Япония в 1905-1918 годы: внутренняя политика

Усиление роли военных

Победа в войне с Россией способствовала увеличению политической роли военных и росту внимания к вооруженным силам, необходимость усиления которых признавали представители основных политических группировок. Вместе с тем тяжелое состояние японских финансов и резкое увеличение госдолга в результате войны 1904— 1905 гг. затрудняли поддержание военных расходов на высоком уровне. Обширная программа перевооружения армии и флота, принятая вскоре после Русско-японской войны, забуксовала из-за недостатка финансирования. Урегулирование отношений с Россией позволило правительству отложить ее реализацию, что вызвало неудовольствие военных кругов.

Начиная с первых годов Мэйдзи вооруженные силы империи оказались поделены между конкурирующими кланами Сацума, выходцы из которого курировали флот, и Тёсю, представители которого контролировали армию. После консолидации перед лицом общего врага и победы в Русско-японской войне политическое соперничество между армией и флотом усилилось. Оно усугублялось разногласиями в определении основной военной угрозы для империи. Для сухопутных сил главным потенциальным противником продолжала оставаться Россия, для флота на первый план постепенно выходило соперничество с США. Сначала это было отчасти связано с борьбой за бюджетное финансирование (фактическое отсутствие флота у России делало затруднительным позиционирование российских ВМС в качестве основного противника), однако по мере ухудшения отношений с Вашингтоном флотское командование укреплялось в сделанном выборе. Расхождение во взглядах относительно главного вероятного противника между армией и флотом сохранялось вплоть до 1940-х годов, приобретая ключевое значение в определении дальнейшего направления экспансии и внешнеполитического курса в целом.

В предыдущие годы было законодательно зафиксировано правило, по которому военное и морское ведомства могли возглавлять соответственно только генерал и адмирал на действительной военной службе. Это давало военным кругам эффективный рычаг влияния на формирование кабинета и его политику — отставка или отказ от выдвижения кандидатур на должность министра могли фактически парализовать работу правительства. Так, в конце 1912 г. недовольство армейского руководства сдержанной позицией правительства Сайондзи Киммоти (1849-1940) в отношении увеличения армии привело к серьезному политическому кризису. После отклонения кабинетом ультимативного требования сформировать две дополнительные дивизии военный министр Уэхара Юсаку (1856-1933) подал в отставку, а армия отказалась предоставить нового кандидата на эту должность. Результатом демарша стало падение второго кабинета Сайондзи. Усиление влияния военных становилось одним из главных вызовов для политической системы страны.

Период «кэйэн» и предпосылки к трансформации политической системы

В январе 1906 г. кабинет Кацура Таро ушел в отставку, новое правительство возглавил выходец из придворной аристократии кугэ Сай-ондзи Киммоти, в 1903 г. ставший лидером крупнейшей партии Риккэн Сэйюкай после Ито Хиробуми. Это положило начало «периоду кэйэн» (кэйэн, по китаизированному чтению иероглифов из фамилий Кацура и Сайондзи), когда кабинет министров по очереди возглавляли эти два лидера.

Данная конфигурация стала результатом компромисса между различными группировками политической элиты страны — консервативным крылом бюрократии и военными кругами во главе с Ямагата Аритомо, поддержавшими Кацура, и партией Сэйюкай, тесно связанной с концернами «Мицуи», «Сумитомо», «Ясуда» и другими крупными финансово-промышленными группами (дзайбацу). Несмотря на то что в правительство Сайондзи входили видные представители Сэйюкай, оно не являлось классическим партийным кабинетом, ответственным перед парламентом.

Компромиссный характер системы кэйэн имел результатом стабилизацию политической обстановки. Впервые два срока подряд выборы в палату представителей (в 1908 и 1912 гг.) проходили плановым порядком, по истечении срока полномочий депутатов. До определенного времени Кацура способствовал налаживанию диалога между кабинетами Сайондзи и армейскими кругами, а также палатой пэров, в то время как Сэйюкай по настоянию Ямагата обеспечивала беспартийному кабинету Кацура поддержку в нижней палате парламента. Хотя Сайондзи имел репутацию либерала, именно его правительство приняло план увеличения армии и приступило к разработке программы усиления флота. По инициативе военных в 1906 г. был также принят и реализован закон о национализации частных железных дорог. Необходимость оздоровления государственных финансов и уменьшения госдолга признавалась обоими политическими лагерями. Консенсус наблюдался и по большей части внешнеполитических задач — в частности, относительно установления контроля над Кореей, урегулирования отношений с Россией и укрепления позиций на материке.

Вместе с тем желание клановой олигархии (хамбацу) сохранить привилегированное положение и контроль над политической жизнью страны наталкивалось на стремление руководства Сэйюкай усилить влияние партии, расширить число сторонников, в том числе в государственном аппарате и регионах.

Первый кабинет Сайондзи занял либеральную позицию по отношению к левому движению. 24 февраля 1906 г. было провозглашено создание Социалистической партии Японии (СПЯ, Нихон сякаито:), которая сразу же согласилась выступать за социализм «в пределах» законодательства, что позволило пройти процедуру регистрации. И хотя социалистам недолго удалось удержаться в рамках узкого правового поля, «мягкая» позиция Сайондзи по отношению клевым вызвала критику со стороны консервативных кругов.

В мае 1908 г. состоялись выборы в нижнюю палату парламента, на которых Сэйюкай одержала внушительную победу, завоевав 187 из 379 мест. Однако это не гарантировало сохранение кабинета Сайондзи. Усиление позиций Сэйюкай вызывало сопротивление клановой олигархии, в первую очередь Ямагата, который обратился к императору с критикой финансовой политики правительства, а также его «мягкотелости» по отношению к левому движению. В июле 1908 г. Кацура вновь стал премьер-министром, возглавив при этом и Министерство финансов.

Правительство взялось за разрешение ситуации с госдолгом и сокращение бюджетного дефицита, а также инициировало реформу налогообложения, однако Кацура был снова вынужден пойти на соглашение с Сэйюкай, контролировавшей половину мест в нижней палате парламента. Взамен было обещано вновь передать премьерский пост Сайондзи.

Борьба с социалистической идеологией и нейтрализация ее сторонников также стали важной задачей для консерватора Кацура. 25 мая 1910 г. начались массовые аресты социалистов и анархистов, которые затем были признаны виновными в подготовке покушения на императора Мэйдзи. 24 января 1911 г. 12 человек, в том числе Котоку Сюсуй (1871-1911) и другие лидеры леворадикального толка, были казнены; остальные получили различные тюремные сроки (Дайгяку дзикэн). По левому движению был нанесен тяжелый удар. Наряду с репрессиями кабинет попытался принять меры по снижению социального напряжения среди рабочих на законодательном уровне, однако они носили половинчатый характер.

Реализация масштабной судостроительной программы в интересах военно-морского ведомства в условиях тяжелого налогового бремени не добавляла популярности правительству. Тем не менее Кацура удалось реализовать главные пункты внешнеполитической повестки — аннексировать Корею и завершить процесс пересмотра неравноправных договоров. В конце августа 1911 г., согласно договоренностям, премьером снова стал Сайондзи.

Несмотря на прочное положение в палате представителей, новый кабинет продержался чуть больше года. Продолжая линию на секвестирование госрасходов, правительство Сайондзи приняло решение о частичном сокращении и военных статей, отказавшись удовлетворить требование о создании дополнительных дивизий. Это привело к жесткому конфликту с военными кругами и закончилось отставкой правительства в конце 1912 г. Ставший вскоре гэнро Сайондзи больше не возглавлял кабинет, а в 1914 г. передал пост председателя Сэйюкай Хара Такаси (1856-1921), сохранив значительное политическое влияние вплоть до своей смерти в 1940 г.

Период «кэйэн» стал важным этапом на пути трансформации японской политической системы. Хотя оба правительства Сайондзи являлись надпартийными, а механизм смены кабинетов — отражением неформальных договоренностей между различными фракциями бюрократии, клановая олигархия, изначально настроенная враждебно по отношению к политическим партиям, постепенно втягивалась в партийную политику. Так, один из лидеров хамбацу, Кацура, тяготившийся необходимостью договариваться с Сэйюкай, в итоге взял курс на формирование собственной фракции в парламенте и в январе 1913 г. объявил о создании новой партии Досикай. Таким образом, система кэйэн стала прологом новой политической эпохи, характеризовавшейся усилением роли партий и парламента, а также расширением пространства для политической конкуренции.

Вместе с тем клановая олигархия по-прежнему обладала основными рычагами для контроля над политическими процессами. После гибели Ито Хиробуми в 1909 г. главным авторитетом среди гэнро считался Ямагата Аритомо, объединявший вокруг себя влиятельных представителей бюрократии и военных кругов и олицетворявший консервативное течение в японском руководстве. Негативное отношение Ямагата и его фракции к усилению роли партий долгое время накладывало значительный отпечаток на внутриполитическую жизнь Японии. Хотя в последние годы жизни Ямагата поддержал формирование партийного кабинета Сэйюкай во главе с Хара Такаси, а также комплиментарно высказывался о последнем, это скорее объясняется тем, что Хара был не столько партийным лидером, сколько умелым бюрократом и мастером закулисных переговоров. Руководство Сэйюкай в лице Хара делало ставку на усиление влияния партии через систему договоренностей с хамбацу, дистанцируясь от массовых общественных движений и используя их в качестве фона и средства давления на олигархию. Подобная позиция вызывала критику со стороны как левого движения, так и деятелей правого толка.

Усиление общественного давления на власть и рост влияния политических партий

Смерть императора Мэйдзи летом 1912 г. ознаменовала собой окончание целой эпохи, за время которой некогда отсталая страна сделала колоссальный скачок в своем развитии, превратившись в империю с колониями, обладавшую существенной военной мощью.

Новый император Ёсихито, девиз правления которого (1912-1926) получил название Тайсё («Великая справедливость»), обладал слабым здоровьем и практически не принимал участия в политической жизни, однако именно этот период стал олицетворением либерализации политического процесса в довоенной Японии.

Обстоятельства отставки кабинета Сайондзи в декабре 1912 г. вызвали волну возмущения в стране, острие критики было направлено против военных кругов, клановой олигархии и ее лидеров, в частности Ямагата и Кацура. В Токио и других крупных городах по инициативе общественных объединений и партий Сэйюкай и Кокуминто состоялись митинги против произвола хамбацу, в «защиту конституции». Движение с соответствующим названием (гокэн ундо:), развернувшееся в стране, стало первым массовым выступлением периода Тайсё.

В этих условиях попытка Кацура вновь возглавить правительство окончилась неудачей. Обладая сильной политической хваткой, он добился рекомендации гэнро и приступил к формированию кабинета, однако встретился с жесткой реакцией оппозиционных партий. Лидер Кокуминто Инукаи Цуёси (1855-1932) и Одзаки Юкио (1858-1954) из Сэйюкай подготовили проект резолюции о недоверии правительству. Недовольство политикой Кацура выплеснулось на улицу. Массовые выступления в феврале 1913 г. переросли в беспорядки, повлекшие за собой жертвы; сотни человек были арестованы. В конце месяца кабинет подал в отставку. Поражение надломило Кацура, и он вскоре скончался. События получили название «Политический кризис Тайсё» (Тайсё: сэйхэн). Впервые отставка правительства была вызвана давлением со стороны общества, выступившего с требованием расширения участия в политической жизни.

Тем не менее новый кабинет был образован в соответствии с прежним порядком — гэнро выдвинули кандидатуру адмирала Ямамото Гоннохёэ (Гомбэй) (1852-1933), одного из лидеров клана Сацума. Сэйюкай ее поддержала, получив взамен посты главы МВД для Хара и министра финансов для Такахаси Корэкиё (1854-1936). Это вызвало раскол в партии.

Весной 1914 г. правительство Ямамото ушло в отставку из-за коррупционного скандала. Развитие политического кризиса вновь сопровождалось массовыми антиправительственными выступлениями в крупнейших городах страны, для подавления которых была применена сила. Повторное падение кабинета под прямым давлением улицы вынудило лидеров клановой олигархии тщательно подбирать кандидатуру нового премьера.

В апреле 1914 г. возглавить правительство было поручено одному из давних лидеров оппозиции, Окума Сигэнобу, выступившему в связке с другими оппозиционными группами. Главой МИДа стал лидер Досикай Като Такааки (1860-1926), сторонник расширения избирательных прав и ограничения влияния гэнро. Придя к власти на фоне общественного недовольства хамбацу и армейскими кругами, опытный политик Окума сумел найти общий язык с бюрократией и военными. В июне 1915 г. кабинету удалось преодолеть сопротивление оппозиции в парламенте и провести дополнительный бюджет, предусматривавший создание новых дивизий.

После вступления Японии в мировую войну правительство Окума проявило себя сторонником агрессивного внешнеполитического курса, прежде всего на китайском направлении. Скандалы сопровождали премьерство Окума, ставшего объектом критики со стороны разных политических сил, однако ему удалось сохранить свой пост до октября 1916 г. Новым главой кабинета при поддержке Ямагата стал Тэраути Масатакэ, что отражало усиление позиций военных кругов. Смута в Китае провоцировала Японию на новые захваты, однако вскоре основное внимание правительства оказалось прикованным к очередным внутренним беспорядкам, принявшим беспрецедентные масштабы.

Причиной стало резкое повышение цен на рис, основу рациона японцев. Помимо неурожая, это было следствием массированных государственных закупок для армии в преддверии интервенции в Россию, а также ускорения инфляции во время войны. Возмущение почти трехкратным по сравнению с 1916 г. повышением цен вылилось летом 1918 г. в крупнейшие столкновения городской и сельской бедноты, рабочих и студентов с полицией и войсками по всей стране. «Рисовыми бунтами» (комэ со:до:) было охвачено почти 500 населенных пунктов, в том числе 49 крупных городов в 42 из 47 префектур. Число активных участников составило от 700 тыс. до 1 млн человек, десятки тысяч были арестованы, на подавление бунтов было брошено почти 100 тыс. военных.

Несмотря на колоссальный размах, волнения не носили организованного характера и являлись радикальной формой стихийного социального протеста широких масс против ухудшения условий жизни. Отсутствие внятных политических лозунгов свидетельствовало о непричастности партий к организации беспорядков, хотя консерваторы в правительстве одно время искали «левый след». В итоге пламя народного гнева удалось обуздать, однако Тэраути был вынужден подать в отставку в конце сентября 1918 г. Новым премьер-министром стал лидер Сэйюкай Хара Такаси. Япония вступала в эпоху «партийных» кабинетов.

***

Система власти страны переживала этап серьезной трансформации, характеризовавшейся расширением влияния общества на политические процессы, в том числе через партии и нижнюю палату парламента. Это наталкивалось на сопротивление клановой олигархии, которая тем не менее уже не могла игнорировать общественные настроения. Пространство для политической деятельности оставалось ограниченным, число избирателей составляло около 1,5 млн человек, или менее 3% населения страны, однако перемены, которые переживало японское общество, усиливали давление на власть и толкали ее в сторону либерализации политического процесса.

Период «кэйэн»стал прологом важного явления в японской политической культуре XX века, получившего в 1950-х годах название «демократия Тайсё» (Тайсё: дэмокураси), хронологические рамки которого захватывали и начало эры Сёва. Переход от «клановых» кабинетов к первому партийному правительству стал важным этапом в развитии японской политической системы. Вместе с тем многие лидеры партий, в первую очередь Сэйюкай, делали ставку на усиление своего влияния в рамках существовавшей системы, без глубокого ее реформирования, что предусматривало постоянные сделки с клановой бюрократией.

Цитируется по изд.: История Японии. Под ред. Д.В. Стрельцова. М., 2021, с. 377-384.

Рубрика: