Сарай ал-Махруса

Сарай. Первая столица Золотой Орды, основанная ханом Бату в начале 50-х годов XIII века. Наиболее раннее известие о существовании города содержится в книге Г. Рубрука, побывавшего здесь в 1254 году 244. В археологической литературе остатки Сарая носят название Селитренного городища, находящегося на левом берегу Ахтубы, у села Селитренного Харабалинского района Астраханской области. Золотоордыиское название города известно по письменным источникам и чеканившимся здесь монетам, на которых место выпуска обозначалось обычно как «Сарай» (Дворец). В XIV веке на отдельных выпусках монет название города писалось «Сарай ал-Махруса» (Дворец Богохранимый); появление этого эпитета связано с принятием мусульманства. Первые монеты в Сарае были выпущены примерно через 30 лет после основания города — в 1282 году 245. Это может свидетельствовать о том, что новая столица длительное время оставалась лишь административным центром без развитых экономических функций. Несколько замедленный рост последних можно связать не столько с неразвитостью самого города, сколько с необходимостью прокладки и освоения новых торговых путей, а также с наличием давнишних и хорошо известных международных торговых центров, игравших в начальный период истории Золотой Орды первостепенное значение 246.

Сарай был без преувеличения самым значительным из городов Золотой Орды и одним из крупнейших во всей средневековой Европе. Ф. В. Баллод оценивает его площадь приблизительно в 36 кв. км. 247 Цифру эту можно считать правдоподобной лишь в том случае, если учесть окружавшие столицу пригороды и различные аристократические усадьбы. Вполне возможно, что в XIV веке все они сливались в единый комплекс, образуя разросшийся город-гигант, величина которого столь удивляла современников. Ибн-Батута, сообщения которого заслуживают полного доверия, так как он лично посетил различные районы Золотой Орды, сообщает о Сарае следующее: «Город Сарай — один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы выехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня. Совершили там молитву полуденную, поели и добрались до нашего жилища не раньше, как при закате. Однажды мы прошли его в ширину, пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов» 248. Такие слова в применении к городу XIV века могут показаться преувеличением, однако современное состояние остатков Сарая убеждает в том, что на объезд города со всеми пригородами по периметру нужно было затратить не менее дня. Территория же собственно городских кварталов, которую можно определить в настоящее время по археологическим остаткам, равняется приблизительно 10 кв. км. Письменные источники сообщают, что число проживавшего здесь населения составляло около 75 тысяч человек 249. Среди них были монголы, асы (аланы), кипчаки, черкесы, русские и византийцы. Причем, по свидетельству Ибн-Батуты, «каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их» 250.

Археологические исследования рисуют город чрезвычайно благоустроенным для своего времени населенным пунктом, располагавшим водопроводной и канализационно-сточной системами. Строительство дворцов и зданий общественного характера велось из обожженного кирпича на известковом растворе. Дома рядовых жителей возводились из сырца и дерева. О роскоши дворцовых построек Сарая свидетельствуют два раскопанных объекта, каждый из которых занимал площадь в несколько сот квадратных метров. Их жилые комнаты характеризуются стандартной для Золотой Орды планировкой с отопительной системой типа канов и П-образными лежанками-суфами. Парадные помещения, кроме обширных размеров, отличались пышностью и роскошью отделки. В полу одного из них был сделан бассейн с проточной водой, за которым находилось возвышение для трона под балдахином. Стены приемного зала другого дворца украшали наборные майоликовые панно, изразцы которых были обильно покрыты сусальным золотом.

Сарай был также крупнейшим в государстве центром ремесленного производства. Целые кварталы города занимали ремесленники, специализировавшиеся на какой-то определенной отрасли (металлургической, керамической, ювелирной, костерезной и др.). Раскопки только одной керамической мастерской, специализировавшейся на выпуске поливной посуды и различных архитектурных деталей (разноцветных изразцов и резной терракоты), показали, что она занимала площадь в сотни квадратных метров. Здесь было обнаружено несколько десятков горнов различной конструкции для обжига изделий. Судя по обнаруженным на территории мастерской землянкам, в производстве широко применялся и рабский труд. Подобные крупные мастерские были достаточно распространенным явлением в Сарае на протяжении всего XIV века. Известные в источниках под названием «кар-хана», они представляли собой своеобразные «мануфактуры», в которых широко использовался подневольный труд полностью или частично порабощенного населения 251.

В отличие от многих других городов Золотой Орды Сарай по каким-то причинам избежал разрушения войсками Тимура в 1395 году. Точная дата окончательной гибели его неизвестна; скорее всего, замирание городской жизни происходило постепенно, вплоть до окончательного запустения во второй половине XV века. О том, что в первой половине XV века он продолжал играть видную роль в экономической жизни Нижнего Поволжья, можно судить по данным побывавшего здесь в 1438 году купца из Шираза. Прибыв сюда из Хорезма, он привез и продал в Сарае товаров на 21 тысяч динаров, получив прибыль 50%. На вырученные деньги купец приобрел в Сарае шелк-сырец, шелковую камку, атлас, сукно и русское полотно. Товары эти были китайского, западноевропейского и русского происхождения, что позволяет видеть в Сарае первой половины XV века крупный международный торговый центр 252. В международной азиатско-европейской торговле этот город с конца XIII и до середины XV века был одним из самых крупных транзитных пунктов, связывавших Запад с Востоком.

Многочисленные монументальные постройки Сарая сохранились до второй половины XVI в., когда царь Федор Иванович в 1578 году велел ломать «мизгити и полаты в Золотой Орде и тем делати город» Астрахань 253.

Цитируется по изд.: Егоров В.Л. Историческая география Золотой орды в XIII – XIV веках. М., 2010, с. 114-117.

Примечания

244. Путешествия в восточные страны..., с. 184—186.

245. Федоров-Давыдов Г. А. О начале монетной чеканки в Хорезме и Сарае в конце XIII в.— В кн.: Эпиграфика Востока, М., 1961, т. 14, с. 83.

246. Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй..., с. 76.

247. Баллод Ф. В. Старый и Новый Сарай, столицы Золотой Орды. Казань, 1923, с. 31.

248. Тизенгаузен В. Г. Указ. соч., т. I, с. 306.

249. Там же, с. 550.

250. Там же, с. 306.

251. Булатов Н. М., Гусева Т. В., Егоров В. Л., Мухамадиев А. Г., Федоров-Давыдов Г. А. Раскопки Поволжской археологической экспедиции на Селитренном городище.— АО 1975 г., с. 159; Булатов Н. М., Гусева Т. В., Егоров В. Л., Федоров-Давыдов Г. А., Яблонский Л. Т. Раскопки на Селитренном городище (Сарай-Бату) в Астраханской области.— АО 1976 г.» с. 132; Булатов Н. М.. Гусева Т. В.. Егоров В. Л. Федоров-Давыдов Г.А. Яблонский Л. Т. Раскопки на Селитренном городище.— АО 1977 г., с. 158; Булатов Н. М.. Егоров В. Л., Федоров-Давыдов Г. А., Яблонский Л. Т. Раскопки на Селитренном городище.—АО 1978 г., М., 1979, с. 160.

252. Заходер Б. Н. Ширазский купец на Поволжье в 1438 г.— В кн.: Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1967, т. 2, с. 166—167.

253. ПСРЛ. М.. 1978. т. 34, с. 196.

Вернуться к описанию «Золотая Орда в XIII – XIV веках: бассейн Волги»