Флоренция возрожденческая
На пороге раннего Возрождения, в конце XIII в., во Флоренции вырастают такие выдающиеся творения архитектуры, как Старый дворец (palazzo Vecchio), где в XIV веке разыгралась трагическая история чомпи, храмы Сайта Кроче, Санта Мария Новелла, кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре и кампанила Джотто, без которых нельзя представить себе ни Флоренцию прошлого, ни Флоренцию сегодняшнего дня. В XIII же веке появились соборы в Перудже, Орвието, Сиене, церкви Сан-Антонио в Падуе и Санта Мария сопра Минерва в Риме, коммунальные дворцы в Милане, Падуе, Болонье, Пьяченце. Это каменная летопись эпохи, свидетельствующая о переходе от Средневековья к Возрождению: былая средневековая суровость сочетается в них с грядущей возрожденческой гармонией.
Назревание новых восприятий наблюдается и в мировоззрении горожан, что отражается в философских сочинениях XIII века. Джованни да Фиденца в миру, кардинал Бонавентура, генерал ордена францисканцев создает систему мышления, в которой поиски пути к богу сочетаются с признанием реального мира, окружающего человека 1. Не менее показательным для зарождения новых идеологических восприятий итальянских горожан предвозрожденческого периода было творчество доминиканского теоретика Фомы Аквинского. Создатель богословского идеализма феодального характера, используемого и поныне католическими кругами, он пришел в то же время к признанию объективного существования мира, что в период Возрождения способствует его общему реалистиче-
______________
1. Dal Motile F. Filosofm e jnistica in Bonaventura da Bagnorea. Дота, 1924.
[117]
скому восприятию. Фома Аквинский выдвигает тезис, в котором отразились сдвиги, происшедшие и в практической деятельности, и в мировоззрении итальянского горожанина XIII века: само по себе богатство не является греховным, учит он, его лишь необходимо умеренно использовать, придерживаясь правила «справедливой середины», оправдывающего торгово-промышленную и банковско-ростовщическую деятельность городского пополанства времен болонской «Райской книги» и флорентийских «Установлений справедливости» 2.
Такого же рода отношение к активной деятельности преуспевающего горожанина-пополана можно встретить в литературе XIII века. Так, например, Брунето Латини подчеркивал значение для практической жизни как денег, так и знаний, о чем говорит и само название его главного сочинения — «Книга сокровищ» 3. Отражением и оправданием хозяйственной и политической деятельности флорентийских горожан XIII века является хроника Дино Компаньи, написанная на итальянском языке 4. В элегантной поэзии «сладостного стиля» рельефно выступают черты нового человека, отрицающего средневековую мораль. Так, в канцоне Гвидо Гвиничелли говорится:
Сверкает солнце над земною грязью.
Но не скудеет сила солнца.
Надменный говорит: «Я знатен древним родом!»
Подобен грязи он, а солнце — благородству.
Пускай никто не скажет.
Что было благородство без отваги,
Что можно унаследовать его,
Не чуя благородства в сердце 5.
Из школы «сладостного стиля» вышел и великий поэт Италии флорентиец Данте Алигьери, участник и жертва политических схваток, изгнанный из родного города как белый гвельф. Сама жизнь Данте — часть истории итальянской городской жизни XIII—начала XIV века. Он автор
__________
2. Fanfani A. Lc origin! dello spirito capitalistico in Italia. Milano, 1933.
3. Гуковский M. А. Итальянские знциклопедин XIII—XVI вв.// Тр. Института книги, документа и письма. Л., 1932. Т. 2. С. 44—49.
4. Del Lunge I. Dino Compagni e la sua cronica. Firenze, 1879—1887.
5. Цит. по: Алпатов M. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; А, 1939, С. 52,
[118]
схоластического трактата «Пир», посвященного совершенствованию человеческой души, трактата во многом еще средневекового, как и другой его трактат — «О монархии», посвященный поискам путей к идеальному государству. В трактате «О красноречии народного языка» Данте впервые в итальянской литературе доказывает, что латинский язык — искусственный, а народный итальянский (volgare illustre) — естественный и благородный.
За рамки обычного творчества эпохи выходит главное произведение Данте — «Комедия», однако и оно крайне характерно для периода Предвозрождения. По форме оно принадлежит Средневековью с его аллегорической символикой образов и чисел, его феодальной моралью. Однако яркий и образный итальянский язык, обращение к реальной действительности, к истории Рима, Пизы, Римини, Флоренции, где происходят рельефно переданные поэтом человеческие и политические трагедии, позволяют говорить, что Данте выступает как последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени. 6 Значительную роль в живописи этой эпохи играет Джотто. 7 Флорентиец, как и Данте, Джотто ди Бондоне в своих фресках, созданных им в Падуе, Флоренции, Ассизи, проявил себя как оригинальный художник-новатор, не избавившийся, однако, от средневековых по форме морально-нравоучительных аллегорий и традиционных канонов иконографии. Главным в его творчестве было, как и у Данте, реальное восприятие жизни, изображение живых людей своей эпохи с их горестями и радостями. На фресках Джотто изображены горожане его времени, их дома, их окружение, их страсти.
Новые веяния заметны и в скульптуре отца и сына, Никколо и Джовании Пизано. Первый из них — создатель кафедры в баптистерии в Пизе. Вопреки средневековой готике он изображает реальные человеческие лица, фигуры, движения. Фигурам баптистерия свойственна античная торжественность — характерный шаг к Возрождению, которое во многом будет питаться из античного источника, творчески его перерабатывая. Никколо Пизано, сын Джованни, отказывается от спокойной античной гармонии, его фигуры на городском фонтане Перуджи полны
___________
6. Марк с К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 382.
7. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Л.. 1947. Т. 1. С. 127.
[119]
движения, эмоций, жизни — это первые признаки новой эпохи 8. Новое пробивается и в области архитектуры. Так, названный уже собор в Орвието, задуманный как готическое строение, преображается на почве Италии, становится более земным, чему помогают горизонтальные членения и более спокойная гармоническая конструкция. Дворец коммуны в Сиене, родившийся в конце XIII— начале XIV века, несет в себе некоторые черты готики — зубцы, окна, уходящая высоко в небо башня (с нее бросали камни во время восстания Дель Бруко в 1371 г.), — которые смягчаются горизонтальными линиями карнизов.
Флорентийские дворцы — подеста и приоров тоже не лишены этой противоречивости переходного этапа Пред-возрождения. Они непосредственно связаны с политической жизнью пополанской Флоренции: дворец подеста — с первой народной конституцией, Старый дворец — с организацией приората. Это памятники торжествующего пополанства, предназначенные как для работы правительственных учреждений, так и для обороны. Они увенчаны зубцами и башнями. По своему первоначальному проекту это здания готического плана, но архитектор Арнольфо ди Камбио, близкий по своему творчеству к Джотто, внес в структуру дворца приоров симметрию и гармонию, свойственную вкусам предвозрожденческого пополанства Флоренции 9.
Такие же черты можно найти и в названных уже флорентийских храмах Санта Кроче и Санта Мария дель Фьоре, связанных с творчеством того же архитектора — Арнольфо ди Камбио.
Если в период Предвозрождения можно наблюдать только первые признаки новой эпохи в мышлении, художественном отражении городской жизни литературой и искусством, то в первый век Возрождения — XIV век — Треченто — они приобретают более рельефные черты, несмотря на немалые противоречия. XIV век — период хозяйственной, политической и идеологической победы пополанства, что и отражается в творчестве крупнейших представителей литературы, философии и искусства. В этом плане первым человеком эпохи гуманизма, первым создателем возрожденческой идеологии можно назвать по-
_____________
8. Grohmann A. Perugia. Roma; Bari, 1981. P. 39—41.
9. Гуковский M. А. Итальянское Возрождение, Т. 1, С, 135.
[120]
эта и философа — Франческо Петрарку. 10 Отец Петрарки, как и Данте, был флорентийским изгнанником. Франческо, получивший юридическое образование в Болонье и в Монпелье, считал, однако, юриспруденцию схоластической средневековой наукой. Его увлекли античные писатели Вергилий и Цицерон. Исходя из античных образцов, он первый среди горожан Италии создал произведения, отразившие новую возрожденческую идеологию. Главным открытием Возрождения было открытие человека. В творчестве Петрарки, выдающегося и в то же время типичного горожанина своей эпохи, наблюдается переплетение языческих мотивов с христианскими. Жизнь, природа, история рассматриваются им через призму христианства, которое он предлагал использовать в качестве источника полной переделки человека (reformatrice di tutto l'uomo). Идеи Петрарки подготавливают гуманистические мотивы в философии, религии, искусстве. Первый итальянский гуманист внимательно и любовно прислушивается к глубинным человеческим переживаниям:
Вы, слушающие рассеянные в стихах звуки вздохов,
которыми я питал свое сердце,
потревоженное первыми ошибками юности,
когда я был как бы несколько иным человеком, чем сейчас;
мои столь противоречивые мысли и мои рыдания,
рожденные тщетными надеждами и смутными печалями,
в которые погружается каждый, познающий на опыте любовь,
помните, что я надеялся найти сострадание, а не
лишиться его. 11
Петрарка — горожанин и гражданин пополанской республики. Он активно поддерживал установление антифеодальных порядков в Риме во время восстания Кола ди Риенцо.
Еще в большей степени языческие, земные и даже антиклерикальные мотивы звучат в первый век Возрождения в творчестве родившегося в Париже флорентийца Джованни Боккаччо, автора «Декамерона». В этом сочинении дана целая галерея городских типажей — богатых пополанов, нотариев, художников, монахов, священников,
_________
10. Saitta С. II pensiero ilaliano nell'umanesimo е nel Rinascimento. Bologna, 1949. Vol. 1. P. 82—86; Хлодовский P. И. Франческо Петрарка : Поэзия гуманизма. М., 1974.
11. Pelrarca Р. Le rime. Firenze, 1905. P. 1. Здесь даю свой дословный прозаический перевод, более точный, чем поэтические (В. р.).
[121]
наемных рабочих и надомниц-прядильщиц из контадо. Живые, индивидуальные, убедительные люди Треченто, созданные Боккаччо, населяют Флоренцию, участвуют в калейдоскопе городской жизни. Без «Декамерона» нельзя представить себе истинного лица ранневозрожденческого города Италии. Боккаччо не только показывает людей в действии — в дороге, в домашней обстановке, он дает тонкую психологическую характеристику их поступков и их мировосприятия. Аристократические нотки «Декамерона» — дань прошлому, главное его направление — воспевание человека, смелого, хитрого, преуспевающего раннего буржуа XIV в. Средневековые сюжеты ста новелл Боккаччо превратил в бурный поток реальной, торжествующей жизни раннего Возрождения. Прошлому принадлежат многие его ученые работы, связанные с античными мотивами, но и они являются убедительными свидетельствами двойственности горожанина XIV века — его интерес к античности идет по двум направлениям: антикварному, оторванному от реальной жизни и творческому, возрожденческому, прокладывающему дорогу к новой эпохе 12. Неполной была бы картина жизни Флоренции XIV века без новелл Франко Саккетти, менее глубокого и тонкого, чем Боккаччо, но весьма наблюдательного его современника. В новеллах Саккетти можно встретить не только пополана, но и бедного чесальщика шерсти — чомпо, жена которого проклинает тот час, когда она стала его женой, так как всю ночь она должна заниматься прядением, чтобы прокормить детей. Новеллы Саккетти показывают не только парадную жизнь возрожденческого общества, где образованные дамы и их галантные кавалеры ведут ученые беседы и делают друг другу комплименты, но и трудовую Флоренцию, своими руками создающую яркие тонкие сукна, в которые одеваются высшие ее круги. Да и сам по себе Саккетти — показательная фигура своего времени, пополан-писатель 13.
Если у Боккаччо и Саккетти новая возрожденческая идеология проявляется в изображении городской жизни XIV в., то в век расцвета Возрождения — XV столетие —
_____________
12. Branca V. Boccaccio medicvale. Firenze, 1964; Хлодоаский P. И. Декамерон, поэтика и стиль. М., 1982.
13. Pralnlini V. Franco Sacchetli е la novellistica fiorenlina del Trecento. Firenze, 1958; Шишмарев В. Ф. Франко Саккеттр (I Саккетти Ф. Новеллы- М.; Л., 1962.
[122]
Кватроченто возникает стройная теория, которую не только исповедуют, но и реализуют горожане Италии. Речь идет об учении Лоренцо Баллы, блестящего латиниста, разоблачителя папской фальшивки — «Константинова дара». Главная черта его мышления и деятельности в принципе свойственна каждому горожанину Кватроченто — это страстное отношение к разуму и приверженность к познанию и исследованию мира во всех его проявлениях. Главным принципом Баллы является тезис: жизнь человека согласуется только с его собственной природой, поэтому его религией должна быть религия разума, что является радикальным решением вопросов морали и этики. 14 Средневековая религиозная мораль заменяется принципом взаимополезности, а главным жизненным стимулом провозглашается личный интерес. Практически в этой философии рационализма не остается места религии. Балла удаляет из своего этического учения нравственные принципы католической церкви и христианства в целом. Даже такой всеобщий и абстрактный ее принцип как общение с богом в качестве конечной цели человека не получает в этой философской структуре хотя бы формально признаваемого места. Несмотря на естественные для XV века попытки примирить свое этическое учение с христианским, он фактически выводит бога за круг человеческой морали, признавая за ним только функцию создателя благ. И только как таковой бог достоин любви человека. Учитывая, что само благо понимается Валлой как проявление природы и человека, бог фактически уступает человеку 15.
Учение Баллы освобождает горожанина периода расцвета Возрождения от средневековых форм и практики религиозной жизни; это не делает его автоматически атеистом, но теория взаимополезности дает новое оружие для утверждения возрожденческой раннекапиталистической морали.
Характерной фигурой флорентийского города XV в. был Коллуччо Салутати, поклонник античных поэтов, но и в неменьшей степени приверженец идей Петрарки и Боккаччо. Салутати — активный политический деятель:
___________
14. Sailа С. II pensiero ilaliano ncll'umanc.siino... P. 231—232.
15. Рутенбург В. И. Лоренцо Валла и его время//Хомснтовская А. И. Лоренцо Валла — великий итальянский гуманист. М.; Л., 1964. С. 3-20.
[123]
сначала апостолический секретарь папы римского, затем секретарь Флорентийской республики, стилист и дипломат. Его сочинения свидетельствуют о том, что учение Баллы не было единственным идеологическим мерилом, определяющим сознание горожанина Кватроченто. Ко- луччо — сторонник тихой монастырской жизни, украшенной античной ученостью. Он стремится примирить укрепляющуюся идеологию гуманизма с богословско-схоластическими идеалами: в жизни человека решающим является божественное предопределение или судьба, хотя воля человека может внести свою лепту в ход событий. Однако Салутати — убежденный республиканец и поэтому открытый противник неразумно или незаконно правящих государей-тиранов; он выдвигает идею народовластия.
На горожанина XV века оказывали воздействие не только радикальное учение Баллы или компромиссные тезисы Салутати, но и антигуманистические сочинения и теории противников Бозрождения, таких, например, как Джованни Доминичи, который в своем сочинении «Светляк в ночи» («Lucula noctis») выступает против всякого использования античных источников, а тем более связанных с ними языческих идеи 16.
XV столетие было веком расцвета Возрождения, под его знаком проходила жизнь горожанина как в хозяйственной, так и в социальной и идеологической сферах. XV век был крупным шагом вперед в области новой возрожденческой философии, науки и искусства, и его деятели — итальянские горожане отличались всесторонними интересами и многими талантами. Типичным в этом плане был, например, Леон Баттиста Альберти, который соединял в себе философа, литератора, математика, архитектора, скульптора, не говоря уже о его деятельности в качестве апостолического секретаря римского папы. Его сочинения обращены к проблемам морали: она входила в гуманистическое мировоззрение как одна из главных его частей. Альберти считал, что человек это прежде всего деятельная личность, труженик и творец, его энергия приводит к утверждению земных успехов в деловой и политической жизни, они залог могущества государства, республики, города. Альберти-горожанин считает, что
_____________
16. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Т. 1. С. 274— 277; Реоякина И. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV—первой половины XV в, М-, 1977, С. 207— 240.
[124]
труд прославляет человека и, более того, делает его гармонически развитой личностью. Главное для человека разумное начало: «Разум сильнее судьбы, благоразумие превыше, чем счастливый случай» 17. Разум помогает отвести опасные моменты судьбы, поэтому она не непреодолима, ее нельзя основывать на мистике и астрологии, утверждающих ее неизбежность. Разум, скромность, труд — вот идеал человека, гражданина города-государства Кватроченто; это его оптимистическая, хотя и несколько утопическая программа. Добродетели, свойственные человеку, достигаются трудом, праздность — источник пороков, честные и добродетельные люди более ценны для общества, чем могущественные и богатые. 18 Горожанин XV века — патриот: его самая высокая заслуга — «... увеличение славы своего отечества, его граждан и своей семьи». 19 Он умеет сочетать в себе интересы личности и общества. Такое мировоззрение не только намечает, как это было в раннем Возрождении XIV века, но декларирует отказ от католической христианской морали — служения богу. Деятельный и гармонично развитый человек — смысл гуманистических воззрений Альберти как горожанина Кватроченто.
В скульптуре образ такого горожанина, уверенного в своей правоте и силе разума, создан Донателло в его св. Георгии. Альберти же как один из выдающихся представителей художественной культуры Кватроченто был создателем возрожденческой теории и практики архитектуры. 20
Архитектура была выражением практической стороны жизни города XV в., продолжали создаваться новые дворцы, храмы, городские ворота — шла широкая строительная работа, направленная на осуществление новых художественных идеалов горожанина периода Кватроченто, когда высота искусства строителя сочеталась с утилитарной стороной деятельности.
Близкими к философии Альберти были идеи флорентийских мыслителей Манетти, Пальмьери и других, предлагавших программу гражданского гуманизма с его проповедью любви к семье и отечеству, заботы о государстве,
_________
17. Alberti L. Delia famiglia. Milano, 1928. P. 35.
18. Ibid. P. 68.
19. Ibid. P. 53.
20. Гращенков В. H. Альберти как архитектор//Леон Баттиста Альберти. М., 1977. С 150-184.
[125]
городе, своем доме 21. Эти идеи были особенно ценными в условиях фактической гибели республиканских порядков города на Арно и замены их синьорией Медичи.
Под высокой рукой Козимо Медичи во Флоренции и была создана Платоновская академия, основанная и руководимая Марсилио Фичино. В его идеалистической и отвлеченной теории выразилось мышление образованного горожанина Кватроченто: свобода ведет человека к могуществу и величию, человеческое познание должно быть свободно от мира вещей, но не от бога, поэтому знание и вера неразрывны. Познание истины должно быть активным, исходящим из того, что в человеке заключена частица божественного интеллекта; человек должен стремиться к счастью, к красоте творения. Фичино стремится связать гуманистическую программу познания с принципами христианской религии. Важным принципом Фичино было признание всех языков и всех догм для познания истины, что фактически приводило к равноправию источников, философий и религий в процессе научного исследования 22.
Направления, входившие в поток Платоновской академии, были разнообразными. Так, Кристофо Ландино проповедовал идеи гражданского долга, активную деятельность разума, познание действительности в интересах общества 23. Другой член Платоновской академии Джованни Пико делла Мирандола выступил против схоластики и теологии, за права разума, творческого мышления, против догматизма и поклонения авторитетам в науке. Эти смелые посылки привели его к острому конфликту с папской курией; его тезисы были признаны еретическими, и он попал под суд инквизиции, от которого его спас только такой высокий заступник, как Лоренцо Медичи. Опираясь на античные образцы, Пико связывает свои рассуждения с христианским учением, но приходит к совершенно новому смелому решению вопроса: бог создал человека, но поставил его в центр мира и дал ему возможность определять свои желания и поступки по соб-
______________
21. Брагина А. М. Итальянский гуманизм: Этические учения XIV—XV веков. М., 1977. С. 126—218.
22. Горфункель А. X. Гуманизм и философия итальянского Возрождения. М., 1976. С. 103—111.
23. Брагина Л. М. Этические взгляды итальянского гуманиста второй половины XV в.: Кристофо Ландино (по его трактату «Диспуты в Камальдоли»). — Вести. МГУ. 1965. Сер. 9. История. № 5.
[126]
ственной воле: «... ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире... О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем захочет!» 24. Пико — сам образец этого правила: блестящий мыслитель и оратор, тонкий знаток пяти древних языков, первоклассный философ. Таков человек, горожанин Кватроченто.
Облик человека Кватроченто во многом зависит от оценки содержания этого периода. По отношению к данной эпохе существует своеобразный взгляд, который можно выразить в виде условного афоризма: Возрождение погубило Италию. Эта теория поражает не только своей парадоксальностью, но и своей относительной живучестью. Ее автором был Франческо де Санктис. Все беды, обрушившиеся на Италию с конца XV века, как он доказывал, произошли от отрицательных сторон возрожденческой культуры, от ее пустоты, отказа от политических, религиозных и моральных интересов, что в свою очередь шло от усталости ранней буржуазии, оторвавшейся от народа и ставшей консервативной. Поэтому расцвет культуры Возрождения он считал лишь видимостью всеобщего процветания общества 25.
Эта точка зрения была убедительно отвергнута Ф. Каталано, как исходящая не из конкретно-исторической оценки условий эпохи, а из положений абстрактной морали 26. Возрождение первой половины XV века он считает периодом активной борьбы против схоластики и всей феодальной морали, но, по его мнению, эта борьба ослабевает во второй половине века. Представляется более справедливым относить некоторый упадок возрожденческой идеологии только к последним десятилетиям XV века, когда Средиземноморье в результате открытия Америки стало второстепенным районом мировой торговли, что не могло не отразиться и на Италии; когда французское нашествие
______________
24. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. Т. 1. С. 507.
25. Sanctis F. dc. Storia della letteratura italiana. Bari, 1949. Vol. 1. p. 401—409; Санктис Ф. дс. История итальянской литературы. М., 1963. Т. 1. С. 485-493.
26. Catalano F. La crisi italiana alia fine del secolo XV // Belfagor. 1956. N 4. P. 396—421.
[127]
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
[128]
и серия тяжелых войн, именуемых итальянскими, чрезвычайно осложнили обстановку в стране. Рассматривая этот специфический этап конца XV века, де Санктис перенес его характеристику на всю культуру Возрождения, осудив ее в целом с точки зрения не столько исторической, сколько морально-этической. Используя тезис де Санктиса, Антонио Грамши подходит к Возрождению с точки зрения социально-политической, ставит вопрос значительно шире как общую проблему содержания и соотношения Возрождения и Реформации, их относительной революционности и степени народности 27.
Город и горожане XVI века — периода Чинквеченто — позднего или высокого и наиболее блестящего этапа Возрождения переживали времена своего апогея. Всесторонне развитый, сильный и, как казалось, всемогущий человек-творец был вершиной возможных достижений; как бы осуществилась мечта Пико делла Мирандола: человек может быть тем, кем он захочет. Таким был Леонардо да Винчи. Могучий красавец, тонкий и глубокий мыслитель, сын крестьянки из Винчи и нотариуса, художник и скульптор, ученый, инженер и философ, он расхаживал по улицам Флоренции элегантно одетый, с записной книжкой на поясе, потому что постоянно наблюдал, обдумывал, записывал и зарисовывал цветы, лица, фигуры, которые видел, и механизмы, строения, которых пока не было, так как возникали они только в его голове. Впервые он ступил на улицы великого города на Арно в 15 лет — на третьем году правления Пьеро Медичи. Еще пройдут почти тридцать пять лет Кватроченто, но Леонардо скорее — характерный деятель и мыслитель следующего столетия — Чинквеченто. Энгельс именно таких людей назвал титанами Возрождения, подчеркнув размах, глубину и смелость их деятельности и их характеров 28.
В литературе встречается и иное, уничижительное и совершенно необоснованное отношение к деятелям эпохи Возрождения 29, горожанам Италии XVI века. Встречается также и легкомысленная оценка гениев Чинквеченто, которые якобы создавали свои шедевры одним мановением перста, походя, без сомнений и трудностей, в то время как истинно великий художник испытывает творческие муки и затрачивает на них все силы своего интеллекта и
_______________
27. Ibid. Р. 400.
28. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е над. Т. 20. С. 346—347.
29. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
[129]
души. Существует также малоубедительная менторская точка зрения, согласно которой эти выдающиеся горожане XVI века были недостаточно энергичны и поэтому не выполнили многое из своих начинаний 30. Опровержением тому может служить хотя бы перечень живописных работ, которые сохранились от Леонардо: миланская «Тайная вечеря», парижская «Джоконда», ленинградские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», краковская «Дама с горностаями», вашингтонская «Джиневра деи Бенчи», ватиканский «Св. Иероним». Энциклопедичность интересов и знаний, свойственная горожанам XVI века, отразилась и в огромном научно-теоретическом наследии Леонардо, содержавшем материалы по всем существовавшим тогда отраслям науки. Горожанина, мыслителя XVI века можно назвать человеком нового типа, который стремился проверить и пересмотреть накопленный до него опыт средневековой схоластической науки, что и предопределило тот качественный скачок, который Энгельс назвал «величайшим прогрессивным переворотом» 31. По словам Гарена, Леонардо стал «действительно первым из людей нового типа, своего рода чудесным героем мышления... Важным является не количество проблем, к которым обращался Леонардо, не количество наблюдений и открытий, которые он сделал, а глубина проникновения в них и то новое, что он сказал людям» 32.
Наряду с энциклопедичностью, попыткой охватить весь мир и все отрасли знаний мышление горожанина XVI века отличалось творческим, новаторским подходом. Примером тому может служить уже первая заказная работа Винчианца — запрестольный образ в капелле Палаццо Веккио. В процессе подготовки Леонардо создал многочисленные эскизные варианты — это были эксперименты в области живописи, поиски сюжетных композиций. Параллельно он производил эксперименты с красками — это были поиски в области химии. Так длилось пять лет, пока заказ не был передан другому художнику, но для самого Леонардо эти годы не были потрачены безрезультатно: были исследованы пути подхода к решению темы и материал для ее реализации. Леонардо подходил к за-
___________
30. Зубов В. П. Леонардо да Винчи. 1452—1519. М.;Л, 1962. С. 30.
31. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е иэд. Т. 20. С. 346.
32. Garin Е. Scienza е vita civile nel riniscimento italiano. [Bari]. 1965. P. 59, 87.
[130]
казу как исследователь, Так как живопись, по его представлениям, это наука, средство познания жизни. Отсюда — многочисленные эксперименты: «До того как прийти к общему правилу по поводу какого-нибудь явления, я проводил с ним испытания два или три раза», — говорил Леонардо. 33 Если в творческой деятельности горожан Чинквеченто можно отметить экспериментаторство как элемент новаторства, то у Леонардо оно дошло до создания эксприментального метода, хотя и менее совершенного, чем это будет у Галилея; выводя гипотезу из результатов эксперимента, он обращался к математической ее проверке 34. Живопись, считал Леонардо, выше литературы, ее может понять и грамотный, и неграмотный, «живопись — это поэзия, которую видят»; живопись не только выше литературы, но и такой науки, как геометрия: «... живописец произвел на свет перспективу, создал разнообразные фигуры тем», живопись породила геометрию.
Человек Чинквеченто не только энциклопедист и экспериментатор, он по-новому, по-своему осмысливает место и роль науки и искусства: живопись — источник науки и ее выражение, она охватывает явление целиком и одновременно, показывая взаимоотношение элементов в движении «с такой истинностью, какая только возможна в природе», поэтому «живопись является философией». Леонардо не просто возвеличивал живопись, будучи великим живописцем, а исходил из ее всесторонности и глубины, отчего и именовал ее 'Наукой живописи. Как он считал, она не только выражает связь явлений, но и сохраняет все проходящее в мире, делает его более «долговечным, чем творения природы». 35
Поэтому и в живописи, и в науке художник все подвергает исследованию. Создание фресок, красок для них, опыты по мелиорации, военной инженерии, плавке металлов для скульптуры были у него неотрывны от живописи: «... изображать для Леонардо — значит изучать» 36.
Несмотря на титанический размах деятельности Леонардо, глубину и оригинальность его мышления, он не
__________
33. Ibid. Р. 59.
34. Lilley S. Leonardo da Vinci and the experimental method II Studi vinciani. Firenze, 1953.
35. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. M., 1934. № 9, 17, 23, 29.
36. Гуковский М. Л. Леонардо да Винчи: Творческая биографии. М.; Л., 1967. С. 46.
[131]
мог во всем превзойти свою эпоху и совершить пересмотр всех наук, но он создал основы многих из них. Он сделал то, что был в силах сделать человек Чинквеченто. Возрождение даже на своем высшем этапе было исторически ограничено, создание новой науки будет делом титанов Нового времени: Галилея, Бруно, Вико, Бэкона...
Неоправданны стремления рисовать людей Возрождения всесильными, как и попытки принизить их деятельность, считая, например, Леонардо комментатором средневековых схоластов, как это делал Дюэм, или рассматривать деятельность Леонардо с точки зрения современного человека, как Ольшки. 37 Конечно, людям Возрождения были свойственны промахи. Так, у Леонардо блестящее знание анатомии сочеталось с отрицанием эволюции в природе или силы притяжения; законы гидравлики он смешивал с принципами кровообращения; придерживался средневекового учения о переходе одной стихии в другую... Но смелость мысли, стремление преодолеть невозможное помогали человеку Возрождения сделать многое.
В Милане Леонардо работает над сооружением колос-сальной конной статуи Франческо Сфорца, для которой потребовалось бы сто тонн бронзы. Через девять лет глиняная модель коня была готова и выставлена на обозрение. Недавно найденные в Испании кодексы Леонардо свидетельствуют о четких расчетах и правильных методах отливки. Однако колоссу не довелось стать бронзовым: металл пошел на пушки. Великая затея, сложный научный эксперимент не завершился успехом не из-за недостатков проекта великого мастера, а по причине сложных политических условий, в которых оказалось Миланское герцогство.
Высокий уровень культуры возрожденческого города сказался также и в деятельности другого выдающегося флорентийца Микеланджело Буонарроти, создателя выразительных скульптур, полных экспрессии и силы, как и его творение в Сикстинской капелле Ватикана. Длительный период его деятельности отмечен эволюцией созданных им героев позднего Возрождения: от спокойной гар-
____________
37. Duhem P. Eludes sur Leonard de Vinci. Paris, 1906—1913; Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. М. ; Л., 1933. Т. 1. С. 162—262.
38. Madrid Codices of Leonardo da Vinci //Ed. by L. Reti. Madrid ; London, 1974. Vol. 1—5; Pedrelti C. Leonardo da Vinci inedilo : Tre saggi. [Firenze], 1968.
[132]
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
[133]
монии его Гиганта (Давида) до эмоциональной экзальтации алтарной стены Сикстинской капеллы 39. Герои его произведений — люди возрожденческого города со всеми их горестями и радостями, всем драматизмом эпохи. Сам Микеланджело — характернейшая фигура возрожденческого города, гражданин, бесстрашно вступающий в конфликт с папой римским, принимающий активное участие в обороне родной республики, автор тонких по форме и глубокомыслию сонетов.
Обращаясь к позднему Возрождению, де Санктис писал: «Если мы хотим как следует познать этот век, нам следует искать его тайны у двух великих писателей, представляющих его синтез, — у Лодовико Ариосто и у Никколо Макьявелли» 40. Ариосто может поведать тайны своего времени через поэзию, Макьявелли через свои исторические, философские, политические и драматургические произведения. Его «Мандрагора» 41 выводит на сцену широкий круг типажей итальянского города той эпохи, его «Государь» показывает типичных правителей городов-государств, ставших синьориями, его «Рассуждения» 42 свидетельствуют, что их автор республиканец-демократ. Его собственная биография — типичный путь политического деятеля, дипломата, секретаря Флорентийской республики, изгнанника, писателя и философа эпохи позднего Возрождения.
Макьявелли ищет путь к новому государству без папства и чужеземных пришельцев. Он освобождает от бесплодного морализирования «теоретическое рассмотрение политики» 43 и вводит ее в реалистические рамки эпохи. Идеалом Макьявелли была республика, что отмечал Маркс в своих выписках из макьявеллиевских «Рассуждений» 44, хотя историческая обстановка подсказывала ему неизбежную реальность — абсолютизм государя как наиболее прогрессивную форму на том этапе. Это оказалось более жизненным и для Флорентийского государства.
_______________
39. Лазарев В. Н. Микеланджело II Микеланджело. Жизнь. Творчество. М., 1964.
40. Санктис Ф. де. История итальянской литературы. Т. 1. С. 535.
41. Макьявелли Н. Мандрагора. Л.; М., 1958.
42. Machiavelli N. 1) II Principe : Ореге scelte. Roma, 1969; 2) Discern. Milano, 1968.
43. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 314.
44. Архив Маркса и Энгельса. М.; Л.. 1929. Кн. 4. С. 349—351.
[134]
«Реализм доминировал почти у всех авторов этой эпохи» 45 и прежде и больше всего у Макьявелли. Так, например, религию он рассматривал как явление, имеющее отношение к реальному миру человека. Более того, он считал, что сам человек создал ее и что она составляет часть современной ему культуры, часть идеологического арсенала общества и государства 46. Это был светский подход к оценке религии, свойственный мышлению человека, горожанина такого высокого этапа, как позднее Возрождение. Макьявелли указывал на утилитарную сторону религии: она способствует укреплению патриотизма, стремлению к защите родины. Предлагаемая им религия признает величие души, силу тела, все, что делает человека могущественным. Это рационалистическое и оптимистическое учение, противоположное христианско-богословскому 47. Макьявелли не отрицает бога, но четко определяет и ограничивает его функции — бог источник страха, а отсюда и послушания: «... когда недостает страха божьего, государству угрожает гибель, соблюдение божественного культа — источник и причина величия республики». Так как «людям без веры легче сменять порядки и воспринимать новые идеи», то, «если религия ослабевает, надо менять ее формы» 48. Идею бога он считает не областью истины, а стимулом коллективной психологии, эффективной политической силой. Религия — дело людей, а бог лишь один из элементов в сложной структуре коллективного мировосприятия 49. Бог — это судьба, фортуна, а фортуна — это обстоятельства жизни человека, с которыми можно и нужно бороться, так как судьба властна над человеком лишь наполовину, а остальное зависит от энергии и таланта (virtu) человека, это «часть той славы, которая зависит от нас самих» 50. «... В мышлении Макьявелли в своем зародыше содержались элементы интеллектуальной и моральной революции», — писал Антонио Грамши, и далее: «Макьявелли пишет о том, каким должен быть государь,
______________
45. Brunelli В. Machiavclli е il pensiero politico del Rinascimento. Bologna. 1964. P. 8.
46. Machiavclli N. Discorsi. P. 156, 160, 293.
47. Tenenti A. La religione di Machiavelti IIStudi slorici. 1969. Ne 4: Ритенбург В. И. Жизнь и творчество Макьявелли//История Флоренции. Л., 1973. С. 365.
48. Machiavclli N. Discorsi. P. 160—162.
49. Tenenti A. La religione di MachiavelU. P. 723—737.
50. Machiavclli N. II Principe. P. 102.
[135]
чтобы повести народ к основанию нового государства» 51. Речь идет о новом раннебуржуазном государстве, которое складывается на почве изжившего себя феодального.
Революционный переворот совершил Макьявелли и в развитии исторической мысли: в его исторических произведениях показана сущность и источники внутриполитических противоречий, закономерности и взаимосвязи внутренней и внешней политики, дана яркая характеристика классовых прослоек и причины их столкновений, установлено положение о том, что исторический процесс происходит не по желанию или фантазии людей, а под влиянием «действительного хода вещей», непреложных жизненных обстоятельств 52. О таком типе исторического сочинения Маркс сказал: «Его история Флоренции это — шедевр» 53. Тем не менее произведениям Макьявелли свойственна классовая ограниченность, несколько наивное обращение к античным образцам, отсутствие критического метода исследования, который открыл его современник, тоже флорентиец Франческо Гвиччардини. Последний убедительно отрицал положение Макьявелли об античности как главном критерии оценки современных политических событий: «Как ошибаются те, кто при каждом слове ссылается на римлян. Нужно было бы жить в городе, находящемся в таких же условиях, как Рим, а потом уже управлять по этому примеру; при разностях условий это так же несообразно, как требовать лошадиного бега от осла» 54. Остроумный сочинитель, глубокомысленный философ и историк, крупный политический деятель, Гвиччардини был не менее выдающимся и не менее типичным, чем Макьявелли, горожанином позднего Возрождения. Он был яростным противником папской курии и всех церковников, как католических, так и протестантских. В своей «Истории Италии» он пишет о папах римских: «... обратив все свои помыслы к светскому величию, папы казались теперь скорее свирепыми государями, чем первосвященниками» 55. Свое политическое кредо и свой идеал государственного устройства этот горожанин-флорентиец видел в следую-
_______________
51. Gramsci A. Note sul MachiavelU sulla politics e sullo Stalo modemo. Torino, 1949. P. 3—4, 9.
52. MachiavelU N. II Principe. P. 332.
53. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 29. С. 154.
54. Гвиччардини CD. Заметки о делах политических II Сочинения. М., 1934. С. 143, 208.
55. Guicciardini F. Storia d'ltalia. Firenze, 1919. Vol. 2. P. 126.
[136]
щем: «Три вещи хотел бы я видеть... хорошо устроенную республику в нашем городе, Италию, освобожденную от всех чужестранцев, и мир, избавленный от тирании злодеев попов» 56. Гвиччардини выступает не только против попов, но и против их ложных проповедей о чудесах. Он не только противник христианства, но противник любой веры: «... верить — это не что иное, как иметь твердое мнение и даже уверенность в вещах неразумных» 57. Он мечтает о безрелигиозном веке и предлагает «религию добра» 58: «... благо из благ никому не вредить, а быть полезным каждому, сколько ты можешь». Его гуманизм переплетался с реалистическим пессимизмом блестящего, но не во всех проявлениях радужного XVI века, над которым уже нависли весьма мрачные тучи феодально-католической реакции: «... слишком сильна власть этого слова — бог — над умами глупцов» 59.
Итальянских городов-государств не могли не коснуться Реформация и контрреформация. Стержневым вопросом для Италии были формы будущего государства. Но на пути к нему стояла преграда — папский Рим. «Церковь — причина нашего краха, это церковь держала и держит нашу страну разобщенной», — заявлял Макьявелли 60. Именно об этой эпохе Энгельс писал, что «... папская власть была препятствием национальному единству ... уже с 1500 г. папа в качестве князя средней руки перерезал своими владениями Италию и сделал ее объединение практически неосуществимым» 61.
Вся история итальянских городов подошла к решающей черте. Какой же метод дальнейшего развития предлагали крупнейшие умы этого поворотного периода истории городов — Макьявелли и Гвиччардини?
Макьявелли говорил о циклическом развитии государственных форм: демократия — олигархия — аристократическая республика — монархия. Казалось бы, сама история итальянских городов-государств свидетельствует об этом.
_____________
56. Guicciardini F. Ricordi. Milano, 1951. Ser. 1. Rubr. 14. P. 21.
57. Гвиччардини Ф. Заметки о делах политических. С. 107.
58. Saitta С. II pensiero italiano... P. 411—412.
59. Guicciardini F. Ricordi. Ser. 2. Rubr. 31. P. 24; Rubr. 159—160. P. 72.
60. «La Chiesa ё cagione della rovina nostra. Questo ё che la Chiesa ha tenuto e tiene questa nostra provincia divisa* (MachiavelU N. Opere complete. Napoli, 1877. P. 42—43).
61. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 572.
[137]
Но, восприняв античную формулу Полибия, Макьявелли не абсолютизировал ее: он выбирал путь к могучей и сильной Италии, без папства и чужеземцев. Предпочитая республику, он понимал, однако, неизбежность принципата или монархии, сильной власти государя 62.
Гвиччардини предлагал более прогрессивную теорию цикличности, чем та, которая была порождена условиями грядущего политического заката Италии, интуитивно ощущавшегося уже в XVI веке: «Бывшее возвращается, — говорил он, — только под другим названием и в другой окраске», т. е. в новом качестве.
Абсолютистское государство Макьявелли было наиболее высокой формой объединения городов-государств, но более реалистическим для Италии был проект конфедерации Гвиччардини 63: экономические, политические и культурные различия отдельных государственных организмов Италии могли постепенно стираться только в рамках объединения такого типа, что впоследствии показал опыт XIX века, опыт Рисорджименто. Конфедерация, если не по форме, то по сути, была естественным для Италии путем к объединению, так как вся ее история связана с хозяйственным. политическим и культурным полицентризмом городов. 64 Придерживаясь традиционной характеристики явлений, некоторые историки не отличали полицентризм от раздробленности, как бы порицая Италию и за то, и за другое и не учитывая, что полицентризм — специфическая черта Италии, что он не был одинаковым на всех этапах развития города и, главное, что он способствовал многогранности и разносторонности культуры Возрождения. Именно поэтому Возрождение было многоликим по своему социальному содержанию и форме. Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Неаполь, Генуя представляют собой образцы крайнего разнообразия этой культуры. Обращаясь к творчеству Леонардо и Микеланджело, нельзя не сказать о Возрождении в Милане, Флоренции, Риме.
Своеобразным было оно, например, и в Генуе, где XVI век стал периодом широкого строительства, расцвета архитектуры. Элементы генуэзской возрожденческой архи-
___________
62. MachiavelU N. Ореге scelte. Р. 118.
63. Житомирская С. В. Политические воззрения Франческо Гвиччардини. М., 1945.
64. Петров М. Т. Полицентризм и итальянская культура в XIII — XVI вв. // Городская культура : Средневековье и начало Нового времени. Л., 1986.
[138]
тектуры отмечаются не позднее XV века, а крупное городское строительство известно уже с начала XVI в.: в 1508 г. расширяется здание банка Сан-Джорджо, а затем происходит его перестройка в 1571 г. В середине XVI века в Генуе возникает специальное ведомство строительно-архитектурных работ (conservatores seu ministri Communis Januae). С 1546 г. архитектор Бернардино Кантоне начинает создавать новую планировку Генуи (Strada Nuova). Это было одним из своеобразных проявлений Возрождения на почве Лигурии 65 и символом укрепления старых (vecchi) родовитых нобилей, которые, занимаясь
______________
65. Musso G.G. La cultura genovese fгаil Quattrocento e il Cinquencento // Miscellanea Storica Ligure. 1958. Vol. 1.
[139]
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
[140]
торгово-банковской деятельностью, сохраняли дворянский быт и элементы феодальной культуры. Старые и новые нобили, а также пополанские круги в своей деятельности нуждались в специалистах по юриспруденции, медицине и другим отраслям знаний. Это и привело в 1512 г. к созданию Вернаццой учебного заведения, готовившего юристов и медиков.
Характерной чертой культуры Генуи было влияние на нее Испании и Франции, с которыми она была связана в области политики и экономики, как и влияние Генуи на Испанию, куда приглашали таких мастеров, как Бергамаско и Камбиазо. Нельзя отрицать и большого влияния других итальянских центров Возрождения на Геную, что было одной из позитивных сторон полицентризма. Так, ранняя городская архитектура Генуи XIII века находилась под влиянием ломбардской и провансальской школ, свидетельством чего являются сохранившиеся до наших дней орнаментально оформленные лоджии нобильских домов (alberghi) и пополанских соседских общин (gruppi di vicinato). В период позднего Возрождения в Геную приходят римские и флорентийские формы, ощущается влияние Рафаэля и Микеланджело. Эти заимствования классического Возрождения передавались через конкретных носителей: в 1528 г. Дорна пригласил из Рима флорентийских мастеров Перина дель Вагу и Сильвио Козини, а в 1538 г. Монторсоли, перестраивавших и украшавших его дворец в Фассоло. Результатом флорентийского влияния был начатый в 1541 г. и завершенный только в конце XVI века дворец Антонио Дорна — нынешний дворец Спинола, созданный Кальви и Камбиазо 66. В 1542 г. строится дворец Чикола, типичный для классических возрожденческих дворцов Кватроченто. После установления олигархического режима 1528 г. и особенно нобильских порядков в 1576 г., о которых уже говорилось, происходит бурный процесс строительства загородных дворцов типа палаццо Дорна в Фассоло. Это — владения «великолепных» (magnifici) нобилей, которым по декрету 1581 г. был официально присвоен этот титул. В XVI—XVII вв. было построено около двух сотен таких дворцов-вилл, наиболее показательными из которых являются Д'Альбаро, Сан-Винченце, Пескьере, Сан-Пьер д'Арена. И по стилю, и по
___________
66. Negri Т. О. de. Storia di Genova. Milano, 1968. P. 686—688.
[141]
названиям они отражали двойственность генуэзского Возрождения: это были возрожденческие палаццо и одновременно виллы феодальных владетелей 67. Нередко их хозяевами были нобили из пополанов, что усиливало социальную и художественную двойственность архитектуры и живописных украшений этих дворцов-вилл. Так, в архитектурном решении дворца, который строил Галеаццо Алесси, ощущается вкус его владельца, крупного купца Томмазо Марино. Как правило, загородные дворцы-виллы, как и городские палаццо перестраивавшегося центра города — столицы Лигурии были произведениями выдающихся мастеров своего времени: Алесси, Бергамаско, Лурага, Перина дель Ваги 68. Острая нехватка земли в прибрежной Генуе приводила к чисто генуэзскому способу строительства и декорирования: узкие фасады зданий были богато украшены фресками и рельефами; таковы названный уже палаццо Спинола, палаццо Империале и др. 69
Генуя в отличие от других крупных городов-государств Италии не представляла собой видного центра гуманизма, хотя и ей известны школы грамматики и риторики. Молодежь из богатых генуэзских семей искала себе учителей в Павии, Болонье, Пизе, что также было одним из положительных проявлений полицентризма. Однако и в Генуе были собственные выдающиеся гуманисты, такие как латинист, натуралист и географ Якопо Брачелли, медик-филолог Лоренцо Маджола, знаток литературы дож Томмазо Фрегозо и еще два представителя этого знаменитого рода — Паоло и Оттавиано Фрегозо. Оттавиано фигурирует в трактате Кастильоне «Придворные» в качестве одного из собеседников-эрудитов 70. В роли педагогов в знатных генуэзских семьях или публичных лекторов выступали такие крупные итальянские гуманисты, как Валла и Филельфо 71.
___________
67. Balbi С. Uomini d'arrae е di cultura nel Quattrocento genovese II Atti della Societa ligurc di storia palria. 1962. Vol. 2.
68. Pollegi E. Strada nuova: Una lottizzazione del Cinquecento. Ge- nova, 1968.
69. Felloni G. Popolazione e case a Genova nel 1531—1535//Atti della Societa ligure di storia patria. 1964. Vol. 4.
70. Oreste С. II governo genovese с gli stndi umanistici // Boll. I- guristico. 1949. Vol. 1.
71. Gabotio F. Umanesimo ligure II Atti della Societa ligure di storia patria. 1959. Vol. 23.
[142]
Специфически генуэзской отраслью возрожденческой культуры была картография, столь естественная для при-морского города. Истоки этой картографической школы обнаруживаются уже в конце XIII века, а ее значение возрастает в последующие века и увенчивается открытиями Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Один из образцов генуэзской картографии — портолан де Майоло хранится в западноевропейской секции Архива ЛОИИ СССР АН СССР. 72
В целом генуэзский вариант возрожденческой культуры является компромиссным по своей форме, совмещает в себе как раннебуржуазные, так и нобильские черты с преобладанием последних.
Итальянские города были колыбелью Возрождения и носителями его культуры, однако параллельно, переплетаясь или противоборствуя, нередко одновременно в них же протекал сложный и бурный процесс Реформации. Истоки этих двух явлений представляются иногда сходными, хотя каждое из них имеет свою почву, форму и, главное, результат. Это не лишает их элементов взаимовлияния и некоторых общих черт: Возрождение возникло в условиях подрыва феодальных отношений, появления раннего капитализма в Италии, Реформация — в условиях ломки феодализма в нескольких европейских странах. Возрождение связано с оформлением раннебуржуазной идеологии, Реформация — буржуазной. Деятели Возрождения, так же как и Реформации, обращались к античным сочинениям и языкам, способствовали развитию языков национальных. Однако итоги обращения к одному и тому же источнику были различными: античные традиции и критика старого богословия и церковных догм при помощи анализа древних текстов усиливали в творчестве деятелей Возрождения языческие, антиклерикальные мотивы, а деятелей Реформации приводили к опровержению старых и утверждению новых религиозных норм. Таким образом, более важными здесь являются отличия, а не сходство. В целом можно присоединиться к тем исследователям, которые говорят об антагонистичности Возрождения и Реформации. 73
__________
72. Carta navicatoria di mano di Giovanantonio de Maiolo quondam Visconte fatta nel anno MDLXXXVIII (Архив ЛОИИ, з. е. е., № 1/106).
73. Carin Е. II Rinascimento italiano. Milano, 1949.
[143]
Обращаясь к истории городов Италии, было бы недостаточно историчным показать их на высшем этапе только как центры культуры Возрождения, хотя это бесспорно было венцом их эволюции. Необходимо сказать и о другой линии их идеологической жизни — реформационной, которая, конечно, не была единственным истоком новой истории, как это утверждали некоторые клерикальные авторы 74.
Для Италии Реформация начинается с Джироламо Савонаролы, его проповедей и его правления во Флоренции конца XV в. Флоренция возрожденческая стала первым в Италии городом Реформации, где проходил опыт не только исправления и улучшения церковных порядков, но и всей светской жизни, подвергшейся беспощадному ригоризму Савонаролы, который вскоре стал первой жертвой грядущей контрреформации.
Вторым центром итальянской Реформации был Неаполь. Здесь Реформация направила свои стрелы против чужеземного испанского ига. Питавшееся традициями иоахимизма реформационное течение Южной Италии соединяло девизы борьбы за свободу от монархии с борьбой против засилия католической церкви и усиления власти римской курии. Поэтому среди протестантской оппозиции было немало представителей высшего духовенства и родовитого дворянства, стремившихся к независимости южно-итальянской церкви от папского Рима. В 30-х годах XVI века в Неаполе начал выступать Джованни Вальдес, ярый противник испанских правителей и светской власти пап. Среди его последователей был Пьетро Мартира, вынужденный бежать из Неаполя в Лукку, где он основал общину протестантов; такие же общины вскоре возникли и в других городах Тосканы — во Флоренции и Сиене.
В самом же Неаполе тысячи горожан примкнули к протестантизму, который представлял собой разновидность кальвинизма и цвинглианства, реже анабаптизма. Реформация здесь носила относительно массовый характер. В начале 60-х годов XVI века было уничтожено несколько тысяч бежавших в горы Калабрии горожан-вальденсов. Римская инквизиция организовала в Неаполе многочисленные осуждения еретиков-протестантов.
Если римская курия поручила преследование протестантов ордену театинцев, то испанская монархия опира-
__________
74Canlimori D. Sludi sulla Riforma e sulla vita religiosa del Cin- quencento. Torino, 1959. P. 78.
Балобанова Е. В. Две судьбы. Герцогиня Рената Феррарская и муза Италии Олимпия Мората: Биографический очерк из эпохи Возрождения и Реформации. СПб., 1899.
[144]
лась в этом на доминиканцев, которые преследовали как гуманистические кружки, так и протестантские общины, сжигали запрещенные книги. В деле борьбы против горожан-еретиков широко применялись и карательные экспедиции испанских войск. Немало итальянских горожан-протестантов бежали в Швейцарию, где они основывали землячества, не терявшие связей с родиной. К началу XVII века волна итальянских эмигрантов докатывается до Франции, Англии, Моравии и Польши.
В некоторых городах Италии, таких как Модена, Витербо, Каподистрия, появляется течение эразмианцев, весьма критически относящихся к ортодоксальному католицизму; среди них были и видные деятели церкви — Контарини, Пол, Верджерио, Мороне. Относительно свободной в религиозном плане была Венеция, пытавшаяся быть независимой от папской курии. Там жил и творил Пьетро Аретино, остроумный памфлетист, а поэтому и гроза государей. Беспощадный критик и ниспровергатель основ, он был в то же время сочинителем религиозных сюжетов, которые стали популярными в пополанских кругах Венеции 75. Это явление было показателем своеобразного переплетения гуманизма и христианства.
В Ферраре, одном из наиболее ранних городов-синьории 76, также происходят весьма показательные процессы. Папская курия оказывала на нее давление, стремясь превратить этот возрожденческий город в один из центров ортодоксального католицизма: в 1543 г. в Феррару пожаловал сам папа Павел III, после чего там была введена инквизиция, открыта иезуитская семинария, а затем под домашний арест попала и французская герцогиня Рената, дочь Людовика XII, известная как ученый критик богословия.
Все это происходит в городе, где гуманистические традиции, слегка окрашенные в реформационные тона, были весьма прочными: здесь подвизались поэт Ариосто, профессор филологии Фульвио Мантуанский, его дочь — выдающийся эрудит Олимпия, гуманист Синапиус из Вюрцбурга, муж Олимпии философ-платоник Грюнтлер, венчавшийся с ней в протестанской часовне Феррары; образо-
____________
75. Petrocchi С. Pietro Aretino : Fra Rinascimento e controri forma. Milano, 1948. P. 1—53.
76. Бернадская E.B. Классовые основы ранней итальянской синьории //Учен. зап. Смоленского гос. пед. ин-та. 1963. Вып. 2.
Addario A. d\ Aspetti della Controriforma a Firenze. Roma, 1972. P. 414—421.
Утопический роман XVI—XVII веков. M., 1971.
Чиколини Л. С. Социальная утопия в Италии. XVI—начало XVII в. М, 1980. С. 356—357.
Балобанова Е. В. Две судьбы. Герцогиня Рената Феррарская и муза Италии Олимпия Мората: Биографический очерк из эпохи Возрождения и Реформации. СПб., 1899.
[145]
ваннейшие женщины Возрождения — Катарина Чибо, Катарина Сфорца, последовательница Вальдеса — Джулия Гонзага и, наконец, герцогиня Рената Феррарская, читающая Платона и Аристотеля, обращающаяся к рассмотрению богословских проблем. Катарина Чибо изучает древнееврейский, чтобы самостоятельно анализировать священное писание, Олимпия отыскивает в «Декамероне» Боккаччо критику католических святых. При феррарском дворе бывал Курионе Селио, ученик Меланхтона 77. Наконец, в Ферраре инкогнито побывал и сам Кальвин. Естественной реакцией папской курии было ослабить, если не ликвидировать это гнездо зловредной гуманистической ереси.
В Лукке, где в свое время проповедовал Савонарола, среди доминиканских монахов церкви Сан-Романо в XVI в. организовался кружок его последователей, которые призывали к раннехристианскому образу жизни, осуждали продажность духовенства и злоупотребления папства. Они предлагали достичь идеала путем всеобщей реформы церкви в целях усиления папства. Их поддержали иезуиты. Так, в период Реформации в одном из итальянских городов образовался союз савонаролианцев и адептов Лойолы, хотя их идеи и стремления полностью не совпадали 78. Само правительство Лукки, ее правящие семьи были настроены далеко не ортодоксально, изгоняли из города папских сановников, симпатизировали протестантам лютеранского толка. Горожане Лукки читают сочинения Лютера, несмотря на строгий запрет, рвут индульгенции, выступают против месс, культа святых, отрицают необходимость церковной организации как посредника между человеком и богом, требуют имущественного равенства и, более того, ликвидации различии между религиями и народами 79.
В Афинах Возрождения — Флоренции также появляются сторонники лютеранства и кальвинизма. В 1531 г. был осужден врач Буонаграция за переписку с Лютером. В 1552 г. были арестованы многие горожане за участие в лютеранских сборищах, организовывались их публичные покаяния и сожжение запрещенных книг у ступеней со-
_________________
77. Балобанова Е. В. Две судьбы. Герцогиня Рената Феррарская и муза Италии Олимпия Мората: Биографический очерк из эпохи Возрождения и Реформации. СПб., 1899.
78. Guasti С. II Savonarola е i Lucchesi II Giornale storico degli Archivi toscani. 1892. Vol. 6. P. 122—126.
79. Berengo M. Nobili e raercanti nel la Lucca del Cinquecento. Torino, 1965.
[146]
бора Санта Мария дель Фьоре. В 1548 г. печатник Доменичи был присужден к 10 годам заключения за публикацию сочинений Кальвина. И, наконец, в 1566 г. тосканским правителем в руки инквизиции был передан Пьетро Карнесекки, отрицавший папскую власть и все таинства. Его казнили, а сочинения сожгли 80. Таковы были в городах Италии XVI века отношения между Возрождением, Реформацией и контрреформацией.
Острая борьба, которую принесла Реформация, и мракобесие, пришедшее с контрреформацией, способствовали поискам иллюзорного для той эпохи справедливого строя, поискам утопического города. Так родился итальянский «Город Солнца» Кампанеллы и многие утопические сочинения XVI—XVII веков 81. Они представляют собой большой интерес как по своему содержанию, так и по форме и не только как художественно-политическая литература, но и как программа желаемого будущего. В него верили и его пробовали реализовать некоторые авторы утопических проектов. Так, Томмазо Кампанелла пытался осуществить свои идеи путем вооруженного восстания, которое, однако, было сорвано предателями. Это было в Калабрии, в 1599 г. Факт попытки реализации утопического проекта весьма показателен, хотя сама по себе утопия, как пояснял В. И. Ленин, «... пожелание, которое не опирается на общественные силы и которое не подкрепляется ростом, развитием политических, классовых сил» 82. Действительно, реальной почвы для осуществления программы города Солнца, где царствуют разум и справедливость, в условиях XVI—XVII веков не было и быть не могло. Но программа идеального города, несмотря на некоторые ее отрицательные примитивно-вульгаризаторские стороны, является прогрессивной для своего времени 83.
Зарубежные авторы утверждают, что утопии XVI— XVII веков противоположны гуманизму и Возрождению в целом, однако в работах последних лет показано, что творчество утопистов связано с Возрождением 84. «Город
______________
80. Addario A. d’ Aspetti della Controriforma a Firenze. Roma, 1972. P. 414—421.
81. Утопический роман XVI—XVII веков. M., 1971.
82. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 22. С. 117.
83. Воробьев Л. Утопия и действительность // Утопический роман XVI—XVII веков. М., 1971. С. 19.
84. Чиколини Л. С. Социальная утопия в Италии. XVI—начало XVII в. М, 1980. С. 356—357.
[147]
Солнца» Кампанеллы также в большой степени питается идеями Возрождения. К нему приложима характеристика Энгельса, данная деятелям Возрождения, которые живут всеми интересами своего времени, борются и пером, и мечом, отличаются цельностью и силой характера. Сам Кампанелла — типичный горожанин, проживавший во многих итальянских центрах, упорно и глубоко изучавший учения Платона, Плиния, Галена, Демокрита, стоиков, Телезия, чтобы сравнить их, как он говорил, с оригиналом, с законами самого мира, реальности, жизни. Естественно, Кампанелла не был кристально чистым мыслителем Возрождения, да и могли ли быть такие? В основном реалистичное мировоззрение Кампанеллы не лишено элементов мистики и схоластики, идеализации папства, что делает его фигуру мыслителя и борца живой и историчной. Главным в философии Кампанеллы было признание первостепенного значения научного исследования и опыта. Это сближает его с возрожденческими мыслителями и деятелями. Характерно его отношение к Телезию, которого он хвалит за то, что тот выводит истину из собственных восприятий, изучает предметы как они есть, отметая химеры. Однако он ставит разум ниже непосредственных ощущений. Весьма показательным является отношение Кампанеллы к научным открытиям: он восторженно приветствовал Галилея, познакомившись с его «Звездным вестником», вышедшим в 1610 г., но, будучи сторонником Галилея как смелого мыслителя, он не принимал гелиоцентрического учения Коперника. Кампанелла считал, что религия — это обожание человеком его собственных выс-ших сил и способностей; он выступал против иезуитов и инквизиторов, говорил о вымышленной святости святых, не признавал ни ада, ни рая, ни чудес; считал, что троица— это нечто противоестественное; более того, он заявлял, что если бог добр и всемогущ, то кто же допускает, что в мире так много зла и невзгод.
По своему характеру Кампанелла сродни деятелям Возрождения, по своей философии он приближается к ним, но нельзя отвлечься от многих его противоречивых положений. Направленность его главного сочинения порождена реальной обстановкой современного ему италь-
_________
85. Рутенбург В. И. Кампанелла. Л., 1956; Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1966; Горфункель А. X. Томмазо Кампанелла. М., 1969.
86. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 346—347.
[148]
янского города: обращаясь к Неаполю, Кампанелла подчеркивает, что в нем проживает много тысяч людей, а трудится из них едва ли четвертая часть; в другом месте он приводит даже цифры: из 70 тыс. населения работает 10—15 тысяч. Он отмечает всю фальшь и изнеженность знати, которая держит в рабстве и нищете множество людей. Вместо этого несправедливого порядка утопист предлагает новый строй, установленный в его городе Солнца. И хотя его город—вымысел, это не просто мечты фантаста, а программа, которую он намеревался реализовать. Город Солнца, окруженный стенами и умещающийся на одном холме, напоминает итальянский город-государство. Вокруг лежат его владения, подобные контадо итальянского города. Жители солнечного города-государства готовы к обороне, так как их соседи, как было в Италии, стремятся напасть на соляриев и отобрать у них земли.
Город Италии полон раздоров и несправедливости, в нем царит имущественное неравенство, а в утопическом городе—все общее. Таким, по мысли Кампанеллы, должен быть и итальянский город. В итальянском городе большинство населения не трудится, а в городе Солнца трудятся все. Таким, согласно Кампанелле, должен быть и современный ему итальянский город.
Города Италии знают бедность и неграмотность многих тысяч детей из низов. В городе Солнца существует трудовое воспитание и многостороннее обучение детей и молодежи. Таким, считал он, должен быть и итальянский город.
В итальянских городах не было и не могло быть равенства мужчин и женщин. Только единицы, отдельные дамы — эрудиты времен Возрождения могли достигнуть уровня образованных мужчин, но и это в лучшем случае было только равенство на почве просвещения. В городе соляриев устанавливается примитивное равенство, по равенство: общность жен и общность мужчин, но женщины и учатся, и трудятся, и даже воюют наравне с мужчинами. Таким, но его мнению, должен быть и итальянский город.
Итальянские города из века в век вели войны. Жители города Солнца никому не причиняют насилия и вступают в бой, только если на них нападают. Цель войны они видят не и уничтожении других, а в защите родины и совершенствовании побежденных. Таким должен быть, по Кампанелле, и итальянский город. Утопический город
[149]
Кампанеллы родился в его голове из реальных истоков. Лучшее, чего достигли итальянские города ко времени Возрождения, — высокая культура и искусство, научные открытия и гипотетические прозрения, признание равенства всех источников знания, гражданский гуманизм — все это в творчески переработанном виде было включено Кампанеллой в его программу создания идеального города-государства.
Все отрицательные стороны итальянского города Средневековья, да и эпохи Возрождения — несправедливое распределение прав и богатств, труда и развлечений, науки, образования, религиозно-церковный гнет и преследование свободомыслия, раздоры внутри городов-государств и непрерывные войны между ними были осуждены великим утопистом, а главное, им были предложены новые принципы организации и развития города-государства для Италии и для всех остальных стран, так как Кампанелла верил в то, что весь мир будет жить по законам и обычаям города Солнца.
[150]
Цитируется по изд.: Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до возрождения. Очерки. Л., 1987, с. 117-150.