Чешское раннефеодальное государство

Чешское раннефеодальное государство

(конец IX— середина XI века)

Прямым наследником Великой Моравии, территория которой была опустошена венграми и в значительной части вошла в состав их государства, было Чешское раннефеодальное государство (нередко называемое чешскими историками «Государством Пржемыслов»), возникшее в конце IX века.

В последней четверти IX — начале X века в чешских землях шел интенсивный процесс объединения племенных княжеств. Количество чешских княжений уменьшилось за счет слияния их или подчинения одних другими» Решающая роль в процессе объединения принадлежала чешскому княжеству Пржемысловичей, центром которого была Прага. Чешское княжество являлось наиболее развитой в экономическом отношении частью страны. В руках пражского князя была наиболее значительная военная сила. Существенную роль в процессе превращения Праги в центр Чешского государства играл торговый путь, шедший с Запада на Восток: из Регенсбурга на Дунае через Прагу — в Древнюю Русь, Хозарию и Крым.

Укреплению Чешского государства содействовала международная обстановка, умело использованная пражскими князьями. Чешский князь Вратислав I, наследовавший княжеский престол после Спитигнева (умершего незадолго до падения Великой Моравии), много лет вел тяжелую, но успешную борьбу с венграми. Не менее успешной была его политика по отношению к другому опасному соседу Чехии — Германии. Еще в конце IX века (при короле Арнульфе, в 895 г.) попытка германских феодалов подчинить себе Чехию потерпела неудачу. Вратислав умело использовал междоусобицы, имевшие место в Германии, и отклонял все попытки вмешательства германских феодалов во внутренние дела Чехии.

Используя соперничество чешских племенных княжеств, пражские князья к началу X века успели подчинить себе значительные земли в бассейне Влтавы и Лабы. В одном случае они действовали насилием (так было подчинено» княжество лучан), в другом — путем мирного соглашения или путем заключения брачных союзов между княжескими семьями.

Главным соперником пражского князя на протяжении долгого времени являлся зличанский князь, местом пребывания которого был город Либице, расположенный при слиянии рек Цидлины и Лабы. Ядро Зличанского княжества составляла восточная Чехия. Это княжество окрепло еще в последние десятилетия IX века. В его рамках были объединены три племени — два племени, известные под общим названием хорватов, и племя зличан, занимавшее территорию современной области Коуржима. Град Либице был расположен на границе зличан и хорватов. Князь Славник, возглавивший в X веке борьбу Либице против Праги, был, очевидно, князем одного из хорватских племен. Владения Зличанского княжества в X веке были обширны и почти не уступали по своим размерам владениям пражского князя. В X веке в это княжество, помимо восточной Чехии, входили также южная Чехия и область дулебского племени. Можно поэтому сказать, что Либице в начале

[60]

X века фактически являлся вторым центром объединения чешских земель. В жестокой борьбе этих двух центров и возникло единое Древнечешское государство. В X веке в руках пражских князей оказалась территория, охватывающая Чехию, Моравию, западную Словакию, западную часть территории племени вислян во главе с Краковом и, наконец, Силезию.

Археологические раскопки и письменные источники говорят о том, что феодализация чешского общества в X веке сделала новые успехи. Раскопки чешского (славниковского) городища Старый Коуржим и раскопки градов X века — Левого Градца и Праги с их укреплениями, жилищами знати, храмами, домами простого люда дают обильный и красноречивый материал о дальнейшем развитии феодальных отношений. Об этом же можно судить на основании житий, посвященных жизни чешского князя Вацлава и княгини Людмилы. В «I старославянской легенде» (X век) употребляется феодальная терминология, имеется указание на наличиефеодального лена. Распространенные в то время образцы для проповедей священникам (так называемые «хомилиа- рии») являются дополнительным свидетельством того, что Чешское государство имело феодальный характер. В «Опатовицком хомилиарии», некоторые части которого относятся к X веку, крестьянину предписывается подчиняться господину и уплачивать церковную десятину. С другой стороны, хомилиарий вынужден призывать к милосердию по отношению к бедным, что свидетельствует о гнете, которому подвергались народные массы. Из легенд о Вацлаве и Людмиле видно, наконец, что Чешское государство X века обладало значительным аппаратом насилия: в распоряжении чешских князей были тюрьмы, виселицы, особые должностные лица, военные отряды — дружины и пр.

В X веке в стране происходила дальнейшая концентрация земельной собственности в руках знати, продолжался распад сельской общины. Все более значительная часть свободных общинников теряла землю, которая переходила в собственность крупных землевладельцев. Источником роста феодальной собственности был не только захват общинных земель. Феодальная собственность развивалась и из свободного владения (аллода) отдельных более зажиточных общинников. Чешские крестьяне-общинники, потерявшие общинную собственность, пополняли собой ряды феодально-зависимого населения. Разложению сельской общины содействовал выход из нее отдельных хозяйств, владельцы которых оседали на новых землях, осваиваемых в процессе внутренней колонизации страны.

В этот период в Чехии получила распространение передача князем населенных земель княжеским дружинникам и служащим княжеского двора. В результате пожалований возникло условное феодальное землевладение. Служилый человек получал земельное владение от князя на время военной или административной службы. Как в случае непосредственного захвата общинной земли феодалом, так и в случае княжеского пожалования результат был один — экспроприация общинной собственности, рост феодальной собственности и увеличение числа феодально-зависимого населения.

Чешский князь, как верховный собственник всей земли, присваивал себе часть труда непосредственного производителя в виде даней, которые чаще всего взимались с покоренного населения. Князь передавал право сбора этих даней отдельным феодалам в качестве вознаграждения за военную службу или другие услуги. Таким образом, в Чехии существовала система ленов, выраженных в данях.

Процесс феодализации чешского общества в X веке сопровождался значительным развитием отработочной рента. Источник X века «Житие св. Вацлава» говорит о том, что зависимый крестьянин, владеющий своим участком земли, должен был работать на своего господина на земле последнего. Бывали случаи, когда феодал мог заставить крестьянина работать на себя несколько

[61]

Погребение воина. Пражский Град.

дней в неделю. Таким образом, в Чехии в X веке имело место как развитие отработочной рента, которая была древнейшей формой феодальной рента, так и интенсивное развитие натуральной рента, ибо в условиях феодализации чешского общества дань получала характер феодальной ренты.

Укрепление феодальных отношений в Чехии сопровождалось острой классовой борьбой, принимавшей формы антифеодального вооруженного движения зависимого крестьянства и крестьян-общинников. Территориальная община облегчала крестьянам борьбу против феодалов. В обстановке острой классовой борьбы окончательно оформилась классовая структура чешского феодального общества.

Класс эксплуатируемых состоял из крестьян, значительная часть которых находилась в зависимости от феодала или непосредственно от князя. В отличие от лично свободных крестьян, наследственно владевших землей и получивших название «дедичей», феодально-зависимые крестьяне в источниках на латинском языке назывались «рустиками» (rustici). Наряду с ними существовали рабы, которых латинские источники того времени называли термином «серв» (servus — раб) или тем же словом «рустик». По мере укрепления феодального строя роль рабов падала. Некоторые из них, получив землю в надел от феодала, оказывались фактически на положении феодально зависимых крестьян.

На основе роста крупного землевладения укреплялся класс эксплуататоров, состоявший из крупных землевладельцев, которые являлись нередка и владельцами значительного количества рабов. Основную массу землевладельцев составляли так называемые земане — владельцы земельной собственности в размере деревни или части ее. Среди феодалов выделялась прослойка новой знати. Часть ее по происхождению была связана со старой родоплеменной знатью и вела свои родословные от крупных патриархальных родов. Из родоплеменной знати происходили такие роды X века, как Муничи, Тепчичи и другие, о которых говорит чешский хронист Козьма. Но большую часть феодальной знати составляли земане, возвысившиеся на военной или административной службе у чешского князя.

В свете источников, относящихся ко времени Чешского раннефеодального государства, становится очевидным главное антагонистическое противоречие между феодально-зависимым, а также свободным крестьянством, с одной

[62]

Рукоятка меча IX – X веков. Пражский Град.

 

стороны, и феодалами, с другой, возникшее еще во времена Само и Великой Моравии.

Дружина чешского князя, значительную часть которой составляла конница, была оснащена тяжелым вооружением (меч, секира, панцырь, щит). В дружину принимались свободные «мужи» пожизненно. Члены дружины назывались «друзьями», «клиентами» или «воинами». Дружинники первоначально участвовали только в дележе общей военной добычи, а также тех сборов и платежей, которые собирал князь. В дальнейшем князья стали наделять дружинников участком населенной земли — так называемой «выслугой». Это была феодальная собственность, возникшая на основе княжеского пожалования. Дружинник, имевший землю, мог быть всегда вызван на службу к князю. Высший слой дружинников назначался князем на придворные и административно-судейские должности.

Военная организация Чешского государства, помимо дружины, первоначально включала в себя и народное ополчение, которое составляли свободные общинники-пехотинцы, вооруженные луками и щитами. В связи с интенсивным процессом феодализации в X — первой половине XI века в военной организации Чешского государства все большее значение приобретает феодальное ополчение — отряды отдельных феодалов. Они составляли

значительное по своим размерам войско, которое возрастало, в то время как народное ополчение уменьшалось.

Большую роль в укреплении феодального строя в чешском обществе сыграло христианство. В конце IX века католичество было официально утверждено в Чехии в качестве господствующей идеологии. Чешский князь Спитигнев в конце IX века построил в Пражском Кремле храм девы Марии, куда пригласил священников с Запада, а недалеко от Праги в храме Петра и Павла в Дудче основал церковную латинскую школу. В церковном отношении Чехия в это время подчинялась регенсбургскому епископу. Новая идеология призвана была содействовать укреплению феодальных отношений и феодального государства. «С помощью библии были санкционированы и княжеская власть божьей милостью, и безропотное повиновение, и даже крепостное право»  1.

Утверждение христианства по католическому (латинскому) обряду имело для страны ряд отрицательных последствий. Оно обусловило господство чуждого народу латинского языка в богослужении и образовании и нанесло ущерб связям чешского народа с Древней Русью.

В житии князя Вацлава рассказывается о том, с каким усердием он занимался насаждением католической религии. Внутренняя политика князя Зацлава (921—929 гг.) была направлена на усиление эксплуатации крепостного крестьянства и укрепление феодальных порядков при помощи католичества. Той же цели была подчинена и его внешняя политика. Вацлав рас-

_______

1.  Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. М., 1952, стр. 43.

[63]

сматривал Германию как главную опору феодализма в Центральной Европе. Когда германский король Генрих I, покоривший бодричей и лютичей, как сообщает хронист, «голодом, мором и мечом» и взявший город гаволян Бранибор, весной 929 г. вторгся в Чехию и подошел к Праге, Вацлав без сопротивления признал себя вассалом и обязался платить дань германскому королю.

Политика Вацлава не могла не вызвать недовольства у широких масс чешского народа. В стране началось антифеодальное движение. Чешские источники сообщают о том, что Вацлав, опасаясь массового крестьянского движения, вынужден был уменьшить судебные наказания и несколько облегчить существование беднейшего населения, в частности вдов и рабов.

Как и во многих других странах, нарастание классовой борьбы в раннефеодальной Чехии проходило под лозунгом восстановления язычества. Сторонники старой религий ратовали за возврат к старым общинным порядкам, призывая бороться против феодалов. О языческом движении в Чехии свидетельствуют хронист Козьма и чешские жития. Это движение приняло, по-видимому, широкий размах и явилось серьезной угрозой, прежде всего для католической церкви.

Движение масс за реставрацию язычества было искусно использовано соперником Вацлава — его братом Болеславом, за спиной которого стояла значительная группа старой феодальной знати, недовольной возвышением и выдвижением на первый план служилой знати и духовных феодалов. К этой группе примыкала мать Вацлава — Драгомира, выступавшая и раньше против католической политики своего сына. Вначале Вацлаву удалось устранить непосредственную угрозу со стороны своих противников. Драгомира была выслана в замок Будеч; Болеславу был выделен удел в земле пшован, где он выстроил укрепленную крепость — град Болеслав на границе со Зличанеким княжеством. Поступая таким образом, Вацлав стремился умерить притязания Болеслава, а также противопоставить его зличанскому князю и тем ослабить обоих своих противников. Все это, однако, только на время устранило угрозу выступления Болеслава. Вскоре он пригласил Вацлава на освящение храма в своем замке, где Вацлав был убит. Многие из его сторонников были казнены, имущество их было конфисковано. Лишь некоторым удалось бежать из страны. Вслед затем репрессии коснулись и группировки Драгомиры. Сама Драгомира вынуждена была бежать в Зличанское княжество.

Заговор Болеслава против Вацлава совпал с восстанием крестьян против феодального гнета. О том, что в движении принял участие народ, свидетельствуют слова латинского жития X века, в котором говорится, что против Вацлава поднялся «простой народ». Еще более убедительно об антифеодальном характере народного движения говорит одно место из «Первой старославянской легенды», прославляющей Вацлава и его род. «Ибо каждый,— говорится в этой легенде, — кто восстанет против своего господина, подобен Иуде».

Можно предполагать, что насильственная смерть Вацлава и разгром его окружения, сочетавшиеся с демагогическими обещаниями Болеслава относительно восстановления язычества, предотвратили массовый взрыв, угрожавший феодальному Чешскому государству со стороны эксплуатируемых масс народа.

Как во внутренней, так и во внешней политике Болеслав был более решительным и вместе с тем более искусным правителем, чем Вацлав. Решительно и настойчиво отстаивая интересы своего класса, он в то же время широко прибегал к социальной демагогии и политике лавирования. Направив языческую религию против Вацлава, он, став князем, сам обрушился на ее представителей. Болеслав вел решительную борьбу против сепаратистских

[64]

тенденций местной знати. Действенным оружием в деле укрепления власти чешского князя было строительство княжеских градов на землях бывших племенных князей и разделение территории племенных княжеств на новые области. Новое административное деление Чехии и княжеская администрация сыграли важную роль в укреплении феодального Чешского государства и в политическом объединении чешских земель. Существо нового административного устройства состояло в том, что центр области — замок (град) и сидящий в нем княжеский наместник были подчинены непосредственно государю Чехии. Центральным градом для новой области иногда становился старый племенной град, а чаще всего вновь выстроенная князем крепость. Территории, центрами которых были такие грады, не совпадали с территориями бывших племенных княжеств. Компетенция наместника, так называемого «комеса» («помощника», «товарища»), была очень широка. Он был представителем военной и гражданской власти, командовал гарнизоном, следил за порядками в новой области и за внешней безопасностью, командовал феодальным ополчением, наконец, выступал в подчиненной ему области в качестве судьи.

Наряду с местной администрацией завершилось оформление центральной администрации при дворе чешского князя. В состав ее входили «коморник» (ведающий финансами князя), «владарж» (управитель княжеских имений), «ловчий» (управитель княжеских лесов) и др. Являясь выразителем и исполнителем воли класса чешских землевладельцев, Болеслав приближал их к своему двору и из их среды назначал своих чиновников. Для решения крупных вопросов Болеслав созывал княжеский совет, состоявший из видных феодалов.

При преемнике Болеслава I — Болеславе II (967—999 гг.) объединение Древнечешского государства было дополнено созданием Пражской епископии. С этого времени Чехия в церковном отношении стала независимой от Регенсбурга. Чешский князь являлся отныне верховным собственником всех земельных владений церкви и монастырей. В тех условиях это имело исключительно большое социальное и политическое значение.

Внешняя политика Чешского государства благодаря внутреннему укреплению феодального строя и государственной власти достигла значительных успехов. Болеславу I удалось установить мирные отношения с Германским королевством и создать немецко-чешский союз в борьбе против венгерских феодалов.

Совместное выступление немецкого и чешского народов против агрессии венгерских феодалов завершилось победой при р. Лехе в 955 г. Большая роль в этой победе принадлежала чешскому феодальному ополчению. Болеслав использовал победу для расширения территории Чешского государства и присоединил к нему Моравию.

Достигнутое во время правления Болеслава I внутреннее объединение феодального Чешского государства не могло быть, однако, ни особенно прочным, ни долговечным. Объединению государства попрежнему мешал сепаратизм местных князей, все более приобретавший характер феодальных усобиц.

Еще в те годы, когда между Вацлавом и Болеславом шла борьба за власть, зличанские князья попытались освободиться от номинальной зависимости Праги и расширить свою территорию. Сообщение так называемой Кристиановой легенды, относящееся ко времени Вацлава, говорит о восстании против чешского князя коуржимского князя и коуржимского народа. Это восстание охватило одну из областей Зличанского княжества, которому удалось тогда временно расширить свои границы за счет территории, принадлежавшей пражскому князю. Вскоре после смерти Вацлава зличанские князья

[65]

захватили южные чешские земли. О росте независимости Либице говорит и тот факт, что княгиня Драгомира бежала от Болеслава I в землю хорватов под защиту зличанских князей. Хронист Видукинд рассказывает о вооруженной борьбе с Болеславом «соседнего подкороля», в котором не без основания видят одного из зличанских князей, выступивших против Праги. В X веке Злича некое княжество, где правил род Славников, настолько окрепло, что ко времени Болеслава II решающее столкновение между Прагой и Либице стало неизбежным.

Болеслав II попытался решить борьбу с Либице путем компромисса. После смерти епископа Дитмара новым Пражским епископом был назначен Войтех, сын князя Славника. Это не ослабило напряжения между Прагой и Либице. Войтех стал стремиться к политическому усилению церкви и к независимости ее от чешского князя. Создавалась угроза превращения Пражской епископии из орудия усиления центральной власти в средство сепаратистской политики Славников. Вместе с тем Славники вошли в дружеские сношения с Польшей и попытались использовать ее в своей борьбе против Праги.

Однако попытка опереться на враждебную народным массам католическую церковь и на внешние силы не могла принести Славникам успеха. Есть основания предполагать, что их политика встретилась с сопротивлением широких слоев чешского народа, прежде всего крестьянства, особенно недовольного усилением феодального гнета и всяческих поборов со стороны католической церкви. Начавшееся в стране крестьянское движение и на этот раз проходило под языческими лозунгами и было направлено з первую очередь против духовных феодалов. Оно было направлено также и против Славников, стоявших за спиной Войтеха. Воспользовавшись тем, что зличанский князь Собеслав со своим войском ушел в поход с Оттоном III, Болеслав II взял Либице (995 г.), уничтожил род Славников и присоединил зличанские земли к Чешскому государству.

Внутренняя борьба в Чешском государстве после этого не.прекратилась. Княжеская власть встречала все новых и новых противников в лице крупных светских и духовных феодалов. После разгрома Славников крупные землевладельцы Вршовцы, выдвинувшиеся на придворной и военной службе, добились от князя пожалования себе Либице. При Болеславе II и его преемнике Болеславе II f Рыжем Вршовцы особенно усилились и вошли в родственные связи с княжеской семьей. Наряду с Вршовцами экономически и политически окрепли и другие знатные феодальные семьи. В результате этого Болеслав II под конец своей жизни вынужден был передать власть над страной своему старшему сыну, который фактически правил совместно с группой чешских крупных феодалов.

Княжеский стол после смерти Болеслава II (999 г.) наследовал Болеслав Рыжий, а его младшие братья Яромир и Ольдржих получили отдельные княжеские уделы.

Все это привело к усилению междоусобной феодальной борьбы, в которую не преминули вмешаться феодалы соседних государств.

Сразу же после смерти Болеслава II в Чехию вторгся польский князь Болеслав Храбрый. Ему удалось захватить Моравию и значительную часть Чехии. Братья Болеслава III, воспользовавшись вторжением польских войск, попытались сбросить старшего брата и захватить Прагу. Вскоре (1002 г.) крупные чешские феодалы во главе с Вршовцами, используя недовольство широких слоев народа тяжелыми поборами, к которым прибег Болеслав III, открыто выступили против последнего. Не желая связывать себя ни с одним из чешских претендентов на княжеский престол, они призвали на престол сына польского князя Болеслава Храброго — Владивоя.

[66]

Болеслав III Рыжий бежал из страны. Когда Владивой умер, пробыв чешским князем лишь несколько месяцев, чешский престол занял Яромир. Вслед за этим последовало вмешательство польского князя, не желавшего потерять свое влияние в Чехии. Болеслав Храбрый вторгся с войском в Чехию ц сначала поставил на чешский престол Болеслава Рыжего, но затем лишил его власти и полностью присоединил Чехию и Моравию к Польше.

Болеслав Храбрый намеревался создать крупное западнославянское государство с центром в г. Праге, куда он думал перенести свою столицу. Эти планы польского князя в случае их осуществления явились бы серьезным препятствием немецкой агрессии на Восток и поэтому встретили решительное сопротивление со стороны германских феодалов, объединивших в этот период свои силы в рамках «Священной Римской империи». Последняя возникла в середине X века в результате агрессивной политики саксонских феодалов, особенно Оттона I, подчинивших ряд других германских земель и предпринявших завоевание Италии. Осуществлению этого плана содействовали феодальные раздоры в самой Италии. В этой обстановке Оттон I добился в 962 г. коронации императорской короной в Риме.

В новую «империю» вошли Германия и часть Италии. «Священная Римская империя», внутренне непрочная, постоянно раздираемая противоречиями и вооруженными конфликтами, была как бы военной организацией германских феодалов, целью которой являлся грабеж соседних и в первую очередь славянских земель. Одним из важнейших объектов германской агрессии была Чехия.

Обеспокоенный объединительными планами Болеслава Храброго, император Генрих II двинул в Чехию набранную в Саксонии, Тюрингии и Франконии громадную армию, во главе с Яромиром и Ольдржихом. Между тем войско польских феодалов вело себя в Чехии, как в завоеванной стране, что привело к восстанию чешского народа. Население столицы оказало поддержку Яромиру и Ольдржиху. В октябре 1004 г. Прага была оставлена неприятелем. Чешским князем стал Яромир, а Ольдржих получил особый удел. По условиям мира 1005 г., который Болеслав Храбрый заключил с Генрихом II, Польша отказывалась от Чехии и оставляла за собой Моравию. После освобождения Чехии от оккупации польских феодалов между Яромиром и Ольдржихом началась междоусобная борьба. Последнему удалось свергнуть Яромира с престола и воцариться самому.

Перед нами, таким образом, характерная для феодального строя картина: крестьянские восстания против феодального гнета, неустойчивое политическое положение, междоусобия, антинародные союзы феодальной знати с зарубежными феодалами и т. д. Вследствие отсутствия источников нам мало известно о внутренней экономической и социальной жизни народа, однако эта — в значительной степени внешняя — картина Чешского государства не оставляет сомнения в том, что в X веке здесь господствовали феодальные отношения.

При Ольдржихе положение в государстве временно стабилизировалось. Он и его сын Бржетислав опирались на широкие круги средних и мелких светских феодалов, а также на часть духовенства, интересы которых настойчиво требовали в этот период усиления государственной власти. Дело в том, что освободительная борьба против польских феодалов, результатом которой было изгнание войск Болеслава Храброго, активизировала широкие слои чешского народа и создала благоприятную почву для распространения в Чехии начавшегося в Польше в 1037 г. массового крестьянского движения. Для борьбы с восставшим крестьянством феодалы объединились вокруг княжеского престола.

[67]

С успехами Ольдржиха и Бржетислава в области внутренней политики были связаны их успехи и в области внешнеполитической. В 1022 г. в состав государства была возвращена Моравия. В 1038—1039 годы Бржетислав сорганизовал поход в Польшу. Перспектива захвата богатой добычи сделала этот поход особенно популярным среди чешских феодалов. Бржетислав взял в Польше ряд укрепленных замков и крепостей, овладел богатейшим городом Краковом, наконец, вошел в Гнезно. Сокровища гнезненских храмов сделались добычей чешских феодалов.

Добившись внутреннего укрепления государства и одержав крупные успехи во внешней политике, Бржетислав задумал создать крупное государство в составе Чехии, Моравии и Польши. Он явился, таким образом, как бы продолжателем дела польского князя Болеслава Храброго, стремившегося создать единое западнославянское государство, способное приостановить германскую агрессию. Этот план отражал жизненную необходимость, которую хорошо понимали наиболее дальновидные государственные деятели.

Планы государственного объединения западных славян встретили и на этот раз упорное сопротивление со стороны германских феодалов. Между Чехией и Германией началась война. В 1040 г. вторгшееся в Чехию немецкое войско было разбито. Следующий поход императора Генриха III оказался успешнее. Бржетислав вынужден был пойти на уступки и заключить мир с германским императором, отказавшись от своих претензий на Польшу.

[68]

Цитируется по изд.: История Чехословакии в трех томах. Том I. Под ред. Г.Э. Санчука и П.Н. Третьякова. М., 1956, с. 60-68.

Рубрика: