Япония

 

Япония в XV веке

Появление новой сёгунской династии не означало, однако, централизации страны. Были воссозданы учреждения, существовавшие ещё при первом сёгунате, в конце XII века, но сфера действия этих учреждений ограничивалась лишь территорией, подвластной сёгуну, т. е. провинциями, лежавшими вокруг города Киото, который стал резиденцией новых сёгунов. Вся остальная часть страны находилась в руках местных феодалов. Сёгунам приходилось отстаивать свою власть от постоянно появлявшихся соперников из числа сюго — «протекторов» провинций, превратившихся из представителей сёгунов на местах, какими они были при первом сёгунате, во владетельных князей...

Япония: неолит и появление металлов

История Японии начинается с неолита. Мнения отдельных учёных о палеолитическом характере некоторых памятников недостаточно обоснованы (находки в провинции Харима и др.). Видимо, уже в V—IV тысячелетиях до н. э. в Японии существовал неолит. Древнейшими неолитическими памятниками Японии являются раковинные кучи, распространённые, главным образом, по тихоокеанскому побережью. По содержимому этих куч можно заключить, что население занималось по преимуществу собирательством и рыбной ловлей. В них встречаются остатки съедобных раковин и рыб, гарпуны, грузила и рыболовные крючки.

Япония в XIII веке

К XIII веку в Японии окончательно оформились ленные отношения. Крупные феодалы, верховные собственники земли, превратились в сеньоров, мелкие же феодалы, непосредственные владельцы земли,— в вассалов, обязанных своим сеньорам военной службой. Эти два слоя класса феодалов составили военно-служилое дворянство, т. е. привилегированное сословие, представителей которого в европейской литературе обозначают словом самураи (буквально — «слуги»), в Японии же обычно — словом буси (буквально — «воины»).

Политический строй государства соответствовал этим иерархическим отношениям. Во главе государства фактически стоял сёгун в качестве верховного сюзерена...

Япония: верования населения

В Японии сосуществуют две основные религии - синтоизм и буддизм (махаяна). Как и в Китае, в Японии главные религии тесно переплетаются между собой, взаимопроникают. Поэтому и здесь довольно трудно определить число последователей каждой религии. По официальным данным на 1980 год, синтоизм имел 95,8 миллионов приверженцев, буддизм - 87,7 миллионов. Таким образом, общая численность адептов двух религий значительно превышает численность населения всей Японии.

Нарская монархия в VIII веке

Утверждение государственной собственности на землю и образование на этой основе в начале VIII века Нарской монархии — раннефеодального государства с централизованным управлением —сопровождалось известным подъёмом производительных сил.

Подъём этот обнаружился прежде всего в сельском хозяйстве. Широкое распространение получили железные земледельческие орудия. В хрониках того времени постоянно упоминается о прорытии канав, об устройстве водохранилищ, возведении плотин, т. е. о расширении оросительной сети. Кроме риса, широко распространились пшеница, рожь и просо. Обрабатываемая площадь увеличилась, что было связано с развитием производительных сил и ростом населения...

Япония в III—VII веках: разложение первобытнообщинного строя

В III—VII веках на Японских островах происходило разложение первобытнообщинного строя и совершался переход к классовому обществу. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, произведенные на территории Японии, а также первые японские письменные историко-мифологические памятники (начало VIII века), этногеографические описания некоторых провинций (составленные в первой половине VIII века), китайские династийные истории (III—XI века), а также корейские хроники VI—XIII веков, содержащие, как и современные им китайские летописи, ценные сведения о ранних этапах развития японского общества...

Япония после «Реставрация Мэйдзи»

Буржуазная революция 1867—1868 годов («Реставрация Мэйдзи») открыла новую историческую полосу в жизни Японии, Сильные феодальные пережитки еще сохранились, однако ликвидация феодальной раздробленности, уничтожение крупного феодального землевладения, упразднение сословного неравенства, легализация сделок на землю, поощрение предпринимательства создавали необходимые условия для сравнительно быстрого развития капитализма.

Буржуазные преобразования

Япония «периода сражающихся областей»

Окончание «войны годов Онин» все же не привело к прекращению феодальных междоусобиц. В северных районах Канто возникла новая усобица, продолжавшаяся почти до конца XV в. В ней приняли участие феодальные дома Имагава, Оути и Уэсуги, враждебные Асикага.

К началу XVI в. Япония фактически распадается на ряд крупных самостоятельных княжеств. Самыми опасными соперниками господствующего дома были юго-западные князья Отомо, Оути и Симадзу, которые становились все более независимыми от центрального правительства.

Япония (Марко Поло)

Остров очень велик: жители белы, красивы и учтивы; они идолопоклонники, независимы, никому не подчиняются. Золота, скажу вам, у них великое обилие: чрезвычайно много его тут, и не вывозят его отсюда 3 с материка ни купцы, да и никто не приходит сюда 4, оттого-то золота у них, как я вам говорил, очень много 5.

Опишу вам теперь диковинный дворец здешнего царя. Сказать по правде, дворец здесь большой, и крыт чистым золотом, так же точно, как у нас свинцом крыты дома и церкви. Стоит это дорого — и не счесть! Полы в покоях, а их тут много, покрыты также чистым золотом 6, пальца два в толщину; и все во дворце, и залы, и окна покрыты золотыми украшениями...

Япония: мифология страны

Первые сведения о всеяпонском божестве относятся к VI веку до н. э. Согласно японской традиции, 11 февраля 660 года до н. э. считается датой основания государства. Тогда уроженец острова Кюсю Дзимму завоевал страну Ямато и занял ее престол, называя себя Сыном Неба, а своей праматерью — богиню Солнца Аматэрасу. Впрочем, есть предположение, что Дзимму — мифический герой, имя которого обозначает божественный воин».

Страницы

Подписка на RSS - Япония