Беломорье: Заволочье, Олонец, Соль-Вычегодская, Каргополь и др.

В XI веке карельское, чудское и саамское население, жившее в Беломорье, платило дань новгородскому князю и десятину вир от продаж новгородскому епископу. Устав князя Святослава от 1137 года содержит перечень местностей в Заволочье. Отметим из них Олонец и такие населенные пункты, как Моша и Ракула. Оба последних населенных пункта, упоминающиеся в уставе Святослава, находятся в нашей области. В Няндомском районе протекает река Моша, и уже тогда, должно быть, с Каргополя на Шенкурск проходил путь. Употребление в уставе выражения на «волоце в Моше» означает существование поселения на берегу озера Моша. Ракула же расположена на берегу Северной Двины, в ста двадцати километрах от Архангельска.

В X веке новгородские промышленники — «ушкуйники», пробираясь по водным путям на север, к Беломорью, приплыли к истоку Онеги. На левом ее берегу они увидели небольшое чудское поселение. Местность, окружавшая селение, на местном языке называлась Каргун-Пуоли, что означает «страна медведя». Новгородские промышленники здесь основали свое поселение, дав ему название — Каргополь. Место было выбрано не случайно: отсюда можно было легко контролировать Онежский водный путь и держать в покорности чудские поселения, расположенные по берегам озера Лаче и рек Онеги, Волошин, Ковжи, Кены и других.

Каргополь давно известен по летописям. Здесь в XIII веке находился в ссылке Даниил Заточник, который оставил первые сведения о Каргополе.

В XIV веке здесь жили князья, летописец упоминает о том, что Глеб, князь Каргопольский, в 1380 году сражался с татаро-монголами на Куликовом поле.

Потерпев поражение в борьбе за великокняжескую власть и спасаясь от преследования великого князя Василия Темного, в 1447 году в Каргополе укрылся князь Дмитрий Шемяка. Отсюда название «Шемякина лумба» на озере Лаче.

При великом московском князе Иване III весь Беломорский север вошел в состав Московского государства, и в Каргополь был назначен наместник великого московского князя. Иван III использовал Каргополь, как место для ссылки пленных татарских ханов.

В начале XVII века крестьяне подняли восстание против помещиков и бояр, но их восстание было подавлено. Боярский царь Василий Шуйский сослал в Каргополь в 1607 году взятого в плен в Туле вождя восставшего народа Ивана Болотникова. Озлобленные бояре ослепили своего пленника. В одну из холодных зимних ночей по приказу из Москвы прислужники царя утопили Болотникова в проруби в Онеге. Так бесследно исчез один из борцов за интересы трудового народа.

В конце XV века здесь была выстроена первая деревянная крепость, обнесенная земляным валом и рвом. Глубокий ров с помощью шлюзовых ворот соединялся с Онегой и таким! образом в нем постоянно поддерживалась определенная глубина. Остатки крепости сохранились до начала XVIII века. В одном из актов 1714 года, написанном в виде докладной записки царю Петру I, говорится:

«Город деревянный, рубленный, башен по стенам семь... А этот город строение древних времен; башни строены шатровые, и те башни и городовая стена крыты тесом; и во многих местах стена, кровля и лестницы, которые ив города на городовую стену были, с ними и обвалились» *

Остатки крепостного рва и вала, несколько сровненные временем, сохранились и поныне. Каргополь разросся за пределы старого городища и уже в XVI веке насчитывал несколько тысяч жителей. Через него шла обширная торговля Великого Новгорода с Беломорьем. Беломорская соль унских и ненокских солеварен, моржовая кость, ворвань, поташ, рыба и серебро с Северного Урала, меха пушных зверей собирались здесь. Каргопольские купцы быстро богатели на скупке и продаже этих товаров.

Молчаливыми свидетелями этого времени являются древние соборы города. На четыре тысячи жителей в городе

насчитывалось двадцать две каменных церкви — замечательные памятники старины, созданные руками безызвестных зодчих. Холмогоры — одно из древнейших поселений на Беломорском Севере. Оно было в течение длительного периода центром Двинской земли. Сам город впервые упоминается в Двинской грамоте под 1328 годом. Он возник из слияния нескольких разросшихся деревень.

На высоком холме по берегу многоводной реки Сухоны раньше жило чудское племя. Но в X — XI. веках славяне завладели трехречьем. В летописях указывается, что славяне, селясь при устье реки Юга, еще во времена Святополка звались устюжанами. Здесь при слиянии Сухоны и Юга и возник город Великий Устюг, ставший весьма важным этапом на великом водном пути из Новгорода в Пермский и Печорский край.

Нередко устюжане грабили возвращавшихся с Печоры новгородских сборщиков дани, а иногда и убивали их. В 1323 году Новгородская летопись сообщает, что «зараташися устюжане с новгородцами, изымаша новгородцев, кто ходил на Югру, и ограбиша их». Тоже в 1329 году: «избиша новгородцев, которые пошли на Югру, устюжский князи»

Новгородцы в 1393 году напали на Устюг, ограбили город и сожгли Успенский собор.

К древним городам Севера относится и резиденция купцов Строгановых — город Соль-Вычегодская. Сольвычегодск также имеет богатую многовековую историю.

Давным давно, в 4 км выше нынешнего города Сольвычегодска стоял город Чернигов, основанный новгородцами в XIII веке. Чернигов успешно торговал с народами Сибири в то время, когда еще московский князь Иван Калита только начинал собирать в единое государство разрозненные удельные русские княжества.

Вычегда со временем смыла то место, где когда-то стоял город. Черниговцам пришлось спуститься на четыре километра ниже по реке, на место, где в Вычегду впадает речка Усолка (теперь она называется Солонихой). Солониха вытекает из небольшого соленого озера. На ее берегах в начале XIV века стали строиться соляные варницы. Так появился город Соль-Вычегодская.

Основателями соляного промысла в городе были купцы Строгановы. Отсюда они управляли своими обширными владениями, простиравшимися по всему необъятному Северу и Северному Уралу.

Аника Строганов решил придать своему родовому гнезду более пышный вид. Он воздвиг громадные по тому времени палаты своего дома и в течение двадцати пяти лет строил. Благовещенский собор. Сотни мастеров трудились над этим сооружением и закончили его в 1585 году.

Внутреннее убранство собора поражает посетителя великолепием и высокой художественной ценностью отделки. По художественной ценности убранство собора может сравниться с древностями Московского Кремля. Стены собора покрыты древней живописью. Замечательны по красоте царские врата, удивительно согласующиеся с общим архитектурным ансамблем храма.

Построенный почти в то же время Введенский монастырь имеет замечательную внешнюю архитектурную отделку.

Строгановы так разбогатели, что русские цари делали у них денежные займы для нужд Московского государства. Аникины — мореходы и добытчики — одними из первых проникли за Уральский хребет в богатую Мангазею. В 1570 — 1577 годах Строгановы завязали оживленную торговлю через Белое море с Антверпеном.

Предприимчивые Строгановы снабдили оружием, одеждой и обувью отряд атамана Ермака Тимофеевича, который в 1581—1582 годах положил начало присоединению к Московскому государству Западной Сибири.

Завоевание Иваном IV Поволжья постепенно привело к тому, что торговые пути, шедшие в Сибирь, переместились к югу, с Вычегды на реку Каму. Сольвычегодск, таким образом,, оказался в стороне от великих торговых путей. Это привело к. постепенному упадку его экономического могущества. К началу XX века он превратился в глухой провинциальный город.. Царское правительство избрало его одним из мест ссылки борцов за дело рабочего класса. Здесь в годы царизма дважды находился в ссылке И. В. Сталин.

Самый северный город — Кола, расположенный при слиянии рек Колы и Туломы, впервые упоминается в летописи под 1246 годом. Долгое время Кола была сезонным поселением поморов, приезжавших сюда из Беломорья на летние морские промыслы. В 1565 году пришло в Колу на зимовку потерпевшее аварию голландское судно, его экипаж обнаружил- во всем поселении всего трех жителей. Все остальные вернулись в постоянные поморские поселения на берегах Белого моря.

В 1582 году здесь был выстроен острог, а для приезжающих купцов был построен гостиный двор. С этого периода и началось быстрое увеличение населения заполярного города.

В 1701 году на месте ветхого острога по указу царя Петра I был срублен новый острог. В своем указе на имя воеводы города Колы Петр писал:

«И как к тебе эта наша великого государя грамота придет и ты б... в Кольском остроге город велел починить, а в которых местах чинить не можно, велел построить вновь Коляны посадскими людьми, стрельцами и всяких чинов города жилецкими людьми с Кольского уезда, чтоб в военный случай в том городе в осаде сидеть было возможно».

Жители Колы проявили большое старание и срубили! заново четырехугольную крепость с башнями на углах, вышиною от 4 до 5 сажен. На башнях были поставлены в два ряда пушки.

Так далекая Кола была своевременно подготовлена к возможному набегу иностранцев.

Цитируется по изд.: Томилов Ф.С. Север в далеком прошлом. Краткий исторический очерк. Архангельск, 1947, с. 24-28.

Примечания

* Дашков, Описание Олонецкой губернии, Петрозаводск, 1892, стр. 8.