Джурзан

Сасанидское военное присутствие на Кавказе вряд ли можно считать признаком окончательно утвердившегося в горах иранского владычества. Ситуация в регионе в период распространения сасанидского влияния была гораздо сложнее, хотя определенную форму зависимости — в большей или меньшей степени — обозначает титулатура местных правителей 64. Закавказье попадает в сферу

_______

64. М.В. Цоцелия (1975, 19) полагает, что «если в III-IV вв. сасанидское влияние лишь поверхностно коснулось высшего слоя картлийского общества, то в последующие века оно распространилось и на население Картли»

[75]

влияния Сасанидов задолго до Хосрова I Ануширвана (см. ниже в разделе «Ширван»). Правитель Картли и основатель Тифлиса - Вахтанг Горгасал (ум. в 502 г.) воевал с иранцами, балансируя между Ираном и Византией, а затем погиб в сражении, в котором, согласно Джуаншеру Джуаншериани (Цховреба, 93), ему даже удалось убить сына шаха, Бахрама (в тексте: Бартам). По мнению грузинских исследователей (Очерки, 1988, 74), шлем Вахтанга украшало изображение волчьей головы, отсюда происходит и его прозвище — Горгасал (перс. гургсар — буквально «с волчьей головой», где гург — «волк», cap — «голова») 65.

И.А. Орбели (19636, 554) считал, что имя Горгасала — Вахтанг — является албанско-грузинской формой парфянского Варахрана, среднеперсидского Вахрана и новоперсидского Бахрама. Проводя параллели между именем Бахрам Гура и Вахтанга Горгасала, он задавался вопросом: «Только ли отражением безудержной стремительности Бахрама является это прозвище (имеется в виду прозвище Вахтанга Горгасала — Гургсар. — А.А.), напоминающее или о быстром в беге волке (гург. —А.А.) или о безудержно стремительном онагре (гур. — А.А.) — всегда манившей восточного охотника дичи, и случайно ли прозвание обоих героев вводит нас в круг зверей, в одном случае — именем целого дикого животного, в другом — в виде характерной для позднейшего тотемизма pars pro toto — лишь головы зверя?» (там же, 550). В позднейшем искажении прозвище Вахтанга Горгасала приобрело, в процессе «народного осмысления», форму Горгаслан, будучи принято за соединение персидского гург «волк» с турецким аслан «лев» (там же, 554).

В исторической науке господствует точка зрения, согласно которой Джурзан (ал-Джурзан) — это арабизированная форма сирийского названия Гурзан, обозначающего территорию Картли (см.: Меликишвили, 1959, 392-393; Калинина, 1988, 69 и др.). Худуд ал-'алам (с. 67, 161 и др.) приводит названия Гурз и Гурзийан, когда именует Черное море грузинским 66. Утверждение о сирийском происхождении топонима Гурзан недостаточно обоснованно. Сасанидское влияние на Грузию, восходящее к середине III века, было политическим, в то время как сирийцы выступали на этой территории главным образом в качестве проповедников христианства. Как известно, топонимы редко имеют конфессиональную природу: обычно они возникают в результате этнополитического взаимодействия. Кроме того, с VIII века начинается процесс перехода с пехлевийской графики на арабскую, на арабский язык переводятся важные сасанидские источники (нередко с помощью самих иранцев, пишущих по-арабски), в том числе исторические труды Кар-намак и Хвадай-намак, в которых упоминаются и кавказские владения Сасанидов.

_______

65.  Ср. с описанием головы вепря на шлеме воина в гомеровском и древнегерманском эпосе (см.: Веск И. Das Ebersignum im Germanischen. Ein Beitrag zur germanischen Tier-Simbolik. В., 1965; Иванов, 1991, 232). О голове барса на шлеме Рустама см. ниже раздел «Филан/Каплан».

66.  Примечательно, что Ибн Хурдадбих (ал-Масалик, 124) в IX в. называл Каспий «морем Гургана», имея в виду, конечно же, историческую Гирканию.

[76]

Намек на изображение волчьей головы на шлеме Горгасала указывает на возможный сасанидский титул грузинских правителей: гурганшах, означающий в переводе с персидского «волчий шах» или «шах волков». Тем более что древнеармянское название Грузии — Verkan или Vir-q — восходит, как любезно подсказал В.А. Лившиц, к парфянскому слову virk, что значит «волк». Следовательно, иранцы должны были называть эту страну Гурган (от среднеперс. gurg «волк»), однако под этим именем уже фигурирует персидский Гурган, «страна волков» (араб. ал-Джурджан).

В надписи на Ка'ба-йи Зардушт древнее название Грузии зафиксировано на трех различных языках. В чтении Ф.Хайсе (1999, 23) греческий топоним 'Ιβηρια (Иберия) соответствует в парфянском тексте форме Wyrsn (Виршан), а в среднеперсидском — Вирузан или Вирзан. М.Бак (1978, 271) до этого предлагал чтение среднеперсидской формы как Wrwc'n (Виручан), а парфянской — как Wyrs'n, где -ан является аффиксом множественного числа. Словарь Д.Н. Маккензи (1971, 86) указывает на правило фонетического перехода среднеперсидского вирз/варз (в транслитерации wlz) в новоперсидский гурз; вместе с аффиксом -ан это слово как раз и образует Гурзан 67.

Ал-Балазури дополняет приводимый им на основе пехлевийских источников список назначений Ануширвана информацией о джурджаншахе, который назван в его сочинении правителем Лакза. Однако другие арабские источники указывают на то, что правитель Лакза носил титул хирсаншах (см. ниже). Поэтому здесь мы имеем дело либо с искажением ad libita librarii* титула хирсаншах, либо титул джурджаншах фиксирует факт владычества Картли в закавказских владениях лакзов в определенный исторический период. Первое предположение неубедительно, поскольку тот же ал-Балазури описывает крепость Хирс и события, связанные с ее завоеванием арабами. Второе предположение подтверждается историческими фактами. Цахурский участок Закатальского округа, который был известен средневековым грузинским авторам под названием Цукети, сами цахуры называли Гурги-магал. По данным Картлис цховреба, при грузинском царе Арчиле (середина VIII века) Цукети зависела от Грузии; вместе с Элисени и Шакихи (араб. Шакки или Шакин, совр. Шеки) она входила в состав Гишского епископата Грузинской церкви (см. еще: Гаджиев, 1998, 16).

Середина VIII века — один из переломных моментов в истории политических образований на Кавказе. Именно в этот период арабская экспансия на Северо-Восточном Кавказе достигает своего апогея. В результате войны с арабами Лакз, как и другие горские княжества, был в значительной степени ослаблен. Он уступил мусульманам не только крепость Хирс и сеть крепостей в долине реки

_______

67. Название исторической области Гурзиван около города Балх, этимология которой представляет интерес в связи с ее созвучием с топонимом Гурзан, связано не с волком (гург.), а скорее с гюрзой (среднеперс. гарзаг, новоперс… гарза, см.: Маккензи, 1971, 35). Эту мысль, сославшись на М.Бака, высказал А.И.Колесников, отметив, что Балх расположен рядом с пустыней.

* По произволу переписчика (лат.).

[77]

Самур, но и свое влияние в Закавказье. Под полный контроль арабов перешли районы Лакза, прилегавшие к Каспию. Вероятно, грузинские цари воспользовались сложившейся ситуацией и на какой-то период, по крайней мере до времени написания Футух ал-булдан ал-Балазури (IX век), расширили сферу своего влияния на юго-востоке.

Ал-Мас'уди (Мурудж, 214), писавший в первой половине X века, прямо называет гургин титулом правителя страны Джурзан, из которой течет река Курр (Кура), т. е. Грузии 68. Этот гургин можно восстановить как джурджин, поскольку нередко неарабские топонимы, начинающиеся с фонемы г, в арабском письме стали передаваться с помощью джим, а не каф (ср.: Гилан — Джилан, Гурзан — Джурзан и др.). Джурджин, в свою очередь, обнаруживает гораздо большее сходство с джурджаншах, нежели с хирсаншах, поэтому вероятность того, что речь идет об одном и том же титуле, ничтожно мала.

Почитание волка в Западной Грузии, а также предания о том, что грузинские цари любили охотиться с волками, которых специально растили для этих целей, возможно, говорят о том, что волк был тотемным животным у предков современных грузин. В связи с этим новое звучание приобретают сообщения о культе Луны в этой части Кавказа, а также о многочисленных храмах богини Селены; утверждается, что один из главных ее храмов находился вблизи Иберии (Гаджиев, Давудов, Шихсаидов, 1996, 145). Сваны почитали волчью стаю как символ единой дружины (Иванов, 1991, 242). Волк до сих пор пользуется почитанием у чеченцев и ингушей (т.е. ад-дурдзукийа), на которых в средневековье распространялось влияние Грузии (о «грузинской» христианизации вайнахов см. ниже) 69.

Руи Гонсалес де Клавихо (Дневник, 72, 154, 159) последовательно приводит три названия Грузии: Хургания, Гаргания, Гургания, причем персидский Гурган он называет Гирканией (180, 194). Народная этимология вложила новый смысл в старое название, связав его с именем святого Георгия. Как писал И.А. Орбели (1963, 551), «и солнечный Митра, и Веретрагна, и лунный Мэн слились в образе того христианского божества, которое носит имя Георгия Победоносца». Сами грузины называют свою страну Сакартвело (букв, «то, что вокруг Картли»), а самих себя — картвели (мн. ч. картвелни). Ибн ал-Асир называл грузин …

_______

68. Ср. с буквами ГН на грузино-сасанидских монетах, выпускавшихся с 80-х годов VI в. от имени картлийского эрисмтавара Гургена (?) (Цоцелия, 1975, 28). Это имя (титул?) носили и другие правители Картли. Прокопий Кесарийский (Война с персами, 32) сообщает, что правителя ивиров, находившихся «в подчинении у персидского царя» Кавада, звали Гурген; речь идет о Бакуре, правившем в 514-528 гг.

69. Согласно Е.И.Крупнову (1971, 191), волк пользовался у ингушей большим почитанием, но еще более значительным почитанием — все же олень или тур, что может свидетельствовать о местной, более древней тотемистической традиции у горцев. Е.И. Крупнов полагает, что бронзовые фигурки оленей, обнаруженные археологами, использовались во время культовых действий не только предками ингушей, но и другими кавказскими народами еще с кобанской эпохи (I тысячелетие до н.э.); косвенное отражение культа оленя исследователь находит в фольклоре многих кавказских горцев (там же).

[78]

[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]

Рис. 7. Старый Тифлис. Гравюра Турнефора. 1701 г.

ал-курдж. Абхазы, исторически взаимодействовавшие с грузинами, называют их акыртуа, азербайджанцы и лезгины — гюрджи/гурджи, а народности аварской группы и цахуры — гурги 70. Самоназвание грузин связано с Картли — важнейшей этнополитической областью Восточной Грузии, вокруг которой консолидировались другие грузинские земли.

После восстановления власти грузинских царей мусульманское влияние в христианском Джурзане резко падает. Арабское население Тифлиса сокращается, хотя немногочисленная мусульманская община в городе остается: Закарийа ал-Казвини (ум. в 682/1283 г.) (Асар, 348) и 'Абд ар-Рашид ал-Бакуви (Талхис, 56а) называют Тифлис «укрепленным городом, далее которого ислам не распространен». Судя по Райхан ал-хака'ик, Абу Бакр ад-Дарбанди не был лично знаком с мусульманскими теологами — выходцами из Джурзана. Однако он приводит интересные сведения об Абу Сулаймане Да'уде ал-Факихе, сыне верховного кадия Ахмада ал-Гада'ири, духовная генеалогия которого соединяет между собой различных ученых, в том числе шайха. из Баб ал-абваба ал-Хусайна ал-Лакзи и знатока хадисов из Тифлиса Абу-л-Касима ал-Хасана б. Мухаммада ат-Тифлиси, жившего в IX веке. Шайх Абу-л-Касим ат-Тифлиси был последовате-

________

70. Это название долгое время сохранялось и за потомками грузин, которых во время набегов на Грузию уводили в рабство в Нагорный Дагестан и поселяли там отдельно от местных жителей.

[79]

лем традиций, восходящих к ал-Хасану ал-Басри. Учеником ат-Тифлиси назван некий Абу-л-Хусайн 'Али б. Ахмад ал-Хашими (Райхан, 100а).

В контексте темы данного исследования стоит особо выделить факт династического родства между правителями Джурзана и Баб ал-абваба. В конце жизни Абу Бакра ад-Дарбанди грузинский царь Дмитрий даже выдал свою дочь за дарбандского амира Абу-л-Музаффара, очевидно пытаясь заручиться политической поддержкой в условиях, когда некогда могучая Сельджукская империя трещала по швам. В 549/1154 г. Дмитрий лично посетил Дарбанд (Ибн ал-Азрак. Та'рих, 223). Усиление византийского влияния на Баб ал-абваб в XII в. также связано с возвышением Грузии после освобождения ее от прямой зависимости от мусульман. Как следствие, в Баб ал-абвабе зажил новой жизнью квартал, называемый «Греческий город» (sahr-i Yunan); в этом квартале могли жить не только греки, но и грузины, близкие им в конфессиональном отношении.

[80]

Цитируется по изд.: Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI-XII вв.). М., 2003, с. 75-80.