От Корё к Чосон (СИЭ, 1965)
В последней трети 14 века усилились феодальные междоусобицы, положение страны, подвергавшейся непрерывным нападениям внешнего врагов (особенно японских пиратов), стало весьма тяжелым. Действуя в интересах средних и мелких феодалов, Синдон (незнатный монах, назначенный в 1365 году на пост первого министра) попытался вернуть в казну захваченные магнатами государственные земли и укрепить центральное правительство, но встретил яростное противодействие крупных землевладельцев, которые добились его казни. Борьба между старой корёской знатью, заинтересованной в сохранении раздробленности страны, и сторонниками укрепления централизованного государства принимала все более острый характер. Разногласия между ними сказались и в вопросах внешней политики. Стремление землевладельческой знати Коре поддерживать связи с остатками монголькой державы в Северном Китае ухудшили отношения с Минской династией, которая стала предъявлять и территориальные претензии. Когда правящая феодальная группировка (во главе с Чхве Ён) направила армию для нападения на войска китайского наместника в Ляодуне, один из военачальников Корё Ли Сон Ге, представлявший интересы сторонников земельных преобразований, поднял восстание и повернул армию на столицу. В результате была установлена власть дворян-реформаторов. Они ликвидировали все поземельные привилегии старой аристократии Корё и в 1391 году осуществили закон о чиновных наделах (см. Квачжон поп), которым утверждалась государственная собственность на землю и предусматривался порядок раздачи земельных наделов чиновникам в соответствии с их рангами. В 1392 году была свергнута старая династия. Провозглашенный ваном Ли Сон Ге (Тхэчжо) положил начало династии Ли (1392-1910). Государство стало называться Чосон, а столица была перенесена в Сеул.
Восстановление государственной собственности на землю привело к возрождению централизованного государства. Области, вышедшие из-под контроля центрального правительства, снова были подчинены новой династии. Были произведены изъятия в пользу государства земель и крепостных (ноби), принадлежавших буддийским монастырям и храмам, являвшимся одной из опор феодального сепаратизма. Буддизм утратил и прежнее идеологическое значение, так как официальной идеологией стало неоконфуцианское учение Чжу Си. Упорядочена была структура центрального правительства и провинциальной администрации, которая затем была зафиксирована в Великом уложении по управлению государством (см. Кёнгук тэчжон).
Результатом реформ был заметный экономический и культурный подъем в 1-й половины 15 века, особенно в правление вана Сечжона (1419-1450). Расширение посевных площадей за счет распашки нови, внедрение системы высадки рисовых рассад (что повышало урожайность), распространение новой культуры хлопка, ввезенного из Китая в конце 14 века, - все это свидетельствовало оразвитии производит, сил в сельском хозяйстве.
Немалое значение имела систематизация необходимых для земледелия научных знаний. Так, придворными учеными была составлена агрономическая «Книга о земледелии» («Нонса чиксол»), внедрен дождемер для определения среднегодового количества осадков, велись астрономические наблюдения для составления точного календаря.
Прогресс в ремеслах был связан главным образом с развитием казенного ремесла, основанного на труде крепостных мастеров, прикрепленных к правительственным учреждениям. В казенном ремесле различалось уже около 130 специальностей (в которых было занято около 6 тысяч мастеров). И ремесло, и торговля строго регламентировались феодальным государством. В столице торговля была монополизирована привилегированными фирмами (чон), обслуживавшими двор и чиновников.
Политика в области культуры имела целью укрепление феодальных устоев. Ученые придворной академии Чипхёнчжон (Павильон собрания мудрецов) с особым вниманием разрабатывали основы конфуцианской этики и юриспруденции. С конфуцианских позиций истолковывалась история в «Корё Са» и других сочинениях. В связи с практич. нуждами ученые занимались изучением медицины, астрономии, математики, географии, основ музыки и пр. Важным событием явилось создание учеными Чон Нин Чжи, Сон Сам Мун и др. в 1444 – 1446 годы корейского алфавитного письма (эдикт «Хунмин чжоным» - «Истинные звуки для обучения народа»). Значительное развитие получило в эти годы книгопечатание подвижным металлическим шрифтом.
Упрочение феодального строя при династии Ли привело к дальнейшему усилению феодальной эксплуатации. Раздачи чиновных и наградных земель новой знати вновь приводили к росту крупного частного землевладения, и все большее количество государственных крестьян попадало в крепостную зависимость от отдельных феодалов (были феодалы, владевшие 10 тысячами крестьян). Безземельные крестьяне, попадавшие в зависимость от феодала, не отличались по положению от подневольных ноби. С ухудшением положения крестьян поднимались крестьянские восстания (в 1467 году под руководством Ли Си Э в провинции Хамгёндо и др.). С усилением крестьянского движения часто в горах возникали вооруженные отряды, совершавшие набеги на имения феодалов и правительственные учреждения. В начале 60-х годов 16 века особенно известен был отряд Лим Кокчона («заики Лима»), действовавший в провинциях Хванхэдо и Кёнгидо.
Обострилась борьба за центральную власть. Несколько десятилетий шла борьба между столичной знатью и поместными дворянами провинции Кёнсандо, составившими «партию» ревностных проповедников идей конфуцианства (или группировку «ученых»). Вокруг конфуцианских храмов славы (совон) складывались политические центры местного дворянства. К 80-м годам 16 века правящий класс распался на несколько враждующих между собой придворных клик, или «партий» (Восточную, Западную, Южную и Северную), каждая из которых стремилась к монопольному захвату правительственной власти.
Ослабление централизованного государства, особенно его военной организации в результате замены воинских повинностей крестьян налогом (кунпхо) и непрерывных распрей соперничающих феодальных клик, тяжело сказалось в период нашествия японских феодалов (в конце 16 века) и маньчжурских завоевателей (в 1-й половине 17 века).
Для борьбы с японским вторжением корейский народ поднялся на освободительную войну и изгнал японских захватчиков (см. Имдинская война 1592-1598 годов). Большое значение имели победы корейского флота под командоаванием Ли Сун Сина, применившего против японцев бронированные боевые корабли кобуксон («корабли-черепахи»). Японские нашествия нанесли огромный урон корейскому народу. Многие плодородные и населенные районы были опустошены. Посевные площади сократились с 1708 тысяч кёлей (кёль - земельная площадь, с которой собирался определенный урожай; в зависимости от плодородия земли обычно от 1 до 3,5 га) до 541 кёля, т. е. более чем в 3 раза. Были угнаны в Японию тысячи ремесленников, уничтожены или разграблены сокровища многовековой культуры. Двукратное нашествие (в 1627 и 1636 годы) маньчжурских войск повлекло новое разорение значительной части страны, угон в рабство многих тысяч людей и тяжелую дань. Корейский ван был признан вассалом маньчжурской династии (1637), установившей вскоре свое господство в Китае.
М. Н. Пак, Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.