Япония после Первой мировой войны: экономическое развитие
Экономическое развитие после Первой мировой войны
Влияние Первой мировой войны на экономическое развитие Японии было колоссальным. Стагнация в экономике накануне войны, сопровождавшаяся ростом дефицита платежного баланса, сменилась экономическим бумом и резким увеличением как экспорта, так и импорта, с выходом на положительное сальдо. За годы войны внешнеторговый оборот вырос более чем в три раза, а совокупный профицит составил 1396 миллионов иен.
Ликвидация германского экономического присутствия и ослабление других конкурентов в Азии делали возможным захват освободившихся рынков, а нарастание объемов заказов от союзников по Антанте наряду с поставками сырья стимулировали развитие промышленности. Мощный толчок получили судостроение, машиностроение, производство чугуна и стали, устойчивый рост демонстрировали текстильная промышленность и другие отрасли. Значительно выросли морские перевозки. Объемы промышленного производства за годы войны почти удвоились, а число рабочих превысило 2 миллиона человек, увеличившись в 1,7 раза.
Из страны с колоссальным внешним долгом Япония превратилась в страну-кредитора с внушительным объемом внешних активов. Государственный золотой запас вырос с 342 миллионов иен в 1914 г. до 2178 миллионов в 1918 г. Увеличился вывоз капитала, прежде всего в колонии.
Вместе с тем прибыль от благоприятной конъюнктуры в значительной степени оседала в карманах собственников предприятий и на счетах крупных концернов, а инфляция съедала доходы основной массы работников. «Золотой дождь», пролившийся на Японию, вызвал небывалое повышение уровня жизни незначительной части населения, обострив социальные проблемы. Расслоение общества усиливалось.
После экономического бума военных лет перегретая японская экономика в начале 1920-х годов вступила в рецессию. Объемы экспорта упали на 30-40%, резко снизились цены, особенно на шелк-сырец и рис, что нанесло тяжелый удар по деревне. Спад наблюдался во многих отраслях производства, но благодаря активным мерам правительства стране в целом удалось выйти из депрессии к концу 1922 г.
Землетрясение 1923 г. нанесло колоссальный ущерб японской экономике. Однако значительные финансовые потоки, направленные на восстановительные работы, как и рост государственных расходов в целом, стимулировали развитие частного сектора и способствовали экономическому оживлению. Это явление получило название «восстановительный бум», который затронул разные отрасли и продолжался вплоть до конца 1920-х годов.
Изменилась структура экономики. К началу 1920-х годов промышленное производство стало преобладать над аграрным. В 1921 г. совокупная стоимость сельскохозяйственной продукции составила 62,5% от промышленной, в 1929 г. — уже 44%. В последующие годы разрыв продолжал увеличиваться.
Ведущей по-прежнему оставалась легкая промышленность, в первую очередь текстильная, в которой работала почти половина занятых на производстве, в основном женщины. В отрасли продолжались процессы повышения уровня механизации и концентрации капитала, в 1920— 1929 гг. производственные мощности выросли почти в два раза.
В тяжелой промышленности также удалось достичь определенных успехов. Развивалось производство двигателей, электрооборудования, станков для легкой промышленности и т.д. Совокупная стоимость продукции машиностроения составила 2/3 от показателей текстильной промышленности. По ряду наименований удалось добиться полного замещения импорта, однако это относилось преимущественно к простым типам машин и оборудования. Сложные виды по-прежнему необходимо было завозить из-за рубежа — США, Великобритании и Германии. Конкурировать с развитыми странами в этой сфере Япония пока не могла.
Значительной была зависимость от импорта стали (около 30% от потребностей страны) и чугуна (до 40%). В 1920-х годах страна смогла увеличить производство стали в 3,8 раза и удвоить производство чугуна, однако выплавку высококачественной стали, несмотря на государственную поддержку, наладить не удавалось.
Урбанизация стимулировала развитие сферы услуг и торговли, в конце 1920-х годов в ней работало около 7,5 млн человек. Этот сектор экономики поглощал большую часть мигрантов из деревни.
В сельском хозяйстве ситуация была довольно сложной. Главной проблемой являлась нестабильность цен на основные товары — рис, который был важнейшей сельскохозяйственной культурой, а также коконы тутового шелкопряда. Разведением коконов занималось до 40% хозяйств. Колебания цен за год могли составить десятки процентов. Стоимость коконов с 1925 г. стабильно падала, снизившись к 1929 г. на 30%, хотя именно в этот период число занятых в данном секторе достигло максимума. Большинство крестьян были мелкими арендаторами, основная масса доходов уходила на арендную плату и налоги. Эти факторы стимулировали отток населения в города и способствовали росту социальной напряженности, в том числе в армии, так как большинство призывников и многие младшие офицеры были родом из деревень.
Весной 1927 г. в стране разразился финансовый кризис, вызванный обесцениванием «восстановительных» займов и недостатком государственных субсидий, выделенных для компенсации убытков. Кризис ликвидности и недостаточно прочное положение банковского сектора способствовали распространению панических настроений и массовому изъятию вкладов населением. Это привело к прекращению работы ряда банков и банкротствам в сфере торговли. Меры правительства, выпустившего для погашения векселей кредитные билеты на сумму более 2 млрд иен, помогли снять кризис ликвидности, однако они провоцировали инфляцию и рост безработицы. Финансовый кризис 1927 г. стал серьезным потрясением для японской экономики.
Особую роль в экономике продолжали играть дзайбацу, среди которых выделялись «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда». Тесные, порой родственные связи с политической элитой и руководством партий обеспечивали лоббирование интересов концернов на внутренних и внешних рынках. Развитие экономики и промышленный бум во время Первой мировой войны породил «новые» дзайбацу, имевшие интересы в области металлургии, машиностроения, горно-рудной промышленности, финансового рынка и т.д. Это концерны «Кухара», «Номура», «Кавасаки» и др. Отсутствие законодательных ограничений способствовало усилению концернов. К концу 1920-х годов они контролировали около трети банковского и промышленного капитала страны, а также укрепили монопольное положение во внешней торговле.
В 1920-е годы в результате последовательных сокращений военных программ армии и флота Японии удалось несколько снизить нагрузку на бюджет. Доля военных расходов упала с 49% в 1921 г. до 27% в 1926 г. Вплоть до 1931 г. средний показатель составлял 28%.
Освоение колоний и рост промышленного производства привели к существенному увеличению японского внешнеторгового оборота. С 1905 по 1913 г. экспорт и импорт выросли более чем в два раза. Доля Японии в мировой торговле за этот же период увеличилась незначительно, однако в Азии империя стала одним из важнейших игроков на рынке. В 1913 г. ее доля в региональном экспорте составила 24%, в импорте — около 30%. Страна стала главным внешнеэкономическим партнером Китая, обогнав Великобританию и США. Китайский и американский рынки являлись приоритетными для империи, к 1920-м годам на них приходилось по 30% японского экспорта.
С 1920-х годов ключевым внешнеторговым партнером империи стали Соединенные Штаты, куда отправлялось более 40% экспорта (в основном шелк-сырец). На США также приходилось почти 30% японского импорта. Возросшая зависимость от американского рынка предопределила тяжелый удар по японской экономике во время Великой депрессии.
Внешняя торговля Японии в 1920-е годы отличалась нестабильным характером, однако в целом внешнеторговый оборот увеличивался, экспорт с 1921 по 1929 г. вырос более чем на 70%, импорт — на 37%.
Главным японским товаром на мировом рынке оставался шелк-сырец. С 1918 г. до конца 1920-х годов его доля в вывозе увеличилась с 30 до 37%. Следом шли хлопчатобумажная пряжа (рост с 11 до 20%) и шелковые ткани (с 6 до 10%). Страна последовательно старалась увеличить процент переработки (и, соответственно, добавленной стоимости). Это привело к повышению доли готовой промышленной продукции в структуре экспорта с 29% в 1913 г. до 40-50% к концу 1920-х годов. Однако низкое качество японской промышленной продукции являлось важной проблемой, ограничивавшей конкурентоспособность на мировом рынке.
* * *
Период после Русско-японской войны до конца 1920-х годов стал важным этапом в развитии экономики Японии. Страна шла по пути индустриализации, наращивая объемы промышленного производства и внешней торговли. Если по результатам Русско-японской войны империя получила колонии на материке и новые рынки сбыта, то Первая мировая война позволила резко увеличить внешнеторговый оборот и создать внушительную подушку безопасности в виде золотых запасов, совершить скачок в развитии промышленности и упрочить свои позиции на рынках, захватив новые. Благодаря крупномасштабным поставкам союзникам удалось существенно поправить финансовое положение.
Внешняя торговля стала играть важную роль в экономическом росте страны, однако серьезной проблемой оставался дефицит внешнеторгового баланса. После бума Первой мировой войны сальдо стало вновь отрицательным. Начиная с 1919 г. японский импорт почти постоянно превышал экспорт.
Изменения в структуре импорта отражали определенный прогресс в модернизации экономики. Империя значительно увеличила ввоз полуфабрикатов и сырья, на что в 1920-е годы приходилось больше половины импорта. Несмотря на сложности, последовательный курс на индустриализацию привел к преобладанию совокупной стоимости промышленной продукции. Японии удалось успешно интегрировать в свою экономику колонии и закрепить их роль в качестве рынка сбыта промышленной продукции и сырьевой базы метрополии.
Вместе с тем банковской системе страны не хватало прочности, а ситуация в аграрном секторе оставалась сложной. Это несло в себе существенные риски, в том числе внутриполитические. Узкая номенклатура экспортных товаров существенно обостряла зависимость от конъюнктуры на мировых рынках. Японская экономика продолжала идти по пути модернизации, однако ее положение было нестабильным. Это обусловило тяжелый характер последствий для Японии мирового экономического кризиса, разразившегося на рубеже 1920-1930-х годов.
Цитируется по изд.: История Японии. Под ред. Д.В. Стрельцова. М., 2021, с. 387-391.