Словакия в составе Венгерского королевства (начало XX века)

Начиная с X века Словацкие земли находились в составе венгерских государственных образований. С конца XVIII века шел процесс словацкого национального возрождения, вырабатывались основы словацкого литературного языка. В XIX столетии в связи с ростом национального самосознания усиливается национальное движение словаков. В донесении С.Н. Свербееву из Будапешта 25 ноября (8 декабря) 1908 г. консул Муравьев-Апостол Корабьинский писал о словаках: "Для Венгрии эта славянская народность представляет гораздо более этнографического значения и политического интереса нежели сербская, главным образом, ввиду ее сплоченности и скученному населению, к тому же значительно превышающему по количеству своему сербов. Словацкий вопрос в Венгрии занимает в настоящее время одинаковое место с другим не менее больным вопросом, а именно — румынским; обе эти национальности ведут упорную борьбу с направленной против них мадьяризацией 1; обе представляют собой весьма внушительный и жизненный элемент оппозиции и, развивая все более и более свою националистическую политику, обе они готовятся дать ожесточенный отпор натиску на них со стороны мадьяр" 2. Российский консул называл словаков наиболее "аристократическими" из всех немадьярских национальностей Венгрии ввиду их древнего происхождения.

Экономическое и социальное развитие

Основной отраслью экономики как Венгрии в целом, так и Словакии, в начале XX века оставалось сельское хозяйство. Аграрный кризис последней четверти XIX века привел к снижению цен на зерно и изменению структуры посевных площадей, в основном земли стали засеваться кормовыми и техническими культурами. Возросло значение животноводства. В горных районах выращивали картофель, традиционным занятием было разведение овец. Важным предметом словацкого экспорта становится высококачественный ячмень. Возделывание сахарной свеклы ведет к развитию сахарной промышленности. Овощеводство и выработка молочной продукции также играют заметную роль в словацком сельскохозяйственном производстве.

Идет постепенная механизация земледелия, начинают использоваться химические удобрения, применяться научные методы хозяйствования. Растет специализация различных районов, наиболее интенсивно развиваются юго-западные области Словакии. В равнинных местностях сеют пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, табак, возделывают виноградники и абрикосовые сады, выращивают дыни и разводят свиней. Здесь быстрее идут процессы модернизации. В горных районах в основном разводят крупный рогатый скот и овец, собирают урожаи овса, ячменя, проса, гречихи и капусты, занимаются мелкой торговлей 3.

В середине XIX века Словакия была наиболее промышленно развитой частью Венгрии, однако после соглашения 1867 г. начинается усиленная индустриализация и концентрация промышленности в Будапеште. Словацкие районы Липтова, Спиша, Гемера, Зволена занимают второе место по концентрации предприятий в Венгерском королевстве. В этих районах занятость населения в промышленности составляла более 40% 4. Но это были лишь отдельные индустриальные островки в целом сельскохозяйственном регионе. В среднем же занятость в промышленном и ремесленном производстве не превышала 20% 5. Доля Словакии в промышленном производстве Венгрии неуклонно снижалась. На словацкого жителя приходилось приблизительно 50% промышленной продукции по сравнению с западным европейцем 6. Основными отраслями промышленности были горнодобывающая, лесная, пищевая, текстильная, металлургическая и целлюлозно-бумажная. Усилилась концентрация производства: в Словакии насчитывалось около 8 крупных предприятий с числом рабочих более 1 тыс. человек. Но в основном преобладали мелкие фабрики и мастерские. Большую роль в промышленном развитии Словакии играли венгерский, австро-немецкий, германский и французский капиталы. Словацкий национальный капитал вкладывался преимущественно в легкую промышленность 7.

Некоторые словацкие историки считают, что нельзя однозначно говорить об экономической отсталости Словакии 8, и с этим мнением нельзя не согласиться. По мнению Л. Липтака, Словакия занимала промежуточное положение между промышленно развитыми странами Запада и менее развитыми европейскими странами. Темпы роста промышленного производства в Венгрии, частью которой являлась Словакия, в целом были весьма высоки (7,3%) 9, выше лишь в России 10. Именно в начале XX века закладываются основы словацкой промышленности, растут текстильные предприятия в Жилине, хлопчатобумажные фабрики в Ружомберке и в Братиславе, табачные в Кошице, металлургические заводы в Подбрезовой и многие, многие другие 11. Но общая доля Словакии в промышленном производстве Венгрии составляла лишь 19% 12.

В начале века увеличивается сеть железных дорог, к 1915 г. она составила 3219 км (89% протяженности современной ж/д сети) 13. Движение товаров частично осуществлялось через дунайские порты Братиславы и Комарно.

Развивалась финансовая система, был основан центральный Словацкий банк, появлялись кредитные общества, сберегательные кассы. Акционерный словацкий капитал вырос в 6 раз, но все еще соответствовал 10% венгерского капитала 14. В выше цитировавшемся донесении российского консула из Будапешта специально обращалось внимание на то, что все словацкие "банки и их отделения имеют связь исключительно с Прагою"15.

Несмотря на процессы индустриализации и модернизации, в экономике Словакии, являвшейся частью венгерской экономики, оставалось немало феодальных пережитков. Сохранялось крупное землевладение, занимавшее более трети словацкой земли. Результатом этого являлись катастрофическая нехватка земли, разорение многих мелких крестьянских хозяйств и массовая эмиграция в другие части Венгрии, Австрии, в США и частично в Россию. К 1914 г. 600 тыс. словаков оставили родину. Лишь в Ирландии уровень эмиграции был выше 16. В словацкой деревне вплоть до распада Австро-Венгрии существовали и такие формы эксплуатации крестьян, как отработки, испольщина, издольщина и т. п. Уровень зарплаты словацких рабочих был значительно ниже, чем в венгерских районах. Из Словакии шел постоянный отток рабочей силы.

По переписи 1900 г. в Словакии проживало 2 млн 780 тыс. человек. По сравнению с 1850 г. прирост населения составил лишь 15,2%, тогда как в Чешских землях он достигал 40,8%, а в Венгрии — 51,3% 17. Согласно данным переписей, сокращается и количество словаков на словацкой территории с 63,08% в 1880 г. до 57,66% в 1910 г. 18 Здесь, правда, надо учитывать, что в условиях политики мадьяризации многие словаки записывались венграми, что было выгоднее и к тому же не составляло труда, так как критерием определения национальности являлся родной язык, а школьные законы 90-х годов предписывали обязательное знание для всех государственного венгерского языка. Соответственно, число венгров в Словакии по этим данным увеличивалось с 22,1% в 1880 г. до 30,3% в 1910 г. Среди крупных и средних землевладельцев количество венгров преобладало. В среде промышленников и торговцев словаки тоже были в меньшинстве. По числу служащих в государственных учреждениях, на почте и железнодорожном транспорте также лидировали венгры. И хотя они составляя около трети населения Словакии, их доля в городском населении возрастала до 50% 19. Всего же в 1910 г. в городах (с числом более 5 тыс. чел.) проживало лишь 10% населения Словакии 20.

На рубеже веков шел рост сельскохозяйственных рабочих в крупных имениях, принадлежавших аристократии и церкви. Промышленный пролетариат в основном концентрировался в крупных городах — Будапеште, Братиславе и Кошицах. В своей массе это были неквалифицированные рабочие, уровень эксплуатации которых был значительно выше, чем в австрийской части империи.

Две трети словацкого населения исповедовали католичество и одна треть — протестантство. На 1900 г. это выглядело так: 70% словаков в Венгрии были римо-католиками, 5% — греко-католиками, 24% — лютеранами или евангелистами, 0,5% — кальвинистами и 0,5% — иудеями 21.

Что касается общеобразовательного уровня словацкого общества, то он также был средним: ниже, чем в чешских землях, но выше чем, скажем, в России и Румынии. В 1890 г. в Венгерском королевстве было 50% неграмотных, в 1910 — 33% 22. В Словакии около 70% молодежи старше 20 лет умели читать и писать 23. Для сравнения — в России уровень грамотности в начале века для тех, кто родился в 1875 г. и позже, составлял 50% 24. Однако у словаков не было высшей школы, а количество народных словацких школ под напором мадьяризации уменьшилось. В 1899 г. существовало 519 народных школ с преподаванием на словацком языке и 1189 школ с преподаванием на словацком и венгерском языках 25. В 1910 г. лишь 1946 человек с законченным средним образованием назвали своим родным языком словацкий 26. Словаки учились в венгерских гимназиях и высших школах, но нередко исключались за "славянские симпатии", поэтому вынуждены были заканчивать образование либо в Праге, либо в России. Большое влияние на словацкую культуру оказывала Чехия. В письме видному словацкому деятелю В. Шробару директор одной из школ в Спише И. Миколай, вспоминая обстановку конца XIX — начала XX века, писал: "Многих выгоняли из всех школ Венгрии за панславизм, который был распространен, и многие из тех, кого выгоняли, уезжали в чешские средние школы" 27. Словакам отнюдь не чуждо было и русофильство.

В начале века издавалось около 30 словацких газет и журналов. Наиболее распространенным являлся словацкий еженедельник "Словенски тыжденник", выходивший в Будапеште 15-тысячным тиражом, а самой популярной — газета "Народние новины", печатавшаяся в Мартине с 1869 г. Последнее издание читали не только словаки на родине, но и словацкие эмигранты в Америке. Русский консул в Будапеште сообщал: "Вся словацкая интеллигенция настроена весьма гуманно и тепло к славянству... Вообще же интеллигенция их отличается громадною патриотичностью по отношению к своей расе. Наилучшим подтверждением этому служат те деньги — и не в малом количестве — которые словацкие эмигранты высылают в Европу из Америки, где их насчитывается теперь свыше 500 000 человек. Поддерживая свои семьи и родину, эти эмигранты жертвуют также и на культурные цели и материальную поддержку словацких депутатов и учреждений" 28. Не только богатые американские словаки посылали домой в Словакию деньги, но помогали кто чем может очень многие. Весьма трогательна, например, записка кливлендского священника Я. Лишчинского от декабря 1908 г., который, извиняясь за то, что приход бедный, посылал несколько центов (10 крон) для погорельцев одной из словацких деревушек" 29.

Процессы индустриализации и урбанизации усилили различия между тремя основными частями Словакии: западной, центральной и восточной. Городская культура быстрее развивалась в западной Словакии. Тип жилищ, одежда, еда, привычки весьма различались в зависимости от социальной группы. В конце XIX века заметно повысился интерес к спорту, который ранее был распространен лишь среди аристократов и буржуа. С 80-х годов стали организовываться союзы гимнастов, общества велосипедистов, пловцов и атлетов. В начале века выросла популярность футбола, тенниса, лыжного спорта. Но попытки словаков создать сокольскую организацию наталкивались на запрет властей 30.

Политическая жизнь и национальное движение

Экономические и социальные изменения в обществе отражались и на политической жизни словаков, которые стремились противостоять политике ассимиляции, проводимой венгерскими властями. Шотландский публицист, автор известного труда "Национальные проблемы в Венгрии" (1908) Р.В. Сетон-Ватсон в 1942 г. опубликовал воспоминания о своих первых поездках в Венгрию и Словакию (в 1906 и 1907 гг.) и контактах с местными политиками. Он писал, что венгерский профессор либерал Л. Ланг заявил ему о перспективе полной ассимиляции словаков и продолжении этой политики до тех пор, пока не останется ни одного словака. Из беседы с Лангом Сетон-Ватсон понял, что привлечение сельского населения в города, являвшиеся центрами мадьяризации, проводилось для ускорения этого процесса. Слова Ланга весьма расходились с уже цитировавшимся донесением российского консула из Будапешта, так как венгерский профессор считал, что словаков нельзя воспринимать серьезно в отличие от румын, которые для венгров представляли большую опасность из-за "своего фанатизма и невежества" и наличия собственной национальной церкви 31. Однако вскоре, познакомившись со словацкими деятелями, Сетон-Ватсон понял, что дело обстоит далеко не так. Его глубоко возмутили события октября 1907 г. в Черновой, когда местные жители не хотели пустить присланных священнослужителей в храм вместо своего священника А. Глинки. В результате вмешательства полиции погибли 15 человек, а 59 предстали перед судом 32. Он написал статью в журнал "Spectator" о преследованиях словаков в Венгрии 33.

Словаки отстаивали свою национальную идентичность. Но следует подчеркнуть, что они выступали не против венгерского государства, которое рассматривали как свое собственное, а лишь за равноправное положение в нем 34. В своей борьбе они объединялись с другими немадьярскими народами Венгерского королевства. 10 августа 1895 г. в Будапеште состоялся национальный конгресс, где представители румынской, словацкой и сербской национальных партий приняли программу совместных действий по демократизации Венгрии. В этом документе указывалось, что объединение не является противозаконным, а, наоборот, оно легальными средствами стремится изменить отношения в Венгрии, которые считает нужным строить на основе национальной автономии церкви и школы, свободы использования родного языка в административных и судебных органах, всеобщего избирательного права и гражданских свобод. В программе содержалось также требование назначения министра без портфеля по делам каждой национальности. Для координации действий был создан исполнительный комитет 35. В апреле 1896 г. представители этих же народов выступили во время юбилейных торжеств по случаю 1000-летия прихода венгров в Карпатский бассейн против восприятия Венгрии как мадьярского национального государства с единым государствообразующим народом т венграми 36.

В Словакии формально в начале века продолжала существовать единая Словацкая национальная партия, но внутри нее уже выкристаллизовывались различные фракции и течения. Лидером одной из фракций, так называемых мартинцев, стал юрист, писатель, журналист и литературный критик Светозар Гурбан Ваянский. Это было консервативное крыло Национальной партии, объединявшее живших в Мартине словацких литераторов, юристов, евангелических священников. Они исповедовали идеи самобытности словацкого народа и славянской взаимности, ориентировались на Россию и сотрудничество невенгерских народов Транслейтании. Ваянскому, одному из главных идейных противников Масарика, принадлежит высказывание: если уж не быть словаком, то "лучше раствориться в русском море, чем в чешской луже" 37. Умеренное крыло партии возглавляли П. Мудронь и М. Дула.

В предвыборной программе Национальной партии (апрель 1901 г.) говорилось: "Мы за целостность, нераздельность и независимость нашей венгерской родины. Как словаки мы требуем признания и равноправия словацкого языка в школе, суде и административных органах..." 38 Там содержались также требования государственной политики в области развития народных школ, административных реформ, автономии национальных округов, расширения избирательных прав, введения тайного голосования и свободы собраний и союзов. В манифесте партии от 5 апреля 1906 г. кроме уже упоминавшихся требований гражданских свобод и всеобщего равного и тайного избирательного права, говорилось о необходимости пересмотра налогообложения для низкоурожайных горных районов, государственной поддержки словацкому сельскому хозяйству, промышленности и культурным начинаниям 39.

Параллельно с образованием различных венгерских партий (в некоторые из них на первом этапе входили и словаки) шел процесс выделения новых словацких политических течений и оформления партий. Группа молодых либерально настроенных словацких политиков во главе с В. Шробаром объединилась вокруг журнала "Глас". Их программа исходила из необходимости демократизировать политику, вести повседневную работу в экономической, социальной и культурной областях и акцентировала внимание на "культурном единстве чехословацкого народа" 40. Большое внимание на гласистов оказали идеи пражского профессора Т.Г. Масарика. В 1896 г. ими было создано общество Чешскославянское единство (Ческослованска еднота). В 1904 г. группа гласистов распалась, но их идеи продолжали существовать. Новый журнал "Пруды" (1909) объединил последователей этих идей.

В 1905 г. словацкие социал-демократы предприняли попытку выделиться из Социал-демократической партии Венгрии, существовавшей с 1890 г., и создать собственную партийную организацию. Через год они вновь вошли в венгерскую социал-демократическую партию, сохранив значительную долю автономии. Демократические свободы и всеобщее избирательное право были их лозунгом.

Группа словацких католических священников вышла из Венгерской католической народной партии и 5 декабря 1905 г. провозгласила независимую Словацкую народную партию. Окончательно партия организовалась на совещании в Жилине в конце июля 1913 г. 41, ее лидером стал Андрей Глинка. Влияние политического католицизма, выражавшего интересы католической иерархии, крестьянства и сельской интеллигенции, было достаточно сильным. Центром его стал город Ружомберок 42.

Еще одно направление словацкой политики представлял Милан Годжа. Он пытался с 1905 г. возродить словацко-сербско-румынское сотрудничество и создать парламентскую национальную партию. Годжа выступал против дуализма, за федерализацию империи и демократизацию Венгрии. В своей политике он ориентировался на крестьянство. После образования Чехословацкой республики, уже в 1919 г. он стал основателем Национальной республиканской крестьянской партии.

Борьба за всеобщее избирательное право в Транслейтании 1905—1907 гг. окончилась неудачей. Поэтому требования гражданских свобод и демократизации избирательных законов были по-прежнему одними из основных в программах различных политических направлений в Словакии 43. Неизменным оставалось и требование национального равноправия в Венгрии. Муравьев-Апостол Корабьинский в конце 1908 г. сообщал: "Несмотря на свою многочисленность и на все свои усилия, словакам не удавалось выбрать до 1905 года более 2—4 депутатов в парламент, и лишь с невероятным трудом выбрали они в 1906 г. 7 депутатов, заседающих и поныне в Будапеште под просвещенным руководством некоего Милана Ходжи (Годжи. — Е.С.). Такое положение вещей тем более анормально, что и при нынешнем пристрастном распределении выборных округов словаки располагают 56 округами и должны были выбирать столько же депутатов. Несмотря на эти неблагоприятные условия, словаки не отчаиваются и возлагают все надежды на новую выборную реформу, к которой они деятельно готовятся" 44. Словацкие общественные и политические деятели были большими патриотами. На бланках секретариата Центрального клуба словацких депутатов сейма (1912 г.) в колонке слева в качестве призыва или наказа депутатам значилось: «Сразу же отвечайте на каждое обращение... Помните о моральном долге перед народом... Постоянно соблюдайте и охраняйте права нашего народа. Всюду говорите по-словацки. В гостиницах требуйте словацкие журналы, от ремесленников, купцов вывески по-словацки и обслуживание на словацком. Не продавайте дома и землю не словакам. Детей, челядь учите любить родную речь, заботьтесь о том, чтобы дети получали образование не только в школе, но и дома. Основывайте профессиональные союзы и ремесленные, экономические кооперативы. Поддерживайте словацкого работника, торговлю и промышленность. Придерживайтесь лозунга "Свой к своему!"... Молитесь и работайте, оставшееся помещайте в словацкие банки...» 45

Накануне Первой мировой войны активизируется чешско-словацкое сотрудничество. Общество Чешскославян- ское единство, созданное еще в 1896 г., стало инициатором проведения с 1908 г. ежегодных чешско-словацких совещаний в Лугачовицах об экономическом и культурном со-трудничестве. Здесь неофициально обсуждались и политические вопросы 46. С 1911 г. в этих совещаниях стали принимать участие руководители Словацкой национальной партии. В докладе чешского финансиста, представителя Живностенского банка, деятеля неославянского движения, активно выступавшего за развитие торгово-экономических отношений со славянскими землями, Я. Прейсса, представленном на совещании в Лугачовицах 11 — 12 августа 1913 г., говорилось: "Ежегодные Лугачовицкие совещания стали важным форумом обсуждения вопросов, возникающих из идеи чешско-словацкой взаимности, они представляют собой реальную картину развития нашего движения и дают возможность установления и укрепления более тесных отношений между чехами и словаками. Их значение таково, что в них стоит принимать участие всем, кто трудится на благо взаимности» 47.

Особую активность перед Первой мировой войной развернула созданная в 1907 г. организация американских словаков — Словацкая лига. Ее деятели критиковали программу Словацкой национальной партии, их требования шли дальше, они желали выхода из состава венгерского королевства 48.

26 мая 1914 г. в Будапеште в отеле "Метрополь" состоялось заседание Центрального клуба Словацкой парламентской национальной партии, объединявшей словацких депутатов, на котором была предпринята попытка создать единый политический орган, который бы объединял все политические направления в Словакии — Словацкий национальный совет 49. Однако подготовка создания этого органа была прервана началом мировой войны.

Серапионова Е.П. Словакия в составе Венгерского королевства в начала XX века // Цитируется по изд.: Чехия и Словакия в XX веке. Очерки истории в двух книгах. Книга 1. М., 2005, с. 32-47.

Примечания

1. То есть попытками венгерских властей создать из многонациональной Венгрии государство с единым венгерским народом, см. Закон о национальностях от 1868 года.: Dokumenty slovenskej nirodnej identity a Stitnosti. (DSNlS.) Bratislava, 1998. Zv. 1. S. 361.

2. Архив внешней политики Российской империи. (Далее: АВПРИ.) Ф. 151. Политархив. Оп. 482.1907-1909. Д 3417. Л. 95-95 об.

3. А Concise History of Slovakia. Bratislava, 2000. P. 215; История Словакии: пер. со словац. и англ. яз. М., 2003. С. 267 — 268.

4. Ibid. P. 202; Там же. С. 253.

5. Краткая история Чехословакии с древнейших времен до наших дней. М., 1988. С. 257.

6. Liptdk Г. Slovensko v 20. storoCi. Bratislava, 2000. S. 15.

7. История южных и западных славян. М., 1998. Т. 1. С. 658.

8. См., например: Liptdk L\ Op. cit. S. 14-18.

9. Ibid. S. 14.

10. Итогом промышленного подъема 1893—1899 гг. в России явилось общее увеличение промышленной продукции в два раза. За 1909—1913 гг. темпы роста производства в ряде ведущих отраслей промышленности были выше, чем в высокоразвитых странах Европы и США. См.: История России XIX — начала XX вв. М., 1998. С. 443— 444. Объем промышленного производства за 1887—1913 гг. вырос в 4.6 раза. См.: Россия в начале XX века: Исследован ия.М., 2002. С. 170.

11. UptdkL. Op. citS. 15.

12. Fabricius M. Vyvoj nizorov na postovonic Slovenska v hospodarstve Ccskoslovenska 1918-1938 // Ccskoslbvensko 1918-1938. Osudy demokra- cie vo Itfcdnf Europe. Praha. 1999. Sv. 1. S. 283.

13. A Concise History of Slovakia... P. 204; История Словакии... С. 255.

14. Краткая история Чехословакии... С. 257.

15. АВПРИ. Ф. 151. Оп. 482. Д. 3417. Л. 98 об.

16. A Concise History of Slovakia... P. 202; История Словакии... С. 253.

17. Liptdk L'. Op. cit S. 19.

18. Ibid. S. 20.

19. Ibid. S. 22.

20. A Concise History of Slovakia... P. 216; История Словакии... С. 268-269.

21. Ibid. P. 219; Там же. С. 273-274.

22. Ibid. P. 223; Там же. С. 279.

23. Liptdk V. Op. cit S. 17.

24. Россия в начале XX века. С. 578.

25. АВПРИ. Ф. 151. Оп. 482. Д. 3417. Л. 98 об.

26. Liptdk L'. Op. cit. S. 22.

27. Slovcnsky nirodni archiv. (Далее: SNA.) F. Vavro Srobdr. 8k. 7. inv.C. 492.

28. АВПРИ. Ф. 151. On. 482. Д. 3417. A. 98.

29. SNA. F. Vavro 8rob*r. 8k. 7. inv. C. 529.

30. A Concise History of Slovakia... P. 218; История Словакии... С. 272.

31. Seton-Watson R.W. Documents 1906-1951. Praha; Martin. 1995. Vol. 1. P. 110.

32. Holcc R. Od ndrodnostn4ho kongrcsu k temovskcj tragldil. (Slovdci na prelome 19. a 20. StoroCia a francdzska verejnost') // Franciizsko a stredni Evrdpa (1867-1914). Bratislava. 1995. S. 111 — 112.

33. Seton-Watson R.W. Op. cit. Vol. 1. P. 126-128.

34. Kovdi D. Ceska- slovenski SUtnost v kontcxtc slovcnskych dejln. Otizka kontinuity a diskontinuity // Ceskoslovensko 1918-1938. S. 24.

35. Dokumenty slovcnskcj ndrodncj Identity a Stdtnosti. (Далее: DSNlS.) Bratislava, 1998. Zv. 1. S. 372 - 376.

36. Ibid. S. 377 - 379.

37. Подробнее о взглядах С. Гурбана Ваянского см.: Gniazdovskf М. Predstavy niroda v publlclstlke S.H. Vajanskdho //Prog las. 2001. RoC. ХП. C. 1. S. 3-5.

38. DSNlS. Zv. 1. S. 382.

39. Ibid. S. 383 - 386.

40. Ibid. S. 380 - 381.

41. Подробнее о словацком народном (людацком) движении см.: Letz R. Slovenskd L'udatstvo ako prejav konservativneho myslenia // Proglas. 2001. RoC. XII. C. 1. S. 5-10.

42. История южных и западных славян. Т. 1. С. 659.

43. См.. например, программы Словацкой национальной партии от 8 августа 1913 г. и марта-мая 1914 г. в кн.: DSNlS. Zv. 1. S. 395; 401-406, а также программу словацкой социал-демократии от апреля 1914 г. — S. 409-410.

44. АВПРИ. Ф. 151. Полигархив. Оп. 482. Д. 3417. Л. 98.

45. SNA. F. Vavro Srobdr. Sk. 2. inv. е. 115.

46. DSNlS. Zv. 1. S. 396- 400.

47. SNA. F. Vavro Srobdr. Sk. 5. inv. e. 337.

48. DSNlS. Zv. 1. S. 407-408.

49. Ibid. S. 411-413.