Силла – объединенное государство и его религиозная политика

ПЕРИОД ОБЪЕДИНЕННОГО СИЛЛА (668-935). Многовековое соперничество Трех государств завершилось объединением страны под эгидой Силла. Были созданы предпосылки для консолидации всей корейской культуры. Период Объединенного Силла стал временем расцвета буддизма и буддийского искусства в Корее. При этом после объединения Трех государств влияние идей конфуцианства на общество также начало возрастать, хотя по-прежнему не могло сравниться с тем значением и ролью, которую играл буддизм.

Расцвет буддизма в период Объединенного Силла сопровождался невиданным ранее размахом храмового строительства. Так, только «в столице Силла было воздвигнуто 808 храмов, другие же сооружения — пагоды и статуи Будды — множились как грибы повсюду» 77. При этом в столице насчитывалось 178 936 домов. Наподобие древнегреческой Спарты, столица Силла не имела ограждающих крепостных стен, хотя планировка города, расположенного на равнине, основывалась на регулярной сетке улиц.

При сооружении храмов по-прежнему большую роль играли соображения необходимости защиты страны, но с укреплением централизованного государства этот аспект буддийского учения уходит на второй план. Для архитектуры буддийских храмов, формирующей новый подход к ритуальному пространству, этот период становится поворотным. В содержании буддийского учения на первый план выходят аспекты, апеллирующие к сознанию конкретного человека. Из магического средства защиты государства буддизм постепенно превращается в религию человека. Соответственно вслед за становлением архитектуры храмов государственного значения начинается развитие архитектуры храмов, отвечающих нуждам рядовых адептов учения. Такие храмы зачастую возводятся в горах. Их композиция рассчитана не на проведение грандиозных церемоний, а на восприятие отдельного человека. Постепенно буддийские священнослужители возлагают на себя обязанности по отправлению поминальных ритуалов. Начинается возведение храмов рядом с венскими усыпальницами.

Большинство храмов периода Объединенного Силла не сохранилось, но в то же время, согласно легендам или историческим фактам, около 150 существующих ныне храмов были основаны в период Объединенного Силла 78. Только в 50 из них в действительности есть относящиеся к этому периоду объекты, сделанные из камня или металла. Все эти храмы расположены в горах. И ни один из них, за исключением Пульгукса, не имел окружающей дворовое пространство галереи.

Развитие буддийской архитектуры в период Объединенного Силла проходит на фоне становления и размежевания различных школ буддизма. Буддизм Силла развивался в тесном контакте с буддизмом тайского Китая. Уже в предшествующий период в Корее, как и в Китае, буддизм подразделялся на различные вправления, в которых по-разному акцентировались некоторые аспекты буддийского учения. Однако до определенного времени эти различия не носили существенного характера и приверженцы различных на-правлений не пытались противопоставлять свои доктрины учениям других школ. Однако в VII веке в Китае, а затем и в Корее идет быстрый процесс размежевания различных школ буддизма 79. Наибольшее влияние приобрели школы, сформировавшиеся в старом центре Силла — Кёнджу.

В течение первой половины периода Объединенного Силла наибольшее значение имели школы док- тринального направления (так же как и в Китае). Начиная с IX века все большую роль начинают играть школы Сон (кит. Чань, яп. Дзэн), а также Чонтхо (кит. Цзинту) (школа Чистой Земли). В течение VII— VIII веков различные буддийские школы, сформировавшиеся в Китае, проникали в Корею, однако степень их популярности в Корее отличается от наблюдавшейся Китае.

Храм Хваомса.

Юльджон (кит. Люй цзун) (школа Винайи), занимавшая доминирующее положение в период Трех государств, в Объединенном Силла сохранила свое влияние 80. Школы Чхонтхэ (кит. Тяньтай) и Попсан (кит. Фасян цзун) (школа Дхармалакшаны) были известны, но маловлиятельны в Объединенном Силла 81. Эзотерический буддизм (Мильджон или Джинноджон) проник в Силла в начале VII века, но не имел большого успеха 82. Из доктринальных направлений буддизма наибольшее влияние приобрела школа Хваом (школа Аватамсака-сутры), основанная в Корее монахом Ыйсаном 83.

К этому следует добавить, что монах Вонхё (617— 686) приобрел настолько большую популярность, что смог основать собственную школу буддизма 84. Он не был в Китае, однако его книги были там известны. Существует любопытная легенда о Вонхё:

«В возрасте 31 года Вонхё вместе с другим, также прославившимся впоследствии монахом Ыйсаном решил отправиться в Китай для совершенствования в буддизме. По пути из-за разразившейся бури они были вынуждены укрыться на ночь в пещере. В полночь Вонхё настолько одолела жажда, что он во тьме выпил нечто, на ощупь похожее на воду. Когда он цюснулся утром, кругом было мрачно и шел дождь. С удивлением Вонхё обнаружил, что место, где они спали, — могила, а вода, которую он выпил прошлой ночью, была застоявшейся водой в человеческом черепе. И туг на него снизошло просветление: „Если твой дух жив, то все законы существуют, но если он мертв, то все законы не существуют. Весь мир и все его законы являются работой духа, без которого не существует ничего. Так стоит ли продолжать путь в Танскую империю? Я не буду продолжать это путешествие". После снизошедшего просветления Вонхё покинул товарища и вернулся в Силла с уверенностью в том, что истина постигается через собственную веру человека, а не через обучение у других» 85.

Вонхё пропагандировал «учение Чистой Земли», ставшее чрезвычайно популярным благодаря простоте доктрин и ритуала. Вера в перерождение в Западном Раю Будды Амиды была чрезвычайно притягательна не столько для знати, сколько для простого люда, задавленного нуждой и тяжестью существования в этом бренном мире.

Цитируется по изд.: Тян В.Д. Буддийские храмы средневековой Кореи. История, архитектура, философия. М., 2001, с. 18-19.

Примечания

77. Kim Duk-Whang. A History of Religion..., p. 116 (к сожалению, автор не указывает источник приведенного в цитируемом отрывке количества храмов — 808).

78. Ли Коон. Пак Сояьсан. Древние храмы в горах. Сеул, 1982 (на кор. яз.).

79. В тайском Китае сложились следующие направления: школа буддизма Тяньтай цзун (нор. Чхонтхэ, яп. Тэндай) была основана монахом Чжии (583-597) в период правления династии Суй. Идеологический акцент установлен на «Саддхарма-пундарика-сутре» («Сутра Лотоса Благого Закона)») (кор. Попхвамгён) и некоторых других доктринах махаяны. Школа являлась ведущей в Китае VIII и XI вв.; школа Саньлунь (Саньлунь цзун, кор. Сам нон) имеет очень ранние корни (334-416), но полностью оформилась как самостоятельное направление в VII в.; школа Чань (Чань цзун, кор. Сон, яп. Дзэн) была основана в Китае полулегендарным индийским монахом Бодхндхармой, действовавшим в первой половине VI в. (династия Лян). Полностью оформилась в самостоятельное направление в VII в., однако ранее по сравнению с другими школами не была влиятельной. Начиная с IX в. чань-буддизм становится главным направлением буддизма в Восточной Азии. Отличительной особенностью является антисхоластическая направленность; большое внимание уделяется медитации и развитию интуитивного сознания; эзотерическая школа Ми цзяо (Ми цзун, кор. Мнльджон) была популярной в середине правления династии Тан. В Корее больше известна как Чжэньянь цзун (кор. Джинон). Это на-правление более связано с индийским и тибетским эзотерическим, тантрическим буддизмом. Акцентируется магический и церемониальный аспекты буддизма. Философское содержание учения этой школы в наиболее концентрированной форме отражается в мандале; школа Хуаянь (Хуаянь цзун) базируется на положениях Аватамсака-сутры («Сутра цветочной гирлянды»). Школа сформировалась в самостоятельное направление в VI—VII вв. Принадлежит к двум школам доктринального направления буддизма; школа Люй цзун (Винайя) (кор. Юлъджон) имела большое влияние во время правления династии Суй в Китае и а период Трех государств в Корее; школа Фасян цзун (кор. Полсан) — школа Дхармалакшаны — заложена знаменитым Сюань-цзаном (600-664) в поздний танский период, однако это направление не имело большого влияния. Подробнее см.: Reischauer Е.О, FairbankJ. East Asia: the Great Tradition. Boston, 1958, p. 214-220; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 333-334, 265- 266,439-440.226-227,382,383, 196-198,351.

80. Первым проповедником школы Юльджон был монах Чаажан, живший в период Трех государств, основавший знаменитый храм Тхондоса (Kim Duk-Whang. A History of Religion..., p. 122).

81. Там же. p. 119-121.

82. Школа Милъджон, в свою очередь, подразделялась на две школы: Сининджон (или Мундуру — ср. Мандала) и Джинонджон. Как раз первая из них и была связана с воздвижением храма Сачхонванса, а затем совершением в нем тайного обряда, после которого направлявшиеся к берегам Кореи китайские войска были разбиты поднявшимся в море штормом (там же, р. 121).

83. Школа Хваом распалась на два враждующих течения, метрами которых являлись храм Пусокса (на г. Пугак) и храм Хваом са (на г. Чирисан) (там же, р. 120,134).

84. Ким Докван называет учение монаха Вонхё — Попсойджон. В учении Вонхё о Чистой Земле соединились положения сутры Саддхарма пундарика, положенной в основу школы Чхонтхэ, а также сутры Нирваны (там же, р. 123).

85. Там же, р. 112.

Рубрика: