Персия, Афганистан и Белуджистан: история исследований [XIX век]
Персия, Афганистан и Белуджистан 1
Русская экспансия в Азии, следствием которой явилось исследование Туркестанской низменности и северных окраин Ирана и Афганистана, косвенно повела также ко многим ранним экспедициям в эти страны со стороны Индии. Главные мотивы были политическими и проистекали от страха перед Россией, но именно ввиду этой боязни английские государственные деятели Индии
__________
1. В книге Керзона «Персия и персидский вопрос» (Persia and Persian Question, 1892) приведен полный список путешественников по Персии до 1892 г. Интересен также список использованных источников для составления им карты Персии. В этой главе использованы также две книги Холдича «Индийская окраина» (The Indian Borderland, 1901) и «Ворота Индии» (The Gates of India, 1910). В этой последней работе дается полное описание похождений Массона. — Прим. автора.
[306]
стремились как можно лучше изучить территорию, отделявшую их от предполагаемого врага.
Результатом двух миссий Малколма, предпринятых в 1800 и 1810 годы, явилась книга по истории Ирана, служившая авторитетным пособием почти целых сто лет. Спутником Малколма был Дж. М. Киннер, много путешествовавший по Ирану, Курдистану, Армении и Малой Азии и написавший «Географический обзор Персидской империи». Другим политическим представителем был Дж. Дж. Морьер, в 1808—1809 и вновь между 1810—1816 годами объехавший большие области северного Ирана и Армении.
Пока таким образом шло изучение Персии, Элфинстон получил поручение выехать в Афганистан. Он добрался только до Пешавара, но сумел собрать много ценных сведений, а его помощник Макартни тщательно обследовал местность на север от Сулеймановых гор вплоть до самого Пешавара. Отправленная два года спустя, в 1810 г., экспедиция Кристи и Поттинджера увенчалась ббльшим успехом. Переодетые торговцами лошадьми, они вышли из Сонмиани на побережье Белуджистана и, пройдя через Бела и Келат, достигли Нушки, где и разошлись. Кристи пошел северным путем, добрался через долину Гильменда до Герата, а оттуда повернул на запад в Иран, куда и прибыл через Йезд в Исфахан. Поттинджер прошел к югу от Сеистанской котловины, двинулся через Керман и встретился с Кристи в Исфахане. Эти путешествия дали многсе для раскрытия основ географической структуры восточного Ирана и западного Афганистана.
В 1821 и следующих годах много путешествовал по лежащим к югу от Каспийского моря районам Персии Дж. Б. Фрейзер, а в 1830 г. Конолли прошел из Тебриза в Герат, а затем пересек Афганистан до Кандагара и через Боланский проход вступил на территорию Индии. Другое замечательное достижение принадлежит американцу Массону 1. Из Тбилиси он прошел в Тебриз и Тегеран, оттуда—в Решт на Каспийском море и, наконец, через Мешед попал в Герат. Из Герата он пошел в Кандагар, вступил в Синд и по пути в Пешавар собрал материал о долине Инда. «Достигнув Пешавара, — читаем мы далее в описании его путешествия,—Массой, по-видимому, провел значительный срок в скитаниях между Пешаваром, Газни, Джалалабадом, Кабулом и Кандагаром». После этого Массой вступил на территорию Пенджаба, прошел в Лахор и вновь собрал много полезных сведений. Оттуда он двинулся через Мультан в Карачи, сел на корабль, отправился в Маскат и в 1830 г. прибыл, наконец, в Бушир. Здесь он написал подробное и полное ценных сведений сообщение о своем путешествии и передал его английскому дипломатиче-
_______
1. См. авторское примечание на предыдущей странице. — Прим. ред.
[307]
скому представителю Вильсону, который, в свою очередь, препроводил его в Бомбей. Но на этом карьера Массона далеко не кончилась: он вернулся сначала в Белуджистан, а потом в Афганистан, где и прожил около семи лет.
«Как исследователь Массой представляет собой совершенный уникум. Никто не проделал столько, сколько он; но из-за применявшейся всеми исследователями в те дни весьма мало удовлетворительной методики географических наблюдений нельзя сказать, что его вклад в точную географическую науку сколько- либо соизмерим с его совершенно исключительной наблюдательностью и поразительным трудолюбием» (Xолдич).
В этот период политического проникновения в Западную Азию Муркрофт, уже до того проделавший ценную работу в Гималаях, отправился для покупки лошадей в Бухару. Он провел два года в Ладахе, откуда, в конце концов, прошел в Кабул, а оттуда — в Бухару. На обратном пути в Герат он умер, но перед смертью успел послать в Индию свое донесение о деятельности русских 1. За ним последовали Александр Берне и Джемс Джерард, которые, также переодетые и инкогнито, проделали путешествие от Кабула до Бухары (1832). Джерард вернулся через Герат и Кандагар. Берне, получив назначение на пост торгового агента в Афганистане, вернулся в 1835 году в Кабул 2. Его спутник Джон Вуд исследовал реку Кабул, перешел через хребет Гиндукуш и совершил путешествие вверх по Аму-Дарье до одного из ее истоков. Ему удалось собрать много ценного материала о стране и о кочевниках-киргизах.
Вскоре после этого вспыхнула первая война между Афганистаном и Индией. Шедший с английской армией Дж. С. Бродфут обследовал новый маршрут от реки Инда до Газни через Дера-Измаил-Хан. Как раз в это время Дж. Аббот из Герата через Мары добрался до Хивы, а Стоддарт и Конолли проникли в Бухару, где были оба убиты. На этом исследование Ирана в военно-политической форме заканчивается. Через несколько лет оно возобновилось, но уже в другой форме.
Середина XIX века занята несколькими крупными путешествиями и началом съемки турецко-иранской границы от горы Арарат до Персидского залива. Выдающийся русский офицер Ханыков намного обогатил географию северного Ирана своими исследованиями в 1858—1859 годы, когда члены экспедиции изучили очень
_________
1. Все это значит, что Муркрофт был не географом и не лошадиным барышником, а английским шпионом, как и ряд перечисленных ниже на этой странице путешественников. — Прим. ред.
2. «Путешествие в Бухару» Бернса переведено в 1848 г. на русский язык (тт. 1—111).—Прим. ред.
[308]
большую территорию и произвели астрономические определения свыше ста точек 1. В это же время русский ученый Абих сосредоточил свое внимание на северо-западной границе Ирана, тогда как английский консул в Диярбекире Дж. Б. Тейлор сделал крупные открытия в районе верховий Тигра и Евфрата и впервые описал главный исток Тигра. В 1866 г. он возобновил свои путешествия и сделал новые открытия в районе озера Ван.
В Иране капитан Ч. Кларк между 1857 и 1859 гг. совершил два путешествия из Тегерана—одно в Герат и другое в Бушир. Десятилетием раньше Феррьер выехал из Герата в Индию, намереваясь попасть в нее через Балх и Кабул, но, не будучи в состоянии проникнуть в нее этим путем, прошел через область Хазару, к западу от Кабула, и достиг Гура. Из Гура он был выслан обратно, но получил по крайней мере то удовлетворение, что первым исследовал до того не известную область Афганистана.
Пробывшая в 1870—1872 годы в Иране политическая миссия генерал-майора Голдсмида знаменует собой начало новой фазы в исследовании Ирана. Она была первой из столь обогативших географическую науку пограничных комиссий нашего времени. На эту миссию было возложено две задачи: установить границу в Сеистане между Ираном и Афганистаном и произвести демаркацию иранско-мекранской границы 2. Помимо выполнения своего прямого задания, экспедиция собрала большой материал по Ирану. Майор Юан Смит пересек страну от Каспийского моря до Гвадара и исследовал также Сеистанскую котловину. Майор Сент-Джон изучил южный район между Ширазом и Гвадаром, а майор Б. Ловетт занялся пограничными с Мекраном областями. Оценивая общие результаты работы, Сент-Джон писал:
«Путешествия Ханыкова произвели переворот в господствовавших до него представлениях относительно орографии Восточной Персии. Съемки, произведенные майором Ловеттом и мною, сыграли аналогичную роль для Южной Персии. Первое путешествие майора Ловетта 1870—1874 гг. выявило факт существования в Белуджистане, примерно в 100 милях от побережья, водораздела, отделяющего Гильмендскую долину от бассейна, имеющего сток к океану, а также странное отклонение на юго-запад осей горных цепей южнее Бампура. На следующий год нам удалось доказать, что плато к западу от Сеистана без всякого разрыва переходит [в горы к югу от него]... далее на западе
_______
1. Речь идет о так называемой Хорасанской экспедиции Русского географического общества во главе с Н. В. Ханыковым. Работы этой выдающейся по своим результатам экспедиции были в свое время опубликованы.— Прим. ред.
2. Мекран—южная, приморская часть Белуджистана.—Прим. ред.
[309]
мы нашли и нанесли на карту большой Ханыковский центральный хребет к западу от Йезда вплоть до широты 27°30' на юг; мы обнаружили также, что другие, менее крупные горные цепи между Керманом и Ширазом тянутся в том же общем направлении. Я уже ранее обнаружил, что этот параллелизм типичен для горных цепей вдоль всех дорог, ведущих из Бушира в Шираз и оттуда в Исфахан».
В следующее за работой этой миссии десятилетие в Иране работал ряд важных экспедиций. В 1873 году полковник В. Бейкер и лейтенант Гилл исследовали совершенно новую местность к северу от Мешхеда и в районе истоков реки Атрек. В 1874 году Нэпир посетил часть гор Эльбурс, а Титце взобрался на пик Демавенд. В 1875 г. Мак-Грегор направился было из Бушира в Герат, но, не доезжая четырех миль до города, был остановлен афганцами, которые заставили его повернуть обратно 1. В 1877 г. служащий управления телеграфной линии Персидского залива Флойер проник в неисследованную область Башакирд, позади Джаска, а в 1875—1879 гг. Шиндлер много путешествовал по Южному Ирану. В 1881—1882 гг. Ловетт сделал маршрутную съемку дороги вдоль хребта Эльбурс в Северном Иране на территории от Астрабада на востоке до Тегерана на западе.
Тем временем сильно продвинулось также изучение и Белуджистана и Афганистана. В 1876 г. полковник Макгрегор выступил с заявлением, что никто так и не узнал ничего нового об Афганистане с 1842 г. Это отставание было ликвидировано топографами, сопровождавшими английскую армию во время вспыхнувшей в 1878 г. англо-афганской войны. Интенсивному изучению подверглась область между Боланским и Хайберским проходами, а в 1881 г. разведочные партии были посланы в Вазиристан. На этом поприще и начал Т. Г. Холдич свою долгую и выдающуюся карьеру на северо-западной границе Индии. В 1883 г. он вновь вернулся в Белуджистан, а в следующем году принял участие в работе уже упоминавшейся нами выше русско-афганской комиссии по демаркации границы. В 1889 г. он был вновь вызван в Белуджистан, где произвел съемку долины Шоб (Zhob), а также произвел исследования Мекрана и граничащей с ним полосы Ирана. Персидско-белуджистанская пограничная комиссия, топографические отряды, производившие на местности работы, предусмотренные так называемым Дюрандовым соглашением 1893 г., так же как Памирская разграничительная комиссия 1895 г., — все работали под его руководством, и когда он ушел с границы, «вряд ли остался уголок доступной земли,
______
1. Его работы дважды переводились на русский язык. Мак-Грегор, «Хоросан. Путешествие по северо-восточным провинциям Персии» (1882) и «Хоросан. Путешествие по восточной Персии» (1886).—Прим. ред.
[310]
где бы он сам не побывал» 1. Благодаря как его личным усилиям, так и работе подчиненных ему топографических отрядов, большие районы Афганистана и Белуджистана, так же как и по индийской стороне границы, вошли в число основательно изученных стран мира.
Вновь возвращаясь к Ирану, мы должны отметить, что со времени перехода Ловетта через горы Эльбурс были сделаны значительные успехи в изучении страны. В 1884 г. на юго-западе много путешествовал Белл, а английский консул в Мешхеде Йейт собрал новые общие сведения по Сеистану. В западной Персии в 1889 г. Линч проехал через Луристан, Воэн в 1887— 1888 годы совершил поездку внутрь страны от порта Линга на Персидском заливе почти до Каспийского моря и проделал в некоторых отношениях сходное путешествие в 1890—1891 гг. Сойер изучил в 1890 г. очень большую, до того не известную область в Бахтиарии, а Монселл и П. Галланд исследовали часть Курдистана.
Однакоже во всем новом периоде исследования Ирана четко выделяются три имени. В 1889—1891 годы Иран посетила французская научная экспедиция во главе с де-Морганом. Хотя ее интересы и не лежали в области одной географии, она собрала много материала по той части Северного Ирана, что лежит к югу от Каспийского моря, и по Курдистану. В этой же области в годы, последовавшие за 1895, ценнейшие дополнительные путешествия совершил А. Ф. Сталь. В результате своих путешествий по обширным пространствам он собрал не только большой геологический материал, но и множество топографических деталей для карт.
Среди наиболее крупных исследователей фигурирует Перси Сайке. В Иране он прожил более двадцати лет, и, не считая его поездок во время мировой войны 1914—1918 годов, он совершил шесть больших путешествий. В 1893 г. он высадился на юго-восточном берегу Каспийского моря, проехал верхом в Астрабад и оттуда поднялся по долине Атрека до Мешхеда. Из Мешхеда Сайке пересек весь Иран через Керман и Шираз до Бушира. В результате этой экспедиции через Центральный Иран исчезло несколько белых пятен на карте страны. Второе путешествие, предпринятое в 1893—1894 годы, имело целью исследование Иранского Белуджистана. Сайке вышел из Чахрара на южном берегу и проник на север до Сархада. Он совершил восхождение на вулканический пик Кух-и-Тафтан и сильно продвинул изучение этой отдаленной области Ирана. Обратно он проследовал по более изученной местности через Керман, Йезд и Тегеран к Каспийскому морю.
________
1. См. А. Дюранд, «Созидание границы», перевод Снесарева, 1905 г.— Прим. ред.
[311]
Получив в 1894 г. назначение на консульский пост в Кермане, Сайке предпринял свое третье путешествие, отнявшее более двух лет. Сайке вступил на территорию Ирана со стороны Каспийского моря и исследовал новую область между Кашаном и Йездом. Далее, он сделал новые открытия к югу от Кермана. После этого Сайке принял участие в работах Персидско-белуджистанской пограничной комиссии, а по окончании ее работ получил поручение — обследовать политический конфликт в долине Каруна.
Четвертое путешествие Сайкса охватывает годы с 1897 по 1901. Оно началось с исследования не изученной до того местности к северу от области Башакирд в ходе путешествия от Бендер-Аббаса до Чахрара. Вслед за этим последовало дальнейшее изучение Сеистана, в ходе которого большая область была заснята сотрудником экспедиции—топографом-персом. После долгого отсутствия отряд вернулся в Керман и предпринял исследование еще одного неизученного района к юго-западу от этого города.
Пятое путешествие (1902—1906 годы) распадается на два совершенно отдельных исследования: одно—к юго-востоку от Кермана, а другое—далее к северо-востоку, из Мешхеда, куда Сайке был назначен консулом. Шестое путешествие (1906—1910 годы) охватило северо-восточную Персию между Мешхедом и Астрабадом.
Во время первой мировой войны Сайке вновь оказал Англии неоценимые услуги в Иране; в ходе войны офицеры индийского топографического управления получили возможность произвести съемку ряда обширных областей. Их работы охватили шесть обособленных территорий: 1) на южном побережье—полосу между Джаском и Гвадаром; 2) ряд дорог между Керманом и Бендер-Аббасом; 3) полосу территории между Буширом, Ширазом и Исфаханом; 4) долину Каруна и юго-западный Иран; 5) большую территорию между Багдадом и Каспийским морем с двумя выступами, один—в сторону Тебриза, другой—в сторону Тегерана, и 6) крупный массив территории, непосредственно прилегающей к Афганистану и простирающейся от 31° с. ш. до иранской границы. Несмотря на большие трудности, с которыми была связана съемка, она дала географии значительный новый материал.
[312]
Цитируется по изд.: Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950, с. 306-312.