Силла: строительство храмов
Храм Тхондоса. Пруд Девяти Драконов.
Государство Силла (57 г. до н.э. — 668 г.). Позднее всего буддизм был воспринят в Силла, причем там процесс внедрения происходил с большими сложностями, нежели в Пэкче или Когурё. «Первые его проповедники в Силла, некто по имени Юн-бан, а также монах Мюльхуби, прибывшие из Когурё, были казнены» 51. В годы правления когурёского вана Кульджи (417-458) когурёский монах Моходжа 52 (по другим источникам, Адо 53) проник в Силла и тайно проповедовал буддизм в доме некоего Морё. Официальное признание буддизма произошло в 528 г. 54 в годы правления вана Попхына (514-540). В 521 г. император династии Лян направил монаха Вонбё ко двору вана Попхына с буддийскими сутрами и изображениями Будды. Желание вана оказывать поддержку буддизму встретило сильную оппозицию среди знати. Сохранись буддийские предания о мученической смерти Ли Чжадуна (придворного вана Попхына), после которой сторонникам буддизма последовало несколько чудесный знамений 55. Как бы то ни было, буддизм был признан официально ваном Попхыном в 528 г., а уже 529 г. он издал указ, по которому воспрещалось убивать живые существа 56. После столь драматического пролога, уже в годы правления преемника вана Попхына — вана Чинхына (540-575), буддизм быстро распространился в Силла и влияние его возросло.
К храмам, возведенным в годы правления Чинхына относятся: Хыннюнса 57 и Хваннёнса 58. Помимо этих двух наиболее значительных храмов в Самгук сеги упоминаются храмы Чивонса, Сильджеса и Ёнхынса, сооруженные ваном Чинхыном, а также Самнанса, построенный ваном Чинпхёном, затем — Пунхванса (634 г.) и Рёнмёса (635 г.), возведенные государыней-ваном Сондок 59.
Ряд названий храмов, которые были построены в этот же период, упоминается в Самгук саги без указания даты сооружения. Среди них Ыджанса, Анянса, Тэгванса 60. В Самгук юса упоминаются также храмы Синвонса, Моджиса, Тоджунса, Сёныйса и Тончхукса 61. Таким образом, начало строительства буддийских храмов относится к середине VI века. Количество храмов этого периода, вероятно, больше, чем упоминается в исторических хрониках.
Из упомянутых выше храмов у десяти известно местоположение, в то время как у остальных только наименования. Из установленных храмов лишь Хваннёнса был исследован полностью. Большинство храмов находится на территории современного г. Кёнджу — где находилась столица Силла — г. Кымсон, однако их остатки сильно повреждены, поскольку находятся на культивируемой территории 62.
Участок храма Хыннюнса — древнейшего буддийского святилища в Силла (544 г.) 63, был обнаружен, но раскопки не проводились 64. Наиболее интересной находкой на территории храма являются обломки черепицы с изображением улыбающегося человеческого лица, что свидетельствует о своеобразии восприятия буддизма в Силла. В Самгук юса упоминается, что в правление вана Кёнмёна (917-924) в период Объединенного Силла южные ворота и примыкающие к ним галереи сгорели. Чудесным образом при вмешательстве буддийского божества они были восстановлены. При упоминании этого инцидента перечисляются ворота, галереи, хранилище сутр, пагода и молитвенный павильон 65. На сегодняшний день следов пагоды на участке храма Хыннюнса не обнаружено. Скорее всего она была деревянной.
Хваннёнса 66 (Нэдонмён, д. Кухвари) — крупнейший и наиболее значительный храм Силла. Храм располагался неподалеку от ванского дворца (Вольсон) в центре старого Кёнджу. Строительство храма было начато в 553 г. и завершено в 556 г. Согласно Самгук саги, ван Чинхын собирался возвести на этом месте новый дворец, но явление Желтого дракона (Хваинён) изменило его планы, и ван построил храм 67. В 584 г. ван Чинпхён возвел новый главный павильон 68. В 645 г. по совету вернувшегося из Китая монаха Чаджана государыней Сондок была возведена девятиярусная деревянная пагода. При этом в Самгук юса говорится, что строительные чертежи были получены из храма близ Чанъани, столицы танского Китая 69. Строительством, в котором было занято двести силласких плотников, ведал приглашенный из Пэкче мастер Абиджи 70.
Эта пагода вместе с шестифутовой позолоченной статуей Будды и поясом вана Чинпхёна стала одним из трех национальных сокровищ Силла 71. По этому поводу в Самгук юса сообщается: «...когда ван Корё (Ван Гон, основатель династии) овладел государством Силла, он приказал не разрушать и не прикасаться к трем священным сокровищам г. Кымсон — шестифутовой позолоченной статуе Будды, девятиярусной пагоде храма Хваннёнса и посланному Небом драгоценному поясу вана Чинпхёна в склепе Чхонджон-го» 72.
Главные сооружения храма были обнесены галереями, которые опоясывали почти квадратный по форме участок. На центральной оси комплекса, проходящей с юга на север, последовательно размещались ворота, деревянная пагода, главный и учебный павильоны. При этом главный павильон фланкировался двумя меньшими по размеру молитвенными павильонами. Фасады всех трех зданий были обращены к югу. В южной части двора, симметрично относительно главной оси комплекса, размещались колокольный павильон и хранилище сутр. Подобное расположение сооружений является необычным. В то же время ясно ощущается грандиозный масштаб созданной в храме Хваннёнса композиции, который отвечал назначению храма в качестве главного буддийского святилища государства Силла. Во время монгольского нашествия (1238 г.) храм был полностью сожжен.
Храм Пунхванса (Нэдонмён, д. Кухванни) был сооружен по указу государыни-вана Сондок в 634 г. 73, почти сто лет спустя после строительства Хыннюнса. Из первоначальных построек сохранились лишь три яруса от девятиярусной каменной пагоды. История храма связана с именами прославленных буддийских священников Чаджана и Вонхё. К сожалению, существующие ныне постройки возведены без какой-либо связи с первоначальной композицией и реконструировать первоначальный облик храма затруднительно. В то же время сохранившаяся пагода представляет значительный интерес. Она была выполнена из камня, но камень был обтесан в форме кирпича, что, несомненно, было сделано в подражание китайским кирпичным пагодам 74. Подобное решение уникально для Кореи и не имеет аналогов ни в Пэкче, ни в Когурё. Наиболее ранней кирпичной пагодой, сохранившейся в Китае, является семиярусная пагода Даяньта 75 в г. Сиань (704 г.), которая, по всей видимости, весьма схожа с пагодой Пунхванса.
В 2 км к востоку от г. Кёнджу, неподалеку от д. Чхонгунни (район Нэдонмён), были обнаружены остатки храма, название которого и дата сооружения остаются невыясненными 76. Планировка храма в целом схожа с планировкой центральной части Пульгук-са (храма, сооруженного в период Объединенного Силла), но масштаб крупнее. В южной части двора, образованного галереями, сохранились две каменные трехъярусные пагоды. Центральную часть занимал главный павильон с пристроенными к нему с боков колокольным павильоном и хранилищем сутр.
Цитируется по изд.: Тян В.Д. Буддийские храмы средневековой Кореи. История, архитектура, философия. М., 2001, с. 17-18.
Примечания
51. Kim Duk-Whang. History of Religion..., p. 108.
52. Ким Бусик. 1959. Пер. М.Н. Пака, с. 128.
53. Ilyon. Samguk yusa, p. 179.
54. Ким Бусик. 1959. Пер. М.Н. Пака, с. 128.
55. Там же, с. 129; Чуоп. Samguk yusa, p. 185-191.
56. Ким Бусик. 1959. Пер. М.Н. Пака, с. 129.
57. Строительство храма было завершено в 644 г. (см. там же, с. 131).
58. Храм начал строиться в 553 г. и построен в 556 г. (см. там же, с. 132, 134).
59. Там же, с. 134, 136, 140, 146.
60. Там же. с. 158,164.
61. Ilyon. Samguk yusa, p. 71, 80, 205, 214.
62. Результаты обследования остатков разрушенных храмов государства Силла приведены в одной из книг серии, посвященной архитектуре храмов Кореи, выпускаемой Институтом буддийских исследований. См.: Остатки разрушенных храмов Силла. — Храмы Кореи. Сеул, 1974 (на кор. яз.). В опубликованных материалах приведены сведения об археологических находках на территории обнаруженных храмов.
На месте храма Ренхынса (г. Кёнджу, район Нэнаымбн, квартал Хваннамни) было несколько обломков черепицы. На месте храма Енмёса (г. Кбнджу. район Нэнаммбн, квартал Боанни) были открыты остатки каменного изваяния. В храме Чхонванса (г. Кснджу, район НэннамСи, квартал Тхамни) были обнаружены следы пагоды. Все эти находки были сдвинуты с первоначаль-ного месторасположения, так как территория использовалась под рисовые поля. На участках храмов Синвонса (г. Кбнджу, район НэнаммСн, квартал Тхамни) и Самнанса (д. Сонгонни) были обнаружены парные опоры — танган чиджо, которые обычно располагаются перед храмом н используются под флагшток, отмечая нахождение храма. Расположение храмов Эгонса (р-н Нэнаммен, д. Квантенни), Р.нгбнса (р-н Нэнаммбн, д. Соанни) установлено предположительно. На каждом из этих участков трехъярусная каменная пагода. Однако эти сооружения относятся к более позднему периоду (середина XI в.). Другие следы первоначальных построек обнаружены не были.
63. См. примеч. 67.
64. См. Приложение.
65. Ilyon. Samguk yusa, p. 214-215.
66. См. Приложение.
67. Ким Бусик. 1959. Пер. М.Н.Пака, е. 132. В Самгук юса приводится аналогичная легенда (см.: Ilyon. Samguk yusa, p. 198).
68. Ilyon. Samguk yusa, p. 207.
69. Там же, p. 209-210.
70. Там же, p. 209.
71. Там же, p. 210.
72. Там же, р. 210-211.
73. Ким Бусик. 1959. Пер. М.Н.Пака, с. 146.
74. Детальное описание пагоды храма Пунхванса приводит О.Н. Глухарева. См.: Глухарева О.Н. Искусство Кореи. М., 1982, с. 57-58.
75. См.: Гу чжунго цмньчжу. Древняя китайская архитектура. Гонконг, 1982, с. 62 (на кит. яз.).
76. См. Приложение.