Бактрия в составе Ахеменидской державы
Стремление к политической независимости восточных сатрапий ахеменидской державы во многом обусловливалось развитой экономикой этих стран, и в первую очередь Бактрии. Основу экономики Бактрии в это время составляло ирригационное земледелие, связанное уже со строительством плотин и крупных водохранилищ.
Только строительством крупного водохранилища на р. Мургаб можно объяснить расширение орошаемых площадей Маргианы и строительство здесь нового городского центра, позднее известного под именем Антиохии Маргианской 71. О подобном строительстве свидетельствует и сообщение Геродота о р. Ак, протекающей по ущелью, у выхода из которого при Ахеменидах была поставлена плотина со шлюзами, регулирующая выход воды (Her., Ill, 117). Несмотря на то, что в целом это сообщение Геродота не поддается объяснению, можно считать установленным, что в данном случае имеется в виду р. Теджен (Герируд) 72. Подобное строительство могло быть и в других областях. К середине I тысячелетия до н. э. восходят первые сообщения и о существовании кяриз- ной системы орошения, т. е. подземных водосборных галерей, постепенно выводящих воду на поверхность. По словам Полибия, при Ахеменидах человек, соорудивший кяриз, освобождался на известный срок от уплаты податей (Polyb., X, 28). Вполне вероятно, что появление первых кяризов в ряде районов Афганистана (район Фараха — Гиришка и др.) восходит к этому времени.
На орошаемых полях возделывались зерновые культуры, а также кунжут (Her., Ill, 117) и, видимо, хлопок. Пользовались известностью вина, изготовлявшиеся в Каписе и в Арахосии 73.
Значительного подъема в рассматриваемое время достигают и ремесла. Археологические памятники свидетельствуют о развитии керамического и железоделательного производства 74. Глиняную посуду изготовляли на гончарном круге и обжигали в специальных печах, остатки которых найдены при раскопках многих поселений этого времени 75. В индий-
____
71. Массон. Древнеземледельческая культура Маргианы, стр. 91, 92.
72. Markwart, Wehrot und Arang, S. 9 sq. Подобная плотина скорее всего могла быть построена выше г. Серахса, где и в настоящее время находятся головные сооружения каналов, орошающих серахский оазис.
73. Было известно два сорта вина, изготовлявшегося в Каписе (kapisayana) из зеленого винограда, а также один сорт, изготовлявшийся в Арахосии (harahuraka) из черного (см. Buddhaprakash, The Northern itinerary of Raghu, p. 250).
74. Дьяконов, Сложение классового общества, стр. 136 и сл.
75. Сарианиди, Керамические печи.
[72]
ских источниках упоминаются керамисты, плотники, ткачи,, изготовители шерстяных одеял, кожевники и ювелиры 76. Об искусстве последних можно судить по вещам из так называемого Аму-Дарьинского клада, найденного на территории северной Бактрии.
В связи с развитием в середине I тысячелетия до н. э. ремесел складываются поселения городского типа, являвшиеся не только центрами земледельческой округи и резиденциями местных правителей, но и пунктами сосредоточения ремесел и торговли.
Письменные источники свидетельствуют о существовании в этот период в Бактрии, Арее и соседних странах поселений двух типов. Первый тип — небольшие сельские поселения— -/.оря как называют их греческие авторы. Эти поселения часто имели укрепления, а некоторые из них были обнесены глинобитной стеной (Агг., Anab., III, 32, 2). Недаром их называют также просто укреплениями (древнеперсидское dida). Такие укрепления имелись в большом числе в Согде (Агг., Anab., IV, 17, 7; 16, 3). В них скрывалось население горных областей во время похода Александра Македонского в страну аспасиев и гуреев (Агг., Anab., IV, 23, 3). Видимо, это общинно-родовые поселения, которые в Авесте обозначаются термином vis 'род' 'редовое поселение'.
Второй тип — крупные поселения, которые греческие авторы с полным правом называют городами. Таковы столица Бактрии — Бактры (Агг., Anab., Ill, 29, 1; Q. Curt., VII, 6, 20) и другой крупнейший бактрийский город — Аорн (Агг., Anab., Ill, 29, 1). Оба они «мели цитадели и городские стены. В стране горных племен—аспасиев, гуреев и ассакенов 77 — помимо «укреплений» также имелись крупные города. Некоторые из них имели двойные стены (Агг., Anab., IV, 23—26). Крупным городом, обнесенным стеной и имеющим цитадель (арк), была и столица Согда — Мараканда (Агг., Anab., IV, 3, 6—7; 5, 1; IV, 6, 4—5; Q. Curt., VII, 6, 10).
Археологические данные свидетельствуют также о том, что в Бактрии и в соседних странах в середине I тысячелетия до н. э. складываются крупные поселения городского типа 78. Согласно этим данным, согдийская столица занимала площадь более 200 га 79. Проведенные в 1946 г. исследования показывают, что не меньших размеров достигали и Бактры — ныне балхское городище в Мазари-Шарифской провинции 80.
___
76. Agrawala, India, pp. 230—234.
77. Об их локализации см. стр. 89 I тома настоящей работы.
78. Дьяконов, Сложение классового общества, стр. 137.
79. Тереножкин, Согд и Чач, стр. 156.
80. Мы имеем :в виду работы французской миссии (Schlumberger, La prospection archeologique). Однако из-за неверной методики миссия не смогла выделить древнейший слой Бактр. Несколько позднее это сделал на основании стратиграфии Кобадиана М. М. Дьяконов (Сложение классового общества, стр. 134, 135, 138). Наша характеристика основана на анализе полной публикации материалов этих раскопок (Gardin, Ceramiques).
[73]
В середине I тысячелетия до н. э. центр Бактр находился на территории городища Бала-Хисар, занимающего около 120 га. Городище было окружено широким рвом, усиливавшим неприступность стен. Археологические материалы середины I тысячелетия до н. э. встречаются также и к югу от Бала-Хисара, на территории Нового Балха, что подтверждает появление крупных пригородов уже в VI—IV веках до н. э.
Менее значительным поселением в этот период была Таксила — один из центров области Гандхара, занимавшая городище Бихр-Маунд площадью около 20 га.
Развитие поселений городского типа вроде Бактр и Таксилы составляет одну из характерных черт рассматриваемого периода.
Одновременно с подъемом городской жизни хозяйство оседлых оазисов стало приобретать черты товарного производства. Данные письменных источников свидетельствуют о существовании в Гандхаре нескольких категорий купцов и торговцев, причем среди них уже намечается известная специализация 81. Особенное развитие получила внешняя торговля: в Гандхару приходили караваны из восточной Индии. Ахемениды уделяли большое внимание организации торговли и строительству дорог. В источниках упоминается дорога из малоазиатского Эфеса в Бактрию и далее в Индию 82. Вполне возможно, что она повторяла маршрут, описанный в парфянское время Исидором Харакским 83.
Исследование индийских источников позволяет составить обширный список предметов торговли этого времени: это различные ткани, в том числе гандхарские шерстяные одеяла, пользовавшиеся особым спросом, железные орудия (серпы, лопаты, сошники плугов), глиняная посуда 84, золотые и серебряные украшения, оружие, а также лодки, повозки, колесницы. Показательно, однако, что основную массу предметов торговли составляли ремесленные изделия.
Земледелие еще почти не было затронуто товарными отношениями. Из продуктов земледелия среди предметов торговли упоминаются лишь различные сорта вин, в том числе вино из Каписы. Скот, представлявший в то время едва ли
______
81. Agrawala, India, p. 238. Анализируя древние термины, автор в известной мере модернизирует их, особенно в разделах, посвященных торговле и денежному обращению.
82. Видимо, описание этой дороги было у Ктесия (см. Olmstead, History, p. 301; САН, IV, 203).
83. Тураев, История Древнего Востока, т. II, стр. 140. О дорожнике Исидора Харакского см. гл. V.
84. Agrawala, India, p. 246.
[74]
не наиболее значительную ценность из движимого имущества, также продавался и покупался, хотя судить о масштабах этой торговли трудно.
Развитие товарных отношений и выход за рамки натурального хозяйства нашли свое отражение и в возникновении денежного обращения. Геродот сообщает о налогах, взимаемых «царем царей» с восточных сатрапий (Her., Ill, 91—94). Вероятно, приводимые им цифры являются счетным исчислением многочисленных натуральных поставок. Однако вполне допустимо, что какая-то часть этих налогов поступала в виде денег. О распространении денег в монетной форме свидетельствуют и индийские источники 85 и античные авторы 86.
При археологических раскопках на территории Бактрии. Гандхары, Арахосии и соседних стран встречаются самые различные монеты, относящиеся к середине I тысячелетия до н. э., и сравнительно редко монеты собственно ахеменидского чекана — золотые дарики (8,4 г) и серебряные сикли (5,5 г) 87. Возможно, что эти монеты представляют собой не общеимперский, а локальный чекан в империи Ахеменидов 88. Широко распространены в перечисленных районах и монеты греческих городов, в первую очередь Афин, чьи характерные тетрадрахмы с изображением совы на реверсе вызвали ряд местных подражаний в Гандхаре или соседних странах 89.
О том, что ахеменидские сикли и афинские тетрадрахмы попадали в Гандхару и Бактрию не как вид сокровища, а как денежная единица, свидетельствует помимо наличия местных подражаний и развитие оригинального индийского чекана так называемых штампованных монет. Самые ранние из этих монет представляют собой продолговатые или квадратные се-
________
85. Ibid., pp. 268—068. Подробно все эти сведения рассмотрены в работе: Bhandarkar, Lectures.
86. Q. Curt., VII, 11, 29 и особенно VIII, 12, 42.
87. Ахеменидские монеты входили в состав Аму-Дарьинского и Кабульского кладов (об этих кладах см. ниже). Две монеты Дария I были найдены в районе Кандагара (Fairservis, Future research, p. 144). По мнению ряда исследователей, некоторые ахеменидские сикли имеют индийские надчеканы (Rapson, Indian coins, p. 4), хотя это положение вызывает ряд сомнений (Hill, Catalogue, p. CXXXVIII sq.).
88. Schlumberger, L'argent Grec, pp. 14, 15.
89. Место выпуска этих подражаний точно не установлено. Подражания образуют ряд серий, постепенно отдаляющихся от типа афинских монет. В частности, изображение совы заменяется орлом. Завершают эти серии монеты Софита — мелкого правителя в Гандхаре в конце IV века до н. э. (см. гл. III настоящей работы), что позволяет предполагать гандхарское происхождение всех серий. На одной группе подражаний легенда на реверсе ΑΘΕ сменяется ΑΙΓ, в чем одни исследователи предлагали видеть название эглов Геродота (Her., Ill, 92), другие — начало имени местного сатрапа.
[75]
ребряные слитки двух весовых единиц — 11,7 и 5,9 г — и относятся к V— IV векам до н. э. 90. На них вычеканены изображения многолучевой розетки, возможно изображающей солнечный диск. Этот вполне самостоятельный тип денежных знаков 91 оказал затем влияние на греко-индийскую эмиссию. Публикация Кабульского клада 92 позволяет выделить еще один локальный чекан вполне самостоятельного облика.
Этот клад состоит из нескольких сот монет. Найден он был при случайных обстоятельствах, и в собрание Кабульского музея попала только часть монет; среди них 64 монеты греческого чекана, в том числе 34 афинские тетрадрахмы и подражания им; семь ахеменидских сиклей, 14 древнеиндийских монет и 29 монет своеобразного вида 93. Эти последние, вогнутые с одной стороны и выпуклые с другой, имеют овальную форму и этими особенностями более сближаются с греческой и близкой к ней ахеменидской эмиссией, чем с древ-неиндийскими каршапанами. По весу же они, наоборот, соответствуют древнеиндийским монетам и представляют
_________
90. Allan, Catalogue, pp. XV—XVII. Находки этих монет в составе Кабульского клада позволяют вполне уверенно датировать их V веком до н. э.
91. Было высказано предположение (Allan, Catalogue, p. LXXI) о возникновении древнеиндийского чекана под ахеменидским влиянием. Однако монеты в 11,7 г весом — не двойной сикль, как полагает Аллан, а древнеиндийская весовая (resp. монетная) единица каршапана. Если бы раннеиндийская эмиссия исходила из ахеменидского чекана, то основной единицей стал бы не двойной, а простой сикль. Совершенно оригинальна и форма древнеиндийских монет, имеющая прямоугольные очертания.
92. Материалы этого интереснейшего клада были опубликованы в 1953 г. Д. Шламберже (Schlumberger, L'argent Grec, p. 31 sq.).
93. Кроме перечисленных видов монет в кладе был также небольшой серебряный слиток с эламской клинописью. Попытка объявить его монетой (Figulla, A «Coin» of Cyrus, p. 173) успеха не имела. Скорее всего он представляет собой часть более крупной пластинки с надписью (см. Henning, The «Coin», pp. 327, 328).
[76]
несколько номиналов (11,5 г; 5,8 г; 2,15 г; т. е. 1 : 2 : 4) 94. Некоторые изображения на кабульских монетах связываются с индийскими образцами, но в большинстве своем они оригинальны и, что весьма существенно, крайне разнообразны. Наряду с геометрическими мотивами на монетах довольно часто изображали животных [гиена (?), голова слона (?), птица, спаренные протомы баранов (?) (рис. 7)]. Подобное разнообразие типов изображения на монетах указывает на то, что этот чекан был весьма обширен, поскольку с каждого штампа сошла не одна монета.
Где же могли выпускаться монеты этой оригинальной нумизматической группы? Монеты как бы соединяют в себе черты влияния древнегреческого (форма) и древнеиндийского (стандарт) монетного дела. Чекан Гандхары, во всяком случае ее восточной части, столицей которой была Таксила, хорошо известен исследователям — это продолговатые и квадратные древнеиндийские монеты, описанные выше. Местом выпуска кабульских монет могла быть область Каписы или -Бактрия 95. Но не следует ни в коей мере преувеличивать развитие денежного хозяйства в Бактрии и Гандхаре в V—IV веках до н. э. В своей основе хозяйство оставалось натуральным, и товарное обращение, находящее свое выражение в появлении местных монетных эмиссий, захватывало лишь сравнительно -ограниченную область ремесленного производства. Само-воспроизводящее хозяйство сельской общины едва ли было затронуто денежным обращением, истоки которого можно проследить по нумизматическим материалам.
______
94. Вскоре после публикации Кабульского клада А. Биваром была выдвинута теория о том, что номиналы монет местного чекана следуют шести греческим номиналам (эгинской дидрахме, милетскому тетроболу, ранним статерам Фазелиса, пэонийской драхме и дидрахме). См. Bivar, The Chaman huzuri hoard, pp. 163—172. Но едва ли эта теория о чисто подражательном характере кабульского и древнеиндийского чекана может быть принята. Уже оригинальная форма монет в виде квадрата или прямоугольника свидетельствует о местных истоках. Нельзя не видеть, насколько натянуто предлагаемое А. Биваром объяснение кабульских номиналов через самые различные весовые системы, в том числе через такой крайне редкий в самой Греции номинал, как дидрахма.
95 О распространении в Бактрии индийского стандарта свидетельствует его появление в бактрийском чекане Селевкидов (см. Head, The earliest coins, pp. ,12—16).
[77]
Цитируется по изд.: Массон В.М. Ромодин В.А. История Афганистана. Том I. С древнейших времен до начала XVI века. М., 1964, с. 72-77.