Мемфис (Липинская, Марциняк, 1983)

Рис. Мемфисская триада: Пта, Сохмет и Нефертум.

«Мин, первый египетский царь, по словам жрецов, возвел защитную плотину у Мемфиса. Прежде ведь вся река протекала вдоль песчаных гор на ливийской стороне. Мин же велел засыпать [плотиной] Нильскую излучину приблизительно в 100 стадиях выше Мемфиса. Старое русло он осушил, а реку направил в середину [низменности] между горами... На этой-то осушенной с помощью плотины земле Мин, первый египетский царь, и основал город, ныне называемый Мемфисом... Вокруг города царь велел выкопать озеро, проведя воду из реки, именно на северо-запад от города, потому что на востоке мимо города протекает сам Нил. И в городе царь воздвиг большое и весьма достопримечательное святилище Гефеста» *.

По Геродоту (вернее, по сведениям жрецов, рассказавших ему эту легенду), а также по другим античным преданиям, Мин (Менес) был первым египетским царем. Исходя из этой традиции и из данных египетских царских списков, в которых первым значится имя Мина, этого царя принято считать основателем I династии, правившей в объединенном царстве Верхнего и Нижнего Египта.

Возможно, что он, как и гласит легенда, основал город Мемфис 8 — крупнейший политический и религиозный центр Древнего Египта, одну из его столиц, и построил храм Пта («Гефеста»). О первых столетиях истории Мемфиса нам не известно ничего, кроме античных преданий, которые отчасти подтверждаются раскопками в царском некрополе в Саккара, где обнаружены захоронения правите[1]лей той эпохи. Мемфис, подобно Гелиополю, почти полностью разрушен. Да и причины разрушения схожи: отсюда также брали материал для строительства Каира. Из Мемфиса вывозили и монументальные скульптуры для украшения новых храмов, в особенности в Дельте, причем еще раньше, чем из Гелиополя, уже в эпоху Нового царства, при Рамессидах. Да и само местоположение Мемфиса на орошаемых, столь ценимых в Египте землях привело к тому, что территория покинутого жителями и разрушенного города постепенно перепахивалась, засеивалась, и таким образом последние следы былого исчезали с лица земли. Сегодня территорию древнего города покрывают густые пальмовые рощи; благодаря раскопкам там обнаружены фундаменты храмов и каменные плиты с надписями и барельефами, что позволяет приблизительно определить местоположение былых строений. Вблизи того места, где когда-то был храм бога Пта, сохранился алебастровый сфинкс длиной в четыре с лишним метра, высотой почти в восемь метров (вместе с пьедесталом) и лежащая колоссальная статуя Рамсеса II из алебастра, некогда высотой в тринадцать метров (теперь, когда часть ног утрачена, высота ее более десяти метров). Из Мемфиса вывезен и другой колосс — статуя Рамсеса II, сделанная из розового гранита, высотой в десять метров. В 1955 году эту статую привезли в Каир и установили на площади Центрального вокзала. В Мемфисе был обнаружен и целый ряд других скульптур, среди них, например, сфинкс Тутмоса III.

Если сам город погиб, то его заупокойные сооружения судьба пощадила. Знаменитые пирамиды в Гизе, Саккара, Дахшуре, Лиште и Медуме — все это мемфисский некрополь, где с начала I и до конца VI династии хоронили всех правителей Египта, да и позднее, в эпоху Среднего царства, некоторые фараоны сооружали там свои пирамиды. А вокруг царских гробниц из захоронений придворных сановников и вельмож выросли целые «города мертвых».

Как религиозный центр Мемфис не уступал Гелиополю. Кроме основных богов — триады Пта, его супруги Сохмет и сына Нефертума — там поклонялись еще целому ряду других, храмы которых находились в городе и его окрестностях. Столица, расположенная в верховьях Дельты, вбирала в себя культы как Верхнего, так и Нижнего Египта. Уже в эпоху Древнего царства в Мемфисе существовал храм богини Нейт из города Саиса в Дельте, в другом храме обитал верхнеегипетский бог Мин, в честь которого устраив лись ежегодные пышные празднества. В Мемфис проникли культы и гелиопольских богов, особенно популярные при V династии и соперничавшие с местными мемфисскими божествами. Поклонялись в Мемфисе также черному быку Апису, крокодилу, черной собаке (или шакалу) Анубису, а также священным деревьям. Помимо этого, согласно местным представлениям, здесь существовал предвечный холм, подобный гелиопольскому Бен-бен. Западной частью города владел Сокар — бог плодородия и покровитель некрополей, рано отождествленный с Пта и Осирисом. В эпоху великих завоеваний на Востоке, когда население города увеличилось за счет пришельцев, вместе с ними появились и новые боги: Ваал, в эпоху Рамессидов отождествлявшийся с Сетом; Астарта и Анат — сирийские богини, почитавшиеся в Египте как покровительницы воинов; Иштар из Ниневии, особо чтимая как целительница, и другие, главным образом сирийские и палестинские боги, количество которых росло по мере притока чужеземцев. В поздний период в Мемфисе имелись колонии карийцев, греков, евреев и финикийцев, что, разумеется, способствовало увеличению числа богов.

Как бог-творец Атум в Гелиополе, так и мемфисский Пта изображался всегда в виде человека. Возможно, его культ возник одно[1]временно с основанием города. Но о происхождении Пта ничего не говорится в источниках. После того как Мемфис стал столицей Египта, мемфисские жрецы разработали свою собственную теологическую систему. Для этой цели обратились к уже существовавшим мифам, обильно черпая пригодные к использованию мотивы и сюжеты из гелиопольской и гермопольской космогонии, но при этом подчеркивали ведущую роль Мемфиса и его богов в египетской религиозной системе.

Полностью мемфисская доктрина, состоящая из трех частей: 1) Пта как властелин единого Египта, 2) миф о сотворении мира Пта, 3) роль Мемфиса как столицы государства, — изложена в тексте, высеченном на каменной плите, которая ныне хранится в Британском музее и называется «Стела Шабаки» по имени фараона XXV (эфиопской) династии, приказавшего высечь текст. Это было сделано около 710 года до н.э., но, как сказано во вводной части, Шабака нашел в одном из храмов полуистлевший древний свиток, текст которого он и велел высечь в камне. Точная дата создания оригинала неизвестна, но предполагают, что его можно отнести к эпохе Древнего царства, а некоторые обороты речи напоминают язык «Текстов пирамид».

Согласно гипотезе немецкого египтолога К. Зете, текст этот представляет собой фрагмент какого-то драматического произведения, содержащего диалоги между богами, снабженные пояснениями. Вероятно, им пользовались во время мистерий, посвященных мифу о сотворении мира.

Для нас интереснее всего вторая часть текста, рассказывающая, как, по мемфисским представлениям, был создан мир. В начале текста перечислены различные эманации Пта:

«Боги, возникшие из Пта:

Пта на Великом престоле...

Пта-Нун, Отец, [создавший] Атума,

Пта-Наунет, Мать, родившая Атума,

Великий Пта — сердце и язык Девятки богов...

Возникла из сердца, возникла из языка [мысль] в образе Атума. Велик и могуч Пта, давший силу свою всем богам и их божественным духам Ка через это сердце и язык. И воссуществовали Хор и Т т в [образе] Пта. И стало так, что сердце и язык завладел., каждым членом, познав, что он [Пта] — в телах и в устах всех богов и людей, скота, пресмыкающихся и всех живых тварей, ибо все задуманное и приказанное [им исполняется] по желанию его.

Рис. Бог Пта-Сокар в образе сокола на священной ладье.

Девятка богов его перед ним — как зубы и губы, семя и руки Атума. Поистине Девятка богов Атума возникла из его семе ни и пальцев, но Девятка богов [Пта] — это зубы и губы в этих устах, которые произносят названия всех вещей и из которых возникли Шу и Тефнут. Девятка [Пта] сотворила зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы передавали они [все] сердцу, ибо от него исходит всякое знание, а язык вторит тому, что задумано сердцем.

Именно так родились все боги, Атум и его Девятка. И каждое божественное слово возникло из того, что задумало сердце и сказал язык.

Так были созданы божественные духи Ка и Хемсут, давшие пищу и приношения всякие благодаря этому слову.

И было воздано [по заслугам] тому, кто любим, и тому, кто ненавистен.

Так была дана жизнь миролюбивому и смерть — преступнику. Так возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук, ног и всех членов согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей.

И было сказано о Пта: «Тот, кто сотворил все сущее и создал богов». Он — Татенен, который породил богов и из которого возникло все: пища, жертвы богам и все блага. И так было установлено и признано, что его могущество превосходит [могущество других] богов.

Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова.

Он породил богов,

создал города,

основал номы,

поместил богов в их святилища,

учредил их жертвоприношения,

основал их храмы,

сотворил тела по желанию их сердец.

И вселились боги в свои тела из всех древесных пород,

камня и глины... и приняли в них свой облик»**.

Мемфисские богословы включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта — как в процессе творения Атумом,— а исключительно мыслью и словом. Эту версию разработали, несомненно, более изощренные умы, история сотворения мира кажется здесь глубоко продуманной. Пта был для своих почитателей пантеистическим божеством, роль которого не ограничивалась актом творения; его присутствие ощущалось повсеместно и постоянно: «Ты прогнал мрак и небытие лучами своих глаз, плывущих, словно ладьи, по небу. Глаза твои движутся днем и ночью, твой правый глаз — солнце, твой левый глаз — луна».

Это слова гимна, записанного на папирусе периода XXII династии, но сочиненного значительно раньше, вероятно, еще в Древнем царстве. Интересно отметить, что в «Текстах пирамид»

Пта упоминается всего несколько раз, да и то вскользь. Пред[1]полагается, что эти тексты были составлены в Гелиополе, сопер[1]ничавшем с Мемфисом, и умолчание о Пта вызвано именно этим.

Функции Пта вступали в соперничество с ролью Атума 9, и, вопреки тенденции к синкретическому объединению египетских богов, эти божества, как правило, не отождествлялись. Богиня Сохмет мемфисской триады в некоторых мифах объединялась с Хатхор, часто фигурирующей в сказаниях о Ра, а также с богиней Тефнут из гелиопольского цикла, которая, подобно Сохмет, изображалась в виде грозной львицы. Об этих богинях речь пойдет ниже в связи с мифом об истреблении людей.

Цитируется по изд.: Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М., 1983, с. 27-35.

Примечания

* Геродот. История, II, 99.

** «Стела Шабаки», 48—61.

8. Мемфис был основан на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. Одно из его названий — Хи-ку-Пта (Крепость духа Пта), — возможно, закрепилось впоследствии за всей страной в греческом наименовании «Айгюптос».

9. Согласно мемфисскому космогоническому мифу, Атум и его Эннеада — лишь воплощение Пта.

Рубрика: