, причисляемых к «мелкой буржуазии» - в деревенском землевладельце, адвокате из маленького городка, в студенте или военном, которых использовал франкистский режим, - можно узнать черты «идальго». Этот класс, со всеми его надеждами, притязаниями, отношением к жизни и к труду, не сдается.

Подобные замечания можно отнести и к духовенству, которое за время Реконкисты стало идеологическим звеном общества. Как и знать, духовенство было представлено, с одной стороны, богатой и могущественной аристократией, а с другой - бедным большинством, которое, однако, было проникнуто сознанием своего авторитета. Испанское духовенство исторически было воинствующим, даже военным: священнослужителей не страшила (скорее, привлекала) идея вооруженной борьбы за веру и за интересы верующих. Духовенство считало, что оно отвечает за духовное (и отчасти материальное) состояние общества.

Нужно уточнить, что доминирующая роль духовенства и знати в эпоху Средних веков отнюдь не означала ущемления других классов ни в социальном, ни в политическом плане. Несомненно, это равновесие было многим обязано экспансионизму Реконкисты. Постоянные военные действия и необходимость заселения отвоеванных территорий придали испанскому обществу эпохи

[25]

Реконкисты любопытные черты. С одной стороны, война поддерживала королевский престиж, что замедляло процесс формирования феодализма. С другой стороны, такая ситуация благоприятно сказывалось на положении и правах народа. Необходимость обработки земли и защиты территорий стала причиной возникновения многочисленных «бегетрий» * (группа людей избирала сеньора, который был обязан их защищать в обмен на определенные повинности), а также раздачи «картас-пуэблас» (это были грамоты, дающие право на заселение некоторой территории). Таким образом, даже при вполне сформировавшейся феодальной системе крестьянские и городские общины оставались сильными и относительно свободными. Позже, когда Реконкиста распространились на новые территории, различные общественные группы, жившие на завоеванных землях (мосарабы, евреи, мудехары), и свою очередь получили «фуэрос»**, оставившие по себе дол-

_____________

* Бегетрии (исп. behetria) - вольная крестьянская община в средневековой Испании. Бегетрии получили распространение и Кастилии и Леоне главным образом в период Реконкисты. Бегетрия имела право избирать (а также и менять) сеньоров, иметь самоуправление и другие вольности. Но призыву короля или сеньора члены бегетрии должны были нести военную службу во время войны; обязаны были по отношению к своему сеньору сравнительно небольшими платежами и повинностями. Сеньор же оказывал им военную защиту. С завершением Реконкисты, в связи с общим наступлением феодалов на права крестьян бегетрии стали приходить в упадок и постепенно исчезать.

** Фуэрос (испанское fueros, множественное число от fucro, - право, привилегия) - в средневековых государствах Пиренейского полуострова: 1) собрание законов общего характера, относящихся ко всем подданным королевства (первое фуэрос такого типа - Вестготская правда, получившая в XIII в. название Фуэро Хузго). 2) Хартии феодальных вольностей отдельных провинций, сословий или фамилий. 3) Муниципальные фуэрос (самые многочисленные) - пожаловании, как правило, от лица короля, фиксировавшие права, привилегии и обязанности жителей городских и сельских общин. В начальный период Реконкисты муниципальные фуэрос фиксировали лишь местонахождение и границы поселения. В дальнейшем в них определялся статус поселенцев, оформлялось их освобождение от барщины, устанавливались нормы податного обложения, общине предоставлялось право на самоуправление (избрание магистрата, изъятие из сеньоральной юрисдикции, содержание собственной милиции и др.). Фуэрос определяли также права сеньора в данном населенном пункте. Изменить содержание фуэрос сеньор имел право лишь с согласия всех жителей поселения. Почти каждый город и прилегающие к нему деревенские общины, местечки, селения имели свои фуэрос. До XIV в. в государствах Пиренейского полуострова фуэрос всех типов являлись основной формой законодательства. В XIV-XV вв. местные фуэрос действовали наравне с королевскими сводами законов. Они подтверждались королем, к ним добавлялись новые. С усилением королевской власти в процессе централизации государственного управления фуэрос все более теряли силу, а в объединенной Испании совсем ее утратили.

[26]

гую память. Следует добавить, что в XII веке возникает новый феномен: в то время как природная экономическая слабость Кастилии тормозила экспансию средних классов, по всему периметру Иберийского полуострова - в Португалии, Каталонии, Валенсии, на Балеарских островах, - на-против, формировалось ядро буржуазии, появлялись торговые республики итальянского типа. Отметим некоторые аспекты этих процессов, в результате которых простолюдины получили возможность активной деятельности и которые продолжают сказываться на жизни Испании до сих пор.

[27]

Прежде всего обратим внимание на экономический уклад жизни сельских общин: леса и дороги находились в общем владении, периодически проводились разделы полей и урожая. Существовали пастушеские общины, члены которых обитали в высокогорных долинах или перегоняли скот с одного горного пастбища на другие, и «гидравлические общины» с удивительно прочными обычаями. Испанский «аграрный коллективизм» противостоял современному индивидуализму вплоть до XIX века. И в XX веке это противостояние все еще не нашло окончательного разрешения.

Теперь рассмотрим административные традиции деревень, городов и поселков. Сначала административные вопросы решались на «консехо», то есть на независимом собрании граждан; позже на смену «консехо» пришли ассамблеи, собиравшиеся н более узком составе и имевшие тенденцию к объединению н союзы. Так, существовали «эрмандады» (союзы городов) в Кастилии, союзы кантабрийских и баскских портов, а вокруг Барселоны группировались каталонские поселки, которые в юридических текстах именовались «улицами» столицы. Эта прочность жизни на местах, своеобразный «кантонализм» и стремление к объединению всегда были характерны для испанской политики. Наконец, обратимся к знаменитым Кортесам, то есть сословно-представительным собраниям, благодаря которым к воле народа вынуждены были прислушиваться короли и их советники из знати и духовенства. Кортесы, этот типичный институт средневековой Испании, явились первой формой сословно-представительных собраний в Западной Европе. Кортесы зародились в Леоне в

[28]

конце XII века, а с середины XIII столетия они уже функционировали во всех королевствах Испании: Кастилии, Арагоне, Валенсии, Каталонии, Наварре. Более регулярные и менее революционные, чем французские Генеральные Штаты, Кортесы следили за соблюдением порядка престолонаследия, принимали клятву короля относительно «фуэрос» страны, решали вопросы о субсидиях и (До или после голосования о субсидиях, в зависимости от региона, что было небезразлично) выражали жалобы населения (agravios, quejas). В связи с этим можно говорить о средневековой «демократии» в Испании. Безусловно, существуют некоторые оговорки, но, тем не менее, следует признать, что немногие народы принимали столь же непосредственное участие в управлении своей страной, как испанцы в эпоху Средневековья. Об этом можно говорить с полным основанием. И в том, что касается политической психологии, этот факт был далеко не ничтожным.

В сущности, XIII век был исключительно гармоничным временем в истории Испании. В Кастилии с 1230 по 1252 год правил святой Фердинанд, который был столь же ревностным христианином, как и его кузен, святой Людовик, но зато более реалистичным: он ограничил идею Крестовых походов границами Испании. Кроме того, это был человек широкого кругозора - недаром его называли «королем трех религий». В Арагоне правил решительный каталонец «Хайме» (Иаков) Завоеватель, воин и поэт, жестокий и галантный, не знавший сомнений и колебаний (проще сказать - бессовестный). Однако его окружали святые: Раймонд Пеньяфортский, Пётр Ноласко,

[29]

Раймонд Луллий (исключительно незаурядный человек). Ислам отступил, повсюду возвышались соборы. Это было время триумфа христианского мира на всех фронтах.

Сделаем оговорку. В национальном плане Испания эпохи Реконкисты была скорее раздроблена, нежели едина. Правители Леона (с IX по XI век) и Кастилии (до середины XII века) не переставали считать себя наследниками вестготских королей и именовали себя «императорами всей Испании». Но эти декларации не соответствовали реальности. С географической точки зрения борьба изначально велась в горах, то есть на изолированных территориях. С исторической точки зрения война против мавров рождала дух независимости: Кастилия отделилась от Леона, Сид чуть было не создал государство Валенсию, Португалии развивалась независимо. На востоке Реконкиста в XIII веке приняла федеративную форму: Валенсия и Майорка, как и объединившиеся на основе личной унии Арагон и Каталония (Барселонское графство), обрели статус королевств. Разделение мавританской Испании на «эмираты» также благоприятствовало дроблению. Астурия, Леон и Кастилия, Галисия и Португалия, Наварра, Собрарбе, Арагон, Рибагорса, Каталония в течение долгих веков объединялись или дробились в соответствии с брачными союзами правителей и превратностями престолонаследия.

В итоге каждая область стала гордиться своим статусом и победами в сражениях, а также питать недоверчивое отношение к соседям. Авантюристически настроенные сеньоры и независимая ад-

[30]

министрация возбуждали дух сепаратизма. Конечно, на единство веры, дух Крестовых походов, сплоченность христиан в их борьбе против мавров не могли повлиять отдельные инциденты и случайные союзы. Но мы видим здесь, возможно, один из главных источников двойственности, появившейся в испанском обществе. С одной стороны, это тяготение к сепаратизму, к возникновению, так сказать, внутринациональных связей, а с другой - стремление к универсализму, к наднациональным идеалам. Испанское национальное со-знание с трудом определяет себя относительно этих двух крайностей, причем этот феномен имеет место до сих пор.

Итак, в XIII веке территорию Испании по- прежнему разделяют многочисленные границы, несмотря па союз Арагона и Каталонии, заключенный в 1137 году, а также Леона и Кастилии (1230). Даже если пренебречь Наваррой (которая слилась с Францией в связи с заключением династического брака) и еще не отвоеванной Гранадой, следует констатировать, что Иберийский полуостров был разделен на три части: мы имеем в виду Португалию, Кастилию и союз Арагона, Каталонии и Валенсии на востоке. Этот факт представлял тем большую угрозу для будущего единства, что такое деление соответствует трем человеческим темпераментам и трем географическим направлениям: океан, плоскогорья, Средиземное море. Конец эпохи Средневековья оказал сильнейшее влияние на будущее испанской нации, так как именно в это время наметилось трехчастное деление Иберийского полуострова.

[31]

Цитируется по изд.: Вилар П. История Испании. М., 2006, с. 19-31.

Рубрика: