Рангун и другие города

В 1852 году англичане почти полностью разрушили Рангун, а затем восстановили его. Это был единственный город, построенный ими в Бирме (в других возводились отдельные здания колониальной администрации). Военный инженер Р. Фрезер распланировал его так, что на перекрестке двух главных улиц оказалась ступа Суле; четыре основные улицы идут параллельно реке Рангун, сорок две — перпендикулярно им. Ширина лишь немногих, делящих город на квадраты со стороной 250 метров, составляет 30 метров, ширина остальных не превышает 9 метров. Высота жилых домов достигает 15—20 метров. Скученность и хаотичная застройка отличает центральную часть Рангуна. Сами англичане обитали в живописных местах, близ озер. Коттеджи, окруженные зеленью и цветами, поражают разнообразием архитектурных форм.

С 70-х годов XIX века в стране началось возведение крупных зданий. Старый секретариат, Центральная больница, Верховный суд были сооружены Фоксом в конце XIX — начале XX столетия в стиле «Ренессанса королевы Анны». Все они были трехэтажные с внутренними дворами. Позже появились здания Центрального рынка, комплекс университета, некоторые административные и банковские здания, выполненные в так называемом новоклассическом стиле.

Первые архитекторы-бирманцы получили образование в Англии. В 1936 году по проекту У Тина был построен дом городского муниципалитета, примечательный тем, что в решение его фасадов были внесены национальные элементы (декоративная скульптура, например, осуществлена по мотивам народного традиционного зодчества).

В середине 50-х годов при столичном университете открылся архитектурный факультет. Несколько студентов были посланы на учебу за границу. С 1962 года зодчих готовит и соответствующее отделение Технологического института. Тем не менее нехватка в квалифицированных кадрах все еще ощущается, ведь первые выпускники архитектурного факультета стали работать фактически лишь в конце 50-х — начале 60-х годов. Они концентрировались преимущественно в двух проектных организациях: Корпорации общественных работ и Национальном строительном департаменте.

Современная архитектура страны развивается по двум направлениям. Одно связано с традиционными нормами и требованиями, другое — с индустриализацией и влиянием западной архитектуры. Облик зданий, гостиниц, контор, универмагов, домов для служащих отмечен чертами, свойственными так называемому интернациональному стилю. В качестве примера можно привести здание большого универмага в Рангуне, спроектированное У Боу Чжи, У Аун Чжи Мьином и др.

В своей практической деятельности многие архитекторы осваивают опыт зарубежных зодчих, но при этом они стремятся использовать национальные мотивы. Удачную попытку такого рода демонстрирует столичный аэропорт Мингаладон. Достопримечательностью этого современного здания стала роспись интерьера зала ожиданий и ресторана, выполненная замечательным художником У Ба Чи. Здесь представлена композиция на темы бирманских легенд и борьбы народа за освобождение. Ока служит добрым напутствием тем, кто приезжает в страну и желает ознакомиться с нею.

Менее успешным оказался опыт создателей столичного железнодорожного вокзала, оформление которого, по мнению специалистов, носит эклектический характер.

Ряд гражданских, промышленных и жилых зданий сегодняшней Бирмы проектировали и возводили специалисты из разных стран. Так, первый медицинский институт в Рангуне— творение зодчих из Англии. Они помогали и в проектировании жилых домов. Индийские архитекторы Р. Стайн и Л. Полк построили библиотеку для храмового комплекса пагоды Мира — круглое здание с тремя крыльями. Американские архитекторы участвовали в проектировании одного из новых кварталов столицы. С помощью КНР было сооружено несколько небольших промышленных предприятий, в том числе текстильная фабрика. По проекту советских архитекторов построены больница в городе Таунджи, гостиница «Озеро Инья» и Технологический институт в Рангуне.

Древние традиции народного зодчества бирманцев сохраняются при возведении культовых сооружений. Формы и декор их остаются такими же, как и столетия назад, хотя применяются новые строительные материалы — металл, железобетон. Шестой Буддийский совет проводил свою работу в помещениях комплекса, сооруженного в середине 50-х годов. Он включает пагоду Мира, буддийскую библиотеку с музеем и группу зданий Академии буддизма. Некоторые постройки нарочито архаичны. Главное святилище окружено круглой галереей, которая имеет пять входов, ориентированных на пять статуй Будды. Число входов символизирует принципы «панча шила», поддерживавшиеся правительством Бирмы. Огромное впечатление производит так называемый Зал заседаний на 10 тысяч мест, его кирпичный корпус вместе с железобетонным покрытием покоится на шести пилонах. Внутри и снаружи он напоминает пещеру: до половины стены засыпаны землей, поросшей травой и кустарником. У зала отличная акустика.

Основные типы жилых построек, строительные и отделочные материалы не менялись на протяжении веков. Небольшие города и сельская местность застраиваются стихийно, неорганизованно. Размер и тип жилища определяют средства хозяина.

Бирманский дом носит название «эйн», но общую характеристику непременно дополняют конкретизирующие приметы. Маленький, низкий, плохонький дом называют «эйн пхоу», «эйн коу», «эйн писа», лачугу — «те» и т. д. Обычно эйн сооружается на сваях 1—2,5 метра высотой в целях защиты от наводнений и сырости, змей, и он всегда обращен фасадом на восток, откуда появляется солнце. Изображение Будды, домашний алтарь тоже помещаются в восточной части дома. В эту сторону направлена и голова спящего, ноги же ориентированы на западную часть, именуемую «эйн чхеййин», что значит «изножье дома».

В плане жилище прямоугольное, каркасно-столбовой конструкции. В сельской местности, оно, как правило, состоит из двух комнат, причем первая служит гостиной, а вторая — спальней. Низкие легкие перегородки разделяют жилые комнаты и переднюю часть дома (тип нашей открытой веранды). Венчает его круто нависающая крыша, призванная защищать от дождя и солнца. В зависимости от ее формы — четырехскатной, двускатной с двумя дополнительными подрезами или двускатной с фронтоном — различают несколько типов жилищ. Для хозяйственных нужд используют площадь под домом; здесь хранят сельскохозяйственные орудия, рыболовные снасти, ткацкий станок, держат домашних птиц, животных. Там же находят спасение от жары.

Традиционные строительные материалы вполне отвечают местным климатическим условиям. Основными служат твердые породы деревьев — тик, пьинкадо, которые не поддаются гниению и которые не едят термиты, а также бамбук, ротан, листья сахарной пальмы, солома. Бамбуковые маты надежно защищают от ветра, не препятствуя в то же время естественной вентиляции. Конструкции из бамбука и пальмовых листьев легко отдают влагу и мало ее поглощают. Для хорошей вентиляции полы обычно делают из расщепленных бамбуковых реек.

Дом в Бирме построить недолго. Нужно только выбрать удачное время (подходящими считаются месяцы апрель, май, август, декабрь, январь, март, в остальные же лучше поостеречься). Необходимо определить день недели (к примеру, начать стройку во вторник — к болезни, а в четверг — к успеху), наконец, пригласить монахов прочитать священные тексты. Что касается материалов, то бамбуковые маты для стен и перегородок продаются повсюду. Орнамент на стенах прост по рисунку, но различен даже в соседних домах. Кровлю, которую изготовляют из обработанных пальмовых листьев, иногда соломы или тростника, также можно купить в виде полуфабриката.

Такое жилище дешево и к тому же легко восстанавливается после пожаров, которые здесь очень часты. 8 марта 1970 года, например, в Мьохауне за полтора часа сгорело 500 домов, 18 марта в Рангуне в районе Северная Оккалапа — 26, в тот же день в Тавое — 400 домов. Подобные трагедии в жаркий сезон разыгрываются постоянно. Случаются они и в прохладный сезон. В одной лишь столице в 1976 году был зарегистрирован 231 пожар. Как утверждают власти, причиной их в это время года бывает легкомысленное обращение с керосином, которым пользуется большинство жителей.

Состоятельные люди сейчас строят дома каменные с железобетонным каркасом — они называются «тай». Кроют их черепицей или оцинкованным железом. Вентиляция обеспечивается соответствующим расположением окон, дверей, вентиляционных отверстий. В современных гостиницах и жилищах зажиточных горожан есть кондиционеры.

Центр городского строения данного типа составляет гостиная; по бокам расположены спальня, подсобные помещения, кухня. Иногда ее выносят в примыкающую к дому пристройку. На кухне у любой хозяйки, бедной и богатой, царит образцовый порядок и чистота. В богатый дом нередко ведет открытая веранда с несколькими дверьми во внутренние покои. Одну комнату, в которую попадают через гостиную и которая как бы выступает перед всем строением, занимает самый уважаемый член семьи.

Обстановка комнат в большинстве случаев традиционная. Постельные принадлежности — циновки, одеяла, валиковые подушки — утром скатывают и ставят в угол, если хозяева не спят на деревянных кроватях. Тут же помещается ящик или шкаф для одежды, за стеклом которого часто выставлены сувениры, фотографии. Низенький круглый стол поворачивают на бок и прислоняют к стене, чтобы освободить место; к обеду, ужину, к приходу гостей его выкатывают на середину комнаты. В некоторых домах можно увидеть полированную мебель — обычные (в нашем понимании) столы, стулья, журнальные столики, а также плетеные кресла, холодильники, полки с книгами. Стены увешаны фотографиями, иногда картинами на буддийские сюжеты, разноцветными календарями. Полы тщательно вымыты или натерты. При входе в дом, по издавна сложившемуся обычаю, обувь принято снимать.

Показателем материального статуса семьи служит наличие ванны и водопровода. (В жаркий сезон трубы так сильно нагреваются, что можно ошпарить руки, если мыть их прямо под краном.) Воду обычно набирают в определенны часы подачи. Все хозяйки стараются запастись ею на целый день. Если вода далеко от дома и нет водопровода, прибегают к услугам водоносов. Собирают и дождевую влагу: в Бирме знают цену капле воды. Рядом с любым жильем находится один или несколько больших резервуаров, воду которых используют для мытья. В студенческих общежитиях существуют «душевые комнаты», где стоят высокие железные бочки.

Около дома непременно разбит сад, даже если участок невелик — всего два шага между забором и домом. Многие увлекаются разведением орхидей. Чувство прекрасного присуще каждому бирманцу.

Бирма — страна деревень: их более 50 тысяч. Облик поселений меняется очень медленно. Обычно на холме расположен белый храмовой комплекс. Самую чистую и благоустроенную часть деревни составляют монастырь и прилегающие к нему сооружения. Его земля считается священной, она всегда утрамбована, территория подметена. Здесь запрещается громко говорить, шуметь: ничто не должно нарушать тишину и покой, мешать размышлениям. Изредка раздается стук «каладэ» — колотушки, сзывающей монахов на молитву. Приезжие и паломники могут остановиться в монастыре или так называемых домах отдохновения — «заятах», представляющих собой навесы на столбах. Пол приподнят на 1,5—2 метра над землей. Вместо стен редкая изгородь из штакетника. Плата за пребывание в них не взимается. Заяты есть повсюду — и в Шведагоне, и близ Золотого Будды в городе Пегу, и в каждом селении около ступы или монастыря.

Большинство бирманских городов одноэтажные, что отчасти объясняется особенностями быта, климата, представлениями. Существовало, например, поверье, что пребывание другого человека над головой приносит несчастье, лишает жизненной силы и «тайны». Первые двухэтажные дома появились только в XIX веке; сейчас в новых кварталах построены пятиэтажные. Благоустроенные жилища предоставляются

государственным служащим. Так, столичный район Янкин вместил 12 тысяч человек. Здесь преобладают двух- и четырехэтажные секционные дома 12. Тем не менее, как отмечает архитектор С. С. Ожегов, капитальное жилищное строительство еще не вышло из стадии эксперимента. Среди многочисленных типов такого рода зданий практически нет ни одного, достаточно полно удовлетворяющего условиям жизни в тропиках. Требования сквозного проветривания, влагозащиты, ориентации зданий ставят проектировщиков в очень жесткие рамки, определяют необходимость создания принципиально иных типов квартир и домов. Поиски только начинаются.

Из 284 городов Бирмы лишь в четырех число жителей превышает 100 тысяч. Прежде всего это столица, население которой (вместе с пригородами) составляет более 2 миллионов человек. Она расположена на левом берегу реки Рангун (иначе— Хлайн), устьевого рукава Иравади, в 30—40 километрах от ее впадения в залив Мартабан. С дельтой Иравади река соединена каналом Твантей 13, что делает Рангун крупнейшим портом страны: на него приходится 90 процентов ее внешнеторгового оборота. Буквальное значение названия города — «Конец вражды» («Ян коун»). Во многих европейских языках прижилось написание, взятое из английского,— Рангун. То же произошло с названием городов Патейн, ставшим Бассейном, Пьи, превратившимся в Пром, Проме, Мьей, ставшим Мергуи и т. д.

Рангун вырос на месте селения Дагон, захваченного в мае 1755 года императором Алаунпайей, который проводил централизаторскую политику. А вот что говорит о возникновении города легенда. Как-то старый отшельник сорвал в лесу огромный цветок и принес его домой. Из цветка вышла прекрасная девушка, которую старик назвал своей дочерью.

Ее увидел верховный нат Тиджамин и решил, что ей предназначено стать матерью великого короля. Явившись к людям в облике красивого юноши, нат попросил руки девушки. От этого союза родился король Оккалапа, известный в истории тем, что основал Дагон и стал его властителем. Согласно легенде, Тиджамин «отвечал» за создание этого селения и святилища, где должны были храниться реликвии Будды. Таким образом, возникновение столицы Бирмы и Шведагона связано с именем самого популярного ната. А имя его сына Оккалапа носит один из больших районов Рангуна. Там есть и пагода (недавно она восстановлена), которую, как полагают, возвела девушка, вышедшая из цветка.

Шведагон, по преданию, был сооружен в VI веке до н. э., теперешний вид приобрел в XV—XX веках. Он дважды отстраивался после пожаров в XIX столетии. Это целый город со своим управлением — Советом, полицией, службами, ответственными за чистоту, порядок, за сокровища. В 1972 году насчитывалась 41 служба. Ему принадлежит монастырь и т. д.

Высота платформы (холма), на которой стоит Шведагон, — около 20 метров, ее площадь 214x275 метров. Высота центральной ступы 14 достигает 99 метров. За несколько километров от Рангуна и из любой точки города виден ее золотой шпиль 15.

Горячие дебаты вызвало предложение построить лифт в Шведагоне. Противники нововведения доказывали, что если человек сам поднимается в гору, преодолев трудный подъем, то это принесет ему большую «награду». Выдвигался и другой аргумент: современный лифт будет дисгармонировать с древним памятником. Тем не менее лифт построили, и он доставляет верующих, а также туристов на верхнюю платформу. Здесь совершаются религиозные церемонии, а в 20—40-х годах проходили антианглийские демонстрации. На платформе расположены ступа Наунточжи, искусно оформленные павильоны со статуями Будды и колоколами, множество построек, где паломники могут отдохнуть, молельни (в том числе араканские, китайские, таиландские и прочие), музей и другие сооружения.

В основании центральной ступы Шведагона (по периметру 433 метра) находится реликварий, где, согласно преданию, хранятся восемь волос Будды и другие священные реликвии. Внутрь нее войти нельзя, ее можно обойти. Вокруг расположены 64 ступы трех-четырехметровой высоты и 4 большего размера, а за ними, тоже по периметру — 72 каменных святилища примерно той же высоты, что и ступы. Между ними помещены скульптуры животных, призванных охранять их. Ниже основания — обход, вымощенный мрамором и бетонными плитами. Каждый верующий подносит дары «своему» животному, соответствующему дню недели, в который он родился. Надпись уведомляет, что понедельник связан с тигром, вторник — со львом, среда — со слоном и т. д. Сооружение покрыто сусальным золотом, а вершина его облицована еще и золотыми листами 16. В завершающую часть вделано множество оправленных и неоправленных драгоценных и полудрагоценных камней, определить стоимость которых хотя бы приблизительно не представляется возможным. В 1970 году в Бирме произошло небольшое землетрясение, и было принято решение о срочном ремонте Шведагона. В течение определенного срока все желающие могли приносить в дар ему золотые изделия и драгоценные камни. Все эти дары должны были быть замурованы также в вершине ступы. Со всей страны стали поступать пожертвования. Газеты сообщали о самых крупных.

В Шведагон ведут четыре лестницы (ориентированные на страны света). У входа с южной стороны, расположенного ближе всего к центру города, несут бессменный караул два девятиметровых льва-гиганта. Каждая из лестниц (по 205 ступеней) покрыта идущей уступами крышей. Вдоль выстроились многочисленные лавочки, где продаются бумажные ленты для украшения статуй Будды, небольшие бумажные зонты, искусственные цветы, свечи, гирлянды из цветов жасмина. В дни праздников здесь царит оживление. Можно приобрести четки, книги, изделия местных умельцев, барабаны, трещотки и колокольцы, игрушки (тут бывает много ребятишек), маски из папье-маше.

В деловой части столицы помещается храмовой комплекс Суле, возраст которого якобы 2250 лет. Полагают, что само слово «суле» происходит от монского выражения, означающего «ступа, где хранится священный волос». Высота ее около 48 метров, и она господствует над неподалеку стоящими зданиями и улицами.

Одна из самых древних ступ Боутатхаун («Тысяча воинов»). Особый интерес к ней проявляют местные жители и приезжие потому, что внутри нее есть сквозной узкий коридор, в панельных витринах которого выставлены священные реликвии. Обычно их закладывают в основание, но эти обнаружены всего несколько лет назад при раскопках. В 1943 году ступа была разрушена и восстанавливается. В Боутатхауне, как и в Шведагоне, есть водоем, куда разрешается выпускать рыб и черепах. Жители постоянно кормят их хлебом, овощами, рисовыми шариками.

Знамениты и другие храмовые сооружения (о некоторых из них уже упоминалось). В столице 17 крупных монастырей и большое число поменьше.

Облик города сложился из разнородных по архитектуре к назначению строений. Центр занимают торговые, деловые, культурные и торговые учреждения — здания почты, муниципалитета, банков, Национального музея, центральной больницы, кинотеатров, гостиниц, рынков. В декор некоторых сооружений введены национальные черты. Таков, например, мавзолей Такин Кодо Хмайна, созданный в 1966 году архитекторами У Джо Мином, У Джо Иином, У Пе Вином. Национальный орнамент естественно вписался в современную архитектуру.

В центре города на площади Бандулы возвышается пятидесятиметровый обелиск независимости. Удачный выбор места и лаконичность решения, найденные У Оун Чейном, делают его одним из лучших современных памятников. В плане он имеет форму пятиконечной звезды. Пять бронзовых львов-чхинтеев подняты на постаменты у обелиска, на котором высечен отрывок из текста конституции.

Рангун — крупный культурный центр. Здесь находятся. Национальный музей, где собраны экспонаты, представляющие огромную историческую ценность, — Львиный трон, миджаун, серебряный реликварий и т. д., — а также Военно-исторический музей, музей Аун Сана, множество библиотек. В столице обосновалось большинство киностудий и издательств, организуются самые значительные художественные выставки. В Зоологическом саду есть цирк шапито. Неизменным успехом у зрителей пользуются выступления слонов, играющих на губной гармонике, танцующих, бьющих в барабан. Немалая доля успеха приходится на цирковую труппу, состоящую из артистов, стажировавшихся в Советском Союзе.

Как и другие крупные города, Рангун несет еще печать социальных контрастов. Обливаясь потом, крутят педали велорикши, их обгоняют японские «тоёты», западногерманские «мерседесы». Пестрят яркими вывесками улочки, заставленные лотками со снедью, а совсем рядом поднимаются гостиницы, банки, высокие жилые дома. Утопают в зелени каменные виллы в фешенебельных районах, а на окраинах, ближе к порту, теснятся кварталы ветхих построек — отсутствуют окна, вместо дверей проемы. Обычно такое строение разделено на две половины, которые занимают разные семьи. Перегородка сделана из тонких досок, отчетливо слышны плач детей, громкие голоса, кашель больного, смех, ссоры. Жизнь тамошних обитателей вся на виду.

Районы без канализации, водопровода, электричества вмещают значительную часть населения. Здесь же расположены мелкие лавчонки, ремонтные мастерские, пошивочные «ателье», крошечные типографии с крикливыми вывесками типа «Ройял» («Королевский»). «Кресло» парикмахера вынесено на улицу. Он же чистит уши своим клиентам. Прямо на пыльных улицах играют детишки.

У муниципалитета много забот. Не решены вопросы водо- и электроснабжения, транспорта, канализации и дренажа. Плата за электричество достаточно велика, и потому не каждый может пользоваться электроприборами. Многие кварталы обходятся керосином или свечами. Цены за жилье очень высоки. Половина хорошего деревянного дома стоит более 60 тысяч кьят, за каменный же, расположенный в районе озера Инья, надо отдать 100 тысяч кьят. Аренда квартиры «съедает» львиную долю бюджета. В государственных домах квартирная плата составляет только пятую часть заработка и уменьшается в зависимости от увеличения числа детей. Рост торговых и промышленных предприятий делает жилищную проблему еще более острой.

В 70-е годы облик столицы изменился в лучшую сторону: городские власти затрачивают немало средств на поддержание порядка, улучшение санитарных условий и т. д. По призыву ЦК молодежной организации «Ланзин» жители выходят на расчистку улиц, следят за поддержанием порядка в больницах, в общественных местах. По-бирмански это называется «лоу а пей», т. е. «работать добровольно, бесплатно». Разбиты парки для населения (парк Революции и другие). Особую прелесть городу придают два озера — Инья и Кандочжи. Так приятно посидеть у них или пройтись по их берегам, любуясь отражением деревьев в воде и вдыхая прохладу.

Бирманцы любят повторять, что Рангун — это не настоящая Бирма, что надо, если хочешь понять страну, непременно побывать в Верхней Бирме, прежде всего в Мандалае 17. (По данным конца 60-х годов, население его составляло 322 тысячи человек.) Расположенный на левом берегу Иравади, бывший когда-то столицей, он по праву считается одним из интереснейших городов. В нем сосредоточены памятники материальной и духовной культуры, бережно хранятся свидетельства народного таланта. Оросительная система, сооруженная, считают, два тысячелетия назад, служит людям и поныне. Мандалай славится своими ремесленниками. «Здесь кипит непрестанная деятельность. Прядут, шьют, вырезают по дереву, рисуют, и очень талантливо. Бирманцы в высшей степени одарены воображением», — сообщал в конце XIX века К. Вяземский. И сегодня некоторые улицы заселены людьми одной профессии: мастерами вееров и зонтов, мебельщиками и т. д.

Красив город, воспетый поэтами и художниками, названный «сердцем Бирмы». Образец национального деревянного зодчества— дворцовый ансамбль, состоявший из 37 зданий, был частично сожжен во время войны. Сохранились только зубчатые стены трехметровой высоты, окруженные рвом, который заполнялся водой. Англичане, а затем японцы разграбили дворец. Из лба статуи Будды был вынут огромный бриллиант, увезены многие ценные вещи. Часть из них Англия вернула в конце 60-х годов: украшенные драгоценными камнями обувь, обоюдоострый меч, веер, золотую птицу хинта — всего 17 предметов.

Достопримечательностью Мандалая является 150-метровый холм. От его подножия к вершине, где расположена пагода, ведут четыре длинных крытых перехода. На верхней площадке находится скульптура демона, поклоняющегося Будде, за ним — фигуры демонов размером поменьше. У всех скульптур отбиты головы. Рассказывают, что этот акт вандализма совершили японцы, осквернив тем самым священное для каждого буддиста место.

С холма открывается дивный вид на город — создание бирманских зодчих. «Да, поистине можно сказать, что человек, хоть раз в жизни увидевший подобную картину, уже не может называться несчастным, что бы потом с ним ни случилось», — писал князь К. Вяземский.

Мандалай буквально ошеломляет яркостью цветов, контрастностью красок, громким щебетанием птиц, тихим перезвоном сотен колокольчиков, доносящихся из многочисленных храмовых построек и с лотков уличных продавцов.

Эта духовная столица Бирмы, своеобразное хранилище ее традиций, остается центром национального театрального искусства и авторитетом в области системы образования. Институтов здесь меньше, нежели в Рангуне, но многие хотели бы учиться именно в старом Мандалае. Близ города в 1938 году построен мост Ава длиной около 1,5 километра. Это единственный мост на Иравади с тремя путями: железнодорожным и двумя для автотранспорта.

Если спросить бирманца, какое место он считает «самым приятным», он непременно скажет о Пагане — музее под открытым небом. На площади в 40 квадратных километров расположено огромное число храмовых сооружений, ослепительно белых или ярко-красных. По словам генерального директора Департамента археологии У Аун То, государство охраняет сейчас около 500 построек. В значительной степени Паган был разрушен землетрясением 1975 года, тогда пострадали многие ценнейшие исторические памятники. В их восстановлении принимали участие студенческие и школьные строительные отряды, отряды молодежной организации «Ланзин». Группа специалистов из разных стран работала по линии ЮНЕСКО. К апрелю 1978 года было реставрировано 20 культовых зданий. Паган для всех бирманцев был и остается «святым местом».

Примерно за 300 километров до впадения в Андаманское море Иравади разделяется на множество рукавов. Ежегодно она откладывает все новые слои ила, увеличивая площадь дельты, которая сейчас достигает более 30 тысяч квадратных километров. Аллювиальные почвы плодородны, и девять десятых всей территории занято под культуру риса. Столицей этого богатого района считается Патейн — второй после Рангуна морской порт (население около 107 тысяч человек). Когда-то через него велась торговля шелком, поступавшим из Индии. Из шелка шили головные уборы для мужчин. В народных песнях и стихах встречаются строки о возлюбленном, который после долгого отсутствия должен вернуться в родные края «в шапочке из шелка Патейна». Изготовляют в городе также легкие, сделанные с большим вкусом зонтики.

Моламьяйн (Моулмейн)— город с примерно 142 тысячами жителей — находится на реке Салуин у ее впадения в залив Мартабан и считается четвертым после Ситуэ (Акьяба) бирманским портом. К востоку от него находятся пещеры, подземные галереи, украшенные тысячами фигур Будды самых разных размеров.

Многие туристы посещают Нгапали 18 — лучший курорт на Араканском побережье близ Сандовея (в бирманском произношении Тандве). На три километра протянулся замечательный пляж, покрытый серебристым песком и окруженный

кокосовыми пальмами. Сюда по бесплатным путевкам направляются сотни трудящихся, получивших высокое звание «образцового рабочего». В 1976—1977 годах этого почетного звания удостоились почти 500 тружеников промышленных предприятий.

Местом отдыха для простых бирманцев служит теперь и Меймьо, расположенный на высоте 1200 метров над уровнем моря, удивительно живописный город. Он известен своим Ботаническим садом, в котором представлено более 2500 различных видов растений. Здесь была богатейшая коллекция орхидей, уничтоженная японцами, теперь ее восстанавливают.

В центре сада — озерцо, сплошь покрытое лотосами дивной красоты.

Своеобразие городам Бирмы придают буддийские, мусульманские святилища, христианские соборы. Многие города отличает разнохарактерная архитектура, в них существуют строго разделенные кварталы — индийские, китайские и т. д. В столице, например, есть уголок «армянского Рангуна».

Расширение международных контактов, приток туристов (международный туризм разрешен с 1972 года) выявили потребность в новых гостиницах. Обычно они многоэтажные с благоустроенными номерами. В 1973 году в Пагане по проекту архитекторов из ФРГ была построена гостиница, состоящая из одноэтажных коттеджей. Приезжий не ощутит в них изнурительной жары: строители учли местные климатические условия. Трудно отвести глаз от росписи по мотивам древних фресок, от резных коньков крыш и перил.

Сейчас бирманские зодчие основное внимание уделяют созданию новых микрорайонов. Первенец их творческих усилий — столичный район Янкин. Они не устают искать такие архитектурные формы, которые сочетали бы национальные традиции и новейшие достижения строительного искусства.

Цитируется по изд.: Западова Е.А. В стране, где течет Иравади. Очерки культуры современной Бирмы. М., 1980, с. 197-210.

Примечания

11. В период муссонных дождей многие деревни оказываются в воде; тогда единственный способ передвижения — лодки. В селении Кханаун Toy, находящемся недалеко от столицы на реке Рангун, все строения расположены высоко над землей. И в дождливый, и в сухой сезон местные жители ходит по узеньким шатким мосткам-«улицам», соединяющим все части, селения.

12. Надо сказать, что на балконах здесь никогда не увидишь выстиранного белья (особенно женского). Юбки обычно сушатся на траве у домов. Если приезжий по незнанию или соседки с верхних этажей по вредности характера повесят юбки на балконе, то это может стать причиной ссоры и даже общественного разбирательства.

13. Строительство велось с 1860 года, несколько раз прерывалось и было закончено в 1935 году. Длина канала достигает 19,5—21,5 мили (около 36—39 километров).

14 Ступа (слово санскритского происхождения, буквально «вершина») — род буддийских памятных сооружений, возводившихся для хранения «реликвий» или для обозначения священных мест. Уже в древности их строили из камня, на фундаменте, с навершиями в виде зонтиков в несколько ярусов и украшали статуями Будды, зачастую окружали оградой. Развитие буддийского культа превратило их в объект поклонения и паломничества. Считается, что ступа воспроизводит священную гору Меру, олицетворяющую в индийской и бирманской космологии центр вселенной. Появление именно такой формы иногда объясняют следующим образом: Будду спросили, какие строения следует возводить для обозначения священных мест. Он расстелил монашеское одеяние, поставил на него перевернутую чашу для подаяния, а сверху — оранжевый зонт.

15 Верующие, в том числе и шоферы, проезжая мимо Шведагона, соединяют ладони и шепчут олова молитвы.

16. Как отмечалось в прессе, во время ремонта центральной ступы в 1971 году были сделаны попытки срезать слой золотой облицовки. Но члены Совета пагоды и многочисленные добровольные помощники проявили бдительность и помешали злоумышленникам.

17. Значение названия «Мандалай» (в бирманском произношении «Манд алей») передают как «Гроздь драгоценностей» или как «Город жемчугов».

18. Существует легенда, согласно которой название курорту дали итальянцы: красота здешних мест напоминала им Неаполь (в бирманском звучании Нгапали).

Рубрика: