Япония эпохи Эдо (Масе, 2013)
Исторический обзор эпохи Эдо
Серьезной проблемой для ученых эпохи Эдо явилась случайная находка каменных наконечников стрел. Некоторые увидели в этом следы эпохи богов, о которой рассказывалось в древнейших японских письменных текстах, Кодзики и Нихонсёки. Другие считали, что они созданы руками эмиси, народа, жившего в древности в северо-восточной Японии. Однако никто тогда не вводил понятие доисторического периода. Внимание было сосредоточено на начале истории Японии, в которое ученые включали и времена богов. Конфуцианские ученые вели отсчет от 660 года до н.э., когда согласно Нихон-сёки появился первый император Дзимму. С его правления начинается История великой Японии / Дай Нихонси, написанная в период середины XVII — начала XX века. Объединение этих двух направлений и определило официальную историческую мысль во время реставрации Мэйдзи в 1868 году.
Судзуки Харунобу. Ночной выход в сад. 1768 год. Цветная ксилография.
Однако некоторые мыслители, не подверженные идеологическому давлению, утверждали, что рассказы о временах богов были всего лишь безосновательными баснями (Уэда Акинари), что говорить об истории можно только при существовании письменных свидетельств, согласно традиции с правления императора Одзин (Ямагата Банто). Но понятие доисторического периода появилось только после реставрации Мэйдзи, под влиянием западных историков. Первым крупным археологическим открытием в этой области было обнаружение в 1877 году американским зоологом Эдвардом Морсом (1838-1925) керамики со шнуровым орнаментом, которую по-японски стали называть дзёмон сики, в раковинных насыпях (кайдзука). В то время это открытие заинтересовало лишь некоторых историков; по мнению Окакура Тэнсина (1862— 1913), основателя Института изобразительных искусств Японии, эти предметы не могли принадлежать древним японцам.
Период курганов породил другой тип проблем. Начиная со второй половины XVIII века ученые старались обнаружить древние императорские захоронения, основываясь на свидетельствах древних текстов. Но они не ставили под сомнение традиционную хронологию, отправляясь на поиски могилы первого императора, которая была найдена незадолго до начала периода реставрации Мэйдзи. Критерии поиска были чисто географическими; никто не предполагал раскапывать императорское захоронение.
Пришлось дожидаться XX века, чтобы все население ощутило гордость за древность существования человека в Японии и за то, что керамика Дзёмон была признана самой древней из когда- либо найденных в мире.
Цитируется по изд.: Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 12-14.