Якутия к приходу русских (Парникова, 1971)

Проблема расселения якутов ко времени появления в бассейне Лены русских интересовала многих исследователей, как дореволюционных, так и советских, о чем свидетельствует обширная историко-этнографическая литература. Однако единого мнения о местах обитания якутов к началу 1630-х гг. не существует. Расхождения во взглядах ученых касаются не только границ распространения якутских поселений в различных районах Якутии, но и самого существования некоторых групп якутов. В подтверждение приведем основные высказывания исследователей о расселении якутского народа времени прихода русских в Якутский край.

Еще в XVIII веке историки Г. Ф. Миллер и И. Е. Фишер, на основе исторических преданий, местами наиболее древних якутских поселений считали районы Якутска и Олекминска. Именно отсюда, по их мнению, якуты расселились по всей занимаемой территории. Г. Миллер утверждал, что якуты первоначально

[14]

«около Олекмы и Якутцка поселились, а потом и по прочим от них обитаемым местам разселялись» 1. Выбор мест для поселения историк не считал случайным: якутский народ «по большей части от скота пропитание имеет, а кормиться места нашли они уже около реки Олекмы, и где ныне город Якуцк, понеже там широкие луга по берегам находятся, которые они в жилище себе выбрать и следовательно поселиться смогли».

Аналогичное мнение высказывал и И. Е. Фишер. По его словам, якуты «поселились около Олекмы и Якуцка, а после далее распространились», потому что «для великого скотоводства... пространные около берегов травистые луга не прежде появляются, как в местах между Олекмою и Якуцком». Верхоянские якуты, обнаруженные на севере первыми русскими, по его мнению, представляли собой недавних пришельцев: «Вероятным образом якуты незадолго до сего времени поселились у реки Яны; ибо они тогда жили в верхних только ее м естах» 2.

В конце XIX — начале XX веков вопросами расселения якутов к приходу русских занимался политссыльный И. И. Майнов. Он считал, что общая численность якутов в 1630-х годах составляла «40 000 душ или что-либо близкое к этом у» 3. Основным местом якутских поселений, по мнению И. И. Майнова, являлась долина среднего течения Лены: «Местностью наиболее густо заселенной, как можно догадываться, являлась долина Лены на ее западном берегу, на протяжении между Табагинским мысом и Кангаласским камнем (Ытык-хая)». Границами распространения якутов И. И. Майнов считал на востоке р. Амгу, на юго-западе — бассейн р. Синей (Сини). Кроме якутов центральных районов, Майнов упоминает верхоянских якутов: «Небольшая группа якутов почему-то оторвалась от своего основного массива и была обнаружена русскими уже по ту сторону Верхоянского хребта, на реке Яне или, как ее тогда называли, Янге».

Относительно олекминских якутов высказывания Майнова непоследовательны. В одной работе он писал: «Якуты появились близ устья реки Олекмы очень поздно — приблизительно в первой четверти XVII-го века» 4. В другой работе, более поздней, утверждал, что «близ устья Олекмы... при своем первом появлении в этом крае (т. е. в начале 1630-х годов — А. П.) русские не встретили якутов» 5. Не совсем ясно мнение этого автора о вилюйских якутах. Хотя он и говорит, что «в тридцатых годах XVII века якуты проживали лишь у самого устья Вилюя и

______

1. Г. Ф. Миллер. Описание Сибирского царства. Кн. I, СПб, 1787, стр. 21.

2. И. Е. Фишер. Сибирская история СПб, 1774, стр. 67, 374.

3. И. И. Майнов. Населения Якутии. Сб. «Якутия», Л. 1927, стр. 335.

4. И. И. Майнов. Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области. СПб, 1912. стр. 79.

5. И. И. Майнов. Население Якутии, стр. 324.

[15]

дальше вверх по реке их не было» 1, но на приложенной к работе карте расселения народностей Якутии к 1676 г. якуты ни на Вилюе, ни в районе Олекминска не обозначены.

Политссыльный В. Л. Серошевский единодушен с другими учеными, которые считают, что в начале 1630-х годах якуты жили на Ленско-Амгинском плоскогорье и в районе Якутска. Что же касается якутов на Вилюе и Олекме, то, по его утверждению, там «их не было или было очень мало» 2.

В советское время одним из первых изучал расселение якутов в XVII — начале XVIII веков местный историк Г. А. Попов. На составленной им карте размещения якутов ко времени появления русских обозначены три района поселения: центральный, т. е- ленско-амгинский, верхоянский и нижнеянский. При этом, в противоположность другим исследователям, реку Синюю Г. А. Попов не считал юго-западной границей расселения якутов центральных районов. «Трудно думать, — писал он, — чтобы Бекетов обошел молчанием о якутах, обитавших около р. Синей, тем более, что он плыл с верховьев р. Лены. Необходимо заключить, что якуты добрались до р. Синей позднее 1632 г.» 3.

В то же время область распространения якутов на Яне историк не ограничивал только ее верховьями. «Совершенно неожиданно, — сообщал он, — встречаются якуты в 30-х годах XVII столетия в Верхоянском округе по реке Яне, на ее вершине, а также и ее низовьях».

Почти одновременно с Г. А. Поповым академик Л. С. Берг отмечал якутское население в районе Ленского острога, в верховьях Яны и на Оймяконе, в бассейне верхней Индигирки, где в 1641 г. М Стадухин обложил ясаком наряду с тунгусами и якутов 4. Относительно возможности их обитания в других местах- Якутии, в частности на Вилюе, Л. С. Берг осторожно писал, что якутов ко времени появления русских там, по-видимому, не было и категорически отвергал присутствие якутов в районе Олекминска в 1635 г., т. е. ко времени строительства острога.

Примерно также представляли себе расселение якутов Г. Г. Колесов и С. Г. Потапов. «К приходу русских на Лену, — писали они,— главная масса якутов обитала в пределах центральной южной части края, на Амгино-Ленском плато и по Ви[1]люю, и лишь после ... они довольно быстро заселили Олекму, Яну и низовья Лены, Индигирки и Колымы» 5.

_______

1. Там же, стр. 393.

2. В. Л. Серошевский. Якуты. Опыт этнографического исследования. СПб, 1896, стр. 219.

3. Г. А. Попов. Расселение якутов в XVII и начале XVIII ст. «Известия Якутского отдела Государственного русского географического общества», т. III, Якутск, 1928, стр. 42.

4. Л. С. Б е р г. История географического ознакомления с Якутским краем. Сб. «Якутия», Л., 1927, стр. 8.

5. Г. Г. Колесов , С. Г. Потапов . Советская Якутия. М., 1937, стр. 52.

[16]

Иное мнение высказал первый ученый из якутов — историк и этнограф Г. В. Ксенофонтов. Он считал границы осваиваемой якутами территории более широкими и доказывал, что еще задолго до прихода русских они заняли все местности, на которых проживали и в начале XX века, кроме бассейнов рек Колымы и части Индигирки, куда продвинулись лишь после прихода русских 1. Примерно того же взгляда придерживался географ Ю. Г. Саушкин. По его мнению, «якуты издавна задолго до прихода русских представляли собой многочисленный народ, занимавший на Лено-Вилюйской равнине те места, где он живет на ней и в настоящее время» 2.

Советские историки и этнографы С. В. Бахрушин, С. А. Токарев, Б. О. Долгих и другие при изучении истории народов Сибири привлекли неизвестные ранее архивные документы.

С. В. Бахрушин писал о расселении якутов в 1630-х годах, что ко времени прихода русских «главная масса якутов осела в четырехугольнике, образуемом Алданом и его притоком Амгою, Леною и Олекмой» 3. Вверх по Алдану якуты поднялись примерно до устья Маи. Вилюйские якуты поселились в низовьях Вилюя: «Нижне-Вилюйское зимовье находилось в районе, населенном довольно густо якутами» 4. С. В. Бахрушин сообщал также о якутских поселениях в нижнем течении Лены: «Ниже устья Вилюя в Жиганах жили жиганские якуты, в низовьях Лены — туматы» 5.

С. А. Токарев, кроме ленско-амгинской группы якутов, признавал существование олекминской, вилюйской и янской групп: «На Олекме, Вилюе и Яне были свои особые якутские племена» 6. Н а составленной им схематической «Карте расселения якутских племен (волостей) в 1-й половине XVII в.» обозначены четыре группы якутов: ленско-амгинская, янская, вилюйская и олекминская, причем вилюйская группа помечена в среднем и нижнем течении Вилюя, а олекминская — лишь в устье Олекмы.

Б. О. Долгих на «Карте распространения этнических групп, расселения племен и родов народов Сибири в XVII в.», приложенной к работе «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.», также указывал четыре группы якутов, но ленско-

_____

1. Г. В. Ксенофонтов. Урангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов, т. I. Иркутск, 1937, стр. 192—193.

2. Ю. Г. Саушкин. Географические очерки природы и сельскохозяйственной деятельности населения в различных районах Советского Союза. М., 1947, стр. 34.

3. С. В. Бахрушин. Исторические судьбы Якутии. Сб. «Якутия», Л., 1927, стр. 286.

4. Он же, Открытие Якутии русскими в XVII веке и присоединение ее к России, стр. 23.

5. Он же. Исторические судьбы Якутии, стр. 287.

6. С. А. Токарев. Общественный строй якутов XVII—XVIII вв. Якутск, 1945, стр. 235.

[17]

амгинскую, вилюйскую, верхоянскую и жиганскую 1. Вилюйская группа размещалась в устье и нижнем течении Вилюя, а жиганская обозначена в виде трех небольших подгрупп: первая занимала «устье Молоды-Сиктях, вторая— устье Муны-Столбы-Красное, третья — Жиганск-озеро Конор». Олекминских якутов Б. О. Долгих называл пришельцами более позднего времени. Одновременно им указаны приблизительное расселение якутских родов и общая численность якутского населения — около 28,5 тыс. человек обоего пола 2.

Наконец, по данным Большой Советской энциклопедии, ко времени прихода русских «главная масса якутов жила по обоим берегам среднего течения р. Лены, в низовьях Вилюя и верховьях Яны» и лишь во второй половине XVII века их поселения появляются в низовьях Лены и Яны, по Оленеку, Индигирке, Алазее и Колыме 3.

В трехтомном труде «История Якутской АССР», охватывающем период с древнейших времен до наших дней, вопрос о расселении якутов не получил достаточного освещения. В нем отмечалось, что основная масса якутов проживала в «междуречье Лены, Амги и Нижнего Алдана, занимая также и прилежащую полосу левого берега Лены». Кроме того, «нижнее течение Вилюя было занято якутами» и «небольшая группа якутов жила на Яне». Нет ясности относительно олекминских и жиганских якутов. В книге говорится, что около устья Олекмы обитали якуты-меитцы, но на приложенной «Карте расселения народов Якутии и расселения якутских племен в XVII в.» они не обозначены. Вместе с тем показанные на карте в нижнем течении Лены якуты не упомянуты в тексте 4. Численность якутского населения в 1648 г. определялась «приблизительно в 26 тыс. чел.».

В литературе имеются такж е сведения о расселении якутов по отдельным районам. О населении Вилюя писали в XIX веке П. Кларк и Р. Маак, причем оба, вопреки другим исследователям, отрицали наличие там якутов к приходу русских. «Из истории известно, — утверждал П. Кларк,— что русские ... пришедшие на Вилюй, застали там только одних тунгусов» 5, а Р. М аак ссылался на то, что «Бекетов и мангазейские казаки в отчете о своих походах в эти места упоминают только о живущих здесь тунгусских племенах» 6. В Л. Приклонский называл

_____

1. Б. О. Д о л г и х. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960, стр. 615.

2. Там же, стр. 544, 615.

3. БСЭ, II изд. т. 49, стр. 540. Авторы исторической части статьи «Якутская АССР» И. С. Гурвич и В. В. Николаева.

4. История Якутской АССР, т. II. М., 1957, стр. 14—15.

5. П. Кларк. Вилюйск и его округ. «Записки Сибирского отдела ИРГО», кн. 7, Иркутск, 1864, стр. 38.

6. Р. Маак. Вилюйский округ, ч. 2. СПб., 1886, стр. 7.

[18]

якутов, поселившихся в верховьях Яны, потомками выходцев из центральных якутских улусов. По его словам, «якуты, пришедшие к верховьям реки Яны, вытеснив отсюда местных жителей, нашли громадные луговые пространства, которые представляли широкую возможность выбора мест, а потому, разделившись родами, где кому показалось удобнее, зажили по-старому, надеясь, что русские не зайдут сюда» 1,

Некоторые авторы предполагали, что в бассейн Колымы якуты проникли раньше русских или же одновременно с ними. Так, у Г. Майделя, известного путешественника по северо-восточной Сибири, сказано, что «незадолго перед приходом русских поселились на Колыме якуты. По всей вероятности, они удалились от притеснений русских сначала на Оймяконское нагорье..., а затем уже спустились по Колыме» 2.

Первый юкагирский писатель и ученый Н. И. Спиридонов, основываясь на преданиях, считал, что в бассейн Колымы якуты и русские пришли одновременно: «Первые напирали со стороны Верхоянска — Яны, на Индигирку и на Алазею, тогда как последние продвигались с верховьев Колымы — с Олы (Охотска) на Шайдан и Коркодон, с Анадыря на Омолон и на Большой и Малый Анюй, и с севера — с устья реки Колымы на ее низовья» 3.

Исследователь М. А. Красовский утверждал, что в 1630-х годах якуты жили не только по Лене и ее притокам, но, наряду с тунгусами, и по р. Оленек 4. На чем основано это высказывание, к сожалению, неизвестно.

Противоречивые высказывания дореволюционных и советских историков, географов и этнографов о местонахождении по[1]селений якутов к приходу русских говорят о том, что ясности в этом вопросе нет. Исключение составляют лишь районы среднего течения Лены, точнее — Ленско-Амгинского междуречья. В том, что именно здесь находилась основная масса якутов, никто из исследователей не сомневался. Вообще же диапазон взглядов на границы расселения якутов очень широк, да и сами границы крайне неясны, расплывчаты. Если одни (Г. В. Ксенофонтов, Ю. Г. Саушкин} считают, что уже тогда якуты занимали всю современную территорию Якутии, то другие, наоборот, сильно суживают границы их распространения, принимая лишь во внимание часть среднего течения Лены, отрицая наличие

_____

1. В. Л. Приклонский. Три года в Якутской области (этнографические очерки). «Живая старина», вып. II, 1890, стр. 36.

2. Г. Майдель. Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868—1870 гг. СПб., 1894. стр. 69.

3. Н. И. Спиридонов. Одулы Колымского края. «Советский север», 1930, № 9—12, стр. 183.

4. М. А. Красовский. Русские в Якутской области в XVII в. «Невестин общества археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском университете», Казань, 1894, т. XII, вып. 2. сто. 145

[19]

якутов в устье Олекмы (В. Л. Серошевский, Л. С. Берг, Г. Г. Колесов и С- Г. Потапов), низовьях Вилюя (В. Л. Серошевский, П. Кларк, Р. М аак) и т. д. или вообще не упоминая об этом. Если И, И. Майнов южной границей якутских поселений считал р. Синюю, то Г. А. Попов решительно отвергал такое предположение. Мало кто допускал присутствие якутов в верховьях И ндигирки (Л. С. Берг), низовьях Лены (С. В. Бахрушин, Б. О Долгих), на Колыме (Г. Майдель), а Н. И. Спиридонов считал, что они пришли на эту самую далекую от центральной части Якутии реку лишь одновременно с русскими и т. д.

Таким образом, строго определенные выводы о расселении якутов в районах устья Олекмы, на среднем Вилюе, в низовьях Лены, на Оймяконе и т. д. на основе приведенных литературных источников и опубликованных архивных документов сделать трудно.

Чтобы разобраться в этом вопросе, попробуем привлечь в качестве подсобного материала те исторические предания и легенды, которые отражаю т наиболее важные этапы и события, связанные с передвижением якутов.

В ряде легенд и преданий говорится, что якуты проникали на Вилюй, к устью Олекмы и в некоторые другие места еще до прихода русских. Исследователь якутского фольклора Г. У Эргис на основании якутских преданий утверждает: «Заселение якутами бассейна Вилюя связывается в преданиях с именем небезызвестного, Тыгына или Дыгына, жившего в конце XVI— начале XVII в.» 1. По его же данным, «во времена «кыргыс уйэтэ» многие люди, боясь нападений Тыгына или других воинственных родоначальников, переселялись на Вилюй и в Кобян и там оседали среди эвенков (тунгусов), некоторые продвигались к Олекме» 2. В преданиях, которые свыше ста лет назад слышал на Вилюе П. Кларк, также говорилось, что вилюйские якуты «происходят от якутов, бежавших с прибрежьев Лены в то время, когда до занятия страны русскими властвовал там Тыгын, и, зверски обращаясь с якутами, угнетал их» 3.

Основываясь на преданиях, И. И. Майнов относил первое появление олекминских якутов близ устья Олекмы также ко временам Тыгына: «Первые якутские засельщики Олекминского края бежали под предводительством шамана Чалыя из центральной части теперешнего Якутского уезда, преимущественно из Мегинского улуса, спасаясь от самовластия Тыгына» 4.

Что касается поселений якутов в северных районах Якутии,

________

1. Исторические предания и рассказы якутов, часть I, М.—Л., I960; стр. 27.

2. Г. У. Эрги с. Землепользование у якутов по их историческим легендам, преданиям и рассказам. «Ученые записки Института языка, литера[1]туры и истории ЯФ СО АН СССР», 1955, вып. 3, стр. 112.

3. П. Кларк. Вилюйск и его округ, стр. 129.

4. И. И. Майнов. Население Якутии, стр. 325.

[20]

то Г. У. Эргис, опять-таки ссылаясь на предания, утверждал, что до появления русских в бассейне Лены они «встречались лишь в верховьях Индигирки, по среднему течению Яны и, возможно, на Колыме. Широкое заселение якутами северных районов началось после прихода русских» 1.

О предках верхоянских якутов предания утверждают: «Впервые здесь якуты появились в период кыргыса. Они разбрелись и размножились во времена дыгыновских войн» 2. Занимались якуты рыболовством, охотой и скотоводством. В преданиях указывается даже путь, по которому они пробрались к верховьям Яны- Так, предки эгинцев — выходцы из Баягангая (всего шесть человек с семьями) — прибыли к верховьям Яны через Тукуланский хребет, спустились по этой реке в Эгииские места и поселились в местности Улуу Сысыы.

Однако другие предания первоначальное заселение якутами верховьев р. Яны относят к времени после «покорения Тыгына русскими». Судя по одному из них, первыми на Яне появились якуты Юссал, Байду, Энгя и Хара. Там они осели по берегам рек и речек: Юссал — на р. Дулгалах, Байду — в местности Элёрсёбют по р. Биллях, Энгя — на р. Адыче и Хара — в местности Чагур по р. Бытантай 3.

По преданиям, в низовья Лены якуты проникли также после прихода русских. Старик-колхозник Борогонского наслега Булунского района А. И. Горохов рассказывал в 1958 г.: «В старину в Дойду (т. е. в Центральной Якутии) началась эпидемия оспы- Спасаясь от нее, оттуда прибыли 6 человек: 3 мужчины, 3 женщины. Они поселились примерно в 100 километрах отсюда к северу, в местности Хартыйа. От них размножились якобы все люди 4. По словам жителя того же района Н. С. Стручкова, первыми якутами в Борогонском наслеге Булунского района стали Чокуйа, Бырдах и Эчей. Они бежали из Курбусахского наслега Борогонского улуса, находящегося в Центральной Якутии. Причина побега — нечаянное убийство якутом Чокуйа жены его брата. «Кажется, это было время прихода русских», — повествует предание. Долог был путь беглецов. Первую зиму они провели за Алданом, в местности Тукулан. Затем пошли вверх по реке, взобрались на гору и увидели в северо-восточном направлении верховья р. Яны и по берегам ее большой лес. Занимаясь охотой, они продвигались вниз по Яне пока не достигли р. Омолой, где расположен нынешний Борогонский нас-

______

1. Исторические предания и рассказы якутов, ч. I, стр. 33.

2. Исторические предания и рассказы якутов, ч. 2, М.—Л., 1960, стр. 62.

3. Якутская область. (Первое появление якутов в Верхоянском округе и обложение их ясаком русскими). «Северная звезда», СПб., 1877, № 29, стр. 490.

4. Архив Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР, ф. 5. оп. 6, д. 286. л. II.

[21]

лег. «Прибыли они осенью в страшную засуху, все реки пересохли и образовались небольшие отдельные озерки, в которых оказалось много рыбы». Здесь они и остановились 1. Таким образом, первые якуты, как свидетельствует предание, попали в нынешний Булунский район через Тукуланский перевал, т. е. тем путем, которым впоследствии пользовались для завоза грузов в Верхоянск.

Появление якутов в бассейне Индигирки и Колымы, по историческим преданиям, связано преимущественно с приходом русских в Якутский край и объясняется стремлением избежать ясачного обложения. В предании о предках Эльгетского улуса (среднее течение Индигирки) говорилось: «Самым первым сюда прибыл беглец по имени Сылгысыт... Он остановился на Урасалаахе, у озера Сутуруоха... Остановился, говорят, здесь с семьей и домочадцами, пригнав 40 голов лошадей» 2. И. С. Гурвич, участник этнографической экспедиции в районы Индигирки и Колымы, слышал распространенное среди момских и абыйских якутов предание об одном из первых пришельцев-якутов на Индигирку. Им считается смелый якутский воин Орек Чурек, приплывший с первым отрядом русских в качестве проводника 3. По другим преданиям, предки индигирских якутов пришли из центральных районов пешком, без скота и сначала занимались охотой.

Родоначальником оймяконских якутов некоторые предания считают борогонца Мамыхтаха: «Когда якутский царь (видимо, имеется в виду Дыгын.— А. П.) был окончательно побежден, из Борогонского улуса, боясь русских, бежал якут Бырпай Мамыхтах» 4. В другом предании повествуется, что первыми в Оймякон пришли бесскотные якуты со стороны Якутска, бежавшие от междоусобиц. Они приходили по одному, по два, жили в урасах, занимались охотой и рыболовством. «Позже, вслед за этими людьми стали прибывать и селиться тоже якуты, вытесненные войсками русских, сначала приходили единичные жители, но с некоторым количеством конного и рогатого скота. А затем, когда узнали, что здесь люди и скот могут размножаться, стали звать других, тогда начали прибывать целыми караванами и селиться здесь». Некоторые из них продвигались дальше в верховье Колымы, а оттуда «через Оротук, Тааскан и Сеймчан, говорят, добирались до низовьев Куулу» 5. По утверждениям современных колымских якутов, их предки вышли из цент-

___

1. Там же, лл. 17— 19.

2. Исторические предания и рассказы якутов, ч. 2, стр. 56—57.

3. И. С. Гурвич. Этнографическая экспедиция в бассейн Индигирки. «Краткие сообщения Института этнографии», 1953, вып. XIX, стр. 31.

4. М. Афонин. Оймяконо-Борогонский наслег. «Известия Якутского отдела Гос. русского географического общества». Якутск, 1928, т. III, стр. 50.

5. Исторические предания и рассказы якутов, ч. 2, стр. 45—46.

[22]

ральных районов Якутии, когда на Лене появились первые русские 1.

Приведенные исторические предания касаются первоначального появления якутов в некоторых районах их нынешнего обитания за пределами средней Лены. Известный собиратель и знаток якутского фольклора С. И. Боло совместно с научным сотрудником Якутского республиканского музея им. Ем. Ярославского И. Д. Новгородовым на основе легенд и преданий в 1943— 1944 годах составил «Схематическую карту расселения якутских племен» до прихода русских с обозначением, какие роды и где в то время находились 2. На этой карте территория, занимаемая якутами, очень обширна и охватывает почти всю современную Якутию без бассейнов рек Индигирки, Алазеи и Колымы. Ее южная граница проходит по верховьям Алдана, юго-западная — по левому берегу Лены значительно выше устья Олекмы, западная — по Вилюю вплоть до Сунтарской излучины и по его левому притоку Мархе; на севере якутские поселения указаны вплоть до морского прибрежья, на востоке — до Хромы, в верховьях Яны, по левобережью нижнего и среднего течения Алдана.

Следовательно, древние предания в своей совокупности подкрепляют мнения Г. В. Ксенофонтова и Ю. Г. Саушкина, считавших, что в начале 1630-х годов якуты занимали почти всю современную территорию республики.

Используя преимущественно архивные материалы ЦГАДА, большинство которых в целях научного исследования привлекается впервые, нам предстоит попытаться уточнить районы поселений якутов к приходу на, Лену русских, а заодно внести ясность в некоторые спорные вопросы, по которым мнения историков и этнографов расходятся, в частности о якутах на Вилюе, в районе устья Олекмы и в низовьях Лены.

При изучении вопроса о расселении якутского народа к началу 1630-х годов встречается определенная трудность. Коренные народы северо-востока, не исключая и якутов, не имели своей письменности, а первые русские документы достаточно точно не отражают расселения местных жителей.

Приход русских явился большим событием в истории народов Якутии. В связи с их неожиданным появлением часть населения бежала, видимо, в более отдаленные таежные места и оставалась какое-то время незамеченной. Не следует забывать также, что русских служилых и промышленных людей интересовала в первую очередь пушнина, а не изучение населения. При сильной рассредоточенности якутов по обширной и к

______

1. И. С. Гурвич. Соседская территориальная община у колымских якутов. «Краткие сообщения Института этнографии», 1952, вып. XVII, стр. 41.

2. А. П. Окладников. Якутия до присоединения к Русскому государству. История Якутской АССР, т. I. М.—Л., 1955, стр. 404—405.

[23]

тому же совсем незнакомой территории русские, вследствие своей малочисленности, первое время ориентировались лишь на более компактные и крупные группы будущих плательщиков ясака. Безусловно, не все мелкие, к тому же отдаленные группы или роды попадали в самые ранние документы. Это подтверждается приводимыми ниже списками плательщиков ясака за 1640/41 и 1648/49 годы 1, где по некоторым волостям значится менее десятка взрослых мужчин, а, значит, все население могло составлять от двух до четырех десятков человек, что сомнительно.

Письменные документы первых лет прихода русских на Лену составлялись людьми, не владевшими якутским языком. Поэтому широко использовались толмачи-переводчики, которые искажали написание названий местностей, якутских волостей, родов, имена людей и так далее. Нам пришлось привлечь как можно больше архивных документов и других материалов, чтобы сравнить и сопоставить их, проверить одни другими.

B связи с тем, что источники, помогающие изучению расселения якутского народа к приходу русских, все же ограничены, необходимо прежде всего установить зафиксированные в ранних документах места поселений якутов.

____

1. По старинному русскому летоисчислению год начинался с 1 сентября.

[24]

Цитируется по изд.: Парникова А.С. Расселение якутов в XVII – начале XX вв. Якутск, 1971, с. 14-24.

Рубрика: