Китай в средневековом воображении
Китай. В античной, а позднее и в средневековой традиции образ Китая связан с рассказами о торговле шелком и Великом шелковом пути. В произведениях античных авторов возникает образ странного народа «Серов». Они производят из листвы и коры деревьев шелк и одеваются в шелковые одежды. «Серы» - торговцы шелком, которые оставляют свои товары на берегу реки и не возвращаются до тех пор, пока покупатели с другого берега их не заберут, оставив взамен другие товары. Образ «серов» - наиболее устойчивый топос средневековой литературы о Китае. В географических представлениях о Китае существовала большая сумятица. Китай воспринимался как нечто единое лишь отчасти. В средневековых источниках он часто фигурирует под названием Mangi или Cathay (искаженные названия китайских провинций). В энциклопедиях XIII века - под именем «страны Тан», экспортирующей продукты «серов». Очень часто Китай называют Великой Индией. На него проецируются и присущие представлениям об Индии стереотипы. Так, обычные топосы - земной рай или «народы Гога и Магога» - встречаются в средневековых описаниях этой страны; жители страны Тан оказываются populi inclusi. Наиболее подробные описания Китая даны в сочинениях Марко Поло и Одорико Порденоне. В них представлены чудовищные обряды: каннибализм, человеческие жертвоприношения, сыроедство. Собирание сведений о нехристианских народах сочеталось с попытками миссионерской деятельности: в конце XIII века францисканец Джованки Монтекорвино проповедовал христианство в Китае и в начале XIV века даже создал епископство в районе Пекина.
Цитируется по изд.: Словарь средневековой культуры. Под общей редакцией А.Я. Гуревича. М., 2003, с. 198.