Теотихуакан (Гуляев, 1980)

Руины этого крупнейшего в I тысячелетии н. э. культурного центра Мексики находятся на территории современного штата Мехико в 50 км к северо-востоку от столицы страны в небольшой горной долине, являющейся ответвлением долины Мехико. Эта плодородная аллювиальная долина лежит на высоте 2280 метров над уровнем моря, со всех сторон окружена горными цепями и имеет крайне засушливый климат. Главным источником воды для орошения полей и различных хозяйственных нужд служит мелководная река Сан-Хуан-Теотихуакан. В нее впадает немало ручьев и речек, большая часть которых в сухое время года исчезает. Минеральные ресурсы района довольно бедны, но обсидиан, важнейшее сырье для изготовления орудий труда и оружия в древности, встречается в изобилии. Выгодное географическое положение (Теотихуакан стоял на кратчайшем пути из долины Мехико в долину Пуэбла), а также наличие здесь воды и залежей обсидиана, видимо, способствовали возникновению поселения и его последующему быстрому росту 9.

Истинное название древнего города нам неизвестно. «Теоти-хуакан» — слово ацтекского происхождения (на иахуа «теотиа» означает «поклоняться») и переводится обычно как «место обитания богов», «место поклонения богам». Сами ацтеки не имели ни малейшего представления о строителях города, поскольку Теотихуакан погиб задолго до их прихода в долину Мехико. Тогда, видимо, и появилась у воинственных обитателей Теночтитлана легенда о том, что грандиозные сооружения мертвого города могли построить только боги 10.

В эпоху своего наивысшего расцвета (450—650 годы н. э.) Теотихуакан состоял из двух частей: центральной, тщательно спланированной зоны, плотно застроенной и населенной, площадью примерно в 6,75 кв. км: периферийной, более аморфной и реже заселенной, площадью в 12 кв. км 11.

Ритуально-административное ядро Теотихуакана расположено на равнине, которая постепенно понижается с севера на юг. Оно состоит как бы из двух длинных перекрещивающихся «осей», ориентированных по странам света: по линии север—юг главную «ось» планировки образует длинный (до 3,5 км) и широкий (до 50 метров) проспект — «Улица мертвых» (Calle de los Muertos). На северном его конце расположен гигантский массив Пирамиды Луны — пятиярусного сооружения с плоской вершиной. Основание пирамиды 150 м (запад—восток) на 130 метров (север — юг), высота 42 метра. Близ пересечения «осей» в центре города «Улица мертвых» упирается в обширный комплекс построек, известных под названием «Сьюдадела» (исп. «Цитадель»). «Сьюдадела» — это гигантская четырехугольная платформа около 400 метров длиной, окруженная по внутреннему краю четырьмя другими. На каждой из платформ, ориентированных по странам света, стоят по четыре пирамиды. Доступ ко всему комплексу обеспечивает широкая лестница с западной стороны. На внутренней площади «Сыода- делы» расположен один из главных храмов Теотихуакана — «Храм Кецалькоатля», представляющий собой шестиярусную каменную пирамиду, пышно украшенную по фасаду скульптурой. Главный мотив ее — пернатый змей (Кецалькоатль) 12. Рядом, западнее «Сьюдаделы», находится «Большой комплекс» — обширная прямоугольная площадь, окруженная платформами и зданиями преимущественно неритуального характера. Один из исследователей Теотихуакана — американский археолог Р. Миллон на основании некоторых косвенных данных и параллелей с ацтекским Теночтитланом высказал предположение, что «Сьюдадела» — это «текпан» (дворец) правителя города, а «Большой комплекс» — главный городской рынок 13.

Вид на «Улицу мертвых» и Пирамиду Солнца (слева)

Все пространство вдоль «Улицы мертвых» от Пирамиды Луны до «Сьюдаделы» плотно застроено величественными ансамблями зданий — храмами, дворцами, общественно-административными

постройками («Дворец Кецальлапалотля», «Площадь с колоннами», Пирамида Солнца высотой 64,5 метра и др.).

Чуть севернее «Сьюдаделы» «Улицу мертвых» пересекают под прямым углом «Западный» и «Восточный» проспекты, образующие гигантскую поперечную ось городской планировки по линии запад — восток. Общая их длина около 3 км. Эти пересекающиеся «оси» образуют внутренний каркас всей планировки Теотихуакана. Все остальные улицы разбиты параллельно указанным проспектам, образуя правильную сетку квадратов, где отдельные комплексы построек имеют примерно одинаковые размеры в виде блоков 57—60 м длиной. Даже река Сан-Хуан, протекающая через центр Теотихуакана, была заключена в канал и «спрямлена», чтобы вписаться в эту сетку улиц 14. Основная единица застройки в этой центральной зоне — так называемые «дворцы»: одноэтажные, прямоугольные в плане постройки, сгруппированные вокруг внутренних открытых двориков. Многие из них украшены великолепными фресковыми росписями и колоннадами с вычурной резьбой. Поскольку в ходе раскопок в некоторых «дворцах» неоднократно находили бытовые отбросы, очаги и погребения, то их рассматривают как места обитания городской элиты — знати и жрецов 15.

Гигантский крест из пересекающихся улиц-«осей» разделял город на четыре района, или квартала, внутри которых различимы и более мелкие архитектурные единицы в виде компактных комплексов из прямоугольных помещений, сгруппированных вокруг внутренних двориков и отделенных от внешнего мира глухой наружной стеной. Об истинном характере и назначении такой планировки сейчас можно только гадать. Однако абсолютное тождество теотихуаканского четырехчленного деления с планировкой Теночтитлана открывает большие возможности для дальнейших сопоставлений относительно внутренней структуры обоих городов 16.

Определение плотности застройки и общей численности населения в центральной зоне Теотихуакана — дело нелегкое. По данным Р. Миллона (техника подсчетов нам неизвестна), в центре города на площади в 5 кв. км (остальные 1,75 кв. км приходятся на долю улиц, площадей и ритуально-административных зданий) в середине I тысячелетия н. э. жили до 40 тысяч человек. Средняя плотность населения в центральной зоне составляла, таким образом, до 8 тысяч человек на 1 кв. км (а на всей площади в 6,75 кв. км — 5200 человек) 17.

Точных сведений о периферийной зоне (12 кв. км) пока нет. Основываясь на весьма субъективных расчетах, Р. Миллон приводит цифру в 3750 человек на 1 кв. км как показатель плотности населения на периферии 18. Он особо подчеркивает резкое уменьшение плотности застройки (и соответственно числа жителей) по мере удаления от центра. В общей сложности население Теотихуакана на этапе Шолальпан (450—650 гг. и. э.) составляло около 85 тыс. человек 19.

Теотихуакан. Фресковая роспись «Рай Тлалока»

Другие исследователи приводят свои соображения о числе Жителей Теотихуакана в период его расцвета. У. Сандерс, например, считает, что площадь города, занятая жилыми постройками, составляла до 700—800 га. Далее он распространяет на древний город среднюю плотность жителей современной мексиканской «чинамповой» деревни (т. е. деревни, хозяйство которой основано на «чинамповом» земледелии)—8—10 тысяч человек на 1 кв. км. В результате население Теотихуакана, по У. Сандерсу, равнялось примерно 56—80 тысяч человек 20.

Аргентинский урбанолог Хорхе Ардой, исследовав раскопанный еще в 30-х годах жилой комплекс Тламлмилолпа на восточной окраине центральной зоны, установил, что средняя плотность населения здесь составляла до 300 человек на 1 га, но в целом по городу она была несколько ниже — около 218 человек на 1 га. Если умножить эти цифры на 700—800 га, которые У. Сандерс отводит под жилую застройку, то получится колоссальная цифра — 140—160 тыс. человек 21.

Периферийная зона Теотихуакана площадью около 12 кв. км состояла из жилых комплексов-блоков, расположенных нерегулярно. Монументальных общественных зданий, сопоставимых с центром города, здесь нет.

Вряд ли приходится сомневаться в том, что общая численность населения Теотихуакана в эпоху его расцвета была довольно значительной, а площадь, занимаемая городом, огромна. Однако отсутствие твердых критериев для определения, хотя бы условного, числа жителей этого древнего города в работах большинства зарубежных исследователей значительно снижает ценность их выводов и предположений. Мы не знаем пока и точных границ Теотихуакана, примерного количества его одновременно существовавших домов и т. п. Даже подробная карта города, созданная усилиями экспедиции Р. Миллона, лишь сравнительно недавно появилась на свет 22. Очень немногое можно сказать сейчас и о приблизительном числе жителей, обитавших в одном теотихуаканском доме. Можно лишь предполагать, что обширные жилые комплексы древнего города принадлежали, по-видимому, болыпесемейным коллективам 23.

Фрагмент статьи Гуляева В.И. «Города-государства доколумбовской Мексики». // Цитируется по изд.: Культура Мексики. Отв. ред. В.А. Кузьмищев. М., 1980, с. 17-21.

Примечания

9. Millon R. Teotihuacan.— Scientific American, N. Y., 1967, v. 216, N 6, p. 28.

10. Hardoy J. Precolumbian cities. N. Y., 1973, p.. 38.

11. Sanders W., Price B. Mesoamerica..., p. 162.

12. Weaver M. P. The aztecs..., p. 124.

13. Millon R. Teotihuacan, p. 33.

14. Millon R. Teotihuacan, p. 30.

15. Sanders W. Settlement patterns in Central Mexico. — HMAI, Austin, 1971, v. 10, p. 34

16. Hardoy 7. Precolumbian..., p. 53.

17. Sanders W., Price B. Mesoamerica..., p. 162.

18. Sanders W.t Price B. Mesoamerica..., p. 162.

19. Millon R. Extension у poblacidn de Teotihuacan en sus varios periodos. / — In: De Teotihuacan a los aztecas. Antologia / Ed. M. Leon-Portilla. Mdxico, 1971, p. 83.

20. Sanders W. Settlement..., p. 38.

21. Hardoy 7. Precolumbian..., p. 57— 59.

22. R. Millon. Urbanization at Teotihuacan, v. I. The Teotihuacan map. Austin, 1973.

23. Haviland W. A. Tikal, Guatemala and Mesoamerican urbanism.— World Archaeology. London, 1970, V.2.N2, p. 186.