Израиль (Емельяненко, Носенко-Штейн, 2018)

На основе Быт, гл. 12–36 можно заключить, что рассказы о патриархах представляют собой разработку двух типов генеалогий: линейной (по прямой линии), идущей от Авраама и, можно добавить, от Шема (или даже Шета) к Иакову-Израилю и определяющей Израиль извне, т.е. в отношении к другим народам, и разветвленной, сегментарной, начинающейся с двенадцати сыновей Иакова-Израиля, определяющей Израиль изнутри, т.е. обозначающей отношения его племен (колен) и более мелких подразделений (Kyle McCarter, 1988. P. 14; Steinberg, 1993; Cortese, 1995. P. 11–27; Ossten, 1998. P. 107–123).

Историческая карта. © Тантлевский И.Р., 2018.
Здесь цитируется по изд.: Евреи.
Ответственные редакторы Т.Г. Емельяненко, Е.Э. Носенко-Штейн.
М., 2018, с. 30

Имя «Израиль» (Yisrāʼēl) интерпретируют (с учетом сопоставления текстов Быт. 35:9–10, 3 Цар. 18:31 и 4 Цар. 17:34) либо как «Боровшийся с Богом» (ср.: Быт. 32:25–33[24–32]), либо – в свете Ос. 12:4–5a-b[3–4a-b] – как «Боровшийся с ангелом» (Вавилонский Талмуд, Хуллин, 91b; Берешит Рабба, 77–78) – с ангелом-хранителем Эсава, родоначальника эдомитян. В свете борьбы почитателей Господа, монотеистов, с широко распространенным в Ханаане культом духов предков, допустимо предположить этимологию имени «Израиль» как «Боровшийся с духом» (Тантлевский, 2016б. С. 89–96), т.е. Тот, кто борется с (культом) духов (предков) (ср.: Быт. 32:29 и 31:32; ср. также 35:2–5 и 9–13, 15).

Допускают также, например, такие истолкования имени «Израиль»: «Бог сражается»; «Да сразит Бог» (врагов носителя имени) (Учение, 1993. С. 287; ср.: Noll, 2013. P. 136); «Бог излечил» (Коган, 1998. С. 179–186); «Да добьется ’Эл» (Speiser, 1963. P. 255), «’Эл справедлив» (Noll, 2013. P. 135).

Язык израильских племен в книге пророка Исайи (19:18) называется «языком ханаанейским» (сефáт-Кенаан). Язык Иудейского (Южного) царства обозначается в Библии йехудúт (4 Цар. 18:26, 28 = Ис. 36:11, 13 = 2 Пар. 32:18; Неем. 13:24), т.е. «иудейский»; вероятно, имеется в виду иудейский (южный) диалект (Членов, 2012. С. 5–15). В Суд. 12:5–6 содержится указание на особенность диалекта колена Ефрема. Вероятно, язык племенного союза Израиль восходит к одному из югозападноаморейских диалектов племенной группы сутиев, наложенному на мощный древнеханаанейский субстрат (Дьяконов, 1991. С. 123).

Ввиду большой близости аморейских и древнеханаанейских диалектов слияние их было незатруднительно. Древнееврейский, ближайшие к нему финикийский и т.н. язык документов из Телль-эль-Амарны относят к ханаанейской подгруппе северо-западной группы семитских языков. (См. далее, напр.: Коган, Лëзов, 2009. С. 296–375.) По глоттохронологии и этимостатистике древнееврейский и финикийский разделились примерно в XIII – XII вв. до н.э. (Милитарев, 2003. С. 119

Цитируется по изд.: Евреи. Ответственные редакторы Т.Г. Емельяненко, Е.Э. Носенко-Штейн. М., 2018, с. 29-30.