Италия и папство в XI веке

Политическая история Италии XI—XII веков характеризуется обострением классовой борьбы в городах, феодальными усобицами различных фракций господствующего класса, а также вмешательством в судьбы Италии иноземцев. Если на юге страны укрепились норманны, то север продолжал подвергаться нашествиям германских феодалов во главе с императорами. Каждый новый германский король совершал поход в Рим за императорской короной. Эти походы превращались в грабительские экспедиции. Вместе с тем в этот период усиливается папство, вступающее в борьбу с империей. Отдельные итальянские города, феодалы и вальвассоры поддерживали то империю, то папство, и внутри страны создавалась очень сложная политическая обстановка.

В XI веке германские императоры опирались в Италии преимущественно на мелких феодалов, вальвассоров, а не на епископов, могущество которых пугало императоров.

При Генрихе III (1039—1056) авторитет императорской власти чрезвычайно возрос. Генрих самовластно назначал римских пап из числа немецких епископов и своих приближенных.

В XI веке широко распространилось движение за реформу католической церкви, которое сильно ослабило империю и возвысило папство.

Феодализация католической церкви достигла к середине XI века значительных успехов, церковь подверглась «обмирщению». Епископы, настоятели монастырей, покупавшие свои должности, были часто светскими феодалами и рыцарями. Все в церкви продавалось: должности, церковные здания, монастыри, земля и т. д. Невежественное духовенство, утопающее в роскоши и разврате» не могло справляться со своей основной задачей — быть идеологическим орудием угнетения масс. Между тем в условиях феодальной раздробленности, слабости государственного аппарата класс феодалов в целом был заинтересован в усилении влияния церкви на народные массы.

Наиболее дальновидные представители господствующего класса чувствовали необходимость реформы, имевшей целью прежде всего укрепление церковной дисциплины и централизацию церкви. Движение за реформу развернулось в Восточной Франции, в Клюний- ском аббатстве. Реформа нашла сторонников и в Италии среди части монашества, городской бедноты, страдавшей от церковных поборов и богатой жизни прелатов. В ряде случаев к реформе примкнуло купечество, мелкие рыцари, завидовавшие церковным богатствам и стремившиеся к ослаблению власти епископов.

Сторонники реформы выдвинули требования борьбы против симонии (продажности церковных должностей), настаивали на целибате (безбрачии духовенства), ввели в монастырях суровые аскетические уставы, устраивали монастырские школы.

Некоторые возлагали проведение реформы на союз императорской и папской власти. Но наиболее решительные и крайние сторонники реформы противопоставляли духовную власть светской, императорской и пытались использовать реформу в теократических целях. Выразителем этих настроений был клюнийский монах Гильдебранд, с конца 50-х годов бывший главным советником ряда пап.

В 1059 году на Латеранском соборе, по настоянию Гильдебранда и его ставленника папы Николая II, было принято решение о том, что папы должны избираться коллегией кардиналов 1, а не назначаться императорами.

Участники собора должны были дать клятву в том, что они будут бороться с симонистами и женатыми священниками. На нарушителя этого постановления налагалась суровая анафема: еда будет дом его пуст, да сделаются дети его сиротами, его жена вдовою, да будут изгнаны он и его сыновья, да будут они принуждены выпрашивать свой хлеб» и т. д.

В итальянских городах началась борьба между сторонниками реформы — ремесленниками, монахами, отчасти купечеством, вальвассорами, и ее противниками — богатым духовенством и частью феодалов. В Брешии был убит епископ антисимонист и в ряде городов (Кремоне, Пьяченце и др.) это вызвало беспорядки. Стало развертываться движение патаренов, выражавшее протест масс против богатого духовенства. Папство стремилось использовать патарию в своих интересах для ослабления независимости епископов и тех феодалов, которые путем симонии держали в своих руках церковные доходы.

Гильдебранд был послан легатом в Милан; папа Александр II рекомендовал вождю патаренов Эрлембальду «скорпионами бичевать» испорченное миланское духовенство.

В 1073 году папой стал сам Гильдебранд под именем Григория VII.

Этот человек невзрачной наружности поражал современников неукротимой энергией, фанатизмом и яростью, с которой он обрушивался на врагов. Его цель заключалась в том, чтобы подчинить весь мир и всех светских владык римской церкви, создать теократическое государство с верховной властью римского первосвященника. «Не настолько золото ценнее свинца, насколько власть священническая выше царской». Римская церковь может «...со-образно с заслугами каждого человека, давать и отнимать империи, королевства, княжества, маркизаты, герцогства, графства, и все, чем могут владеть люди»,—писал Григорий. Все светские владыки, по мнению Григория, должны были быть вассалами папы.

Несбыточные идеи всемирного господства сочетались у Григория с реалистической политикой централизации церкви и борьбы за осуществление реформы. Кроме того, Григорий стремился укрепить материальную базу папства. Большие доходы приносили упорядоченный сбор десятины, средства от поместий, патронат над монастырями и светскими владениями. Папа содержал армию, которая очищала территорию Папской области от «дьявольских тиранов» (светских феодалов). Вассалами папы были король Арагона, герцог Апулии и Калабрии Роберт Гвискар; взносы в папскую курию платили короли Англии, Польши, Дании. Всюду Григорий VII рассылал своих легатов, которые оказывали влияние на выборы духовенства и осуществляли церковную реформу.

Это укрепление папства было возможно в период ослабления королевской власти в Германии, наступившего после смерти Генриха III, в период малолетства его сына Генриха IV. Но готовилась решительная борьба, и Григорий заручился союзниками. Прежде всего это были патарены, движение которых папство использовало в своих целях; также было заключено соглашение с южно-итальянскими норманнами. Значительная часть монашества встала на сторону папства; поддерживали папу некоторые светские феодалы, в частности маркграфиня Матильда Тосканская, крупнейшая собственница Средней Италии. Матильда подарила Григорию VII Тосканское маркграфство (имперский лен), что обострило отношения папы с королями. Вне Италии, в Германии, политика Григория VII встречала сочувствие у светских князей, стремившихся к ослаблению центральной власти.

Теократические стремления папства угрожали могуществу империи. Спор разгорелся из-за права инвеституры 2, то есть по существу из-за права назначения высшего духовенства. Без подчинения епископов папство не могло создать церковную централизацию и осуществить реформу; с другой стороны, немецкие епископы, которых император назначал и смещал, были мощной опорой империи в борьбе со светскими феодалами, а епископские земли приносили большой доход имперской казне. Спор между империей и папством был по существу борьбой внутри феодального класса за власть и материальные средства, но в нее включились широкие массы городского населения, бедноты, использовавшие эту вражду в своих интересах.

На созванном в 1075 году соборе духовенства в Риме была запрещена светская инвеститура, у германских государей и князей было отнято право назначения епископов.

Король Генрих IV, укрепив свою власть в Германии, начал борьбу с папством. Он продолжал смещать и назначать епископов не только в Германии, но и в Италии (Фермо, Сполето). Григорий пригрозил королю церковным отлучением; тогда Генрих IV созвал германское духовенство на собор в Вормсе (1076), где Григорий был объявлен лишенным папского престола. Послание папе заканчивалось словами: «Я, Генрих, король божьей милостью, говорю тебе вместе со всеми нашими епископами: ступай вон!».

В свою очередь в Риме собрался собор итальянского и французского духовенства, провозгласивший отлучение Генриха IV от церкви. В булле Григорий VII писал: «Я лишаю короля Генриха который в неслыханной дерзости восстал против церкви, управления Германией и Италией; всех христиан от клятвы верности, которую они дали или дадут ему, разрешаю, и служить ему, как королю, запрещаю». Немецкие феодалы, стремясь к ослаблению королевской власти, низложили Генриха IV с престола. Последнему пришлось искать примирения с папой. С небольшой свитой зимой 1077 года Генрих IV переправился через Альпы и добрался до замка Каносса, где находился Григорий VII. Согласно легенде (составленной приверженцами папы) король в одежде кающегося грешника, босой, на снегу простоял три дня под стенами замка. Наконец Григорий впустил Генриха. Простершись ниц перед папой, король вымолил себе прощение; отлучение с него было снято. Генрих быстро использовал папское прощение в своих интересах. Вернувшись в Германию, он возобновил борьбу с папой, назначил нового анти-папу, в то время как Григорий VII поддерживал противника Генриха на германский престол.

В 1084 года Генрих снова отправился в Италию, занял часть Рима и получил императорскую корону от «своего» папы. Между тем Григорий заперся в замке св. Ангела 3; на улицах происходили ожесточенные схватки римлян с немцами. Тогда на помощь папе двинулись с юга норманны вместе с арабскими отрядами. Они вошли в Рим и подвергли город ужасному разорению. После этого Григорий VII уехал с норманнами на юг, где вскоре умер.

Борьба за инвеституру продолжалась и после его смерти. Наконец, в 1122 году между империей и папством был заключен Вормский конкордат. Инвеститура была разделена на светскую и духовную. Выборы епископа производились духовенством; в Германии на них присутствовал император или его посол, которые могли вмешаться в выборы. После выборов посол императора вручал избраннику скипетр (светская инвеститура) с передачей феода, а представитель папы — кольцо и посох (духовная инвеститура). В Италии император не мог вмешиваться в выборы, и духовная инвеститура здесь предшествовала светской.

Конкордат был компромиссом и не решал спора. Он положил известный предел торговле церковными должностями и усилил влияние папства на епископат, но в Германии епископы, получая лен от императора, оставались его вассалами. На практике вопрос о назначении духовенства решался реальным соотношением сил в каждый данный момент в каждой стране.

Цитируется по изд.: Очерки истории Италии. 476-1918 годы. Пособие для учителей. М., 1959, с. 37-41.

Примечания

1.  Высшие (после папы) духовные сановники в католической церкви.

2.  Церковная инвеститура — не только передача епископу земельных владений, но и утверждение его в духовном сане.

 3. Замок св. Ангела — римская гробница императора Адриана, превращенная папами в крепость.

Рубрика: