Второе Болгарское царство в конце XIII века. Восстание Ивайла
Длительная борьба между группировками феодальной знати, стремившимися к отделению от центрального правительства, а также военные поражения и связанные с междоусобицами внешнеполитические неудачи все более и более ухудшали положение болгарского крестьянства.
Войны вызывали необходимость в больших расходах, которые покрывались за счет усиления эксплуатации зависимого крестьянства. Большим бедствием для болгарского крестьянства были злоупотребления чиновников центрального и областного государственного аппарата.
[143]
Положение широких масс болгарского народа ухудшалось также в связи с тем, что византийское правительство использовало татарские орды для борьбы против Болгарии. Михаил VIII Палеолог (1261— 1282) был наиболее последовательным проводником традиционной византийской политики, которая сводилась к тому, чтобы прибрать к своим рукам славянские государства Балканского полуострова, целиком подчинить их своему влиянию, бороться против развития высокой самобытной культуры славянских народов.
Побуждаемые реакционным Ватиканом западные державы снова пытались установить свое господство на Балканском полуострове, стремясь вернуть себе утраченные там позиции. Но на политику Михаила VIII попытки западных государств восстановить на Балканском полуострове Латинскую империю не оказывали воздействия. Он отказался от политики объединения славянских народов Балкан для борьбы против латинян, от всяких уступок славянским странам в области национальной и церковной политики 1. В 1272 г. был издан хрисовул, по которому Михаил VIII повторял указ Василия II Болгаробойцы о привилегиях греческого архиепископства «Охриды и всей Болгарии». Тем самым Михаил добивался ликвидации автономии болгарской церкви.
Во внешней политике Михаила VIII проявлялось обычное для византийской дипломатии стремление укрепить византийское влияние в Болгарии династическими браками. После смерти византийской принцессы Ирины, жены болгарского царя Константина Тиха, Михаил VIII женил его на своей племяннице Марии. Начавшиеся после того споры о приданом Марии (города Анхиал и Месемврия) вызвали разорительную войну. К борьбе против болгар Византия привлекла татар. С 70-х годов XIII в. татарские набеги на болгарские земли стали обычным явлением.
Постоянные набеги, ухудшая и без того тяжелое положение крестьян, вызывали их разорение. Тяжелое положение болгарского крестьянства заставляло его переходить к прямым революционным действиям против феодалов. В стране вспыхнуло антифеодальное восстание, во главе которого встал пастух Ивайло. Сведения об этом восстании содержатся у византийских историков, в основном у Георгия Пахимера. Отличавшийся острым умом и смелостью, Ивайло часто говорил о предстоящих великих делах, к которым он призван, и звал болгарский иарод к восстанию. Народные массы охотно откликались на его призывы.
В самом начале восстания отряд Ивайла вступил в столкновение с одной из татарских дружин и целиком уничтожил ее. Эта победа укрепила среди народа веру в силы восстания, показав, что восставшие могут успешно сражаться даже с внешними врагами. Вслед за первой победой Ивайло разгромил ряд других татарских дружин. Популярность Ивайла неизмеримо выросла, все новые и новые массы крестьянства вливались в ряды восставших. Под его знамя переходили крестьяне целых областей, уверенные, что вместе с Ивайлом они добудут «лучшую жизнь».
После успехов в борьбе с татарскими ордами Ногая восставшие во главе с Ивайлом начали борьбу против болгарского правительства и болгарского феодального болярства. Они захватили много крепостей. Константин Тих выступил против восставших, но был разбит, взят в плен и убит. Остатки разбитой царской армии перешли на сторону восставших.
______________
1. Ф. И. Успенский. История Византийской империи, т. III. М.— Л, 1948, стр. 635 и сл.
[144]
Один за другим восставшие занимали города, вскоре в их руках была почти вся страна. Уже в первый год восстания (1277) повстанцы провозгласили Ивайла царем и направились к Тырнову.
Михаил VIII Палеолог с самого начала усилил гарнизоны в крепостях, пограничных с Болгарией. На первых порах он хотел использовать Ивайла в борьбе с Болгарией. Вскоре, однако, болгарские боляре направили к Михаилу VIII посольство, которое просило помощи в борьбе против Ивайла. Это привело к изменениям политики Михаила VIII по отношению к Ивайле. Рассчитывая подчинить себе Болгарию, он двинул против восставших большую армию. Одновременно он договорился с болярами о том, что царем Болгарии будет внук Ивана Асеня II — Иван, близкий византийскому двору и женатый на дочери Михаила VIII.
Опасаясь перехода власти в руки византийского ставленника и желая сохранить престол за своим сыном, царица Мария предложила Ивайле жениться на ней. Ивайло надеялся этим браком укрепить свое положение и «во имя мира, чтобы не проливать кровь», предложение принял. Он вступил в Тырново, где была отпразднована свадьба (весна 1278 г.).
Ивайле приходилось сражаться против двух противников: татар и византийцев.
Когда войска Ивайла вели военные действия возле Тырнова, среди восставших был распространен слух, что Ивайло погиб в одном из сражений с татарами. Этот слух вызывал колебания в рядах повстанцев. Воспользовавшись этим, византийские войска в феврале 1279 г. вошли в город, где Иван был торжественно встречен болгарскими болярами и провозглашен царем под именем Ивана Асеня III.
Византийская армия продолжала завоевание болгарских городов и крепостей в Северной Болгарии. Ивайло был осажден в Доростоле (Си- листрии) и оборонялся в течение трех месяцев. Болезнь византийского командующего Главы и его отъезд из армии помогли Ивайле несколько улучшить положение повстанцев. Ему удалось привлечь на свою сторону значительные массы крестьянского населения. С их помощью он повел успешные действия против войск Ивана Асеня III и византийской армии. В это время к отрядам повстанцев присоединились войска татарского вождя Касим-бека, до этого бывшего на стороне Ивана Асеня III.
Войска Ивайла вновь осадили Тырново. Присланная на помощь столице византийская армия была разгромлена. 17 июля 1280 г. разбита была и другая византийская 10-тысячная армия под командованием стратега Мурина. Такая же судьба постигла и третью византийскую армию протовестиария Априна, который сам погиб в сражении. Успехи Ивайла заставили Ивана Асеня III бежать из Тырнова. Болгарские боляре выдвинули на болгарский престол Георгия Тертерия.
Временные успехи не привели, однако, восстание Ивайла к победе. Как и всякое крестьянское восстание, оно было неорганизованным, стихийным. Расправившись со своими феодалами, крестьяне расходились по домам, они страшились борьбы с объединенными силами феодалов и Византии. Народное движение, возглавлявшееся Ивайлом, не имело никакой определенной программы общественно-политических и социально-экономических реформ, что также не могло не сказаться на настроении крестьян. Сближение Ивайла с боляретвом и женитьба на царице, не сопровождавшаяся какими-либо мерами по улучшению положения крестьян, не могли не вызывать разочарования в среде последних.
Все это привело к тому, что армия Ивайла стала таять, распадаться. Ивайло вынужден был бежать из Болгарии. Он прибыл с татарским
[145]
ханом Касимом в ставку Ногая, ища военной помощи, и был там предательски убит.
Восстание народных масс 1277—1280 гг. явилось выдающимся событием средневековой истории Болгарии. Это было вооруженное выступление народных масс против феодальной эксплуатации — одна из наиболее ранних в Европе крестьянских войн. Как и другие народные движения средневековья, восстание Ивайла было движением царистским; оно не могло избавить угнетенные массы болгарского народа, подвергавшегося жестокой эксплуатации, от социального гнета феодалов.
[146]
Цитируется по изд.: История Болгарии. Том I. Под ред. П.Н. Третьякова, С.А. Никитина, Л.Б. Валиева. М., 1954, с. 143-146.