Падение Шривиджайи

С начала XI в большие изменения произошли на крайнем западе Индонезии. В 1025 г. армия южно-индийского государства Чола захватила большую часть владений Шривиджайи, а также ее столицу, Хотя войска Чолы вскоре оставили страну, Шривиджайя уже не могла оправиться от ударов, нанесенных ей индийским, а до того (в конце X —самом начале XI в.) яванским вторжениями, и постепенно стала терять свои позиции главной морской торговой державы Юго-Восточной Азии. Еще два столетия буддийская Шривиджайи боролась за гегемонию над Малаккским проливом, продолжая вести торговлю с Западом и Востоком. Однако к концу XII в. от нее отпали ее крупнейшие вассалы — Джамби и Малайю; торговый центр переместился из Палембанга в район Джамби. Положение осложнилось все более интенсивным проникновением ислама, который принесли торговцы-мусульмане из мусульманских стран, лежащих к западу от Индонезии. Под ударами Кертанагары и в результате нападений таииз государства Сукотаи (около 1280 г.) Шривиджайя потеряла последние вассальные владения на Суматре и Малаккском полуострове и сама была завоевана Кертанагарой. Так закончилась история этой империи, просуществовавшей свыше 600 лет.

В XI—XII вв. подавляющее большинство торговцев, прибывавших .в Индонезию с запада, были уже мусульманами. В основном это были выходцы из Гуджарата (области в Западной Индии, главный город и порт которой Камбай стал уже с IX в. центром торговли в Индийском океане), а также из арабских стран и из Персии. Основным товаром, ради которого эти купцы стремились в Индонезию, были пряности с Молуккских островов. Купцы-мусульмане содействовали распространению на архипелаге новой религии — ислама. Первыми в Индонезии в конце XIII в. ислам приняли торговцы из мелких прибрежных княжеств Северной Суматры (Перлак, Пасай и др.), а также правители этих государств, втянутые в торговые отношения с западным мусульманским купечеством.

На протяжении XIII—XV вв., в период, совпавший с ослаблением и окончательным распадом империи Шривиджайя и княжества Малайю, а также непосредственно вслед за этими событиями, на Восточной Суматре образовались одно за другим княжества Рокан, Кампар, Индрагири, Сиак и др. Усилилось княжество Джамби.

В середине XIV в. на Центральной Суматре возникло крупное княжество Минангкабау. Основой экономики Минангкабау было земледелие; княжество торговало с другими государствами Суматры, окружавшими его. Хотя официальной религией Минангкабау был синкретизированный индуизм, принесенный индуистами, бежавшими из ранее исламизированных суматранских княжеств, однако основная масса на-селения придерживалась своих, доиндуистских верований и обычаев.

Возраставшая роль Молуккских островов в торговле Индонезии и рост связей с экономически более развитыми народами (как индонезийскими, так и неиндонезийскими) способствовали формированию на протяжении XV в. первых княжеств и на Молуккском архипелаге, из которых выделились два — Тернате и Тидоре, расположенные на одноименных островах. Сферой влияния княжества Тернате были районы, лежавшие к северу и западу от о-ва Тернате, а Тидоре — районы,

[299]

находившиеся к югу и юго-востоку от о-ва Тидоре. Правители Тернате, а потом и Тидоре признавали номинальный сюзеренитет Явы. На юго-западе Сулавеси не позднее XV в. появились первые княжества у бугов и макассаров.

К концу XIII в. относятся первые достоверные сведения о начале постоянного расселения китайцев в Индонезии. Основным районом китайских поселений было побережье Северо-Западного Калимантана, а первыми поселенцами — матросы с кораблей, потерпевших крушение, торговцы, пираты; позднее — солдаты, оставшиеся на архипелаге после вторжения Хубилая. Крупный китайский пиратский центр возник после падения Шривиджайи на Восточной Суматре, в устье р. Муси. В конце XIII в. в Индонезии появились и европейцы. Первым был венецианский купец Марко Поло, прибывший в 1292 г. из Китая на Северную Суматру в качестве посла Хубилая. В 1321 г. на Яве побывал итальянский монах Одорико ди Порденоне.

[300]

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.