Эфес. Краткая история города
Согласно археологическим источникам, греческие переселенцы прибыли на территорию, на которой позднее появился Эфес, в 11 веке до н.э. Согласно греческим преданиям, основателем
города считается Андрокл, сын Кодра, легендарного последнего афинского царя. Этот персонаж проявил завидную прозорливость: выбрал место для основания города неподалеку от святилища местной малоазийской богини, которой уже многие столетия поклонялись племена соседних регионов. Греки благоразумно приняли и поддержали священный статус этого места, но уже как богини Артемиды (Артемис), входившей в число двенадцати «старших» олимпийских богов.
Новый полис, под названием Эфес, стал успешно развиваться, распространяя свое влияние на прилегающую территорию. В 541 г. до н.э. город попал под власть царя Крёза (595—546 гг. до н. э.), правителя богатого государства Лидия, занимавшего всю западную часть Малой Азии. Его богатство стало предметом известной поговорки, существующей более 2500 лет — «Богат как Крёз». Этнически царь принадлежал к одному из небольших народов- племен Малой Азии. Но в культурном отношении был большим эллинофилом — поклонником всего греческого. Он стремился приобщить Лидию к греческой культуре, посыла;! богатые дары в Дельфы, поддерживал дружественные отношения с влиятельными греческими полисами. Он способствовал росту известности храма Артемиды, давал средства на строительство в городе. При нем Эфес достиг значительного расцвета. После разгрома Лидийского царства персами Эфес, вместе с другими полисами Ионийского побережья Малой Азии, попал под контроль персов. Правление персов было значительно более жестким. Они не очень считались с греческими традициями и постоянно повышали налоги. Поэтому в 499г. до н.э. Эфес принял участие в восстании греческих полисов западного побережья Малой Азии против персов (Ионийское восстание). В 498 г. до н.э. недалеко от города произошла битва, в которой греческие войска потерпели поражение от персов. В целом события развивались неудачно для греков, и к 493 г. до н.э. восстание было подавлено. Как я написал в предшествующей главе, в наказание и назидание персы полностью разрушили город, ставший зачинщиком восстания — Милет. Эфес вернулся под власть персов, но избежал таких тяжелых последствий. Впрочем, власть персов продержалась здесь совсем недолго. В последующие 100 лет Эфес сохранял свою политическую самостоятельность, постоянно маневрируя между двумя основными центрами силы греческого мира — Афинами и Спартой, которые боролись между собой за контроль над Ионийским побережьем Малой Азии. К 8о-м гг. 4 в. до н.э. оба эти центра истощили свои силы, и Персидское царство вернуло себе контроль над Ионией, в том числе и Эфесом. Однако в последний раз и ненадолго. В 334 г. до н.э., после победы над персидской армией в битве при Гранике, в Эфес вошел Александр Македонский. Все местные жители немедленно продемонстрировали горячую любовь и покорность культурно более близкому правителю, устроив показательное побиение камнями до смерти персидского наместника и его семьи. После смерти Александра, в 323 г. до н.э., началась жестокая борьба за раздел созданной им империи между его соратниками (диадохами, по-гречески «наследниками). В результате нее западная часть Малой Азии, включая Эфес, досталась Лисимаху, который входил в близкое окружение Александра и командовал конницей македонской армии. В 301 г. до н.э. он сделал Эфес столицей своего государства.
К этому моменту город впервые столкнулся с природной проблемой, которая, в конечном итоге, приведет его к гибели. Протекавшая рядом с городом река Кайстр (сегодня — Малый Мендерес) покрыла значительную часть прилегающей территории аллювиальными отложениями, которые привели к заболачиванию, появлению малярии. Поэтому Лисимах приказал жителям Эфеса переселиться на возвышенность в 2 км от старого центра. Тем, кто переселяться не желал, правитель перекрыл водоснабжение (мне сразу вспомнилась домоуправ из «Бриллиантовой руки»). Для укрупнения города Лисимах переселил в Эфес и большое число жителей из располагавшихся неподалеку городов Лебедоса и легендарного Колофона, которые были им наказаны за непокорность. О поисках остатков Колофона и о том, что представлял собой этот город, я расскажу в этой книге.
Новый город был назван Арсиноя — по имени последней жены Лисимаха, дочери еще одного, более успешного диадоха — Птолемея I Сотера, основателя новой египетской династии. Арсиноя II была примечательной исторической личностью. После гибели Лисимаха она была женой царя Македонии Птолемея Керауна, потом вернулась в Египет, где стала равноправной со-правительницей своего брата-мужа фараона Птолемея II и после смерти была обожествлена.
Благодаря усилиям Лисимаха город получил мощный импульс для развития, позволивший ему оставаться главным политическим, экономическим и культурным центром Малой Азии на протяжении нескольких сот лет.
После смерти Лисимаха город, которому было возвращено прежнее имя Эфес, побывал столицей империи Селевкидов, частью империи египетской династии Птолемеев, частью Пергамского царства династии Атталидов. В 129 г. до н.э., как часть пергамского царства, Эфес вошел в состав Римской республики. Новые хозяева показались эфесцам гораздо более жесткими, чем прежние. Поэтому, когда царь Понтийского царства (занимало южное побережье Черного моря и западную часть Крыма) Митридат VI Евпатор начал войну с Римом и подошел к Эфесу, горожане и знать поддержали его. Эфесцы приняли активное участие в античном варианте «Варфоломеевской ночи» — массовом убийстве римских граждан и всех, кто говорил с латинским акцентом, невзирая на возраст, пол и социальный статус, прокатившемся по всем городам Ионии летом 88 г. до н.э. по приказу Митридата. Трупы убитых было запрещено хоронить, доносчиков на укрывшихся римлян ожидала награда, а оказавших жертвам помощь — наказание. Рабы получали свободу, если убивали своих римских хозяев, а должникам римлян прощалась половина долга. В Эфесе были убиты тысячи римлян, разрушены установленные римской властью монументы и памятники. Поэтому, эта резня получила название «Эфесская вечерня». Однако норов нового правителя и особенно его военачальников очень скоро вызвал крайнее раздражение эфесцев. Когда один из командующих митридатовых войск, Зенобий, подошел к городу, его армию не пустили в город, а сам Зенобий был брошен в городскую тюрьму и умерщвлен. Митридат наказал город, казнив несколько сот его представителей и наложив большой штраф. Однако, остро нуждаясь в союзниках, он сохранил за городом его самоуправляемый статус.
Войну с Римом понтийский царь проиграл. От прибывшего в город в 86 г. до н.э. победителя Митридата, римского полководца Луция Корнелия Суллы, отличавшегося свирепостью, ожидали жуткой кары. Однако он проявил большой прагматизм и ограничился финансовым наказанием, хотя и очень тяжелым. Город был вынужден выплатить большой штраф, а также повторно заплатить в римскую казну налоги, равные сумме налогов по последние 5 лет. Последствия этих финансовых санкций город ощущал еще длительное время. Марк Антоний, сделавший Эфес своей резиденцией в качестве проконсула римской Азии, тоже рассматривал город как большой денежный мешок.
Период испытаний для Эфеса закончился с воцарением в Риме Октавиана Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.), который сразу сделал Эфес столицей римской провинции Азия. Последующие 200 лет стали периодом, в течение которого Эфес достиг пика своего развития. В нем было построено много больших и роскошных зданий, остатки которых мы видим и сегодня, строились богатые жилые дома, была создана развитая городская инфраструктура (фонтаны, термы, акведук, большой театр и пр.). Знаменитый греческий оратор и философ Элий Аристид (2 век) назвал храм Артемиды Эфесской «казнохранилищем всей Азии».
Колоссальный удар по Эфесу был нанесен в 262 г. вторгнувшимися в Малую Азию готами. Они разграбили город, подожгли храм Артемиды. Полностью от этого удара город так и не оправился.
В составе Византийской империи город еще играл значимую роль, в нем осуществлялось новое строительство. Но быстрое распространение христианства, ставшего официальной религией Византии, нанесло новый серьезный удар по Эфесу. Примерно в 394-395 гг. храм Артемиды был закрыт и скоро стал использоваться как источник для каменного строительства — как ближнего, так и дальнего.
Упадку города способствовал природный процесс, сходный с тем, который положил конец Милету как экономическому центру. Быстрый рост наносов реки Малый Мендерес, заиливание бухты привели к тому, что к 6 в. город оказался в 5 км от берега моря. Потеряв гавань, Эфес лишился и выхода к Эгейскому морю, что убило торговлю — главный источник прежнего процветания. Люди стали покидать город, перебираясь на близлежащие холмы. Арабские набеги 654-655, 700 и 716 гт. ещё больше ускорили упадок города. К моменту завоевания этой территории турками-сельджуками в 1090 г. от Эфеса осталась лишь небольшая деревня.
Возвращение Эфеса в качестве важного, материально осязаемого компонента мирового культурного наследия началось с раскопок, которые здесь осуществил английский архитектор Джон Вуд. В конце 1850-х гг. он занимался проектированием зданий вокзалов на строившейся железнодорожной линии Смирна-Айдын. Но как человека с хорошим образованием, его давно интересовала судьба храма Артемиды Эфесской, о котором он узнал еще в детстве из «Нового завета». По завершении своих строительных обязательств, он решил начать поиск этого исторического сооружения. Получив небольшой грант от Британского музея (в обмен на обязательства передать музею все сделанные им находки) и разрешение османского султана, в 1863 г. он начал раскопки на территории, где находились покрытые многовековыми земляными наносами руины древнего Эфеса. В самом конце 1869 г. он нашел остатки фундамента храма Артемиды. В последующем он раскопал остатки многих сооружений Эфеса. Тяжелые погодные условия, лихорадка, землетрясения, налеты бандитов сильно подорвали его здоровье и вынудили завершить раскопки в 1874 г. По их результатам в Британский музей было отправлено около 6о тонн фрагментов скульптуры и архитектуры. В 1877 г. Вуд опубликовал книгу «Открытия в Эфесе», которая и сегодня читается с очень большим интересом. Совершенно не чувствуется, что она была написана так давно.
В 1895 г. немецко-австрийский археолог Отто Бенндорф продолжил раскопки, начатые Вудом. В1898 г. Бенндорф основал Австрийский археологический институт, который сегодня играет ведущую роль в исследовании Эфеса. В ходе своей работы Бенндорф исследовал большую часть обнаруженной на данный момент территории Эфеса. На основе привезенных им с раскопок в Вену экспонатов был создан небольшой, но интересный Эфесский музей. Очень рекомендую посетить тем, кто будет в австрийской столице. После основания Турецкой республики правительство Турции запретило вывоз найденных на территории археологических артефактов за пределы страны. С того времени австрийские археологи вели свою работу в Эфесе непрерывно, за исключением периодов двух мировых войн. А в 1960-е гг. к ним присоединились турецкие археологи, а найденные экспонаты составили основу Эфесского музея в городке Сельчук, расположенном в 3-4 км от руин Эфеса. Рекомендую этот музей к посещению всем, кто приезжает на экскурсию в Эфес.
В процессе исследования Эфеса в нынешнее время основной акцент делается не на раскопки новых древних зданий и общественных мест, а на сохранение зданий, которые уже были обнаружены. Так что, увы, маловероятно, что раскопанная до настоящего времени территория древнего Эфеса, составляющего, примерно, ю% от общей его территории, заметно увеличится в ближайшие годы. Но то, что уже раскопано до настоящего времени, представляет исключительный интерес.
Цитируется по изд.: Беликов И. Путешествие по античным городам Греции и Рима. Турция. СПб., 2021, с. 70-76.