Вьетнамское государство в 1820—1840 годы
Следует отметить, что консервативная политика Тхань То не была следствием только личных пристрастий императора и крупнейшего политического деятеля того времени. Она основывалась на концепции, по которой единственной официальной моделью «идеального» государства оставалась китайская, не в конкретном виде реализовавшаяся для вьетнамского менталитета в государстве Дайвьет второй половины XV века, то есть в последний период целостного вьетского государства перед его разделом, на фоне относительного процветания, внешних политических успехов и укрепления конфуцианства. Определенная идеализация старины — эры Хонг Дык (1470—1497), как «золотого века» — мнение, сформулированное выдающими конфуцианским мыслителем Вьетнама начала XIX века Фан Хю Тю, стало определяющим во взглядах Тхань То. Начав править страной в 1820 году, он направил все свои усилия на возврат к старым порядкам. В период 1820—1827 годов были предприняты в сфере экономики попытки ослабить экономическую роль городов и помещиков при одновременном увеличении численности и власти феодального чиновничества. Сокращался общий объем денежного жалованья, чиновничество переводилось на рисовое жалованье, как прежде, феодальное чиновничество стремилось изъять у купцов и промышленников наиболее выгодные сферы предпринимательской деятельности и поставить их под контроль «экономических» чиновников. Этой цели служило установление государственной монополии на торговлю рисом, сахаром и пр., усиление регламентации в торговле и предпринимательстве, сужение сферы свободного предпринимательства в горнодобывающей промышленности. Особое место занимал отказ от политики поощрения денежных отношений в горнодобывающей промышленности, чья продукция материально обеспечивала развитие денежного обращения.
Проведение консервативной политики по восстановлению старых, отживших норм, возглавлявшейся Тхань То, началось в 1820 году и коснулось всех областей социально-экономической жизни вьетнамского общества, в том числе и аграрной. Как известно, сельское хозяйство, земледелие на протяжении многих веков было ведущим и определяющим сектором экономики во Вьетнаме. К 20-м годам XIX века во Вьетнаме крестьянство составляло примерно 73 процента, а торговцы, ремесленники, солдаты и чиновничество — около 25%. Поэтому политика в области земледелия была определяющей. Именно здесь были доведены такие консервативные мероприятия, как возврат к расширению земельных наделов, даваемых солдатам, причем в таких бедных районах, как Тханьхоа и Нгеан, раздача риса вместо облегчения торговли рисом при одновременных попытках восстановления старой системы резервных рисовых складов (традиционно сопровождавшихся большими потерями).
Серьезным ударом по купечеству была начавшаяся в 1825 году политика изъятия у купцов торговли рисом, направленная в то же время на сужение сферы денежного обращения. Купцы были вынуждены в рамках малоэффективных государственных перевозок с низкой оплатой перевозить рис в бедные провинции. Стремясь еще больше ущемить купеческое сословие, «консерваторы» повели борьбу с выгодной для купечества системой откупов, вначале — только на таможнях. Тем самым преследовалась цель увеличения доходов феодального чиновничества.
Согласно программе преобразований «консерваторов», чиновничьей регламентации подверглись также ремесла и, что оказалось особенно опасным, — военное дело. Войско быстро теряло боеспособность из-за падения роли огнестрельного оружия, артиллерии, в то же время значительно увеличилось число соединений боевых слонов. Все это означало отказ от модернизации армии, начатой Тхе То, и привело к отрицательным последствиям, в полной мере сказавшимся во время французской колониальной агрессии. К военным, основной опоре Тхе То, новый император относился особенно напряженно и недоверчиво. Основными по значению в государственном управлении стали ведомства назначений и обрядов, всеми мерами укреплялся конфуцианский моральный облик чиновника, конфуцианская идеология стала доминирующей в государстве.
Проводившиеся консервативные мероприятия, реализация в целом реакционной утопической программы Тхань То шли с большим трудом, так как наталкивались на социально-экономические реалии вьетнамского общества, уже достаточно изменившиеся и далекие от насильственно внедрявшихся «административно-командных» методов в экономике. Немаловажную роль в торможении консервативной политики играло противодействие ей высших сановников Севера и Юга — сторонников реалистической политики и их лидеров — Ле Тята и Ле Ван Зюета, назначенных наместниками (соответственно Севера и Юга Вьетнама) еще при Тхе То и остававшихся независимыми при решении внутренних проблем. До конца жизни каждый из них оставался реальным правителем своих областей; жизнь показала, что править без них практически невозможно. Но уже в первой половине 20-х годов XIX века начинается острая политическая борьба этих двух лидеров с императором Тхань То, иначе говоря, совместная борьба Севера и Юга против центрального правительства. Будучи в прошлом ближайшими соратниками Тхе То, оба лидера — крупные политические деятели своего времени — имели единую политическую программу; заключавшуюся в отказе от полного восстановления норм феодально-бюрократического государства, опоре на помещиков и отчасти на купцов и горнопромышленников, то есть в гибком учете социально-экономических реальностей изменившегося за предшествующий период — XVI—XVIII века — вьетнамского общества. Различия их программ были обусловлены социально-экономическими различиями Севера и Юга Вьетнама.
Таким образом, только после смерти Ле Тята в 1826 году императору удалось распространить свою реальную власть на Север страны. На Юге, в Зядини, это произошло еще позже; за пять лет до его смерти — в 1836 году. Практически реакционные начинания императора долгое время ограничивались одним Центром. Так, укрепляя центральный государственный аппарат «своими» людьми, Тхань То в 1820—1822 годы провел массовую замену военных, в основном зядиньцев, практиков-реалистов новыми людьми из числа «консерваторов». Сравнительно быстрое очищение от них двора в первые годы правления Тхань То привело к отрыву столицы от провинций, «обратная» связь в управлении страной была утеряна, следствием чего стало заметное снижение эффективности руководства страной
Самым крупным и принципиальным мероприятием в русле консервативных реформ был так называемый «биньдиньский эксперимент», проведенный в провинциях Центрального Вьетнама — Куангиене (1833—1836 годы) и Биньдине (1839—1841 годы). Была предпринята попытка резко ограничить частное (помещичье) землевладение в пользу казенного (общинного). Эксперимент полностью провалился, его единственным результатов было недовольство в провинции политикой центра и сокращение доходов. Вплоть до конца существования независимого феодального Вьетнама центральная администрация больше не предпринимала подобных попыток.
Подобная политика разрушала стройную и относительна современную социально-экономическую и финансовую систему времени Тхе То, вела к дестабилизации и ухудшению положения в стране. За эпидемией 1820 года, унесшей 200 тысяч жизней, последовали три года (1821, 1822, 1824) с засухой и голодом по всей стране, кроме Юга. Столичный район полностью зависел от подвоза риса из Зядини, южный рис шел также на экспорт и на снабжение армии. Север и провинции Тханьхоа — Нгеан получали зядинский рис только в случае голодовок, в остальное время из самих этих районов выкачивалось максимальное количество риса. Борьба с частным землевладением и конфронтация с Зядинью объективно вели к сокращению количества товарного риса и к возрастанию роли налогов с крестьян. В стране начался голод, росло недовольство крестьян, приведшее к затяжным крестьянским восстаниям на Севере.
Налоговые монополии привели к упадку горнодобывающей промышленности Севера. К концу 20-х годов шахты забрасывались одна за другой, шахтеры убегали или восставали, в стране ощущалась резкая нехватка серебра. Повальное бегство рабочих охватило и железорудную промышленность, обладавшую наиболее прочным внутренним рынком. Насильственные перемещения ремесленников в места, угодные чиновникам, часто сопровождались исчезновением целых отраслей производства.
Одновременно в столице — Хюэ продолжалось престижное дворцовое строительство, руками крестьян, сгонявшихся на общественные работы, было полностью закончено строительство главной дороги страны — «дороги мандаринов», соединившей Ханой с Сайгоном.
Все это существенно подорвало экономику страны. Смерть Ле Тята — императорского наместника на Севере — еще более обострила положение на потрясаемом крестьянскими восстаниями и шахтерскими волнениями Севере. В то же время смерть Ле Тята позволила императору Тхань То упразднить в 1827 году пост наместника Севера и тем самым непосредственно подчинить эту часть Вьетнама центральному правительству и укрепить свою власть. Это способствовало расширению социально-экономической базы консерваторов. Но следствием такой политики было обострение социальных конфликтов, о чем свидетельствовало крестьянское восстание на Севере под руководством Фан Ба Ваня. Впервые после восстания тэйшонов возникла территория, долгое время контролируемая восставшими крестьянами.
Продолжалась централизация государственного аппарата. Был создан Придворный совет (Ной как), который должен был выполнять функции премьер-министра, но высшие чиновники и нем отсутствовали, поэтому новый высший орган власти не представлял опасности для неограниченной власти императора.
Начало 1830-х годов ознаменовалось завершением смены администрации на Севере и разрастанием конфликтов с Зядинью по целому ряду вопросов. Тем не менее до самой своей смерти в 1832 году Ле Ван Зюет оставался практически независимым правителем Зядини в решении всех внутренних вопросов и сохранял возможность оказывать давление на императора. Смерть Ле Ван Зюета в 1832 году превратила многолетний конфликт феодалов Юга (сторонников реалистической политики) с императором и возглавлявшимися им чиновниками-консерваторами в открытое вооруженное столкновение. Ночная атака 18-го числа пятого месяца 1833 года 60 солдат при поддержке соединения из пяти боевых слонов привела к свержению наместника Зядини, назначенного императором на место Ле Ван Зюета. Власть на Юге без боя перешла к приемном сыну Ле Ван Зюета — Ле Ван Кхою. Началась трехлетняя война феодалов Юга с центральным правительством (1833-1835 годы). Основным районом базирования восставших стал город Зядинь (Фиенан). Связь с морем, большие запасы продовольствия и денег, а также бесспорная поддержка части жителей города позволили Ле Ван Кхою в течение двух лет удерживать город. Но большинство военных и политических лидеров оказали поддержку Тхань То и, несмотря на то что императору пришлось бросить в бой свою личную гвардию, восстание в Зядини было локализовано, а затем жестоко подавлено. Около 2 тысяч человек были казнены, жестоким репрессиям подверглись вьетнамские христиане-католики, целыми общинами поддержавшие восставших. Был захвачен в плен французский миссионер Маршан, который, как сообщает вьетнамекая официальная хроника Нгуенов — «Дай Нам Тхык Люк» по просьбе Ле Ван Кхоя обращался за помощью к Сиаму и Англии. Он был в клетке привезен в Хюэ и казнен. Гонения на европейских христианских миссионеров и вьетнамских католиков усилились, но не из-за религиозной нетерпимости к христианству, а по соображениям политического свойства, поскольку император-конфуцианец Тхань То, боровшийся за создание идеального конфуцианского государства, видел в христианств прежде всего мощное средство подрыва конфуцианских устоев среди своих подданных.
В 1832—1835 годы затяжные крестьянские восстания стали постоянной реальностью внутриполитической жизни Вьетнама. Не имея сил и желания для решения хозяйственных проблем Севера, занятый подавлением восстания сторонников реалистов на Юге, двор Хюэ развернул также неудачное вторжение в Камбоджу (1834 год), дорого обошедшееся стране.
1833—1834 годы были критическими годами для экономики Вьетнама, вступившей в полосу кризиса. С 1836 года, после победы в междоусобной войне на Юге и подавления основных очагов восстаний вьетнамских крестьян на Севере и в провинциях Тханьхоа — Нгеане, противостояние носителей двух тенденций в феодальной верхушке («реалистов» и «консерваторов») утратило характер открытой борьбы. В то же время явный неуспех проведения консервативной политики на Севере, вынужденный отказ от аграрной перестройки Юга в пользу общинного землевладения — все это окончательно показало невозможность проведения консервативной политики в стране и необходимость вернуться к реальной оценке положения. Протесты «реалистов» звучали уже и при дворе. Один из них — Нгуен Данг Зяй прямо предлагал восстановить помещичьи дружины и передать помещикам эффективную власть на местах. Но политическая близорукость и традиционное недоверие центральной власти к помещикам как к социальной силе не дали этому предложению осуществиться на практике. Есть основание полагать, что и сам император к концу своей жизни и правления понял многие из своих ошибок. В конце 30-х годов экономическая и социальная политика стала более гибкой, в результате чего несколько стабилизировалось положение в сельском хозяйстве, почти прекратились крестьянские восстания, постепенно стала возрождаться горнодобывающая промышленность, обложение налогами купцов, по всей стране, включая Юг, вернулось к нормам начала века. Государство отменило монополию на торговлю рисом, частная торговля основным продуктом питания была восстановлена. В 1839 году практически все чиновничество было переведено на денежное жалованье, в законодательном порядке оно лишилось служилого землевладения. В отношении крестьянства примечательно юридическое закрепление ликвидации круговой поруки. Но избыточность двойного гнета помещиков, чьи земли в ряде провинций в 15 раз превышали общественные земли, продолжает сохраняться. Как следствие его продолжает сохраняться и крестьянское недовольство. Напряженность аграрных отношений и острое недовольство крестьян — источники восстаний последующих десятилетий и социальной нестабильности, в особенности на Севере Вьетнама. Значительную роль играли и военные расходы: с середины 30-х годов Вьетнам непрерывно вел военные действия за пределами страны.
Консервативные меры феодального государства в области внешней и внутренней торговли хотя и задерживали развитие вьетнамского рынка, но он все же постепенно включался в восточноазиатский и мировой рынок, особенно южная часть Вьетнама. Свидетельством этого было проникновение в страну мексиканского доллара, используемого в качестве международной валюты для стран Тихоокеанского бассейна, а также активизация торговых отношений с Китаем, Сиамом, европейскими колониями в Малайе, Индонезии, с Макао. Портовые города играли важную экономическую роль, особенно на Юге, став центрами внешней торговли. Главным городом Юга уже с конца XVIII века был Сайгон. В первой половине XIX века во Вьетнаме достигнутый уровень социально-экономического развития общества обусловил широкое распространение городских форм жизни. Во Вьетнаме в основе процесса создания новых городских поселений вне традиционных административных центров лежали такие объективные факторы, как развитие мелкой товарного ремесленного производства и товарного хозяйства частного феодала, между которыми налаживался обмен посредством рынка.
Во внешней политике в годы правления Тхань То усилилась линия правящей верхушки на укрепление связей и поддержание добрососедских отношений с феодальным Китаем. В это время Нгуенами усиленно насаждается государственная идеология, культивировавшая иллюзорное представление о месте Вьетнама в мире. Копируя китайский образец, они так же объявляли себя то Срединной империей, то Поднебесной, по отношению к которой все остальные народы и государства считались варварской периферией. Варварами считались и европейские страны. На практике вьетнамские власти были гибкими и прагматичными политиками, осуществлявшими дифференцированный подход к разным странам, учитывая те конкретные реальности, с которыми им приходилось сталкиваться. Поэтому Тхань То в своих взаимоотношениях с Китаем не выходил в целом из традиционных рамок. В годы его правления, как и при его отце — Тхе То (эра правления Зя Лонг), вьетнамские правители продолжали получать инвеституру на правление из рук пекинских послов, посылать в соответствии с установленным порядком даннические миссии в Пекин, номинально числясь вассалом Китая. Но постоянно обращаясь к китайскому опыту, Тхань То, как и все монархи династии; Нгуенов, старался не допустить ущемления престижа и суверенитета своего государства, что проявлялось в различных областях вьетнамской дипломатии: протокольной при решении пограничных вопросов, а также в выборе названия страны. В 1838 г. Тхань То, желая еще более повысить статус вьетнамского государства в плазах цинского Китая и утвердить суверенитет вьетнамского двора, отказался от прежнего названия страны, заменив его, уже без согласования с Китаем, на Дайнам («Великий Юг»).
По отношению к Сиаму велась сложная политика, определявшаяся, как и в начале XIX века, соперничеством с этим сильным государством Индокитайского полуострова за влияние на соседние государства. И без того напряженные вьетнамо-сиамские отношения обострились до предела во время восстания против династии Нгуенов Ле Ван Кхоя в Зядини, когда он обратился к Сиаму за помощью. В декабре 1833 года 100 боевых сиамских судов вторглись в воды провинции Хатиен, четыре сиамские армии выступили против Тхань То. Началась война, закончившаяся в 1834 году победой Вьетнама.
В отношении Камбоджи Тхань То проводил иную политику, чем его отец. После восстания Ле Ван Кхоя и вторжения сиамских войск в его поддержку Тхань То стремится установить в Камбодже свой контроль, и с этой целью вводит туда вьетнамские войска и устанавливает там вьетнамскую администрацию и правление. В результате этих мер Камбоджа утрачивает свою самостоятельность и становится частью вьетнамского государства под названием «округ Чэнтэй». Но при относительном равенстве сил между Вьетнамом и Сиамом положение вьетнамских чиновников не могло быть устойчивым. Через год в Камбодже началось восстание, приведшее к затяжной войне между Сиамом и Вьетнамом, окончившейся уже после смерти Тхань То вьетнамо-сиамским договором о выводе вьетнамских войск с территории Камбоджи. В 1847 году был восстановлен институт даннических миссий Камбоджи во Вьетнам, кхмерский король принял инвеституру из Хюэ вместе с печатью.
В отношении стран Запада, в том числе и Франции, Тхань То усилил изоляционистскую политику, стараясь таким образом оградить Вьетнам от все возраставшей с начала столетия экспансии западных колониальных держав в азиатские страны. Правители Вьетнама, представлявшие свою страну как Срединную или Поднебесную империю и квалифицировавшие западные страны как «варварские», не видели необходимости в широких и стабильных международных контактах и отношениях, тем более по нормам западноевропейского международного права. Не желая обострять отношений с западноевропейскими странами, Тхань То по примеру своего отца придерживался принципа предоставления всем западным странам равных возможностей в отношении торговли в специально отведенных портовых городах на бездоговорной основе. Но в его окружении была группа крупных сановников-ксенофобов, выступавших за абсолютную изоляцию Вьетнама от Запада, за политику «закрытых дверей». Основой такой политики в целом была социально-экономическая отсталость феодального вьетнамского государства, порождавшая стремление к самоизоляции, а также образец политики цинского Китая, стремившегося политикой «закрытия» страны отгородиться от угрозы вторжения западных колониальных держав.
Французские и английские различные посольства и миссии, прибывавшие во Вьетнам на торговых и военных судах, терпели неудачу при дворе Хюэ. Тхань То отказывал им в разрешении основать во Вьетнаме торговые и дипломатические представительства, уклонялся от заключения политических и торговых договоров. В годы правления Тхань То резко обострились отношения Вьетнама с Францией из-за гонений на европейских миссионеров-христиан, казней и преследований вьетнамских католиков. Первые антихристианские указы Тхань То датируются 1825—1826 годами, в декабре 1835 года после подавления восстания Ле Ван Кхоя был издан указ, запрещающий проповедь христианства во Вьетнаме. В антихристианских указах Тхань То отчетливо проявились политические, а не религиозные мотивы, в них прямо говорилось о подрывной политической деятельности французских и испанских миссионеров против устоев вьетиамской государственности. Подобная точка зрения в отношении христиан, как европейцев, так и вьетнамцев, определяющая откровенно враждебное ним отношение двора Хюэ, оставалась официальной политикой Вьетнама в течение всех лет правления Тхан То.
Первая «опиумная» война (1839—1842) Франции и Англии против Китая означала новый этап европейской экспансии в страну Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии — этап прямой военной агрессии. Тхан То и его окружение, понимая это по-своему, старались предотвратить угрозу французской интервенции во Вьетнам. Когда выяснилась неспособность Китая к войне с европейскими странами, Тхань То отправил в Лондон и Париж Вьетнамские миссии, чтобы выяснит позиции этих стран в отношенни Вьетнама. Но репрессивная политика Вьетнамского двора во главе с императором против христианской религии и христиан во Вьетнаме вызвала негативную реакции в Ватикане — центре католического мира и в самой Франции. Король Франции отказался принять вьетнамское посольство, военно-морские силы Франции на Дальнем Востоке получили распоряжение оказывать всемерную поддержку миссионерам. Это означало возможность начала военных действий против Вьетнама в любое время.
Цитируется по изд.: Новакова О.В., Цветов П.Ю. История Вьетнама. Часть 2. М., 1995., с. 26-34.