Алакульская культура

АЛАКУЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура среднего и позднего бронзового века (XVII—XVI—XIII века до н. э.) андроновской культурно-исторической общности (АКИО); названа по эпонимному могильнику на озере Алакуль (Курганская область, Щучанский район, село Пивкино). В своем развитии проходит ряд этапов: 1 — ранняя ступень с керамикой раннеалакульского типа (могильник Верхняя Алабуга) и петровского (XVII—XVI века до н. э.); 2 — средняя или классическая ступень с посудой типа Алакульского могильника (XV—XIV века до н. э.); 3 — поздняя с керамикой позднеалакульского (бишкульского) типа (вторая половина XIV — XIII века до н. э.).

Алакульская культура охватывает територию от верховьев рек Урал и Миасс на 3ападе до междуречья Ишима и Иртыша на Востоке; от границы лесостепи и южнотаежной зоны Западной Сибири на Севере до пограничья степей и полупустынь на Юге Казахстана. Входит в круг культур степной бронзы.

Алакульская культура оформилась в лесостепных и северостепных районах Южного Зауралья и Северного Казахстана. Основные сложения составляли местные энеолитические и раннебронзовые племена с керамикой одиновско-крохалевского и Вишневского типов, трансформация которых происходила в условиях усиленных контактов с населением западных районов синташтинских и абашевских племен (Синташта, абашеаская культура), в меньшей степени — полтавкинских лесостепного и степного Поволжья, раннесрубных культур катакомбного круга. В результате взаимодействия сформировался петровский культурный тип, на базе которого в процессе дальнейшей трансформации оформилась Алакульская культура. Процесс становления Алакульской культуры шел параллельно с расширением ее ареала во всех направлениях, но наиболее активно в южном и юго-восточном.

Алакульский могильник раскопан Е.Е. Кузьминой и К.В. Сальниковым, насчитывает 66 курганов с земляной насыпью высотой от 0,15 до 1,5 метра, диаметром 13—40 метров. Могильные ямы — грунтовые, с обкладкой на дне из бревен а один венец, в ряде случаев с деревянным перекрытием, располагались кольцеобразно вокруг центра погребений. Захоронения совершены скорчено на левом, в нескольких случаях на правом боку с преобладанием южной и юго-западной ориентации, с сосудами (от 1 до 5), обычно у изголовья. Часть сосудов обнаружена вне погребений. На краю могил — черепа и кости ног овцы, реже — крупного рогатого скота, в одном случае — двух костяков лошади. Инвентарь: бронз, украшения — желобчатые браслеты, часть с закрученными в спирали концами, головной обруч, бляхи с тисненым орнаментом, крестовидные и очковидные привески, полушарные бляшки, бусы, пронизи, обоймочки; из орудий — бронзовая булава, костяной дисковидный псалий, кремневый наконечник стрелы.

Поселок небольшие (до 10 или немногим более жилищ), расположенные на мысовых частях низких террас или возвышениях в поймах. Чаще всего жилища располагались вдоль реки довольно плотно друг к другу. Жилища полуземляночного типа или близкой к нему формы, с котлованами глубиной 0,6—1,2 метра, площадь немногим более 100 кв. м. В лесостепной зоне для сооружения жилищ использовалось дерево, в степной зоне — камень.

Специфическая алакульская посуда — горшки с уступчиком на плечиках, орнаментированных зонально, резным способом. Характерные предметы вооружения: из бронзы — ножи-кинжалы с намечающимся перекрестием, двулопастные втульчатые наконечники стрел; из камня — булавы, наконечники стрел подтреугольной формы; из кости — черешковые наконечники стрел разных форм, кинжалы, копья, дротики.

Ведущую роль в хозяйстве играло скотоводство: разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей; вспомогательную роль — мотыжное земледелие, охота на промысловых животных (лось, косуля, сайгаки и др.), рыболовство, собирательство.

Погребальные сооружения разнообразны: в лесостепи — земляные курганы с грунтовыми могильными ямами, деревянным перекрытием и обкладкой из бревен в 1—2 венца дна; в южных районах господствовали каменные конструкции в надмогильных и могильных сооружениях круглые оградки, каменные ящики и цисты из плит. Характерной являлась круговая планировка семейных кладбищ с могилами взрослых мужчин и женщин в центре, детскими, подростковыми и женскими могилами — по периферии (от 3 до 40).

На разных этапах Алакульской культуры преобладали различались направления связей населения: в ранний период — юго-западное и западное (контакты с синташтинским, абашевским. раннесрубным, позже — срубным (срубная культура)] в классический и поздний периоды — северо-западное и северное направления (связи с федоровским, черкаскульским населением), на Юге — с родственным тазабагъябским населением Южного Приаралья. Наиболее тесными и длительными были связи с федоровскими племенами, сосуществовавшими с алакульскими в классический и поздний периоды на одной территории. В результате этого взаимодействия при участии черкаскульцев происходит синтез и дальнейшая трансформация алакульских культурных признаков, оформившихся в новое культурное образование алексеевско-саргаринского типа эпохи финальной бронзы. Существует также точка зрения о более позднем возникновении федоровской культуры в результате дальнейшего развития Алакульской культуры, что явилось базой для сложения алексеевско-саргаринской культуры.

Потемкина Т.М.

Цитируется по изд.: Уральская историческая энциклопедия. Издание 2-е дополненное и переработанное. Челябинск, 2000, с. 17-18.

Литература:

Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967; Андроновская культура. Вып. I // САИ. В 3-2. 1966; Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М., 1985; Здансэич Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей. Свердловск, 1988.