Кавказская Албания: территория и население

Культурная и даже этническая близость Северо-Восточного Кавказа и Восточного Закавказья прослеживалась еще с эпохи бронзового века. В период же широкого распространения железа исторические судьбы племен, населявших Дагестан, теснейшим образом переплетаются с историческими судьбами древнейшего политического образования и культурного очага юга нашей страны — Кавказской Албании.

В исторической литературе, посвященной Кавказской Албании, существует много спорных положений и противоречивых мнений. Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о северных границах Албании. Однако большинство ученых считает, что значительная часть Дагестана, в частности горного, входила в состав Кавказской Албании.

Вполне вероятно, что в отдельные периоды, знаменующиеся подъемом военно-политического могущества Албании, ее северные границы продвигались значительно выше левобережья р. Куры и Аракса. И, наоборот, в тяжелые времена персидской и римско-парфянской агрессии нашествия кочевников — сармат, алан, гуннов — ее территория занимала только небольшую область куро-араксского междуречья, известную в раннем средневековье как Арран.

Согласно данным античных авторов, Албания занимала значительную территорию между Каспийским морем, Алазанью и Курой. С севера Албания граничила с Сарматией и проходила по северным отрогам Восточного Кавказа примерно по линии реки Сулак, т. е. включала значительные районы Дагестана.

Природные условия Албании, по данным античных авто[1]ров, были очень благоприятны для жизни человека. Земля ее отличалась плодородием и хорошо орошалась. Большую часть территории Албании составляли горы, где жило воинственное население, прочно державшее под своим контролем перевалы Главного Кавказское хребта.

Наиболее значительными среди племен Албании были албаны, утии, проживающие по побережью Каспийского моря, а также гелы, леги, гаргарейцы, дидуры, андаки, ильвы и др. Гораздо раньше были известны мики и каспии.

Последние, по свидетельству Страбона, к I веку н. э. уже исчезли с исторической арены. Всего в Албании насчитывалось 26 племен. Эта этническая пестрота, а также упоминание таких племен, как леги, дидуры, андаки, рисует картину весьма близкую к этнографии современного Дагестана.

Утии (уды, удины) занимали, видимо, в основном приморскую часть Восточного Кавказа. Как свидетельствуют письменные источники, они расселились на обширной территории, вплоть до правобережья Куры. Некоторая часть утиев занимала предгорные районы.

Севернее утиев, занимая частично побережье Каспийского моря и горную часть Дагестана, проживали собственно албаны. Очевидно, под этим термином скрываются предки современных горных народов Дагестана.

Античные авторы, описывая албан, отмечают их высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Таким именно представляется ученым-антропологам древнейший тип коренного кавказского населения — кавкасионский, широко представленный в настоящее время в горных районах Дагестана, Грузии и отчасти Азербайджана.

Видимо, несколько позднее на Восточный Кавказ проник другой (тоже достаточно здесь широко представленный антропологический тип), а именно каспийский, значительно отличающийся от кавкасионского.

Древние авторы разделяют албан на жителей гор и равнины. По культуре и быту албанские племена, заселявшие равнину, тяготеют к армянам и индийцам. Напротив, албаны — жители гор близки по своим обычаям и особенно по вооружению к северным кочевникам.

Большой интерес представляют и сообщения письменных источников о языке албан. Так, Моисей Хоренский сообщает, что язык одного из значительных албанских племен— гаргарейцев — «богат горловыми звуками». Из этого можно заключить, что он напоминал языки коренных народов Дагестана, которые относятся к кавказской группе языков. Известно также, что язык одного из потомков албанских племен — современных удин — относится к лезгинской группе языков.

Только на базе дагестанских языков, а именно удинского, и стало возможным чтение албанских надписей, найденных при раскопках в Мингечауре. Дошедший до нас албанский алфавит по обилию согласных звуков также указывает на связь этого алфавита с языками дагестанской группы. Особенно характерно наличие в этом алфавите четырех букв для обозначения латеральных звуков. Такое количество латеральных имеется только в дагестанских языках, в частности в аварском.

Термин «Албания» происходит от слова «Алп», или «Алб», означающего «горные районы», «горная страна». Этноним «Алб» до сих пор прочно сохраняется в горном Дагестане.

Данными дагестанских языков этимологизируются и имена албанских царей: Вачаган, Ваче. Имя царя Ороиза встречается в старинном аварском предании об Ираз-хане.

По данным Страбона и Плутарха, «выше», т. е. севернее албан, размещаются леки и гелы. Еще в III веке до н. э. горцы Северного Кавказа, в том числе и леки, согласно сообщению грузинских источников, принимали активное участие в важнейших военно-политических событиях Закавказья. Означал ли этноним «леки» определенную народность Дагестана — лезгин или лаков или же этим термином традиционно обозначались вообще дагестанцы, не ясно. Но факт политической активности народности явно дагестанского происхождения еще в середине III века до н. э. наводит на мысль, что и в гораздо более раннее время отдельные племена, проживавшие на Северо-Восточном Кавказе, спорадически выходили на историческую арену.

Важные сведения о составе населения Албании в древности мы находим у Страбона, который, касаясь политических событий в Закавказье во II в. до н. э., упоминает такие племена, как утии, гаргары, абаны в правобережье Куры. Это обстоятельство наводит на мысль об этнической общности населения значительной территории Кавказской Албании в античную эпоху.

В конце I тысячелетия до н. э. на территорию равнинно[1]приморского Дагестана с Северного Прикаспия проникают другие этнические группы. Это ираноязычные сарматские племена, известные античным авторам под именами аорсов и сираков. Они стремились контролировать важнейший караванный путь древности, проходящий по западному побережью Каспийского моря.

Следы проникновения сармат в Прикаспийскую равнину были обнаружены во многих районах равнинного Дагестана, но наиболее четко они выявлены при раскопках Таркинского могильника (окрестности Махачкалы). Это документируется наличием в Таркинском и других могильниках албано-сарматского времени, обнаруженных в приморском Дагестане, типично сарматских черт погребального обряда: грунтовые могилы, обложенные камнями, разбитые зеркала, посыпка покойников мелом, а также явно связанное с сарматским миром вооружение: длинные железные мечи всаднического типа, железные втульчатые наконечники копий и железные[1]трехлопастные черешковые стрелы. Прослеживается сарматское влияние и в керамическом материале (появление серолошеной керамики). Значительно меньше сарматское влияние обнаруживается к югу от Тарков и совершенно отсутствует в памятниках первых веков нашей эры в горном Дагестане (Карабудахкент, Сергокала, Гоцатль и др.).

Смешанный характер культуры Таркинского могильника позволяет по-новому осветить состав населения приморского Дагестана в начале нашей эры. Археологические исследования показывают, что влияние сарматской культуры на куль[1]туру коренного населения постепенно исчезает. Исчезновение влияния сарматской культуры и оформление основных элементов дагестанской культуры, типичной для раннего средневековья, которая непосредственно связана с культурой современных народов Дагестана, прослеживается на мате[1]риалах Большого Буйнакского кургана, Гапшиминского, Урадинского, Куядинского, Таллинского и других могильников. Эти могильники занимают промежуточное положение между албано-сарматской эпохой и ранним средневековьем (III— VII века н. э.). К концу функционирования этих памятников полностью оформляются основные типы погребальных сооружений (каменные ящики, склепы и грунтовые могилы) ведущие формы материальной культуры, характерные для раннесредневекового Дагестана.

Таким образом, пришлые ираноязычные племена — сарматы, а затем аланы —- быстро растворились среди коренного албанского населения, не оказав особого влияния на местное население.

Хотя проникновение ираноязычных племен на Северо-Восточный Кавказ, в частности в Дагестан, началось еще за[1]долго до появления здесь сармат, оно, однако, не привело к сколько-нибудь заметной иранизации Северо-Восточного Кавказа, как это имело место в Центральном Предкавказье, где при сохранении местной кавказской культурной подосновы распространилась иранская речь (например, у осетин). Такая этническая стойкость является одной из особенностей исторического процесса на Северо-Восточном Кавказе на рубеже нашей эры.

Цитируется по изд.: История Дагестана [в четырех томах]. Том 1, М., 1967, с 105-108.