Государство Селевкидов: организация царства

§ 1. Право победителя. Держава Селевкидов была создана силой оружия. Исход сражений определял, будет ли тот или иной город принадлежать дому Селевка. В результате потомки Никатора властвовали над совокупностью разнородных городов и народов, каждый из которых вошел в состав державы своим особым путем.

В самом деле, стабильной ячейкой античной политической жизни всегда была некая органическая общность — город, народ, племя. Образования, стоявшие над этими единицами, например царство, основывались на нраве победителя. Поражение отменяло это право и возвращало первоначальную свободу этим ячейкам. При вторжении в какую-либо страну каждый город, каждая народность самостоятельно договаривались с неприятелем 1.

После поражения и смерти Лисимаха принадлежавшая ему до тех пор Гераклея Понтийская отказалась признать нового властелина, Селевка I, и успешно противостояла сирийским войскам 2.

Таким образом, передача владычества осуществлялась путем молчаливых или выраженных соглашений между победителем и побежденными, заключавшихся постепенно, по мере завоевания 3.

За исключением нескольких случаев, капитуляция гарантировала только жизнь, личную свободу и неприкосновенность имущества побежденных 4. В 219 году до н. э. Антиох III отказался дать эти гарантии всем жителям Селевкии в Пиерии и предоставил их только

________

1. Ср. REG , 1934, с. 356.

2. Memnon, 9 (FHG, III, 532).

3. Лучшим примером такого договора является заключенное с Евполемом соглашение о капитуляции города Теангелы: М. R о s t о v z e f f. — REA, 1931, с. 5; L. Robert. Collection Froehner. I. — Inscr. grecqucs, 1936, c. 52.

4. Pоl., V, 55, 10; 76, 10; L i v., X X X V , 42, 2; I Macch., 6, 49; 6, 61; 11, 50; II Macch., 13, 23; Jos. Antt., X III. 245.

[124]

«свободным людям» 5. Остальные сдавались на волю даря. Селевкидский посол в 193 году до н. э. изложил эту доктрину перед римским сенатом следующим образом 6: «Когда победитель предписывает свои законы побежденным, он превращается в абсолютного господина тех, которым изменило военное счастье; он решает по собственному усмотрению, что ему угодно отнять у них или им оставить». Мы читаем в одном тексте эллинистического периода: «Вся Азия стала достоянием царя, и все эфесяне были частью его добычи» 7. Царь мог уступить 8, продать 9 завоеванный город, подарить другому 10.

Он мог изменить конституцию города 11, назвать его своим именем 12 «как свидетельство своей славы и своих подвигов». Он меняет по своему усмотрению границы территорий 13, может перенести город в другое место 14, даже уничтожить его 15. Примечательно при этом, что подобный акт считали жестоким, но никогда не рассматривали его как незаконный. В одном дельфийском декрете Селевк прослав-

____

5. Роl., V, 60, 10: «Леонтий... отправил к Антиоху послов для переговоров о неприкосновенности всех находившихся в городе. Царь, приняв посольство, обещал даровать неприкосновенность свободным людям».

6. L i v., X X X IV , 57, 6: «существует три вида договоров, которыми государства и цари заключают дружбу между собой: один, когда побежденным на войне диктуются условия, ибо там, где все отдано в руки победившего силой оружия, ему предоставлено полное право решать, что из этого остается побежденным и какое они должны понести наказание». Diod., X X V III, 15.

7. Р s. - Н е r а c l i t. Epistlll. 8: δλη Ά σ ία κτήμα έγένετο βασιλέως και πάντες Έφέσιοι λάφυρον. . . — «Царь» здесь, естественно, великий царь персидский, но автор писем переносит в прошлое идеи своей эпохи. Ср., например, Р s.-Heracl., Ер. 3 или 7 (предпринимают войны под предлогом причиненных несправедливостей — προφάσεις αδικημάτων ποιησάμενοι).

8. L i v., X X X V II, 53, 13 (речь Евмена): «Антиох предлагал мне в жены свою дочь; обещал сразу же подчинить отпавшие от нас города». Pol., X X X I, 7,6 (речь родосских послов): «мы получили Стратоникею в знак великой милости от Антиоха и Селевка» (об этой уступке ср. Liv., X X X III, 18, 2, и H i l l e r v. G a e r t r i n g e n . — RE, Suppl. V, стб. 784). Селевк вернул афинянам Лемнос (Р h у 1 а г с h., 81 fr. 20 J a c = Athen. 254 f. Cp. IG, II 2, 672).

9. Diod., X X X III, 5, 1 (ср. примеч. 42).

10. I Macch., 10, 39 (Деметрий I дарит Птолемаиду иерусалимскому храму); I Macch., 10, 89 (Александр Бала отдает Аккарон в дар Ионатану); II Macch., 4, 30 (Антиох IV дарит города Таре и Малл своей наложнице Аитиохидс).

11. Р о l., V, 61, 2; II Macch., 4, 9; Welles, с. 134 (Миласа). Ср. Тас.

Ann., VI, 42 — о политике парфянских царей в отношении Селевкии на Тигре. Ср. далее, примеч. 18.

12. Ср. Р l а u t. (т. е. Дифпл), Rudens, стк. 934: раб Грип говорит: «я возведу большой город и назову его именем Грипа как памятник моей славе и делам». Перечень городов, названных по имени царя, приводится в книге: V. Tscherikower. Die hellenistischen Städtegrunden, 1927, с. 174.

13. SEG, I, 366; Р о l., X X I, 3. ed. B.-W.

14. В 190 г. до н. э. Антиох III приказал жителям Лисимахии покинуть город и переселиться в города Азии (Diod., X X IX , 5). Селевк I переселил жителей Антигонии в Антиохию ( Diod . , XX, 48; Р a u s a n . — FUG, IV, 46, 9; ср. Honigmann. — RE, II А, стб. 1185), а жителей Келены — в Апамею (S t г а b о, X II, 8, 15, с. 578), Антиох I — жителей Вавилона в Селевкию (W. Otto. Beiträge, с. 5).

15. См. примеч. 14, образцы synoikism os (сипойкизма) по приказу суверена, например, Селевкии на Калпкадие (Honigmann. - НЕ, II А, стб. 1185); ср. в особенности царский декрет, приведенный у Welles, с. 135.

[125]

ляется за то, что утвердил за гражданами Смирны владение их территорией 16.

Абсолютное право царя не подлежит сроку давности. Деметрий подарил евреям город Аккарон спустя пятьдесят лет после того, как этот город стал селевкидским 17. Антиох III изменил конституцию ионийских городов, завоеванных его дедом 18.

Первым благодеянием эллинистического царя, оказываемым завоеванному городу и обусловливавшим все остальные, было восстановление статуса города. Дело в том, что в результате завоевания город терял право пользоваться своими обычаями и законами. Он вновь получал его лишь в силу акта, исходившего от нового суверена. Отсюда понятно, почему город дарует почести тому, кто «просил царя: вернуть городу его законы и традиционное правление» 19.

Так, Иоанн Гиркан после капитуляции Иерусалима просил Антиоха VII «вернуть евреям их исконную конституцию» 20.

Обычно царь давал каждому завоеванному городу хартию, определявшую его статус; своим lex provinciae римляне продолжали эту эллинистическую практику. Вновь завладевая империей своих предков, Антиох III повсюду регулировал статус аннексируемых городов. Он утвердил, например, «демократические конституции» городов Алабанды 21 и Ясоса 22. В письме 203 года до н. э. он обещает Амизону сохранить привилегии, которыми город пользовался при Птолемеях 23. Нам известна хартия, дарованная им Иерусалиму около 200 года до н. э. 24. Этим актом, по существу, утверждался традицион-

_______

16. OGIS, 228, стк. 8: καί τάν τε ύπάρχουσαν αύτοΐς χώραν βέβαιοί καί τάν πάτρ ιο ν] έπαγγέλλεται άποδώσειν — «он утверждает за ними имеющуюся у них территорию и обещает вернуть их исконные земли».

17. Ср. выше, примеч. 10.

18. J о s. Antt., X II, 125: ионяне выступили против евреев и просят у Марка Агриппы, «чтобы только им одним разрешено было пользоваться гражданскими правами, которые им даровал Антиох, внук Селевка, прозванный греками богом».

19. SEG, II, 663 = М. Holleaux. — В С Н , 1924, с. 21: ήξίωσεν τον βασιλέα άποδοθήναι τούς τε νόμους καί τήν πάτριον πολιτείαν.

20. J o s . Antt., XIII, 245.

21. OGIS, 234, стк. 20: περί βασιλέως Άντιόχου του εύεργέτα Ά ντιοχέω ν εύλόγηκε ευχαριστών αύτώι διότι τάν δημοκρατίαν καί τάν είράναν τοΤς Ά ντιοχεΰσι διαφυλάσσει κάτ τάν προγόνων ύφάγησιν— (Алабанда) «воздала хвалу царю Антиоху, благодетелю антиохийцев, в благодарность за то, что он в согласии с наставлениями предков сохраняет для антиохийцев демократию и мир» (Алабанда была переименована в Антиохию. — Примеч. отв. ред.).

22. OGIS, 237: [τήν δημοκρ]α[τ]ίαν καί αύ[τ]ονομίαν διαφυλάσσειν, γέγ[ραφε] πλεονάκις τώι δήμωι περί τούτων ακόλουθα πράσσων τήι διά πατέρων ύπαρχούσηι αύτώι προς τούς ’ 'Ελληνας εύεργεσίαι — «он неоднократно писал народу о том, чтобы сохранить демократию и автономию, благодетельствуя эллинов так же, как это делали его отцы».

23. Welles, 38. Ср. Sardis, VII, 2, стк. 13: ε!ν[αι] δέ αύτούς ά[φ]ρουρ- ήτ[ους ώς καί πρ]ότερον ήσαν, είναι δέ αύτούς καί αν. . . τους καί [άλειτουρ]γήτους — «как и прежде, не ставить у них гарнизона и быть им. . . свободными от повинностей». Неясно, о каком городе говорится в надписи. Она скорее селевкидская, чем атталидская.

24. J о s. Antt., X II, 138. Ср. RE.T, № 100, 1935, с. 3, и «Rev. Hist. Relig.», CXV, 1937, с. 196.

[126]

ный статус города. «Все те, которые принадлежат к этому народу, — писал Антиох III по поводу евреев, — будут жить по законам своих предков» 25. При даровании привилегий иногда добавлялись те или иные льготы, субсидии, финансовые льготы, преимущества святилищам и т. д. Преемники впоследствии утверждают привилегии, данные в державе их предшественниками. Правилом является следовать примеру предков, и статус, дарованный Александром, был образцом для его наследников 26.

Отказываясь тем самым от того или иного из своих абсолютных прав, царь предоставлял городу «автономию»27, «демократию»28. По словам Страбона, автономия Тира была признана царями, а их решение затем подтвердили также и римляне 29. Около 245 года до н. э. граждане Смирны заставили своих новых сограждан поклясться в том, что «они будут сохранять автономию, демократию и другие права, дарованные Смирне царем Селевком (II)» 30. В Селевкидской державе города пользовались свободой, но свобода эта основывалась на милости властелина, и ее нужно было заслужить. Антиох III писал своему наместнику в Палестине по поводу Иерусалима 31: «Так как евреи с того момента, как мы вступили на их территорию, приняли нас дружественно... мы сочли справедливым со своей стороны воздать им за все их добрые услуги». Царь не был ни обязан, ни даже расположен уважать независимость любой завоеванной им общины. Это было актом милости. Древний город Приена, пользовавшийся автономией при Александре и Лисимахе и перешедший в 281 году до н. э. дод власть Селевкидов, получил «свободу» только несколько лет спустя по милости Антиоха I, который не смог устоять перед просьбами танцовщика, уроженца Приены 32.

___________

25. Jos. Antt., X II, 142.

26. Gp. W е i l е s, 15, стк. 22 (письмо Антиоха II городу Эригры): διότι επί τε Αλεξάνδρου καί Αντιγόνου αυτόνομος ήν καί αφορολόγητος ή πόλις υμών, καί οί ήμέτεροι πρόγο[νοι] έσπευδον αεί περί αυτής... την τε αυτονομίαν ύμιν συνδιατηρήσομεν καί άφορο[λογ]ήτους είναι συγχωροΰμεν— «так как ваш город и при Александре и при Антигоне пользовался автономией и был свободен от налогов и наши предки всегда заботились о нем. . . мы сохраним вам автономию и согласны на освобождение вас от налогов».

27. Об этом термине см. Th. Mommsen. misches Staatsrecht, III, 1, с. 659.

28 P о l., II, 7, 11. M. Η о l l e a u x. — REG , 1899, c. 360.

29. Strabo, XVI, 2, 23, с. 757: «Не только цари признавали автономию Тира, но и римляне утвердили се, причем городу пришлось понести лишь незначительные издержки».

30. OGIS, 229, СТК. 65: συνδιατηρήσω την τε αυτονομίαν και δημοκρατίαν καί τάλλα τά έπικεχωρημενα Σμυρναίοις ύπό τοΰ βασιλέως Σελεύκου — «я сохраню автономию, демократию и все прочие привилегии, которые были даны смирнянам царем Селевком». Ср. Dittenberger, ad OGIS, 237, примеч. 2, и мои замечания в «Hermes», 1932, с. 56.

31. Jоs. Antt., X II, 138.

32. Sехt. Empir. adv. Gramm. I, 13: Σώστρατος ό Άντιόχου ορχηστής,λαβόντος ύποχείριον την ΙΙριήνην τοΰ βασιλέως πατρίδα ούσαν αύτοΰ, καί παρά τό συμπόσιον τήν «ελευθερίαν» αναγκαζόμενος όρχείσθαι, ού καλόν έφη τής πατρίδος αύτοΰ δουλευούσης αύτον «ελευθερίαν» όρχείσθαι και δια τοΰτο έλευθερωθήναι τή ν π ό λ ιν — «Сострат, танцовщик Антиоха, после того как его родной город Приена был подчинен царю, а ему во время пиршества предложили исполнить „танец свободы“,сказал, что не подобает ему танцевать „свободу“ , в то время как его отечество порабощено; в результате этого Присна получила свободу». Ср. J. Droysen. Gesch. d. Hellenismus, III, 1, с. 261. Об автономии Приены при Александре и Лисимахо ср. H iller von Gaertringen. Inschr. v. Priene, 2 (Syll 3, 278), 3, 6, 7.

[127]

После покорения Иерусалима советники Антиоха VII предложили ему истребить евреев или по крайней мере изменить их законы 33. Таким образом, привилегия, даруемая городу, была актом односторонним и в принципе отменяемым. Для ее сохранения требовалось признание — молчаливое или высказанное — нового властителя. Антиох VII, которому после жестоких неудач его брата Деметрия удалось восстановить державу, писал Симону Маккавею: «Я подтверждаю все те льготы, которые мои царственные предшественники тебе даровали» 34. Города в державе Селевкидов поэтому стремились к подтверждению их привилегий при каждом удобном случае, особенно при воцарении нового правителя. Город Эритры, как свидетельствуют декреты, изданные в правление Антиоха I, пользовался при этом царе различными свободами 35. После его смерти город отправил тем не менее послов к Антиоху II с просьбой подтвердить свою автономию 36. Делегация ионийских городов просила Антиоха II спустя несколько лет после его прихода к власти, чтобы федеральные города в будущем пользовались свободой и демократией и управлялись по своим собственным законам 37. Подобные просьбы не обязательно означают, что города до этого уже потеряли свои свободы. В большинстве случаев такая интерпретация была бы ошибочной. Точно таким же образом средневековые города добиваются при случае возобновления своих хартий, даже если дарованные им привилегии до этого не игнорировались сувереном или его чиновниками 38.

Будучи актом односторонним, милостью, привилегия могла быть аннулирована, если город более не заслуживал ее или по другим причинам 39. Когда Антиох IV разрешил первосвященнику Ясону, пообещавшему ему за это 150 талантов, организовать в Иерусалиме гимнасий по греческому образцу, он тем самым свел на нет хартию, данную

_______

33. Diоd., X X X IV , 1.

34. I Macch., 15, 5.

35. M i с h e l, 503; 504==Syll 3, 410,- 442; «ΆΟηνά», 1908, с. 199.

36. См. выше, примеч. 26.

37. OGIS, 222: |πα(>ακαλείτω]σαν oí πρέσβεις τύμ βασι|λέα ’.Αντίο/ον πασαν έπια]έλειαν ποιεΐσ» τώμ πόλ]εων των Ίάδων όπως άν το λοιπό ελεύθερα» ούσαι και δηαο[κρατούμενα».. . . πολ».]τεύωνται κατά τούς πατρί[θυς νόμους] — «Пусть послы убедят царя Антиоха проявить всяческую заботу об ионийских городах, чтобы они были в будущем свободными и, сохраняя демократический строй... управлялись по унаследованным от отцо законам]». Надпись была вырезана на камне между 266 и 261 гг. до и. э. (D i t t с n b e r g e r, ad locum).

38. Интересные примеры приводятся в книге: G. Espinas. — Tijdschrift voor Rechtsgeschiednis, 1924, с. 153.

39. Королевские хартии, дарованные британским колониям в Америке, могли быть аннулированы короной (после судебной процедуры). Так, например, хартия, дарованная Массачусетсу в 1629 г., была отменена в 1684 г. (я обязан этой информацией любезности покойного Р. Л. Шилера).

[128]

Иерусалиму Антиохом III. По словам автора Второй книги Маккавеев, Ясон отменял привилегии, «дарованные некогда царями евреям», которых прежде добился некий Иоанн 40. Но в 163 году до н. э. Антиох V, «узнав, что евреи отказываются воспринять греческие обычаи» и «предпочитают свой собственный образ жизни», вновь приказал, чтобы они управлялись по обычаям их предков 41. Город Мараф и при Лагидах и при Селевкидах пользовался автономией, включавшей даже редко дававшееся право чеканки монет. При Александре Бале правительство уступило этот город его соперникам — арадийцам 42, но это не было осуществлено, и Мараф был присоединен к Араду только между 145 и 130 годами до н. э.

Каковы бы ни были привилегии автономного города державы, эти свободы не были результатом заключенных с царем соглашений и не гарантировались ими. Они проистекали из одностороннего акта властителя, были милостивыми уступками, на которые он согласился. В книгах Маккавеев бережно сохранены сведения о некоторых привилегиях, дарованных Иерусалиму Селевкидами. Во всех случаях это письма, т. е. ордонансы, ни разу — соглашения. Напротив, с городами, юридически независимыми, царь заключал двусторонние пакты; таковы договор о «дружбе и союзе» между Антиохом II и городом Литтом на Крите в 248 году до н. э. союз Антиоха III с этолянами и соглашения между Селевкидами и родосцами в 192 году до н. э. 43. Точно так же царь поклялся лисимахийцам уважать свободу (демократию) их города, освободить его от налогов, царского гарнизона и обеспечить защиту. В ответ на это Лисимахия обещала хранить верность царю.

Вполне естественно, что многие привилегии были приобретены с помощью силы или угроз. Подобно тому как большинство средневековых хартий, официально даруемых «в предвидении добрых и приятных услуг», в действительности освящали реальное положение вещей и, но существу, были результатом соглашения, так и привилегии, предоставленные Селевкидами, были по большей части соглашениями применительно к обстоятельствам. Еврейские авторы рассматривали эти уступки Селевкидов как обязательства и называли «пактами» 44 то, что юридически было лишь декларациями царей.

________

40. II Macch., 4, 8.

41. II Macch., И , 24—25: «услышав, что пудеп. . . просят разрешить им сохранит^ своп установления, мы, желая не давать повода для волнений и этому народу, решаем, чтобы был восстановлен их храм и чтобы жили они по обычаям своих предков...»

42. Diod., X X X III, 5, 1: «Арадийцы, послав втайне к Аммонию, первому лицу в царстве (при Александре Бале), убедили его за триста талантов передать им г. Мараф». Ср. D. Musti. Lostato dei Scleucidi. — «Studi classici с orientali», 15 (1966), c. 154. H. Scyrig. — RN, 1964, c. 39; J. Rey - Coquais. Arados et sa Peree, 1974, c. 122.

43. Monum. Lincei, XV III, 369=M . G a u r d u c c i. Inscriptiones Creticae. I, 1935, с. 186; L i v., X X X III, 20, 7; BE, 1976, 563. В целом по этому вопросу см. «Rev. de Phil.», 1939, с. 335 -318.

44. II Macch., 12, 1; 13, 25.

[129]

В Европе нового времени города стремились обеспечить нерушимость их хартий, привилегий, обычаев и порядков, добиваясь включения относящихся сюда статей в условия капитуляций 45. То же самое применялось и в эллинистическом мире, где капитуляция иногда принимала форму скрепленного клятвами соглашения. Антиох III, читаем мы, не смог сломить сопротивление Лампсака и Смирны ни силой, «ни обещанием уступок» 46. Акт капитуляции Евтидема I из Бактрианы 47, подчинившегося Антиоху III, содержал несколько пунктов и был утвержден клятвой. Когда в 163 году до н. э. Иерусалим сдался Антиоху V на определенных условиях, согласованных с правительством, царь «поклялся соблюдать права» евреев, но он сразу же «нарушил данную им клятву и приказал снести стены» на горе Сион. Таким образом, в условиях соглашения прямо или косвенно затрагивался вопрос об укреплениях Иерусалима. Однако в царском эдикте, изданном после капитуляции, не упоминается вовсе крепость Сиона, и если там говорится о восстановлении прав евреев, то только по царской милости 48. Отсюда ясно видно, что хартия о привилегиях с юридической точки зрения всегда оставалась односторонним актом, изданным по усмотрению и с согласия царя, даже если этому исторически предшествовало скрепленное клятвами двустороннее соглашение 49.

Теоретически могло случиться и так, что некоторые города, расположенные на границе, в «сфере влияния» державы, были связаны с царем посредством договора. Мне, однако, не известен ни один надежный пример такого союза. Я указываю на эту возможность лишь потому, что она, быть может, объясняет юридическое положение города Арада в Финикии. Этот город чеканил при Селевкидах свою монету, имел собственное летосчисление, эру, начинавшуюся с 259 года до н. э. По сообщению Страбона, во время братоубийственной войны Селевка II и Антиоха Гиеракса Арад принял сторону первого и за-

_________

45. Ср. G. Е s р i n a s. Tijdschrift voor Rechtsgeschiednis, 1924, с. 167, и примеры в книге: G. Espinas. Recueil de documents relatifs a l ’histoire du droit municipal. Ϊ, 1934, c. 514 и сл.

46. L i v., X X X V , 42, 2: «три города задерживали его — Смирна, Александрия Троада и Лампсак. Он до сих пор не мог ни завоевать их силой, ни склонить к дружбе обещаниями уступок».

47. Антиох III устно обещал царский титул Евтидему I, «относительно же прочих условий было составлено письменное соглашение и был заключен скрепленный клятвой союз» ( P o l ., X I, 34, 9).

48. I Macch., 6, 61 и сл.: «царь п начальники его принесли им клятву. На этих условиях они вышли из крепости. Царь же, взойдя на гору Сион, осмотрел бывшие там укрепления и, пренебрегши принесенной им клятвой, приказал разрушить стены вокруг». I Macch., 13, 23: (Антиох IV) «стал взывать к иудеям и униженно поклялся исполнить все справедливые требования». Ср. Jos. Antt., X II, 376, 382. Эдикт 163 г.: II Macch., И , 22. О хронологии этих событий ср. RE, XIV, стб. 789. Ср. М е m η о η, 6: Лисимах овладел Гераклеей Понтийской, дав обещание сохранить ее конституцию (άδειαν τε δούς δημοχρατεΐσΟαι τούς πολίτας), но затем нарушил обещание и отдал город своей супруге Арсиное.

49. Точно так же в средневековой Европе хартии, дарованные городам в силу определенной статьи соглашения, не упоминали факта капитуляции. Ср. Espinas. Recueil, с. 139, примеч. 1, № 52—53, 54: капитуляция города Эр сюр ля Лис и привилегия, дарованная Людовцкоц XI в 1482 г.

[130]

ключил с ним «соглашения», по которым городу давалась привилегия асилии. Полибий пишет, что в 218 году до н. э. Антиох III принял предложение арадян о союзе и примирил две враждующие группы населения 50. Со своей стороны, арадяне вошли в состав эскадр Антиоха III 51.

В целом границы державы совпадали официально с чертой, в пределах которой царь издавал ордонансы и не заключал двусторонних актов. Антиох III отказался признать посредством международного акта автономию Смирны, Лампсака и Александрии в Троаде, но в то же время обещал этим городам даровать им свободу в «виде милости» 52. Ибо с того момента, как город становился участником международного акта, заключенного царем, он превращался юридически в силу, независимую от его державы. Так, в 109 году до н. э. Антиох VIII (или IX), чтобы объявить Селевкию в Пиерии «навсегда свободной», включил ее в договор, заключенный с Птолемеем IX 53. С другой стороны, Антиох III решительно отверг в 218 году до н. э. предложение Египта включить Ахея в предстоявший мирный договор 54. Понятно, почему Антиох III предпочел пойти на риск войны с неизменно победоносными римлянами, чем признать двусторонним актом привилегии трех городов Малой Азии. Эта уступка могла бы сокрушить юридические основы державы. Царь отказал, «опасаясь, что другие города могут последовать примеру Смирны и Лампсака» 55.

§ 2. Автономные города. Вследствие дарования привилегий держава делилась на две части: с одной стороны, свободные города и народы, которым царь даровал права, объединенные, по-видимому, названием «союз» (συμμαχία), с другой стороны, области, подчиненные общему режиму, — χώρα (территория) 56.

Если бы изобразить на политической карте державы Селевкидов симмахию, созданную в результате ряда индивидуальных царских актов, она выглядела бы как ряд вклинившихся в состав царства территорий, рассеянных на всем его протяжении. То это был греческий полис, то восточное святилище, то автономный народ. Однако

_______

50. Strabo, XVI, 2, 14, с. 754: «арадяне вместе с остальными финикийцами подчинялись сирийским царям на основе дружбы. Когда же началась борьба двух братьев — Селевка Каллиника и Антиоха, прозванного Гиераксом, арадяне присоединились к Каллинику, договорившись с ним, чтобы им было дозволено принимать изгнанников из его царства». Gp. Pol., V, 68, 7; ср. G. Corradi. Stud i ellenistici, 1929, с. 224.

51. См. выше, примеч. 378 к гл. III. Относительно прав, дарованных Араду, ср. H. š įeyrig. — «Syria», 1951, с. 207. Но после восстания этого города в 169 г. до н. э. Антиох IV ограничил монетную привилегию Арада. H. Sеуrig. — RN, 1964, с. 48.

52.l., X V III, 51, 9. Ср. «Hermes», 1932, с. 59.

53. Welles, 71. Ср. «Philologus», 1932, с. 284.

54. Pоl., V, 67, 12.

55. Liv., X X X III, 38, 3: periculum erat, ne si concessum iis foret, quod intenderent. . . Smyrnam. . . Lampsacum. . . aliae urbes sequerentur. Ср. «Hermes», 1932, с. 60. По поводу различных интерпретаций ср. M u s t i, с. 151.

56. Welles, И , стк. 20: Антиох I уступает домен некоему Аристодикиду и «разрешает ему приписать это владение к какому захочет городу в хоре или симмахип». Welles, 12, стк. 21: «разрешить Аристодикиду приписать эту землю к какому захочет городу в нашей симмахии». Ср. ниже, примеч. 382.

[131]

общей чертой всех этих разрозненных элементов было то, что они представляли собой государства под суверенитетом царя, непосредственно подчинявшиеся центральному правительству.

О том, что они были государствами, свидетельствует следующее: они отправляли посольства к царю 57 и получали от него письма, составленные в форме дипломатических документов 58. Царь сообщал им о своем восшествии на престол 59, он был «другом» города. Получив от милетян священный венок, Селевк II написал городу: «Вы принесли венок и искреннее свидетельство ваших чувств к друзьям и показали, что помните о полученных благодеяниях» 60.

Города посредством посольств поддерживали отношения с другими городами царства 61 и с суверенными государствами за пределами державы 62. Делегация Магнесии на Меандре, которая добивалась признания праздника Артемиды, не ограничивается посещением царя Антиоха III. Она направляется в эллинские города вплоть до Персидского залива. Один из селевкидских городов принял приглашение «вследствие доброго отношения к Магнесии и преданности царю, который согласился на учреждение праздника» 63. Смирна наравне с Афинами дает свое согласие на учреждение этолянами панэллинского праздника в Дельфах 64.

Известен греческий обычай приглашать иноземных (и в силу этого беспристрастных) судей для разрешения споров между городами. Селевкидские города избирали этих судей по своему усмотрению 65. В случае обращения по такому поводу к царю он не назначал сам судей, а называл какой-либо третий город, который посылал их, н спорный вопрос рассматривался еще раз с помощью посольств и декретов конфликтующих городов 66. Римский сенат заимствовал эту практику эллинистических царей.

Города образуют конфедерации, например ионийских городов, городов Троады 67. В 211/10 году до н. э. город Селевкия (Траллы) заключил договор об «исополитии» с Милетом, который находился в зависимости от Лагидов 68.

_______

57. Ср., например, OGIS, 219, 222, 223, 231, 232; Inschr. v. Priene, 37, стк. 132; 121, стк. 31. Когда Селевк I хотел заняться строительством в Дидимах, он потребовал присылки посольства из Милета (М. Holleauх. — REG, 1923, с. 11).

58. Welles, 15, 17, 22, 38, 41—43; ср. OGIS, 335, стк. 134.

59. Роl., V, 57, 5: Ахеи провозгласил себя царем «и впервые тогда отважился вести себя по-царски и писать городам». Ср. также О GIS, 10, стк. 4, и II Macch.,9, 19.

60. Welles, 22, СТК. 13: είλιχρινη ν.αί βεβαίαμ ποιούμενους ύμας προς τούς φίλους άπόδειξιγ %αι μεμνημένους ών αν ευ πάθητε. Ср. также OGIS, 212, СТК. l; 229, стк. 3. Царь появляется на празднествах в Тире:· Il Macch., 4, 18.

61. См., например, Inschr. v. Magnesia, 60, 61.

62. См., например, OGIS, 234; Šyli 3, 475, 548.

63. Inschr. v. Magnesia, 60.

64. L. Robert. — REA, 1936, с. 5.

65. Inschr. v. Magnesia, 90; Inschr. v. Priene, 59; U. v. Wilamowitz Nordionische Steine («Abh. Preuss. Akad.», 1909), c. 57; SEG , IV 621

66. Michel, 457 (Syll 3, 426); Inschr. v. Priene, 24.

67. Cp. Caspari. — JH S, 1915, c. 183.

68. Milet. Delphinion, c. 143.

[132]

Сами цари поощряли развитие внешнеполитических связей подчиненных им городов. Когда Селевк II просил о признании асилии Смирны, представители этого города прибыли в Дельфы, чтобы поддержать обращение царя 69.

В 201 году до н. э., готовясь к отвоеванию Малой Азии, Антиох III стремится примирить с собой греческие города этого района. Вполне естественно, что его посол на Крите оказывает содействие представителям Теоса, которые добиваются признания неприкосновенности их города 70. Но в 193 году до н. э., когда Антиох уже восстановил свой суверенитет над Теосом, город тем не менее непосредственно обращается к сенату и получает ответ Рима 71. Мы читаем там: «Менипп, посол, присланный к нам царем Антиохом и избранный также и вами послом города». Таким образом, в тот самый момент, когда Антиох III и его представитель Менипп решительно отвергали дипломатическое вмешательство римлян в дела Азии, они считали естественным, чтобы селевкидский город в Азии вступал в прямые отношения с римским сенатом 72. Фаворит Антиоха IV удостоился почестей в нескольких греческих городах 73. Формулы этих декретов не позволяют определить, был ли город, даровавший те или иные почести, подчинен Селевкидам или независим. Непосредственно подчиненные Селевкидам города выступают в качестве государств и воспринимаются как таковые. В афинском декрете вполне серьезно восхваляется некий Аристокреонт из Селевкии, племянник философа Хрисиппа, за его деятельность, будто бы утвердившую дружественные отношения между двумя городами 74.

Конституированные как государства, свободные народы и города обладали автономией во внутренней администрации. Царские хартии превозносили сохранение «унаследованной от предков конституции» каждого города. В греческих городах это означало демократический строй. Милетская жрица хвастает тем, что происходит от человека, возвратившего Милету «свободу» и «демократию», которые были предоставлены городу царем Антиохом «Богом» (Теосом) после падения тирании Тимарха 75.

В городах управление находилось в руках народа. В повестке дня народных собраний вначале упоминаются «священные дела», затем «дела царские». В области юрисдикции автономия была, веро-

_____________

69. OGIS, 228; ср. A. Heus s. Stadt und Herrscher des Hellenismus, 1937, c. 146 и сл.

70. M. Η о l l e a u x. — «Klio», 1913, с. 148.

71. M i c h e l, 511 (= Syll 3, 601); ср. M. Hоlleaux. — «Klio», 1913, c. 159.

72. Селевк I обращается в 288 г. с письмом к Милету, находившемуся в это время под властью Лисимаха ( W e l l e s , 5).

73. Syll 3, 644, и «Jahreshefte Oesterr. Inst.», 18, 1915, Beiblatt, с. 18.

74. Syll 3, 475. Декрет был издан, вероятно, в период египетской оккупации города (246—221); ср. М. Holleaux. — BGH, 1933, с. 46, примеч. 2.

75. OGIS, 226: Χρυσώ. . . απόγονος ύπάρχουσα Ιππομά[χου] του Α θηναίου, δς κατήγ[α]γεν τ[ή]ν τ[ε έλ]ευθερίαν καί δημοκρατίαν παρ[ά β]ασ[ιλέως Αντι]όχου [του] θεοΰ — «Хрисо. . . потомок Гиппомаха, сына Афинея, который возвратил свободу и демократию, данные городу царем Антиохом Теосом».

[133]

ятно, полной 76. Бюджет, по-видимому, контролировался царем. Однако правительство, насколько это было возможно, считалось с чувствами граждан. Когда Селевк хотел, чтобы в Селевкии Пиерийской была воздвигнута статуя, которой он почтил одного из своих фаворитов, он не отдает приказа, а пишет рекомендательное письмо городу, после чего «демос» издает декрет согласно царскому пожеланию 77. Именно корректность царской администрации мешает нам ясно видеть подлинные отношения державы и ее городов. Найдено, например, несколько декретов Приены эллинистического периода. Однако ничто ни в их формулах, ни в их содержании не указывает, были ли они изданы непосредственно городом или по совету правительства.

В Иерусалиме традиционным правительством были первосвященник и его синедрион. Селевкиды ничего не изменили в этой системе и, за исключением трех лет преследований при Эпифане, гарантировали священному городу соблюдение законов Моисея. Антиох III специальным указом определяет штрафы за нарушения некоторых ритуальных предписаний Торы 78.

В финицийских городах, как и прежде, царствовала местная знать 79. Тир, Сидон и Библ выпускали монеты с финикийской легендой. Какой-то город, возможно Берит, получил наименование Лаодикеи, но на монетах он назывался по-финикийски и на финикийский манер «Лаодикея, метрополия Ханаана» 80. Наконец, самоуправляющиеся города оставались вне системы воинской повинности. Они поставляли в случае войны только вспомогательные контингенты — συμμαχοἰ. Отсюда, вероятно, и название вольной части державы  — συμμαχἰα. Эти города располагали своими собственными военными силами (ополчение и наемники) и порой вынуждены были сами себя защищать 81. Около 270 года до н. э. Эритры восхваляют одного из своих граждан, который часто давал деньги «для защиты города и интересов царя» 82. При Селевке II Смирна послала свои войска, чтобы занять крепость Палеомагнесии, которой угрожали враги царя 83.

Автономия вольных городов находит свое видимое выражение в системе летосчисления. На подвластных территориях счет лет

_______

76. Так было в Ил ионе при Селевке I, OGIS, 218.

77. Welles, 45; ср. OGIS, 220. Ср. A. Heuss. Stadt und Herrscher, с. 126.

78. J о s. Antt., X II, 145. О Иерусалиме при Селевкидах см. мою книгу «Der Gott der Makkabäer», 1937, с. 53.

79. Еще в конце III в. до н. э. Сидон управлялся финикийскими «суфетами» (К а i b е l. Epigr. graeca, 932, стк. 1. См. мою заметку в «Melanges Dussaud»). В 126/25 г. до н. э. «совет и народ» Тира пишут своим «родичам» дельфийцам (SEG, II, 330). Газа превратилась в грецизированный «полис» только к концу II в. до н. э. (ср. мою книгу «Der Gott der Makkabäer», с. 62).

80. Об этом термине ср. «Rev. Hist. Relig.», C X V , 1937, с. 203.

81. Для парфянского периода ср. М. Rostovzeff. — Römische Mitteilungen, 1934, с. 196.

82. «Αθήνα», 1908, с. 199 (cp. L . Robert . — B C H , 1933, c. 479): είς τε τήν φυλακήν τής πόλείος καί τήν άλλην οιοίκησιν καί είς τά τώ βασιλεί συμφέροντα.

83. OGIS, 229.

[134]

велся по годам правления царя и селевкидской эре. Селевкидскую эру иногда вводили там, где всегда принято было вести летосчисление по годам правления царей: в Тире 84, Вавилоне 85, Иерусалиме 86, Сузах 87. Но древние греческие города сохраняли своих традиционных эпонимов 88. Одна из Антиохий датирует свои документы именем жреца династического культа 89, другая — именем своего стратега 90, эпонимным магистратом Лаодикеи на Лике был жрец 91. И в то время как правительством был принят македонский календарь, приспособленный к летосчислению халдейских астрономов, города по своему усмотрению выбирали названия, порядок и способ вставки дополнительных месяцев.

§ 3. Правительственный контроль. Тем не менее правительство осуществляло достаточно мелочную опеку над администрацией вольных городов. Хотя его пожелания высказывались в форме рекомендаций, они были тем не менее обязательными. Упомянутое выше письмо Селевка IV городу Селевкии в декрете народа названо ордонансом (πρόσταγμα) 92. Послы Магнесии посетили несколько городов державы; декреты этих городов, составленные целиком по формуляру греческих республик, признают праздник Артемиды как будто бы по собственному побуждению народа такой-то Антиохии или Лаодикеи 93; но ответ Антиоха III городу Магнесии показывает, что это было не так. Там говорится: «Мы написали нашим должностным лицам, чтобы города тоже приняли соответствующие решения» 94.

Города, как мы видели, придерживались своих особых календарей, но Антиох Гиеракс приказал им праздновать спасение своего брата Селевка II, о котором одно время думали, будто его нет в живых 95. Александр Бала приказал городам Сирии открыть ворота, а населению выйти навстречу Птолемею VI, «так как это его тесть» 96.

Города считались автономными, но царь посылал своих эмиссаров для контроля над тем, как города управляют своими делами 97, Гелиодор при Селевке IV отправился в Иерусалим «под предлогом

__________

84. «Corp. inscr. semit.», I, с. 30: «год царей-суверенов». Ср. для Дура-Европоса R. D u s s a u d. — «Rev. Hist. Rolig.», CXV, c. 117.

85. OGIS, 253. В Сидоне: W a d d i n g t o n. Inscr. 1866d.

86. Cp. «Zeitschr. f. neutest. Wissensch.», 1933, с. 239.

87. См., например, документы 183 г. до н. э. (SEG, VII, 17), 177/76 г. до н. э. (L. Robert. — «Rev. de Phil.», 1936, с. 151).

88. См., например, в Смирне: OGIS, 229; в Траллах: L. Robert.— «Rev de Phil.», 1934, с. 280 и сл.

89. OGIS, 233, 255.

90. Inschr. v. Magnesia, 81.

91. L. R o b e r t — «Rev. de Phil.», 1936, c. 125.

92. Welles, 45, CTK. 2: επεί παρά τοδ βασιλέω; άπεδόθη πρόσταγμα περί Άριστολόχου etc. — «так как от даря было передано распоряжение относительно Аристолоха. . .»

93. Inschr. von Magnesia, 59b, 80, 81.

94. Welles, 31, стк. 26: γεγράφαμεν δέ και τοις επί των πραγμάτων τεταγμένοις, οπως καί αί πόλεις ακολούθως άποδέξο>νται. Относительно выражения τοΐς επί τών πραγμάτο>ν cp. G. С о r г a d i. S tudi, с. 266, а также см. ниже, примеч. 591, и надпись из Икара (BE, 1961, 819, и 1964, 651).

95. P i u I. Moral., 184а, 489b.

96. I Macch., И , 2.

97. Ср. D i o d., X X X III, 5, 1,

[135]

посещения городов Келесирпи и Финикии» 98 и занялся проверкой сокровищницы храма. Достаточно было донесения такого царского агента о нелояльности Гераклеи Понтийской, чтобы навлечь на этот город гнев Селевка I 99.

Весьма показательно, что Антиох III однажды обратился к городам с призывом не принимать в расчет его указы и считать их изданными по ошибке, если они идут вразрез с «законами», т. е. конституцией города, утвержденной сувереном 100.

Если не считать колоний, основанных Селевкидами, у царя, по-видимому, не было постоянных представителей в городах и у независимых народов. Когда город Баргилия пожелал сообщить правительству свой декрет, он мог сделать это, только послав его царю Антиоху I и его наместнику Александру 101. В Иерусалиме у царя не было никакого гражданского представителя. Сатрап Мелеагр передает распоряжения Антиоха I относительно Аристодикида из Ассоса должностным лицам Илиона 102, а не какому-либо царскому уполномоченному в городе.

За исключением экстраординарных случаев, правительство выражало свою волю косвенным образом. В одних местах сохранялась автономия и продолжал действовать механизм республиканского режима, в других, как и прежде, функционировала система жреческого правления. Но люди, которые руководили делами, стояли у руля управления с согласия центрального правительства. Другими словами, селевкидское владычество опиралось на партию сторонников Селевкидов. Во время римской войны народ в Ионии поддерживал царей Сирии, в то время как знать склонялась в пользу заморской республики 103. Св. Иероним пишет: «Когда Антиох Великий сражался с полководцами Птолемея, Иудея, расположенная между воюющими сторонами, раздиралась противоречивыми тенденциями: одни были сторонниками Антиоха, другие — Птолемея» 104.

К этому следует добавить, что даже селевкидская партия могла оказаться разделенной. Преследования Эпифана, восстание Маккавеев и сокрушение селевкидского владычества в Келесирии были результатом разногласий внутри иерусалимской знати, которая ранее поддерживала сирийское правительство. На это обратил внимание уже Ясон из Кирены 105.

При малейшем ослаблении царской власти города стремились освободиться и вновь стать подлинно независимыми. Поскольку они представляли собой небольшие государства со своими финансами,

________

98. II Macch., 3, 8.

99. M e m n o n , 11.

100. Р l u t. Moral., 183 f: Άντίοχος h τρίτος εγραψε ταΤς πόλεσιν άν τι γράψη παρά τούς νόμους κελεύων γενέσθαι, μή προσέχειν ώς ήγνοηκότι.

101. Michel, 4 5 7 = S y ll 3, 426. Об этом Александре ср. W е l l е s, с. 134.

102. Welles, 13.

103. Р о l., X X I, 6, 2; L i v., X X X V II, 9, 3; Agat Ь а г с h., 86 fr. 1 6 = Athen. 527f.

104. H i о r о n, in D a n i e l, 11, 14 (Patr. Latin., X X V , 562).

105. II Macch., 3, 1. Ср. мою книгу «Der Gott der Makkabäer», c. 59.

[136]

войсками, собственной территорией, их сепаратизм никогда не исчезал. Город Сида не принял участия в экспедиции вопреки приказу Ахея идти на помощь аспендянам. Мотивами были преданность Антиоху III, врагу Ахея, и ненависть к Аспенду 106. Во время войны с Римом Фокея предложила сирийцам, что она сохранит свой нейтралитет до исхода борьбы и снова подчинится царю после его победы 107. Ионийские города, привыкшие уже при персах к повиновению, при первом удобном случае в 200 году до н. э. объявили себя независимыми и выступили как силы, способные по своему усмотрению вести войну (например, между Милетом и Приеной) и заключать мир. Они отказались подчиниться Антиоху III. Если города были не в состоянии избавиться от иноземного владычества, они стремились по крайней мере менять своих властелинов. Тит Ливий говорит но этому поводу: si non libertas servitute potior sit, tamen omni praesenti statu spem cuique novandi res suas blandiorem esse («если бы даже свобода и не была предпочтительнее рабства, то все-таки для каждого надежда на перемену своего положения приятнее всякого настоящего состояния» 108. Смирна, верность которой династии была высоко оценена около 245 года до н. э., спустя двадцать пять лет получает похвалы за ее преданность делу Аттала 109. По словам древнего историка 110, Селевку I было легко разрушить владычество Лисимаха, потому что города покинули последнего. Во время «войны Лаодики» греческие города Азии отложились и перешли к Птолемею III с кораблями, предназначенными для царского флота. Внезапно изменив позицию, те же города впоследствии примкнули к Селевку II 111. Таким образом, после каждого периода смут суверен вынужден был снова добиваться верности этих центробежных сил державы. Ведь лояльность городов была абсолютно необходимой для сохранения державы. Чтобы завоевать расположение городов, цари раздавали всякого рода обещания.

В 197 году до н. э. Митридат, полководец Антиоха III, обещал жителям города Ариканды в Лидии прощение долгов, если только они примут сторону Сирии 112. Правительство остерегалось оскорблять чувства городов. В 163 году до н. э. везир Лисий, которому угрожал другой полководец, Филипп, пошел на заключение мира с Маккавеями на весьма выгодных для них условиях. Это вызвало недоволь-

_____________

106. Pol., V, 73, 4: «. . . сидеты же, с одной стороны добиваясь благоволения Антиоха, но главным образом — из-за ненависти к аспендянам, не приняли участия в оказании помощи».

107. Pol., X X I, 6, 2: «правители фокеян, опасаясь народных волнений из-за нехватки продовольствия, а также честолюбивых замыслов сторонников Антиоха, отправили послов к Селевку... с просьбой не приближаться к городу, ибо фокеяне решили сохранять спокойствие и дожидаться исхода событий; после этого они поступят так, как потребуют (победители)». Ср. Liv., X X X V II, 12, 1 (капитуляция Абидоса).

108. L i v., X X X V , 17, 7.

109. OGIS, 228; P о 1., V·, 77, 4.

110. M e m n o n, 8. f

111. I u s t i n., X X V II, 1.

112. A g a t h а r c h., 80 f r. 10 Jne. Alhen. 5271; ср. М. Holleaux. — «Hermes», 1912, c. 481.

[137]

ство городов финикийского побережья. Лисий выступил в Итолемаиде, оправдывая заключенное соглашение, и сумел убедить и склонить на свою сторону население города 113.

Наконец, в своем стремлении обеспечить верность вольных городов цари, чувствовавшие свою слабость, или претенденты на трон домогались их симпатии, отказываясь от тех или иных царских прав. Полибий в одном месте дает сводную таблицу этих прав. Победа римлян, говорит он, освободила одни города Малой Азии от налога, другие — от царского гарнизона, а всех их — от царских предписаний 114.

§ 4. Иммунитеты. Право убежища. Суверен мог проявить свое благоволение к какому-либо городу, даруя ему полное или частичное освобождение от налогов. Такой город, по римской терминологии, становился immunis. Наиболее ранний пример этой привилегии, дарованной Селевкидами, относится к Эритрам во времена Антиоха II 115. Такой же уступки добилась Смирна от Селевка II 116. Обе милости указывают на два момента ослабления династии во время войн с Египтом; привилегия давалась крайне редко. Илион, один из самых преданных Селевкидам городов, ее не имел. При Клавдии сфабриковали фальшивку, чтобы доказать, что эта желанная привилегия существовала уже «при царе Селевке» 117. Антиох III, стремившийся восстановить суверенитет династии над азиатским побережьем, потребовал от городов уплаты налога даже с недоимками 118. Решением сената в 189 году до н. э. города, платившие налоги Антиоху, были уступлены Евмену, царю Пергама 119.

В Сирии династическая борьба начиная со 162 года до н. э. создала долгожданный повод добиваться привилегий финансового характера. Доказательством может служить история Иерусалима. Когда Ионатан Маккавей предлагал свою поддержку тому, кто дороже заплатит, Деметрий (в 152 или 151 году до н. э.) обещал евреям освобождение от налогов. В 145 году до н. э. Деметрий II, получив 300 талантов, отказался от всех налогов, а в 142 году до н. э. предоставил Иерусалиму

________

113. II Macch., 13, 25: «жители Птолемаиды были недовольны договором... Лисий взошел на трибуну, по возможности оправдывался, уговорил их, успокоил и добился благосклонности их».

114. Роl., X X I, 43, 2: «ведь все народы, жившие по сю сторону Тавра, радовались поражению Антиоха не столько потому, что ощутили себя свободными на будущее время — кто от налогов, кто от гарнизонов, а все в целом от царских предписаний, сколько из-за того,/ что избавлялись от страха перед варварами» (т. е. галатами).

115. Welles, 15. Ср. выше, примеч. 26.

116. OGIS, 228, стк. 7. Ср. выше, с. 102.

117. S u е t. С l a u (1., 25: «граждан Илиона. . . он (т. с. Клавдий) навсегда освободил от налогов, причем прочел адресованное им и написанное по-гречески письмо сената и римского парода, в котором они обещали царю Селевку свою дружбу и союз только в том случае, если он освободит от всяких повинностей их соплеменников — илионцев». Об этом апокрифическом документе ср. М. Holleaux. Rome, la Grèce et les monarchies hellénistiques, 1922, c. 46.

118. D i о d., X X V III, 15, 2; L i v., X X X V , 16, 6; A p p. Syr., 2.

119. P о l., X X I, 24, 8 = L i v., X X X V II, 35, 6; P о l., X X I, 4 6 - L i y., X X X V III, 38.

[138]

полный иммунитет. Эту привилегию впоследствии подтвердил Антиох VII.

Другим важным правом царя была возможность размещать в городах свои гарнизоны. В главе III рассматривалась роль этих военных постов в селевкидской системе управления. Насколько мне известно, не было ни одного случая отказа Селевкидов от этой царской прерогативы. Антиох III поставил гарнизоны в отвоеванных им городах Малой Азии 120. Антиох V II, признав в 141 году до н. э. все привилегии Иерусалима, в 134 году до н. э. все же стремился поставить свои гарнизоны в Иудее. Царь, наконец, мог частично ограничить свои верховные права властелина, провозглашая какой-либо город «священным и неприкосновенным».

Священное место, например алтарь божества, неприкосновенно. Именно в силу этого оно защищает от любого посягательства тех лиц, которым удалось добраться до него 121. Когда еврейский первосвященник Ония, спасаясь от Андроника, приближенного Антиоха IV, бежал в святилище в Дафне, Андроник убедил его, доверившегося клятвенному обещанию, покинуть убежище и, выманив за пределы священного участка, приказал убить 122. Солдаты проникли в храм в Антиохии, чтобы убить Клеопатру, жену Антиоха IX , по приказу ее сестры Трифены, супруги Антиоха VIII. Но так как несчастная цеплялась за статую богини, они отрубили ей руки, чтобы отделить от священного предмета, обеспечивавшего ей неприкосновенность 123.

Эти два примера достаточно хорошо показывают характер права убежища, практиковавшегося еще при Селевкидах: священные предметы переносят свою неприкосновенность на лиц, которые прикасаются к ним.

Подобный способ защиты, предоставлявшийся молящим и естественный с точки зрения греков и жителей Востока, мог создавать серьезные неудобства в условиях жизни больших держав. По греческому праву вообще запрещалось выдавать чужеземцев, которые

______

120. А р р. Sy г., 2: «когда же он (Антиох III) стал захватывать один за другим греческие города, то большинство их жителей, опасаясь захвата силой, подчинялись ему и принимали гарнизоны». Ср. L i v., X X X V , 46, 10: халкидяне отказались принять Антиоха III, прибывшего в Грецию под предлогом ее освобождения от римского владычества. По словам их представителя, «он не знает ни одного города в Греции, в котором стоял бы римский гарнизон, или который платил бы римлянам налог, или, будучи связан несправедливым договором, должен был бы подчиняться нежелательным ему условиям».

121. Об асилии в целом ср. E. Schlesinger. Die griechische Asylie. Giessen, 1933. Относительно селсвкидского права асилии см. в особенности H. Sеуrig. — «Syria», 1939, с. 35—39, и трактовку этого вопроса у Р. Herrmann. — «Anadolu», IX (1965), с. 121—138.

122. II Macch., 4, 33: «Ония удалился в неприкосновенное место — в Дафну, находящуюся вблизи Антиохии. . . тот же (Андроник), придя к Онии, коварно уверил его и, дав клятву, скрепленную рукопожатием. . . убедил выйти из убежища».

123. Iustin., X X X IX , 3, 10: «она сама (Трифона), призвав солдат, посылает их убить сестру. Поскольку они, войдя в храм, не смогли оторвать се от статуи богини, которую она обнимала, они отрубили ей руки».

[139]

бегством спаслись от наказания: выдать беглеца правосудию другого города считалось нечестивым поступком 124.

В силу всего этого защита, вытекающая из неприкосновенности священных мест, имела значение только относительно правосудия города, распоряжавшегося святилищем. Однако державы — и Афинская и Азиатская — отнюдь не считались с партикуляризмом подчиненных им городов и обязывали их выдавать беглецов по своему требованию 125. Достаточно вспомнить дело Гарпала. Имперская юрисдикция не могла спокойно терпеть безнаказанности, даруемой преследуемым ею лицам в храмах тех самых городов, которым она в принципе отказывала в праве экстерриториальности. К этому следует добавить, что святилища в Азии в отличие от простых домов греческих богов были в большинстве случаев обширными населенными огороженными участками, где беглецы могли укрываться в течение месяцев и даже лет. Уже Мермнады и Ахемениды ограничил право асилии святилищ в том смысле, что только несколько привилегированных храмов могли отказать в выдаче беглеца царскому правосудию. Крез даровал подобную привилегию Артемиде Эфесской, Кир — богине «Диане Персидской» 126 в Гиероцезарее, Дарий I — милетянам 127. В этих привилегиях, по-видимому, уточнялось, о какой именно форме применения асилии шла речь 128. Само собой разумеется, что права простого молящего, который искал убежища в священном месте, ни в какой степени не затрагивались царской регламентацией 129. Закон города Траллы от 351 года до н. э. угрожает смертью любому человеку и его семье, который обидел молящих, укрывшихся в ограде Диониса Бакхия 130.

Селевкиды продолжали практику своих предшественников. Храмы, не получившие привилегии, не были никак защищены от вторжения царских чиновников 131. Святилище Зевса в Байтокайке получило привилегию неприкосновенности только во II веке до н. э. 132

В привилегиях, дарованных Антиохом III Иерусалиму 133, ничего не говорится о привилегии асилии. И действительно, при Селевке IV Гелиодор явился, чтобы наложить руку на сокровища храма

_______

124. Ср. «Rev. de Phil.», 1937, с. 59.

125. Ср. Herod., I, 154, а для эллинистической эпохи: Pol., X X X , 9; I Macch., 15, 11.

126. Н е r о d., I, 26; Т а с. Ann., III, 62. (Имеется и виду храм богини Анаит и Гиераноле, в римское время город был переименован в Гиероцезарею; Анаит отождествлялась с Артемидой. — Примеч. отв. ред.)

127. Т а с. Ann., III, 62. Ср. В. Haussouller. Etudes, 1902, с. 268.

128. Ср. W elles, 68=O G IS, 333.

129. Речь идет о ἰχετεἰα, упоминаемой в тексте Welles, 64, ср. Welles, с. 57.

130. Michel, 804; L. Robert. — «Coll. Froehncr», I, Inscr. grecques, № 96.131 В контракте 121 г. н. э. из Дуры, формуляр которого, возможно, восходит к селевкидскому времени, предусмотрен случай бегства в святилище; ср. М. Rostovzeff. — «Yale Classical Studies», II, 1931, с. 16.

132. Welles, 70.

133. J о s. Antt., X II, 140.

[140]

Сиона 134. Только Деметрий I предложил евреям эту привилегию, но, так как его послание не было ратифицировано, иерусалимский храм никогда не пользовался этой прерогативой при Селевкидах.

В упомянутом послании Деметрия I уточняется, в чем заключалась привилегия асилии. Царь обещает, что «те, которые будут укрываться в храме Иерусалима и его ограде из-за долгов в царскую казну или любых других, будут свободны от всякого преследования, как сами, так и их имущество в пределах царства» 135. Здесь отчетливо выступает смысл права убежища. Священное место защищает несчастного, привилегия асилии дает убежище даже осужденному. Таким образом, несостоятельные должники, укрывшись в привилегированном святилище, были бы там в безопасности, даже если их кредитором был фиск. Следует отметить, что селевкидское право асилии в отличие от права Лагидов не было безусловным: в птолемеевском Египте было запрещено под страхом смерти уводить какое-либо лицо со священной территории независимо от мотива, приведшего его в пределы священной ограды 136. Вместе с тем селевкидская привилегия асилии распространяется не только на личность укрывшегося в убежище, но и на его имущество, даже расположенное вне пределов святилища. В этом отношении она напоминает охранные личные свидетельства, дававшиеся Лагидами 137.

Само собой разумеется, что Селевкиды сохранили традиционное право убежища знаменитых храмов, как, например, Артемисиона в Эфесе, и вполне вероятно, что они даровали или подтвердили такую привилегию храма Ацоллона в Дидимах 138 и т. д. Однако, судя по имеющимся в нашем распоряжении источникам, селевкидские привилегии признавали неприкосновенность следующих святилищ 139: храма Плутона в Нисе, которому эта привилегия была дарована в 281 году до н. э. Селевком I, затем подтверждена Антиохом III 140; Антиох III предоставил право асилии храму Аполлона и Артемиды в Амизоне 141; другой селевкидский правитель даровал асилию святилищу Зевса в Байтокайке 142; Деметрий I предложил эту привилегию иерусалимскому храму 143.

_________

134. II Macch., 3, 17.

135. I Macch., 10, 43: «и все, которые убегут в храм Иерусалимский и во все пределы его по причине задолженности в царскую казну и всякой другой, пусть будут свободны со всем, что принадлежит им в царстве моем».

136. Wilcken. Chresthomathie, 70. Ср. F. v. W о е s s. Das Asylwescn Acgyptens in der Ptolemaerzcit, 1923.

137. Wilcken. Urknnden d. Ptolemaerzcit, c. 104; D. S с h a f e r. — «Philologus», 1933, c. 290; cp. Cl. P r 6 a u x. — «Chronique d ’Egypt», 1935, c. 109.

138. О праве убежища в святилище Аполлона в Дидимах см. HaussoueIIier. Études, с. 268.

139. Ср. S t г а b о, XV I, 2, 6, с. 750: «Дафна. . . поселение с большой, тенистой рощей. . . в середине рощи находится священный участок с правом убежища и святилище Аполлона и Артемиды».

140. Welles, 9 и с. 262.

141. Welles, 39.

142. Welles, 70, стк. 13: ν.αι είναι τό μέν ιερόν ασυλον— «предоставить святилищу право убежища».

143. Ср. примеч. 135.

[141]

Право убежища имело религиозное происхождение, если угодно, магическое; сущность его вполне материальная: неприкосновенность передается путем распространения силы, исходящей от алтаря, идола. Соединив с помощью веревок свой акрополь с храмом Артемиды, эфесцы сумели защитить себя от Креза, использовав внушаемый богиней благоговейный страх 144. Протяженность участка также варьировалась и временами определялась по-разному 145. Жители Смирны, по-видимому, первыми в Азии добились распространения неприкосновенности их главного храма на весь город и его территорию. Около 245 года до н. э. Селевк II признал «неприкосновенность храма Стратоникиды Афродиты и священный и неприкосновенный характер Смирны» 146. Дельфийский оракул дал одновременно и обоснование, и религиозную санкцию этому новшеству. Примеру Смирны последовало несколько городов селевкидской Азии 147.

В числе их были следующие города селевкидской державы: Алабанда — около 200 года до н. э. 148; Аскалон — «священный» город со 112/11 года до н. э., «священный и неприкосновенный» со 109/08 года до н. э. 149; Библ — «священный» город со времени Антиоха I V 150; Дамаск — «священный» город при Деметрии III (99—85) 151; Эпифания-Хамат — во II веке до н. э. 152; Газа — «священный» город со 103/02 года до н. э. 153; Лаодикея в Финикии — со 122/21 года до н. э. 154; Птолемаида — «священный» город, затем «священный и неприкосновенный» 155; Росос — «священный» город около 100 года до н. э. 156; Селевкия в Пиерии —

__________

144. H e r o d., I, 20.

145. Ср. F. у. Woess. Das Asylwesen Aegyptens, 1923, с. 116.

146. OGIS, 228: τό τε Ιερόν τό τάς Άφροδίτας τάς Στρατονικίδος κυί ταμ πόλιν των [Σμυρ]ναίων ίεράν καί άσυλον εΓμεν, καθάπερ ο τε βασιλεύς έπέστελκε |καί| ά τώ Σμυρναίων πόλις άξιοι — «в соответствии с предписанием царя и просьбой города Смирны признать священными и неприкосновенными святилище Афродиты Стратоникиды и полис Смирну».

147 Претензии на эту привилегию городов, не входивших в состав державы Селевкидов, встречаются редко; с такими просьбами обращались жители Анафа (IG X II, 3, 2 54= GD, I, 5146); Делос, Кеос и Тенос (ср. R. Flaceliere. Les Aitolicns a Delphes, 1937); Дельфы. Holleaux. — ВСН, 1930, с. 39); Халкедон (SEG, IV, 720).

148. OGIS, 234. Заметим, что в этой дельфийской надписи говорится о признании права асилии алабандийцев амфиктионами, но нет речи о том, что Антиох III, прославляемый в этом документе, предоставил эту привилегию Алабанде. В связи с этим вспомним, что ни Антиох III, ни другие цари не признали привилегии асилии, о которой просила Магнесия на Меандре (Wеllеs, с. 147).

149. G. F. Нill. — ВМС, Palaestina 1914, с. LIV; Р. Herrmann; - «Anadolu», IX (1965), с. 118—139.

150. Монеты с финикийской легендой: «священный Библ»; В а b с 1 о п, 671.

151. Монеты: Δημητριέων της ίεράς. Ср. В. V. Н е a d. Historia numorum2,1911, с. 785.

152. Ср. G. Macdonald. Greek Coins in the Hunterian Collection, III, 1905, c. 198.

153. G. F. Hili. Palaestina, 1914, c. 143.

154. P. Roussel. — BCH, 1911, C. 434: ο δήμος δ Λαοδικέων των έν Φοινίκη της ίεράς καί ασύλου (110/09 г. до и. Э.).

155. S е у r i g .— RN, 1962, c. 26. Город стал «неприкосновенным», вероятно, в 126/25 г. до н. э. — Srig, с. 29.

156. Монеты с надписью 'Ρωσεων ίεράς предшествуют монетам с надписью 'Ρωσέων της ίεράς καί ασύλου.

[142]

«священный» город начиная примерно со 150 года до н. э., получила привилегию асилии в 139/38 году до н. э. 157; Сидон — «божественный» начиная со 133 года до н. э., «священный» не позднее 122/21 года до н. э., «священный и неприкосновенный» со 121/20 года до н. э. 158; Смирна — с 245 года до н. э.; Теос — в 204 или 203 году до н. э. 159; Тир стал «священным и неприкосновенным» в 141/40 году до н. э., во время войны между Трифоном и Деметрием II 160; Ксанф был «посвящен» богам при Антиохе III 161.

В вышеприведенный список включены лишь те города, для которых должным образом засвидетельствовано существование этой селевкидской привилегии. Здесь нет, например, Милета, хотя в высшей степени вероятно, что цари Сирии около конца III века до н. э. удовлетворили просьбу милетян о признании за ними права асилии 162.

Н а бронзовых монетах некоторых городов Сирии и Киликии читается почетный титул «священный и неприкосновенный». Большинство этих монет относится к позднему периоду. Например, в Апамее этот титул появляется на монетах чекана 75 года до н. э. 163. Монеты других городов — Триполиса (начиная со 112/11 года до н. э.), Лаодикеи и т. д., имеющие дополнительный эпитет «автономный», следует отнести к периоду независимости 164. Поэтому в приведенный выше перечень из городов этой категории включены только Росос и Эпифания 165 (может быть, напрасно).

Титул «священный и неприкосновенный» достаточно ясен. Он означает, что на всю территорию города распространяется привилегия асилии, предоставленная его святилищу. Другими словами, эта привилегия возвращает городу хотя бы частично экстерриториальность в вопросах юрисдикции, которой он лишился в результате подчинения царю. Царские чиновники отныне не могли заставить исполнить там судебный приговор, вынесенный в другом месте. Если судить по привилегиям, дарованным Лагидами египетским храмам, то эта привилегия, возможно, имела результатом полный иммунитет города: царские чиновники не должны были впредь ни судить там, ни прибегать к какому бы то ни было принуждению.

Но если всмотреться внимательно в вышеприведенный список получивших привилегию городов, видно, что две составные части титула «священный» и «неприкосновенный» не являются единым це-

_______

157. Newell у Welles, с. 292, примеч. 3; H. S e у г i g. Notes on Syrian Coins, 1950, c. 21.

158. R o u v i e r. — «Journ. intern, archčol. numism.». Вып. V, № 1262( = B a b e l o n, 1174): Σιδώνος θεάς (180 г. селевкидской эры); R о u v i e r, там же, № 1272 ( = B a b e l o n, 1352): Σιδω — ιερ, ασυ (151 г. селевкидской эры).

159. Р. H e r r m a n n. — «Anadolu», IX (1965), c. 42, 97.

160. H. S e y r i g. Notes on Syrian Coins, 1950, с. 19; он же. — «Syria»,1951, с. 228.

161. См. ниже, примеч. 187.

162. Syll 3, 590.

163. H. S e у r i g. — «Syria», 1939, с. 35, примеч. 3.

164. При сирийском владычестве город Мопсуеста назывался Селевкией. Титул «священная и неприкосновенная» появляется только на тех монетах, где город называется древним именем.

165. H. S e у r i g. — «Syria», 1939, с. 39, примеч. 1.

[143]

лым. Любой город, обладавший правом убежища, был обязательно «священным», но Библ или Дамаск остаются «священными» городами, не будучи в то же время «неприкосновенными». Эпитет «священный» или в случае с Сидоном «божественный» являлся в некоторой степени чисто почетным в духе семитических традиций. Этим эпитетом именуют себя Библ и Сидон в финикийской легенде своих монет. Но если Аскалон, Сидон и даже чисто греческий город Селевкия в Пиерии называют себя вначале «священными», а затем «священными и неприкосновенными», можно предположить, что эти два термина скорее соответствуют двум различным юридическим состояниям 166.

Это в некоторой степени подтверждается двумя сулевкидскими документами. В неоднократно упоминавшемся выше письме Деметрия I ясно различаются право убежища, даруемое иерусалимскому храму, и характер священного города, предоставляемый этим же документом Иерусалиму: «Иерусалим вместе со своей округой будет священным и свободным от десятинных сборов и других налогов» 167. Надпись на воротах города Ксанфа в Ликии гласит: «Великий царь Антиох ввиду своего родства с Латоной, Аполлоном и Артемидой посвятил им город» 168. В 197 году до н. э. Антиох III завоевал Ликию, подчинявшуюся прежде Лагидам. Он посвятил город Ксанф богам покровителям ликийцев; эти боги одновременно были богами его династии. Точно так же Александр приказал эфесянам уплатить богине Артемиде налог, следуемый персам 169. В самом деле, доходы с посвященной богам территории по праву принадлежали священной казне 170. Но в привилегии, дарованной Антиохом III городу Теосу, к формуле «священный и неприкосновенный» недвусмысленно добавлено «освобожденный от налогов». То же различие обнаруживается в привилегии, предоставленной Деметрием I Иерусалиму 171. Возможно, следует подумать о другом — и еще более значительном — преимуществе «посвящения» города непосредственного подчинения: уступка божеству не могла быть отменена. Как видно из одного птолемеевского документа, подчиненные города Малой Азии

_________

166. Заметим, что Кизик в одном дельфийском оракуле провозглашается только «священным» (Michel, 8 5 2 = Syll 3, 1158).

167. I Macch., 10, 31 (ср. выше, примеч. 79 к гл. IV).

168. OGIS, 764 = ТА М , И, 266: Βασιλεύς μέγας Ά ντίοχος άφιέρωσεν την πόλιν τηι Λητώι καί τώι Άπόλλω νι καί τηι Ά ρ τέμ ιδ ι διά την προς αυτούς συνάπτουσαν συνγένειαν.

169. Arrian, I, 17.

170. Ср., например, межевые знаки·7доменов Афродиты Страгоникиды (Michel, 809): τέμενος ιερόν Αφροδίτης Στρατονικίδος [έ|ξ ού ή δεκάτη καί τό παραπεπραμένον από των πλέθρων κατατάσσετ(α)ι εις τ[άς ίε]ρά|ς] προσόδους — «священный участок Афродиты Стратоникиды, с которого десятина и то, что дополнительно продается с земельных участков, причисляются к священным доходам», и акт признания римлянами Теоса священным городом (S y ll3, 601 = Michel, 51): κρίνομεν είναι την πόλιν καί τήν χώραν ίεράν, καθώς καί νυν έστιν, καί ασυλον καί αφορολόγητον άπό του δήμου των ’ Ρωμαίων — «мы постановляем, чтобы полис и хора были впредь, как и до сих пор, священными, неприкосновенными и свободными от налогов римскому народу».

171. О Теосе см. P. Herrmann. — «Anadolu», IX (1965), с. 138; о Иерусалиме — I Macch., 10, 31.

[144]

жили в страхе, как бы сюзерен не уступил их «тирану» 172, будь то кондотьер 173, придворный или царская наложница. Последнее случилось с Тарсом и Маллом при Антиохе IV 174.

Царь мог предоставить такие привилегии по своему усмотрению, без учета религиозного характера города. Селевк II отказался в пользу арадян от своего права требовать выдачи преступников 175. Они «могли принимать беглецов из царства, не будучи обязанными их выдавать. Эти беженцы только не должны были покидать города без царского разрешения». На основе этого Арад, по словам Страбона, предоставил убежище нескольким впавшим в немилость влиятельным лицам, которые были за это признательны, и город в результате этой привилегии обогатился. Замечание Страбона подтверждает к тому же высказанное выше мнение, что право религиозного убежища при Селевкидах не было абсолютным. Из этой привилегии, по-видимому, исключались государственные преступления. В противном случае в дарованной арадянам привилегии не было бы ничего особенного.

Однако провозглашение города «священным и неприкосновенным» было более чем административным актом Селевкидов. Поскольку это было событие, связанное с религией, оно имело вселенский характер. Селевк II попросил «царей, династов, города и народы» признать асилию Смирны 176. Магнесия и Теос отправляли посольства во все области греческого мира, от Персидского залива до Итаки и вплоть до Рима, чтобы получить признание своей новой привилегии. В чем заключалось значение этого акта?

Распространенная теория видит в нем средство гарантировать нейтралитет какого-либо города 177. Но ни сами боги, ни их храмы никогда не оставались «нейтральными», а покорялись победителю. Артемида Эфесская или Аполлон в Дидимах не отказывали в изъявлении своей покорности ни одному завоевателю. Другие полагают, что объявление города священным освобождало его от военных действий 178. Однако Смирна, только что провозглашенная «священной и неприкосновенной», приняла участие в «войне Лаодики» 179, а Ми-

_______

172. М. Woerrle.— «Chiron», V III (1978), с. 202 (Тельмесс в 279 г. до н. э.).

173. Так, например, Олимпих в Миласе: ВЕ, 1970, 549. Ср. А. М а s t г о с i n q u e. La Caria et la Ionia meridionale in epoca ellenistica, 1979, Index s.v .; H a t t o H. S c h m i t t . Untersuchungen zur Geschichte Antiochos des Grossen, 1964, c. 242.

174. II Macch. 4 30.

175. S t г a b о, XVI, 2, 14, c. 754 (см. примеч. 50).

176. O G IS, 228, ctk . 2, 12 (примеч. 146); O G IS, 229, ctk . 11: . . .εγραψεν δέ καί προς τους βασιλείς καί τους δυνάστας καί τάς πόλεις καί τά έθνη άξιώσας άποδέξασθαι τό τε ιερόν της Στρατονίκιδος ’Αφροδίτης »άσυλον είναι καί την πόλιν ήμών ίεράν καί άσυλον — «(Селовк II) обратился с посланиями к царям, династам, городам и народам с просьбой признать асилию святилища Афродиты Стратоникиды, а город наш — священным и неприкосновенным». О термине έθνος см. ниже, с. 153.

177. H. U s е n е r. — «Rheinisches Museum», 1874, с. 38, но см. TI. S е у г i g и Р. Herrmann (см. выше, примеч. 121).

178. W. W. Tarn. Hellenistic Civilisation, 1930, с. 76.

179. См. OGIS, 229.

[145]

лет, получивший тот же титул, оказался вовлеченным в войну с Магнесией 180. Кроме того, самым убедительным аргументом против этого мнения является то, что относящиеся к асилии документы никогда, насколько мне известно, не учитывают возможности конфликта, в который мог бы быть вовлечен священный город 181.

Приводимое у Диодора свидетельство Мегасфена разъясняет политический смысл провозглашения города священным. В то время как у греков, говорит посол Селевка I, вражеские армии опустошают сельские местности, в Индии земледельцы не претерпевают никакого ущерба от воинов, которые считаются с тем, что они «священны и неприкосновенны» 182.

Таким же было положение «не принимающих участия в боевых действиях» (non-combattants) в европейском праве XIX века. Декреты, дарующие привилегию асилии тому или иному городу, дают ему тем самым статус «не участвующих в боевых действиях» (non-combattants).

Именно поэтому в них не предусматривается случай военного конфликта между «священным» городом и государством, признавшим за ним это качество. Городу, получившему право убежища, скорее гарантируется освобождение от насильственных действий в мирное время. Те, кто признает это право, обязуются запретить морской разбой против «священного» города, отказаться в его пользу от притязаний захвата или увода лиц и имущества, находящихся на территории, посвященной богу 183. Известно, что греческий обычай допускал подобные действия на основании узаконенных репрессалий — то, что называли συλἄν или ῥυσιάζειν. Предоставление асилии означало отказ от этого права. Царь, властелин «священного и неприкосновенного» города, отказывался в его пользу от своего права требовать выдачи преступника; другие города отступались от своего права на репрессалии в случае ущерба, причиненного их гражданам жителями «священного и неприкосновенного» города. Таким образом, последний пользовался юридическим иммунитетом, который гарантировал его жителям, по крайней мере в мирное время, редкую и завидную безопасность.

_________

180. Syll3, 633.

181. Римляне в 193 г. до н. э. ставили в вину сирийцам убийство римских солдат, находившихся на Делосе, но отнюдь не оккупацию священного острова. L i v., X X X V , 51.

182. D i о d., II, 36, 6: «у всех других людей враги, опустошая землю, разрушают насаждения, у них же, поскольку земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они в полной безопасности возделывают землю вблизи места боевых действий». Ср. D i о d., II, 40.

183. Ср., например, S y ll3, 563: καί μηΟένα Λίτωλών μηδέ των έν Αίτα>λίαι κατοικεόντων άγειν Τηίους μηδέ τούς έν Τέωι κατοικέοντας. . . άλλα τάν ασφάλειαν καί ασυλίαν ειμ εν αύτοΤς τά άπ* Αίτωλών καί των εν Λίτωλίαι κατοικεόντων — «и пусть никто из этолян или живущих в Этолии не захватывает ни гражданина, ни жителя Теоса. . . да будет им безопасность и неприкосновенность со стороны этолян и живущих в Этолии». Ср. E. Schlesinger. Die Griechische Asylie. Giessen, 1933, с. 28.

[146]

Цитируется по изд.: Бикерман Б. Государство Селевкидов. М., 1985, с. 124-146.