Пэкче: строительство храмов

Государство Пэкче (18 г. до н.э. —600 г.). Согласно Самгук саги, а также Самгук юса, буддизм проник в Пэкче на 12 лет позднее, чем в Когурё. Это событие связывается с именем буддийского проповедника из китайского государства Восточная Цзинь — Марананды, прибывшего в Пэкче в 384 г. По Самгук саги, это произошло в первый год правления вана Чхимню (384-385): «В девятом месяце из государства Цзинь прибыл чужеземный (индийский) священник (хосын) Марананда. Ван встретил его и оказал почетный прием во дворце. С этого времени начали [проповедовать] Учение Будды». На следующий год, т. е. во втором году правления вана Чхимню (385 г.), весной «во втором месяце основали буддийский храм [на горе] Хансан. Десять человек были посвящены в монахи» 22. Восемь лет спустя после прибытия Марананды (в 392 г.) ван Асин (392-405) издал указ, аналогичный указу когурёского вана Когукяна, призывавший подданных принять буддизм 23.

О судьбе буддизма в Пэкче на протяжении многих лет после его проникновения не имеется достоверных сведений, однако из исторических хроник известно, что при ване Соне (523-555) в девятнадцатый год его правления (541 г.) из китайского государства Лян в Пэкче были присланы буддийские сочинения: «Ван отправил посла ко [двору] Лян с поклоном и подношениями и одновременно в письме просил прислать ученого (пакса) Моей (Маоши), [священные сочинения] о сущности нирваны и другие, а также искусных мастеров, художников и прочих. Просьба была удовлетворена» 24. Укреплению позиций буддизма способствовало как покровительство правящей династии, так и активная деятельность проповедников 25.

Строительство грандиозного храма Ванхынса было начато ваном Поп (599-600), а закончено ваном My (600-641) 26. По окончании строительства в 634 г. ван My посещал храм вместе с супругой, ранее являвшейся принцессой государства Силла. «Предполагается, что храм находился в долине реки Пэкма в современном городе Пуё, провинции Северная Чолла, бывшей столице государства Пэкче» 27. Помимо этого, ван My построил храм Мирыкса (провинция Северная Чолла, уезд Иксангун, д. Кыммамбн) 28.

Храм, построенный ваном Чхимню в 385 г. в местности Хансан (в районе современного Сеула), является наиболее ранним из зафиксированных в исторических источниках буддийских храмов Пэкче. Однако его точное расположение, название и характер постройки неизвестны. Скорее всего, он был построен по образцу храмов китайского государства Восточная Цзинь. Из обнаруженных и обследованных остатков храмов наиболее близким по времени является когурёский храм Чхоннынса (394 г.). Возможно, некоторые характеристики этих храмов сходны.

В 475 г. крепость Хансан, столица Пэкче в то время (на южном берегу реки Ханган в районе современного Сеула), пала при вторжении Когурё. В тот же год ван Мунчжу перенес столицу южнее — в городе Уиджин (современный город Конджу). В 538 г. ван Сон перенес столицу в Саби (современный г. Пуё) 29. Таким образом, Унджин служил столицей около 64 лет.

Наибольшее количество храмов Пэкче было сооружено вокруг последней столицы государства — Саби и современный г. Иксан. После переноса столицы в Саби в 538 г. и вплоть до падения Пэкче в 660 г. здесь активно велось строительство буддийских храмов. Часть храмов выявлена в результате археологических работ, ведущихся корейскими специалистами в этом районе 30.

Корейским исследователем Ким Сону из различных исторических хроник были установлены названия 12 храмов, возведенных рядом с современным г. Котику 31. Расположение шести из этих храмов не выяснено: Хыннюнса, Чонджиса, Паннёнса, Пукхёльса и два храма с названием Тонхёльса (иероглифическая запись названий этих двух храмов различна, однако произношение одинаковое, и вполне вероятно, что это название относится к одному и тому же храму). Из шести храмов с установленным месторасположением четыре находятся по соседству с пещерами: Чумиса (Лиинмён, д. Чумири), Сохёльса (район Унджиндон), Намхёльса (район Кымхакдон, Намсан) и Манильса (Чхонангун, Сонгомён, Сонгосан) 32. Все эти храмы были построены вокруг столицы Унджин (современный г. Конджу) на горных склонах.

Из двух храмов, рядом с которыми нет пещер, храм Сувонса 33 (район Онняндон) был исследован, однако существующие остатки принадлежат периоду Объединенное Силла 34. По всей видимости, храм был реконструирован в этот период после падения Пэкче, на месте ранее существовавшего пэкческого храма.

Храм Тэтхонса (район Панджукдон) 35 является единств венным храмом, построенным в пределах современного города Конджу на ровной местности. К сожалению, участок частично занят современной застройкой, что не позволило выполнить раскопки в полном объеме. Однако обнаруженное позволяет утверждать, что в целом композиция храма аналогична тем, что были построены позднее в городе Саби (современный город Пуё), т.е. с воротами, пагодой, главным и учебным павильонами, размещенными на единой центральной композиционной оси. Размеры обнаруженных сооружений говорят о том, что Тэтхонса уступает по масштабу только храму Мирыкса, сооруженному позднее около современного города Иксана.

Наиболее ценные сведения об архитектуре буддийских храмов этого периода дали раскопки храмов с неустановленными названиями близ деревень Кунсури и Тоннам ни, а также храмов Кымганса, Чхоннимса и Мирыкса.

Композиция храма близ д. Кунсури 36 представляет собой вытянутый в направлении с юга на север прямоугольник, образованный галереями. По центральной оси комплекса последовательно с юга на север располагались ворота, деревянная пагода и главный павильон. Северная часть двора замыкалась учебным павильоном, по бокам которого располагались небольшие сооружения (предположительно колокольный павильон и хранилище сутр).

Храм Кымганса располагался к северо-западу от современного г. Пуё (район Унсанмён, д. Кымганни) 37. Одной из весьма интересных особенностей этого храма является то, что его главная ось ориентируется на восток, в отличие от обычной ориентации на юг. Общей композицией и масштабом храм Кымганса очень близок к тому, что находится близ д. Кунсури. Так же как и в храме в д. Кунсури, центральная часть комплекса обнесена галереями. В южной их части располагались ворота. Внутри двора была сооружена квадратная в плане пагода, а за ней, почти в геометрическом центре двора, располагался павильон. Северную часть двора замыкает учебный павильон, за которым находился жилой павильон для монахов. Участок храма Кымганса несколько длиннее, чем у храма в Кунсури, однако расстояния между центрами ворот и пагоды, а также пагоды и главного павильона очень близки. Огонь различаются лишь расстояния между главным и учебным павильонами. В храме Кымганса это расстояние составляет 100 чхок (30,3 метров), что на 40 чхок (≅13,3 метра) больше, чем в храме в д. Кунсури. Вследствие этого главный павильон находится в геометрическом центре участка. Размеры пагоды и учебного павильона в Кымганса и храма в Кунсури почти одинаковы. В то же время главный павильон в длину составляет 110 чхок (или 33,1 метров), что на 20 чхок (6,7 метра) короче главного павильона в Кунсури. Интересно, что учебный павильон и находящееся сразу за ним общежитие для монахов были соединены крытым переходом. Однако неясно, было ли это выполнено в период Пэкче или позднее. В храме Кымганса не были обнаружены следы колокольного павильона и хранилища сутр, однако, как отмечается в материалах раскопок 38, западная часть галереи, примыкающая к учебному павильону, имеет некоторые отличия от других частей и, вероятно, является более поздней по времени. В таком случае, возможно, что, как и в храме, обнаруженном в д. Кунсури, в храме Кымганса первоначально существовали и колокольный павильон, и хранилище сутр, расположенные по бокам учебного павильона.

В самом центре современного города Пуё были обнаружены остатки храма Чхоннимса. Согласно археологическим исследованиям 39, внутри образованного галереей двора располагались пятиярусная каменная пагода и молитвенный павильон. При этом размеры павильона значительно превосходили размеры пагоды. Южный участок галереи прорезан воротами, северный замыкается учебным павильоном. Колокольный павильон и хранилище сутр не были обнаружены, и их существование остается под вопросом. Двор значительно уже, чем в храме Кымганса и в храме близ д. Кунсури, он более вытянут в направлении с юга на север. Размеры главного павильона очень близки к тем, что в храме Кымганса. Учебный павильон также близок по размерам аналогичным сооружениям в храмах Кымганса и близ д. Кунсури.

Планировка храма, открытого в д. Тоннам ни, а также храма Мирыкса несколько отличается от рассмотренных выше композиций храмов государств Пэкче.

Храм близ д. Тоннамни 40 расположен к югу от г. Пуё между храмом в д. Кунсури и храмом Чоннимса. Отсутствие пагоды — наиболее необычный момент в композиции храма, открытого в д. Тоннамни. Настолько необычный, что корейский исследователь Ким Сону выдвигает предположение о том, что все- таки первоначально она существовала, но в ходе реконструкции была утрачена, а галерея и ворота были смещены к главному павильону 41. Фактов в подтверждение этой гипотезы, однако, не существует.

Самым поздним из храмов Пэкче и наиболее интересным с точки зрения композиционного построения является храм Мирыкса, сооруженный ваном My (600-641) (совр. г. Иксан) 42. Исходный композиционный прием в общем схож с тем, что применялся при строительстве остальных храмов Пэкче, возводившихся по схеме «одна пагода — один главный павильон». Однако в храме Мирыкса были использованы три повторяющиеся пространственные единицы, каждая со своими воротами, пагодой и главным павильоном. Такая композиция носит уникальный характер, а сам храм, по всей видимости, является крупнейшим буддийским храмом в Восточной Азии.

От всего грандиозного комплекса до наших дней дошли только развалины каменной пагоды в западном секторе 43. Несмотря на то что пагода сохранилась лишь частично, сохранившиеся фрагменты позволяют воспроизвести ее полную форму. Эта пагода является крупнейшей из каменных пагод Кореи. Первоначально она имела семь ярусов. Основное тело пагоды установлено на двухъярусном постаменте со ступеньками с четырех сторон. Активные горизонтальные выносы нависают над резко уменьшающимися по высоте ярусами тела пагоды. Каменная кладка имитирует деревянные конструкции пилястрами, углы кровель слегка изогнуты. В восточном секторе пагода не сохранилась, однако имеется каменное основание, сходное с основанием западной пагоды. Симметрия всей композиции показывает, что на этом месте имелась пагода, абсолютно идентичная по размерам и формам западной. В центральном секторе пагода, как показывают материалы раскопок, была не каменная, а деревянная.

Все рассмотренные выше храмы Пэкче были сооружены в середине VI — середине VII века. В целом композиция их весьма схожа, хотя и имеются существенные различия, одним из которых является размещение хранилища сутр и колокольного павильона. В храмах, открытых в деревнях Кунсури и Тоннам ни, эти сооружения, фиксируя северные углы замкнутого двора, расположены по бокам учебного павильона. Следует отметить, что прямых свидетельств назначения этих зданий как колокольного павильона и хранилища сутр не обнаружено. В трех других храмах Пэкче, рассмотренных нами, расположение этих сооружений не идентифицировано. Это не означает, что они вовсе не сооружались. Возможно, что эти сооружения не вошли в пределы центральной части храма, вычленяемой галереями.

В некоторых храмах периода Объединенного Силла хранилище сутр и колокольный павильон размещаются не по бокам учебного павильона, а в пределах свободного пространства главного двора (например, в храме Сачхонванса, сооруженном в конце VII века, и в храме Хваннёнса, реконструированном в VIII веке). В когурёских храмах эти сооружения располагались по бокам либо учебного павильона (д. Чхоннамни), либо северного павильона (храм Чоннынса). Следовательно, размещение колокольного павильона и хранилища сутр в пределах главного двора следует расценивать как позднейшую инновацию в композиции ранних буддийских храмов. Таким образом, становится ясным, что храмы близ деревень Чхоннамни и Тоннам ни были сооружены сравнительно раньше, чем остальные рассмотренные нами храмы Пэкче.

Одним из главных нововведений в композиции буддийских храмов Пэкче было утверждение северного павильона как одного из главных элементов композиции, хотя еще уступавшего по значению пагоде. Однако исчезновение двух боковых павильонов подчеркивает своеобразный диалог между оставшимися сооружениями — северным павильоном и пагодой, который в дальнейшем выявил доминирующую роль первого. Помимо этого, очень важным следует считать введение в композиционный центр учебного павильона. Это сооружение не носит чисто религиозного характера, поскольку связано с обучением. Начиная с этого момента исчезает абсолютное разграничение пространства сакрального (молитвенный павильон, пагода) и пространства несакрального, связанного с человеческой деятельностью.

Важным нововведением в архитектуре буддийских храмов Пэкче следует считать появление каменных пагод (в храме Чоннимса и боковые пагоды в Мирыкса). Возведенный сначала в Китае как вариация деревянного павильона, этот вид строения заведомо предполагал непременное использование деревянных конструкций. В Когурё все пагоды возводились из дерева. Впервые появившиеся в Пэкче, каменные пагоды в дальнейшем стали основным типом этого сооружения в Корее. Дошедшие до нынешних дней остатки каменных пагод (Сосотхап в храме Мирыкса и парные пагоды Чоннимса) отличаются лаконичной формой, строгим силуэтом и служат доказательством достижений буддийской архитектуры в Пэкче.

Храмы Пэкче покрывались черепицей. Отдельные находки свидетельствуют о высочайшем мастерстве в изготовлении черепицы пэкческими мастерами. В конструкциях зданий применялась конструктивная система тугой.

Другим источником исследований архитектуры буддийских храмов Пэкче могут послужить ранние буддийские храмы Японии 44. Первым буддийским храмом в Японии был храм Ацукадера, сооружение которого было начато в 588 г. и завершено в 596 г. 45. Этот храм строился под руководством мастеров из Пэкче.

В японской исторической хронике Нихон секи («Анналы Японии») отмечается, что в 577 г. в Асука прибыло шесть человек из Пэкче (монахов, скульпторов и зодчих). В 588 г., когда строительство в Асука было уже начато, из Пэкче прибыли еще специалисты по отливке шпиля пагоды, четыре мастера по изготовлению кровельной черепицы, а также художник 46.

Исследования храма Ацукадера вносят некоторую неясность в сложившуюся картину развития буддийской архитектуры в восточноазиатском ареале. Согласно историческим хроникам и находкам археологов 47, храм строился под руководством и при участии мастеров из Пэкче. В то же время композиционное построение храма явно восходит к когурёской схеме. Подобная планировка (три главных павильона вокруг деревянной пагоды) не была обнаружена на территории Пэкче. При этом корейские исследователи обращают внимание на то, что в Нихон секи — наиболее! древнем аутентичном источнике, первый контакт Японии с Когурё зафиксирован в 595 г. во время правления когурёского Ёнъяна (595-618), т.е. всего за один год до окончания строительства Ацукадера 48.

Из многочисленных храмов Когурё и Пэкче нам известно считанное количество выявленных остатков храмов. По всей видимости, храм Ацукадера может служить косвенным свидетельством применения композиционных приемов, аналогичных когурёским, при строительстве храмов в Пэкче. В то же время следует учитывать, что на раннем этапе становления буддийского храмового строительства как в Когурё, так и в Пэкче наиболее вероятно заимствование определенных планировочных приемов из Китая.

Обращает на себя внимание тот факт, что пагода в Ацукадера имеет квадратный план, в то время как в когурёских храмах пагода была восьмигранной. В храмах Пэкче подобная форма деревянной пагоды не была обнаружена. В Ацукадера, так же как и в когурёском храме близ д. Чхоннамни, учебный павильон еще не входил в состав главного композиционного ядра, а был расположен за пределами северной галереи. Это также можно расценивать как раннюю ступень в развитии композиции буддийского храма.

Помимо выявления весьма ценных сведений о планировочных приемах, использовавшихся корейскими мастерами из Пэкче при сооружении первых буддийских храмов в Японии, исследования японских специалистов проливают свет на некоторые особенности приеменявшихся конструктивных приемов. Так, например, на участке учебного павильона храма Ситэннодзи в Осака был обнаружен отпечатавшийся в глине след кровельных конструкций. На этом слепке запечатлело веерообразное расположение стропильных ног 49, Подобный конструктивный прием не был распространен в Японии вплоть до периода Камакура (1185-1330), когда он был заимствован непосредственно из сунского Китая 50. Следовательно, обнаруженный слепок отразил строительные приемы, использовавшиеся Пэкче. Веерообразная расстановка стропильных ног широко применялась в танском Китае.

Цитируется по изд.: Тян В.Д. Буддийские храмы средневековой Кореи. История, архитектура, философия. М., 2001, с. 14-17.

Примечания

22. Ким Бусик. 1995. Пер. М.Н.Пака, с. 153; Чуоп. Samguk yusa, p. 178; Ким Бусик. 1983. Пер. Ли ВДндо. Т. 2, с. 48.

23. Ilyon. Samguk yusa, p. 178.

24. Ким Бусик. 1995. Пер. М.Н. Пака, с. 172.

25. Так, например, отмечается деятельность монаха Комика, изучавшего буддизм в Китае, а затем в Индии (526 г.) у проповедника Педартха. По возвращении в Корею (531 г.) он был принят ваном Соном и впоследствии с помощью 28 знаменитых буддийских монахов закончил 72 тома переводов буддийских сутр в храме Хюнпонса. См.: Kim Duk-Whang. A History of Religion in Korea. Seoul, 1988, p. 105; Ли Ронхва. Общая история корейского буддизма. Т. 1-3. Сеул, 1980, т. 1, с. 36 (на кор. яз.).

26. Ким Бусик. 1995. Пер. М.Н.Пака, с. 176, 180.

27. Kim Duk-Whang. A History of Religion..., p. 107.

28. Ким Бусик. 1983. Пер. Ли Ббндо. Т. 2, с. 71; llyon. Samguk yusa, p. 143-144.

29. История Кореи. М., 1974.

30. Результаты археологических исследований в районе совр. г. Пуб детально излагаются в работах корейских исследователей. См.: Чан Гёнхо. Исследование архитектуры буддийских храмов государства Пэкче. Сеул, 1988, с. 26-49 (на кор. яз.); Kim Sung-Woo. History and Design..., p. 152-167. Эти сведения можно обобщить следующим образом: известны 26 храмов, построенных в период, когда г. Саби (совр. г. Пуб) был столицей Пэкче (538-660). Расположение некоторых из них, таких, как Тоянса, Пэксоса, Чхиракса, Пон- гванса, пока не установлено, 20 храмов обнаружено в районе г. Пуб, из них восемь не имеют установленных наименований. Идентификация названий храмов происходила главным образом посредством анализа надписей, имеющихся на остатках черепицы или на основе данных, содержащихся в исторических хрониках. Среди храмов с установленными названиями — Кымганса (следует отличать от когурбского Кымганса), Имганса, Чхонванса. Чхоннимса, Кваннымса, Кбнбнса, Ван- хымса и Чхоибнса. Остатки четырех храмов в районе г. Пуб были исследованы, к ним относятся находившиеся в деревнях Кунсури и Тоннам ни, а также остатки храмов Кымганса и Чхоннимса. Помимо этого, были проведены раскопки храма Мирыкса в г. Иксане (в 35 км к югу от г. Пуб). Участки большинства необследованных храмов застроены или используются под поля. Несмотря на то что были обнаружены различные архитектурные детали (черепица, базы колонн н т.д.), в большинстве случаев они изменили первоначальное положение, поэтому установить расположение зданий, не говоря уже о планировке храма в целом, оказалось невозможным.

31. К 12 храмам, упоминаемым в исторических хрониках, относятся Хыннюнса, Чонджиса, Паннбнса, Пукхбльса, два Тонхопьса, Чумиса, Сохбльса, Намхбльса, Манильса, Сувонса, Тэтхонса (Kim Sung-Woo. History and Design..., p. 145).

32. Расстояние от пещер до храма различное. Так, например, храмы Намхбльса и Сохбльса расположены более чем в 100 метров от пещер, а храм Чумиса — в двадцати. Пещеры естественного происхождения, но вполне вероятно, что они использовались в религиозных целях. Храм Манильса расположен рядом с двумя пещерами. В одной из них была обнаружена статуя сидящего Будды. Помимо этого, вокруг пещер были обнаружены различные каменные изделия. Однако датировка находок весьма затруднительна.

Пещера Чумиса достаточно мала и не содержит каких-либо следов человеческой деятельности, за исключением нескольких камней, образующих основание каменного светильника или подиума. В пещере Сохбльса, расположенной приблизительно в 100 м от основного участка, были обнаружены несколько черепиц эпохи государства Пэкче, каменное изваяние сидящего Будды и несколько камней от основания пагоды. В пещерах храма Намхбльса не найдено каких-либо предметов искусственного происхождения.

Подробное описание обнаруженных остатков в р-не г. Кбнджу см.: Чан Гёнхо. Исследование архитектуры..., с. 7- 48; Пак Енджин. Исследование остатков храмов Сохбльса и Намхбльса близ г. Конджу. Конджу, 1966 (на кор. яз.).

33. Храм упоминается в Самгук юса (см.: Ityon. Samguk yusa, p. 235). № текста следует, что этот храм уже существовал в годы правления вана Чинджу (576-579), т.е. до объединения Корен государством Силла (668 г.).

34. Чан Генхо. Исследование архитектуры..., с. 23.

35. См. Приложение.

36. См. там же.

37. См. там же.

38. Юн Мубён. Кымганса. Сеул, 1969, с. 47 (на кор. яз.).

39. См. Приложение.

40. См. там же.

41. Kim Sung-Woo. History and Design..., p. 163.

42. См. Приложение.

43. Исследование остатков западной пагоды храма Мирыкса было проведено Ким Хонсиком, опубликовавшим результаты своих работ в 1979 г. Из результатов этой работы наибольший интерес представляет графическая реконструкция первоначальной формы каменных пагод храма. См.: Ким Хонсик. Отчет об исследовании западной пагоды и проект восточной пагоды остатков храма Мирыкса в Иксане. Сеул, 1979 (на кор. яз.).

44. Ценные сведения об архитектуре японских буддийских храмов этого периода, а также о влиянии, оказанном на становление архитектуры буддийских храмов Кореи (в особенности эпохи Пэкче), содержатся в работах японского исследователя Судзуки Какнти (см.: Sudzuki Kakichi. Early Buddhist Architecture in Japan. Tokyo, 1970).

Помимо сведений, приводимых о храме Ацукадера, большой интерес представляют данные о некоторых других храмах, строительство которых связывается с участием мастеров из Пэкче. В частности, сообщается о том, что в то же время, когда был построен храм Ацукадера (ок. 600 г.), по указу принца Сотоку-тайси (573-622) были возведены еще четыре храма. К ним относятся знаменитый храм Ситэннодзи в Осака, а также первый Хорюдзи (или Вокакусадера) и Тотибанадера. Дата строительства Ситэннодзи не определена, за исключением того, что он был сооружен в правление императрицы Суйко (592-628). На его участке, так же как и в храме Ацукадера, была обнаружена черепица стиля Пэкче. На месте учебного павильона, который был сооружен несколько позднее пагоды и главного павильона, в слое глины был обнаружен отпечаток кровельных конструкций.

45. Sudzuki Kakichi. Early Buddhist Architecture..., p. 434.

46. Там же. Аналогичные сведения приводил отечественный историк М.В.Воробьев (см.: Воробьев М.В. Древняя Корея. Историко-археологический очерк. М., 1961, с. 107).

47. На территории храма была обнаружена черепица, характер декоративного решения которой указывает на то, что ее изготовили мастера государства Пэкче.

48. Kim Sung-Woo. History and Design..., p. 176.

49. Suzuki Kakichi. Early Buddhist Architecture..., p. 50.

50. Там же.

Рубрика: