Шривиджайя (ИСЗАиСВ, 1970)

Во второй половине VII в. на Восточной Суматре выдвинулось буддийское государство Шривиджайя. Первое упоминание о ней, принадлежащее китайскому паломнику-буддисту И Цзину, относится к 671 г. Центр нового государства находился на территории современного Палембанга. В начале IX в. в Шривиджайе пришел, к власти один из представителей династии Шайлендра, власть которой на Центральной Яве в то время клонилась к упадку. Нет убедительных свидетельств, подтверждающих существование в этот период единого государства, охватывавшего Суматру и Яву, однако тесные торговые и культурные контакты между суматранскими и яванскими Шайлендрами несомненны.

Выдвижению Шривиджайи способствовали выгодное географическое положение на побережье Малаккского и вблизи Зондского проли-вов, упадок к концу VI в. Фунани, бывшей до того ведущей морской державой Юго-Восточной Азии, междоусобицы в яванских государствах. Шривиджайя завоевала основные суматранские государства (Малайю, Джамби и др.), подчинив таким образом наиболее развитые в то время районы Суматры, острова, прилегающие к Юго-Восточной Суматре, Малакку, и распространила свое влияние на материке вплоть до Чампы, а на архипелаге — на Западную Яву и Западный Калимантан, став мощной морской империей (талассократией). На завоеванных территориях были основаны многочисленные торговые города. Древний малайский город Кедах (Катаха по-санскритски, или Кадарам по-тамильски) на западном побережье острова, попавший в 695 г. в вассальную зависимость, стал второй столицей Шривиджайи. Главной целью экспансии этой торговой империи было установление полного контроля над торговыми путями, а не собственно территориальные захваты. Основным источником доходов Шривиджайи была торговля, взимание торговых пошлин с многочисленных судов, проходивших через Малаккский пролив, а также эксплуатация населения, облагаемого налогами или данью. Среди товаров, вывозимых из Шривиджайи, были золото, олово, слоновая кость, продукты тропического леса: специи, камфора, ценные породы дерева и пр.

Около 992 г. Шривиджайя подверглась нападению яванских войск из Матарама, вызванному соперничеством обоих государств из-за гегемонии на архипелаге и династийных претензий Матарама на престол Шривиджайи. После ряда тяжелых неудач войска Шривиджайи около 1016 г. сумели нанести решительное поражение противнику. Шривиджайя не только восстановила свои прежние владения, но и заняла ряд территорий Матарама. Однако успех был кратковременным. С запада наступал новый, более опасный враг — войска индийского государства Чола, которые в 1025 г. захватили часть владений Шривиджайи.

В истории Индонезии Шривиджайя является первым государством, которое объединило значительную часть архипелага в политическом и культурном отношении, а также установило широкие двусторонние

[89]

торговые связи не только со странами Юго-Восточной Азии вплоть до Филиппин, но и с Цейлоном, Бенгалией и даже — через посредников — со странами Средиземноморья и Средней Азии. Три столетия (VIII— X вв.) Шривиджайя была признанным гегемоном в торговле и мореходстве Южных морей, ведущим культурным центром Юго-Восточной Азии и мировым центром буддизма.

[90]

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.