Кушанская империя. Краткая справка (Ставиский, 1977)

Кушанская империя в последнее время привлекает к себе пристальное внимание исследователей. Свидетельством тому

[11]

могут служить три международных совещания, состоявшиеся за десять лет: симпозиум по кушанской хронологии в Лондоне (1960 г.) 26, конференция по истории, археологии и культуре Центральной Азии в кушанскую эпоху в Душанбе (1968 г.) 27. семинар по кушанским исследованиям в Кабуле (1970 г.) 28. Кроме многочисленных статей и заметок в свет вышли монографии и сборники, посвященные разным аспектам изучения Кушанской империи 29. Немало внимания истории и культуре этого государства уделили и советские исследователи 30.

Живой интерес к Кушанской империи вызван в первую очередь той ролью, которую она сыграла в истории древнего мира и культурной истории всего человечества. Созданное потомками кочевых племен, которые сокрушили власть греко-бактрийских царей — наследников Александра Македонского и Селевкидов — в сердце Азии, это государство в период расцвета охватывало среднеазиатские, афганистанские, северо-индийские, пакистанские и, возможно, восточно-туркестанские земли. В глазах современников оно было одной из тех «мировых империй», которые в начале нашей эры объединили под своей властью наиболее развитые в экономическом и культурном от-ношении страны и области Старого Света. Достаточно показательно в этом отношении сообщение китайского лазутчика в Индокитае, который, описывая политическую ситуацию в двадцатых годах III века, отмечал, что весь мир поделен на три части, подчиненные трем «сынам неба» (императорам): китайскому, римскому и кушанскому 31.

Высокая оценка современниками роли Кушанского государ-

____

26. Papers on the Date of Kaniska. Hd. by A. L. Basham. Leiden. 1968.

27. Труды конференции см.: Центральная Азии в кушанскую эпоху. Т. 1—2. М., 1974 1976. См. также: В. J. Stavlsky. G. М. Bongard-Levin Central Asia in the Kushan Period. Moscow. 1968; B. A. Litvirisky. Outline History of Buddhism in Central Asia. Moscow. 1968; Культура и искусство Средней Азии в кушанский период. Каталог выставки. Л., 1968.

28. См.: International Seminar on Kushan Studies. Kaboul. 1970.

29. См., например: R. Ghirshman. Begram. Rechcrches archeologiques et hisloriques sur les Kouchans. Cairo, 1946; J. E. Lоhuizen de Leeuw. The «Scythian» Period. Leiden, 1949: B. N. Puri, India under the Kushanas. Bombay. 1965; J. M. Rosenfield. The Dynastic Arts of the Kushans. Berkeley—Los Angeles, 1967: B. Chattopadnyay. The Age of the Kushanas. A Numismatic Study. Calcutta, 1967; G. R. Sharma fed.). Kusana Studies. Allahabad, 1968.

30. Обзор и аннотации работ, вышедших до 1967 г., см.: Б. Я. Ставиский, Б. И. Вайнберг, Н. Г. Горбунова. Э. А. Новгородова. Советская археология Средней Азии и кушанская проблем?.. Аннотированная библиография. Ч. 1—2. М., 1968. См. также: В. J. Staviskу. The Study of Kushan Central Asia and some questions concerning the Chronology of the Kushan in Soviet Historical Science. — Papers on the Date of Kaniska. c. 293 - 303. 394—403; B. J. Stavisky. G. M. Вongard-Levin. Central Asia in the Kushan Period.

31. См.: P. Pelliot. La Theorie des Quatres Fils du Ciel.-TP. T. 24. 1903, c. 121.

[12]

Рис. 1. Кушанская империя (по Дж. Розенфильду).

[13]

ства отнюдь не была преувеличением: обширная и могущественная среднеазиатско-индийская держава кушан (рис. 1) какое-то время действительно стояла в одном ряду с Римом, ханьским Китаем, парфянским, а позднее сасанидским Ираном и занимала важное место в политической жизни древнего мира. Эпоха существования Куша некого государства характеризуется также оживлением международных связей. Упрочились торговые и культурные связи между различными областями и странами Азии, равно как и между Востоком и Западом, во взаимодействие вступали весьма отдаленные народы, ранее почти не знакомые друг с другом. О широте и размахе международных контактов того времени красноречиво свидетельствуют письменные источники и археологические материалы.

Известно, что именно в кушанский период был проложен первый в истории нашей планеты трансконтинентальный Великий шелковый путь, протянувшийся из империи Хань. через земли Куша некого и Парфянского царств, к римскому Средиземноморью. Тогда же, за полторы тысячи лет до Васко да Гамы, отважные мореплаватели, используя сезонные ветры-муссоны, проложили регулярную водную трассу от завоеванного Октавианом Августом Египта к морским воротам кушан — портам Западной Индии. Можно предполагать, что в это время наладились также контакты между Средней Азией, племенами Урала и Приуралья и населением Северного Причерноморья 32. Из сообщений античных авторов известно об индийских, бактрийских и скифских купцах в египетской Александрии  и о поездке римского торговца Маэса Тициана к западному рубежу Китая 34, о том, сколь широко потреблялись в Риме индийские специи и как ценились там восточные шелка 35. Археологические раскопки открыли римскую факторию на восточном берегу полуострова Индостан 36, резную индийскую костяную статуэтку в Помлеях 37 и замечательные сокровища кушанского дворца в Канисе-Беграме (на юге Афганистана), где наряду с изделиями

______

32. Б. Я. Ставиский. Средняя Азия, Индия. Рим (К вопросу о международных связях в кушанский период). — Индия в древности. М.. 1964. с. 177—180.

33. М. М. Хвостов. Истории восточной торговли греко-римского Египта. Казань, 1907, с. 394-396.

34. Птолемей. I, И; 6; ср., М. С. Боднарский (сост.). Античная география. М., 1953, с. 299; Дж. О. Томсон. История древней географии. М., 1953, с. 407. 410, 428-429; Р. Хенниг. Неведомые земли. Т. 1. М., 1961. с. 401—406.

35. М. М. Хвостов. История восточной торговли, с. Мб—122, 135—155, 403, -108—411, 417. 419, 434.

36. R. Е. М Wheeler а. о. Arikamedu. an Indo-Roman Trading Station — Al. 1946, № 2.

37. U. Monneret de Villard. Le monete dei Kushannel'impero Romano. — «Onentaka». N. S. Vol. 47. Ease. 2. Roma, 1948, c. 245: R.'E. M. Wheeler. Rome beyond the Imperial Frontiers. L.. 1965, c. 135 и табл. XIX.

[14]

ремесленников римских провинций Египта и Сирии были найдены китайские лаки и индийская резная кость 38.

Исследовании последних десятилетий показали, что с путинским периодом связан также расцвет «кушанского искусства», повлиявшего на последующую историю художественной культуры многих стран и народов Востока. На этот период падает и широкое распространение буддизма из Индии, его родины, в страны Юго-Восточной Азии, Среднюю и Центральную Азию и на Дальний Восток 39.

Однако кушаиская эпоха и Кушанское царство привлекают к себе внимание не только важной ролью в истории, в развитии культуры и искусства, по и некоей таинственностью, которая все еще связана с этой могущественной, но слабо изученной древней империей.

И слабая изученность, и загадочность Кушанской империи объясняются скудостью источников для исследования ее политической и социально-экономической истории. Наука не располагает какими-либо среднеазиатскими или индийскими хрониками или историческими сочинениями кушанской поры, нет даже местных преданий о Кушанской державе. До самого недавнего времени собственно кушанские письменные источники состояли из кратких монетных легенд, столь же лаконичных надписей на резных геммах-печатях и небольших, в основном посвятительных, надписей с упоминанием кушаиских царей, их наместников и вассалов на севере Индостана 40. Открытие знаменитой надписи «кушанским письмом» в «храме Канишки Победителя» в Сурх-Котале и других памятников «бактрийского языка» 41, значительно обогатив наши знания, не дало, однако, достаточных материалов для решения многих важных вопросов кушанской истории. Отрывочные свидетельства иноземных источников — античных, китайских, сирийских, армянских и т. п. 42, также не могут воссоздать всей картины.

Особенно досадную помеху представляет собой отсутствие определенности в вопросах кушанской хронологии. Воцарение знаменитого кушанского царя Канишки — пресловутую «дату Канишки». принятую за начало отсчета событий в период рас-

______

38. J. Hackin Nouvoiles rcchcrches nrcheologiques a Bceram (ancienne Kapici). 1939—40.— MDAFA Т. II. P., 1954.

39. Литература весьма обильна. См., например: Р. С. Вagсhi. India and Central Asia. Calcutta, 1955: Г Zurcher. The Buddhist Conquest of China Vol. I. Leiden, 1956; Б. Я. Ставиский. Основные итоги раскопок Карателе в 1961—1962 гг. — Кара-тепе. I, с. 54—57; Б. А. Литвинский, Т. И. 3еймаль. Аджина-Тепа. М.. Ю71, с. 114—116 (там же обширная библиография).

40. Новейшую сводку этих надписей см.: Е. В. Зеймаль. Кушанская хронология. М.. 1968, с. 16—47; А. К. Nаrаin. The Date of Kaniska.—Papers on the Date of Kaniska. c. 236—239.

41. См. ниже, с. 214—220.

42. См. Papers on the Date of Kaniska; E. В. Зеймаль. Кушанская хронология.

[15]

цвета Кушанской державы (по этой системе почти сто лет датировались надписи кушан), разные ученые относили к 57 и 9 гг. до и. э., к 43. 60—65, 78, примерно 80, 90-м гг. I в. н. э., 103—110, 125, 128, 130, 144, примерно 200, 225—232, 248 и 278 гг. н. э. В защиту каждой из этих дат приводились всевозможные аргументы, однако нехватка фактических данных так и не позволила обосновать с должной убедительностью ни одну из них. Современной наукой отвергнуто большинство этих гипотетических определений, но «дата Канишки» и датировка многих событий кушанской истории (а также историко-культурных памятников кушанского периода) все еще колеблются в пределах двух столетий — от 78 до 278 г. н. э. 43.

Почти совершенно не освещены источниками и, следовательно. слабо изучены социальная структура и общественный строй Кушанского царства. До сих пор оспариваются заключения различных исследователей о местонахождении первоначального ядра этого царства, его границах и других немаловажных вопросах истории и культуры.

Таким образом, сейчас скорее можно говорить о существовании в науке сложной «кушанской проблемы», чем о связной истории Кушанского государства. Поэтому мы, не касаясь многих аспектов истории Кушанской империи, рассмотрим лишь те вопросы, которые необходимы для нашей темы — истории и культуры Бактрии времени становления, расцвета и гибели этого государства.

Период крушения Греко-Бактрийского царства, павшего в конце концов под ударами кочевых племен, был временем зарождения Кушанского государства. К сожалению, доступные пине данные не позволяют детально осветить события этого периода. Сведения античных авторов о том, что происходило в Средней Азии и близлежащих областях после середины II века до н. э., более чем скромны. Тогда между землями «греков Бактрии и Индии» и античным миром Средиземноморья уже простиралось обширное Парфянское царство. Бактрийские или индийские, или парфянские исторические сочинения того времени науке не известны. Поэтому основным источником наших знаний о первых шагах кушанской государственности служат древнекитайские хроники. В наиболее ранней из них — «Шиизм» со слов «первооткрывателя пути па Запад» Чжан Цяня при-

____

43. Обзор разных точек зрения см.: Е. В. 3еймал ь. Кушанская хронология. Попытки обосновать ту или иную датировку начала «эры Канишки» продолжаются и поныне. Так, например. Ж. Фусман вновь пытается утвердить как «дату Канишки» 78 год н. э. на основании трактовки недавно открытом двух- или даже трехъязычной надписи из Южного Афганистана (см.: G. Fussman. Documents epigraphiquos kouchans.ВЕГЕО. Т. 61. 1974, с. 1—65, особенно с. 41—50). К сожалению, бесспорную точную дату пока установить все же не удастся. Однако представляется, что верхней границей «латы Канишки» может служить 166 г. н. э. (см. ниже, с. 27, прим. 81).

[16]

водится четкая характеристика политической ситуации в Средней Азии в последней трети II в. до н. э. В частности, там отмечается, что на правобережье Амударьи в это время расселились кочевые завоеватели Бактрии да-юечжи («большие» или «великие» юечжн), подчинившие себе уже и левый берег. Левобережье описывается как отдельная область Дахя (или Дася), подвластная юечжи и политически раздробленная: в Дахя есть столичный город Ланьши, но нет «верховного главы» и почти каждый город имеет «своего правителя» 44. Более поздние хроники «Ханьшу» 45 и «Хоуханьшу» 46 не приводят уже отдельного описания Дахя и свидетельствуют о переселении на левобережье Амударьи да-юечжи, столицей которых становится город Лапыни (в «Ханьшу» он назван Гяньши). Обе хроники сообщают также о возникновении в Бактрии пяти княжеств, включая Гуйшуаи (Кушанию) 47.

Эти сообщения, вероятно, фиксируют два этана завоевания Бактрии кочевыми племенами. Первый, когда кочевые завоеватели, подчинив себе правителей бактрийских городов и княжеств, взяли под свое непосредственное управление лишь районы по северному (правому) берегу Амударьи, протекал, суля по сообщениям Сыма Цяня, во второй половине II века до н. э. Но не исключено, что этот этап мог захватить и I век до н. э. и даже часть I века н. э. Еще сложнее датировать второй этап, когда кочевники перенесли свою ставку (или ставки) на юг от Амударьи; этот период мог начаться и в самом конце II века до н. э. (вскоре после путешествия Чжан Цяня), и в I веке до н. э., и в I веке н. э.

О том, как проходил процесс становления Кушанского государства, сообщает лишь «Хоуханьшу». «По прошествии с небольшим ста лет гуйшуанский (кушанский) князь Киоцзюкю покорил прочих четырех князей и объявил себя государем под названием гуйшуанского (кушанского). Он начал воевать с Аньси (Парфисй или, что представляется более вероятным, с индо-парфинскимн царями), покорил Гаофу (Кабул), уничтожил Пуду (Арахосия или район Газни) и Гибинь (вероятно,

______

44. И. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 2. М.—Л., 1960, с. 148, 151, 152; Е. Zurcher. The Yuoh-chin and Kaniska in the Chinese Sources.—Papers on the Date of Kaniska, c. 358- 361.

45. H. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, с. 183—184: Е. Zurcher. The YCeh-chih, с. 364-365.

46. Н. Я Бичурин. Собрание сведений о народах, с. 227—228; Е. Zurcher. The Yueh-chih, с. 267.

47. Название одного из княжеств в «Ханьшу» и «Хоуханьшу» не совпадает. О причине этого см.: А. М. Мандельштам. Материалы к историко-географическому обзору Памира и припамирских областей. Сталинабад, 1957, с. 61. О разных попытках локализации Гуйшуан и остальных княжеств см.: А. М. Мандельштам. Материалы, с. 62—64. Ср.: Б. Я. Ставиский. О северных границах Кушанского государства.— ВДИ. 1961, № 1, с. 112. См. также ниже, с. 110—122.

[17]

Кашмир) и овладел землями их. Киоцзюкю жил более 80 лет. По смерти его сын Яиыгаочжень получил престол и еще покорил Индию, управление которой вручил одному из своих полководцев. С сего времени юечжи сделался сильнейшим и богатейшим Домом. Соседние государства называли его гуйшуанским государем, но китайский двор удержал прежнее ему название: Да-юечжи» 48.

Сопоставление этого сообщения с данными, полученными в результате изучения кушанских монет, первых вещественных памятников Кушанской империи (их первые публикации появились еще в 1823 г.) 49, позволило определить имена двух первых кушанских царей — Кудзулы Кадфиза 50 и Вимм Кадфиза 51, равно как и подлинное самоназвание династии (или рода, возглавившего государство), княжества, а позднее и империи 52. Эти сопоставления были подтверждены также эпиграфическими находками в Индостане. Так, надписи кхароштхи в Панджтаре (на берегу реки Инд) и в Таксиле, датированные соответственно 122-м и 136-м годами, содержат упоминания царей (махараджей) кушан 53, а паялись кхароштхи в Калатсс (Ладак) 187-го (или 184-го) года упоминает царя (махараджу) Увиму Кавтиса 54. К сожалению, эра, годами которой датированы все эти надписи, равно как и начало отсчета («сто с небольшим лет») в сообщении «Хоуханьшу» о деятельности отца Вимм — Куд-

______

48.  Цит. По пер.: Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, е 227—228; ср. F. Zurcher. The Yfieh-chih. с. 367.

49. J. Tod. An account of Greek, Parthian and Hindu Medals found in India (Juny 1825).—Transactions of the Royal Asiatic Society, 1827. L., 1628, с. 313—342. Ср.: E. В. Зеймаль. Путинское царство по нумизматическом данным (Автореф. канд. дисс.). Л., 1965, с. 2.

50. Отождествление Кудзулы Кадфиза монетных легенд с Киоцзюкю «Хоуханьшу» предложено А. Кэннингхемом (см.: A. Cunningham. Coins of the Indo-Seythians. Coins of the Sacas.— NC. Scr. 3. T. 10. 1890, c. 41) u подкреплено II. Пслльо (см.: P. Pel Hot. Les pays d'Occidenl d'aprcs Ie Heou Han chou — T'P. Ser. 2. T. 8, 1907. c. 191).

51. Об отождествлении Яньгаочженя с Вимой Калфнзом см.: A. Cunningham. Coins of the Indo-Scythians, с. 41: J. Marquart. Eransahr nach der Geographic des Ps. Moses Xorcnaci. В., 1901. с. 209; P. Peiliot. Neuf notes sur des questions d'Asie Central.—TP. T. 36, 1929, c. 201—203. Недавно это отождествление вызвало возражения Ж. Фусмана, который предлагает Яньгаочженя считать Канишкой (см.: G. Fussmаn. Documents cpigraphiques kouchans, с. 44- 46), что хотя и привлекательно, но все же маловероятно.

52. В греческих надписях на монетах Кулзулы Кадфиза слово «кушан» из-за отсутствия в древнегреческом буквы «га» передавалось как KOPPANO или KOPCANO, но в индийских (кхароштхи) легендах этих монет передача более четкая — kushana или khushuna. После создании «кушанского письма» на монетах Канишки звук «ш» стал передаваться буквой Р, т. е. греческим «ро» с удлинением вертикальной черты вверх.

53. S. Konow. Kharoshthi Inscriptions with exception of those of Asoka.— СИ. Vol. 2. P. 1, 1929, Afc 26. 27; A. K. Kara in. The Date of Kaniska, c. 237. № 14, 16; E. 6. Зеймаль. Кушаиская хронология, с. 20—21.

54. S. Konow. Kharoshthi Inscriptions. № 29; А. К. Narain. The Date of Kaniska, c. 237, № 18; E. В. Зеймаль. Кушанская хронология, с. 21.

[18]

зулы Кадфиза, остаются неизвестными, и абсолютная хронология кушанской государственности, как уже говорилось выше, до сих пор не может быть определена.

Кушанская нумизматика, развившаяся в самостоятельную научную дисциплину, подтвердила сведения «Хоуханьшу» об именах двух первых кушанских государей и об экспансии кушан в годы их правления к югу от Гинлукуша: уже на монетах Кудзулы Кадфиза наряду с греческими появляются надписи индийским письмом кхароштхи, существующие и на монетах Вимы Кадфиза 55; монеты обоих этих царей получили широкое распространение на северо-западе древней Индии — в Гандхаре и близлежащих районах (так, в Таксиле найдено около 2500 монет Кудзулы Кадфиза) 56.

Данные нумизматики позволяют также полагать, что процесс консолидации и оформления Кушанского царства, начавшийся при Кудзуле Кадфизе, не был завершен при нем: в чекане этого царя часто видно явное подражание, в одних случаях монетам греческого царька Гермея; в других — монетам Аза I, правителя из так называемой индо-сакской династии; в третьих — римскому чекану 57. При сыне Кудзулы – Виме Кадфизе была осуществлена важная денежная реформа, стали выпускаться помимо медных четыре категории золотых монет, номинал которых основывался на римских «ленариус аурсус» эпохи Августа, и завершено создание «собственного кушанского монетного типа, закрепившегося (с некоторыми изменениями) во всей последующей чеканке» 58.

Можно считать установленным, что ядром Кушанской империи было Кушанское княжество, правитель которого Кудзула Кадфиз (Кадфиз I), покорив соседние четыре княжества в Бактрии и победив в вооруженном столкновении с парфянами (или индо-парфянами), приступил к завоеванию земель на юге современного Афганистана и на севере Пакистана. Нет оснований сомневаться, что при сыне и преемнике Кудзулы Кадфиза – Виме Кадфизе (Кадфизе II) кушаны, в соответствии со свидетельством «Хоуханьшу», продолжали завоевательные по-

______

55. Е. В. Зеймаль. Монеты Великих Кушан в Государственном Эрмитаже. - ТГЭ. Т. 19, 1967, с 57, рис. 2; J. М. Rosenfield. The Dynastic Arts of the Kushans, c. 12—15, 22—24. Ср.: R. Gobi. Die Munzpragung der Kusan von Vima Kadphises bis Bahram IV.— F. Altheim, R. Stiehl. Finanzgeschichte der Spataptike. Frankfurt am Main, 1957, c. 185. 250.

56. J. Marshall. Taxila. Vol. 2. Cambridge, 1951, c. 785—786. Co.- В. M. Mассон. Монетные находки из Таксилы.— ИАН ТаджССР. ООН. Вып. 14. 1959, с.-179-181.

57 Е. В. Зеймаль: Монеты Великих Кушай, с. 56—61; J. М. Rosenfield. The Dynastic Arts, с. 12—16.

58.  Е. В. 3eймаль. Кушанская. хронология, с. 48. Ср.; R. Gobi. Die Munzpragmig der Kusan, c. 176—186; D. W. Mac-Dowall. The weight Standards of the Gold and Copper Coinage of the Kushan a Dynasty from Vima Kadphises to Vasudeva.—JNSI! Vol. 22, 1960, с 63-70; E. В. Зеймаль. Кушанское царство по нумизматическим данным, с. 8.

[19]

Рис. 2. Статуя Канишки из святилища в селения Мат

ходы (в частности, в глубь Индии) и. судя по данным нумизматики, ш осуществили ряд мер по оформлению своего государства в единую могущественную империю

В то же время точная датировка всех этих событий из-за недостаточности данных пока не может быть установлена, и в связи с этим не ясно, вправе ли мы связывать с каким-либо из Кадфизов или кем-нибудь из иных кушанских государей сведения китайских источников о событиях последней четверти I века н. э., когда в Восточном Туркестане действовал знаменитый китайский полководец Бань Чао. Источники упоминают о неоднократных контактах Бань Чао с юечжи, которые активно

[20]

вмешивались в восточно-туркестанские дела. Они же сообщают, что в 90 году н. э., после того как Бань Чао задержал и отправил обратно посольство юечжийского государя, просившего руки ханьской принцессы, недовольный царь юечжи (имя его не приводится) послал в Восточный Туркестан своего наместника Сэ с семидесятитысячным войском; этот поход, однако, успеха не имел 59.

По единодушному мнению исследователей, расцвет Кушанской империи приходится на время царствования Канишки, третьего кушанского государя (после Кудзулы и Вимы Кадфизов). известного нам по имени. Однако, как это ни парадоксально, именно об этом кушанском императоре и о его непосредственных преемниках Васишке и Хувишке нет никаких сведений у современных им авторов. Странное отсутствие в китайских династийных хрониках даже простых упоминаний их имен до сих пор не находит себе убедительного объяснения. Между тем от этих государей до нас дошло более сорока надписей (в основном иидийскими алфавитами кхароштхи и брахми), датированных годами «эры Канишки». Факт создания нового летосчисления но воцарению Канишки свидетельствует о значимости этого государя в истории Кушанской империи. Сам Канишка упоминается в надписях, датированных с 1-го (или 2-го) по 23-й год.

В ходе археологических раскопок были открыты «храм Канишки Победителя» в Сурх-Котале (на севере Афганистана, в Бактрии) 60 и династийное святилище кушанских царей в Мате (возле Матхуры, в долине Ганга) 61 со статуей Канишки. Эта статуя (рис. 2), голова которой не сохранилась, тем не менее столь выразительна, что, по мнению некоторых исследователей, может служить своеобразным символом величия Канишки и его империи 62.

Память о Канишке жила в течение многих столетий, о чем свидетельствуют упоминания о нем в средневековых текстах. Правда, в основном эти сообщения носят легендарный характер. Они стремятся подчеркнуть покровительство, которое Канишка оказывал буддизму, его «благие», с точки зрения буддистов, деяния. Подобные сведения о Канишке сохранены буд-

_____

59. Подробнее см.- Л. С. Васильев. Бань Чао в Западном крае.— ВДИ. 1955, № 1, с. 108—125. При пересказе сведений об этом походе Г. М. Бонгард-Левин спутал Бань Чао с Сэ. назвав первого командующим кушанской армией. См.: Г. М. Бонгард-Левин. Г. Ф. Ильин. Древняя Индия (Исторический очерк). М., 1969, с. 489.

60. Об этой замечательной постройке см. ниже, с. 198—202.

61. Новейший анализ материалов из святилища в Мате осуществлен Дж. Розенфилдом. См.: J. М. RosenfieId. The Dynastic Arts, c. 140—142, 149—151. Статуя Канишки и надпись на ней публиковались и исследовались многократно.

62. J. М. Rosenfield. The Dynastic Arts. с. 27; M. Уилер. Пламя над Персеполем (Поворотный пункт история). М., 1972, с. 124.

[21]

дийской традицией и дошли до нас в китайских, тибетских, согдийских и уйгурских текстах 63.

Буддийская традиция приписывает Канишке руководство IV буддийским собором в Кашмире и сооружение огромной ступы и монастыря в Пурушапуре (Пешавар) 64. Как показал критический анализ источников, первое вполне может быть «благочестивой фальсификацией» (выражение Дж. Розенфилда) средневековых буддистов. Второе же подтверждено в холе раскопок в Шах-джи-ки-дхери близ Пешавара, где действительно были открыты остатки большой ступы и монастыря, найдены образцы каменной и гипсовой скульптуры и извлечен (из ступы) знаменитый бронзовый реликварий с надписью, упоминающей Канишку 65.

Те же поздние источники сообщают о величии Канишки, именуя его миродержцем (чакравартин), упоминают его победы над царями Южной и Восточной Индии и не названным но имени парфянским государем, о походе (или походах) на восток от Памира, в результате чего племена из пограничных областей к западу от Хуанхе выдали ему в качестве заложников своих наследных принцев.

К сожалению, не ясно, насколько можно доверить этим сообщениям. Многие детали их явно легендарны. Однако в целом эти сведения не только свидетельствуют о почитании Канишки буддистами, но и подтверждают данные о его крупной роли в истории Кушанского государства, а возможно, и всей Центральной Азии.

Говоря о Канишке, следует иметь в виду, что, судя по одной из надписей, датированной 41-м голом и упоминающей «Канишку, сына Ваджешки», это имя носили два или, судя по монетным данным, даже три кушанских государя. Весьма вероятно, что, хотя основная часть сообщений о Канишке явно связана со знаменитым Канишкой I. отдельные известия могут относиться к более позднему царю (или двум царям) с тем же именем.

Уже давно исследователи обратили внимание на существен-

_____

63. Сводку этих сведений см. в Papers on the Date ot Kaniska, и статьях X. В. Бейли (с. 36—38), Л. Петсча (см. 244—246), Л. К. Вардера (с. 327— 336), Ф. Вильгельма (с. 337 -345) и В. Цюрхера (с. 346 380). Разбор их см. также: J. М. RоsenfiеId. The Dynastic Aris, с. 28—41; Е. В Зеймаль. Кушанская хронология, с. 68—71.

64. О ступе Канишки в Пешаваре упоминает и ал-Бируни. См.: Абу Рейхах Бируни. Избранные произведения. Т. 2. Индия. Тань, 1963, с. 360.

65. Отчет о раскопках см. ASIAR. 1908- 1909. с. 35—39; 1910, с. 25—32. О реликварии Канишки писалось многократно, в том числе почти во всех сводных работах по истории, эпиграфике и искусству кушанской эпохи. См., например: A. Foucher L'art grdco-bouddhjque du Gandhara. Т. 2. 2. P., 1922, с. 531; H. Ingholt. Gandharan Art in Pakistan. N. Y.r 1957, № 494; J. F. Lohuizen de Leeuw. The «Scythian» Period, c. 98—106; J. M. RosenfieId. The Dynastic Aris. c. 259-262.

[22]

ные изменения н политике и культуре Кушанского государства, происшедшие после воцарения Канишки, объясняя это тем, что после Вимы Кадфиза наступил период междуцарствия и смут. Он окончился лишь с приходом к власти новой династии, чьи представители (в отличие от двух первых кушанских царей, носивших родовое имя или титул «Кадфиз») имели тронные имена с окончанием на -шка 66. Действительно, воцарение Канишки, как упоминалось, ознаменовалось введением нового летосчисления. Об изменении религиозной политики кушанских властей при Канишке (по сравнению со временем Вимы Кадфиза), кроме буддийской традиции, открытий в Пешаваре и последних по времени — в Бактрии, свидетельствуют монеты. В отличие от Вимы Кадфиза, на монетах которого (на оборотной стороне, где со времени греко-бактрийских царей помещали изображения божеств-покровителей) изображен только Шива, монеты Канишки I (и Хувишки), показывая веротерпимость, демонстрируют синкретический пантеон, который включает около 30 божеств иранско-среднеазиатского, индийского, ближневосточного и античного происхождения, в том числе и Будду (рис. 3)  67. Анализ монет подтвердил также, что при Канишке I происходит замена применявшихся ранее (при Кадфнзах) греческих и индийских надписей легендами, выполненными «кушанским письмом» 68.

В то же время тщательное исследование кушанского монетного дела показало тесную связь чеканов Вимы Кадфиза и Канишки, что «совершенно исключает существование какого- либо перерыва между этими двумя царями» 69. Этот вывод, однако, не отрицает того, что Кантика мог быть основателем новой кушанской династии. И хотя такое предположение остается не более чем гипотезой, оно, видимо, имеет право на существование, так же как и предположение Стена Конова о связи Канишки с Восточным Туркестаном. С. Конов опирался на данные тибетской традиции о походе на Индию трех восточно-туркестанских владетелей: правителя Ли (Хотана) Виджаякирти, безымянного государя Гу-зана (по П. Пелльо—Кучи) и царя Каинки (Канишки) 70. Правда, Дж. Розснфилд указы-

_____

66.  См., например: R. Ghirshman. Begram, с. (62—163.

67. См. A. Stein. Zoroastrian Deities on Indo-Scyihian coins. -The Babylonian and Oriental Records. Vol. 1. L. 1887, c. 155-166; E. В. Зеймаль. Кушанское царство, с. 14—15; Он же. Монеты Великих Кушан, с. 63- -83; J. М. RosenfieId. The Dynastic Arts, с. 55—57, 60—66, 69—103.

68.  О «кушанском письме», основанном на греческом алфавите, см. ниже, с. 214—220.

69. Е. В. 3еймаль. Кушанское царство, с. 15.

70.  S. Konow. Kharoshthi Inscriptions, с. LXXV. Новый перевод этого текста см.: L. Реtech. Kashmiri and Tibetan Materials on the Date of Kaniska.— Papers on the Dale of Kaniska, c. 244, где вопреки С Конояу (а с его слов и Дж. Розенфилду) отмечено, что дата этого похода остается неопределенной.

[23]

   

Рис 3. Монеты кушанских царей с изображениями государя и божеств…

[24]

вает, что этому предположению противоречит сообщение, содержащееся в одной из рукописей, привезенной экспедицией П. Пелльо из Дуньхуана (текст составлен па санскрите и продолжен в хотапском переводе); согласно этому тексту, Канишка происходил из императорского рода правителей Балха 71. Однако у нас нет никаких оснований отдавать предпочтение этому сообщению, тем более что лингвистический анализ имени Канишки, равно как и Хувишки и Ваджсшки/Васишки, позволяет все-таки связывать этих кушанских царей с Восточным Туркестаном, по заключению В. В. Иванова, среди тех языков, с которыми исторически могли соприкасаться кушаны, суффикс -шк(а) в личных именах характерен лишь для кучинского (иначе — «тохарского Б»), т. е древнего языка, засвидетельствованного для района восточно-туркестанского города Кучи 72.

В отличие от Канишки имя Хувишки было забыто буддийской традицией. Единственное упоминание этого имени встречается в кашмирской династийной хронике XIII века «Раджатирангини» в ней перечислены, среди прочих государей Кашмира, три царя турушки (т е тохары, или тюрки) - Хушка (предположительно Хувишка), Джушка (предположительно Ваджешка/Васишка) и Канишка 73. Надписи Хувишки (письмом кхароштхи и брахми), как уже отмечалось, датированы по «эре Канишки», а ранние монеты с этим именем тесно примыкают к чекану Канишки I и свидетельствуют, в частности, о продолжении той же религиозной политики (признание различных по происхождению божеств), которую проводил знаменитый кушанский царь 74.

Восемнадцать надписей с именем Хувишки, из района Матхуры, датированных от 28-го до 60-го годов «эры Канишки», свидетельствуют о сохранении в это время в глубинной Индии власти кушан 75. В Джамалпуре существовал большой буддий-

________

71. J. M. Rosenfield The Dynaslic Arts, с 287. Прим. 54 Перевод и комментарий текста см. Н W Bailey — JRAS 1842, с 18—19, ср. Н W Bailey Kaniska — Papers on the Date of Kaniska, с 35.

72.  В. В. Иванов Языковые данные о происхождении кушанской династии и тохарская проблема — НАД. 1867, 3, с 106—М8 (особенно, с 110 -115)

73. R Ghirshman Begram, с 141—144 Ср также L Petech Kashmiri and Tibetan Materials, с 244 Опираясь на это сообщение и легенды о связи Каншлки с Кашмирским IV буддийским собором, Р Гиршман пытался докатать, что Канишка I и его династия происходят из Кашмира. Однако из сообщения «Раджатирангини» не ясно, о каком Канишке (I, II или III) идет речь, что делает гипотезу Р. Гиршмана но меньшей мере сомнительной.

74. См, например Е. В. Зеймаль Шива на монетах Великих Кутан — Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам работы Гос. Эрмитажа за 1952 год Л. 1963, с 40-41. он же Кушанское царство, с 14-15

75. В чекане с именем Хувиигкк различаются две фазы, между которыми можно поместить медные монеты с именем Канишки Последнего связывают с упомянутым в надписи 41 го года (из Ара) Какишкой II, сыном Ваджешки, а разделенные его кратковременным чеканом (соответствующим, видимо, правлению) монеты с именем Хувишки относят к двум государям — Хувишке I и Хувшпке 'II. Это построение принимается почти всеми исследователями. Ср.: К. В. 3еймаль. Кушанское царство, с. 15.

[25]

ский монастырь — «вихара Хувишки», как называют его найденные здесь надписи: наиболее ранняя надпись относится к 51-му году, наиболее поздняя — к 77-му году, т. е. ко времени Васудевы 76. Еще одна надпись кхароштхи с именем Хувишки (51-го или 28-го года) найдена в Бардаке, близ Кабула 77. К 31-му году, т. е. ко времени царствования Хувишки, относятся также крупные работы по восстановлению «храма Канишки Победителя» в Сурх-Коталс.

Таковы сведении, которыми располагает сейчас наука о царе или царях по имени Хувишка. Эти данные позволяют утверждать, что во время его (или их) царствования кушанские власти придерживались той же политической линии, что и при Канишке I, а Кушанская империя все еще находилась в зените своего могущества.

К периоду расцвета Кушанской империи мы вправе относить также время правления царя или царей, носивших имя Басудева.

Это имя содержат семь надписей письмом брахмн из района Матхуры; в других частях Кушанской империи несомненных надписей с именем Васудевы пока не найдено 78. Надписи из Матхуры датированы от 64-го (или 67-го) по 98-й годы «эры Канишки», т. е. охватывают срок в 32 -35 лет, который вполне мог вместить не одно, а два (если не три) царствования: не исключена также вероятность, что кушанский царь но имени Васудева мог править и некоторое время спустя даты последней, матхурской надписи 98-го года. Что же касается монет, то нумизматы обычно различают два-три типа или фазы в чекане с именем Васудевы, предполагая существование двух или трех царей с этим именем. Наиболее убедительным представляется деление монетного чекана с именем Васудевы на дне части и соответственно признание Васудевы I и Васудевы II. в промежутке между которыми царем кушан был еще один государь по имени Канишка 79.

___

76. Н. Luders. Mathura Inscriptions. Ed. bv К. Janert. Gottingen, 1961, § 29-63, c. 57—105.

77. St Konow. Kharoshthi Inscriptions, c. 165. At LXXXVI: 11. W. В alley. Kusanica —BSOAS. Vol 14. 1952.

78.  Я. Харматта предполагает (см.: J Harmatta. Minor Baclrian Inscriptions.—A AH. T. 1С. Ease 1-2. 1965, c. 161), что имя Васудева значится я одной из малых надписей Сурх-Котала, на котопой он читает 299-й год так называемой неизвестной эры, предположительно той же, что отмечена на надписях Кудзулы и Вимы Кадфизов; ранее эта дата определялась как 285-й (по А. Марину) или 279-й (по А. Бивару) год. Однако, поскольку Я. Харматта читал эту надпись, пользуясь лишь ее фотографией, его предположения о дате и особенно об упоминании имени Васудевы нуждаются в подтверждении лингвистов, изучавших надпись в подлиннике.

79. Этого государя исследователи обычно называют Капишкой II или Канишкой III. Е. В. Зеймаль отвергает возможность существования двух кушанских парен с именем Васудева (см.: Е. В. Зеймаль. Шива но монетах Великих Кушан, с. 12; он же. Кушанская хронология, с. 50). Вместе с тем Е. В. Зеймаль согласен с выделением двух разных «фаз» чекана Васудевы и помешает «на рубеж между первой и второй фазами золотой чеканки Васудевы» начало выпуска золотых монет Канишки III (см.: Kaniska.— Papers on the Date of Kaniska. c. 258. Следует отмстить, что над исследователем в данном случае довлеет желание, укоротив список кушанских парей, подтвердить спои доводы в пользу самой поздней даты начала «эры Канишки» (278 г. н. э.). На подобный субъективизм других ученых при подходе к проблемам кушанской хронологии неоднократно указывал сам Е. В. Зеймаль (см., например: Кушаиская хронология, с. 60, прим. 12).

[26]

К сожалению, пока невозможно определить, который из Васудев упоминается в матхурских надписях. Не удается также установить, с каким из этих царей можно связывать единственное известное науке упоминание кушанского царя послекадфизкого времени в китайской хронике династии Вэй. В этой хронике, составленной в конце III века н. э., сообщается о прибытии ко двору Вэй в январе 230 года н. э. посольства с дарами от царя да-юечжи Бо-дюо 80; это имя, но утверждению китаистов, представляет собой закономерную китайскую передачу имени «Васудева» (в монетных легендах BAZAIIO) 81.

Монеты кушанских государей, носивших в отличие от всех их предшественников индийское имя Васудева 82, демонстрируют разрыв с религиозной политикой Канишки I, Хувишки I и

___

80. Новейший перевод этого места китайской хроники см.: Е. Zurcher. The Yuch-chih, с. 371.

81. С. Сhavannеs. Les pays d'Occident d'aprcs Ie Weilio.— TP. Ser. 2. Vol. 6. 1905. c. 489; E. G. Pyllybank. Chinese Evidence for the Date of Kaniska.— Papers on the Date of Kaniska. c. 258. Следует отмстить, что Э. Пэллибленк в первоначальном (машинописном) тексте своего доклада, разосланном участникам симпозиума по «дате Канишки» (Лондон, I860), высказывал некоторые колебании в отождествлении Бо-дюо с Васудевой. Это дало повод Е. В. Зеймалю отметить, что подобное отождествление «бес-спорным считаться не может» (см.: Е. В. 3еймаль. Кушаиская хронология, с. 89, 91, прим. 8). Но печатный текст доклада Э. Пэллибленка показывает, что и этот исследователь не сомневается в лингвистической обоснованности отождествления Бо-дюо с Васудевой; Э. Пэллибленк колеблется лишь в определении того, какого из кушанских царей, носивших это имя, поминает китайская хроника. Призвание же уравнения Бо-дюо»Васудева позволяет отвергнуть поздние даты «эры Канишки». Самая ранняя надпись Васудевы относится к 64-му (или 67-му) году «эры Канишки». Если даже считать ее одновременной упоминанию Бо-дюо в китайской летописи (январь 230 г. н. э.), то воцарение Канишки че может быть датировано позднее 166 г. н. э. О том, что правление этого императора нельзя относить ко времени позже II века н. э., свидетельствует и клад из Бард-и Нишанде, где медная монета Канишки найдена вместе с парфянской тетрадрахмой первой половины II века н. э. и 5 тысяч монет Элимаиды II века н. э. См. R. Ghirshman. Bard-e Nechandeh.—centre religieux iranien.— АДН. T. 19, 1967, c. 13—14.

82. Хотя А. Л. Бешем предлагал объяснять имя Васудевы как санскритизироанную форму кушанского Васишка (см.: А. I. Вasham. The Succesion of the Line of Kanishka.—BSOAS. Vol. 20. 1957, c. 78). более правильно, видимо, считать его индийским, тем более что в Индии оно отмечено еще в докушянский период и связано с культом Кришны и Вишну. См. J. М. senfiеId. The Dynastic Arts, с. 104.

[27]

Хувишки II. Так, в качестве божества-покровители почти на всех монетах с именем Васудевы помешен лишь один Шива 83 (см. рис. 3), причем иконографически он отличен от изображений этою божества на монетах Канишки и Хувишки.

Нумизматические данные, но мнению Е. В. Зеймали, позволяют не только говорить о переходе от почитании разнообразных богов и богинь синкретического пантеона к поклонению одному божеству — индийскому Шиве, по также предполагать, что при Васудеве восторжествовала та разновидность культа Шивы, которая отличалась нетерпимостью к другим религиям и культам 84.

Однако если религиозная политика царей по имени Васудева и переменилась, то легенды монет первого из них по-прежнему выполнились «кушанским письмом», как на монетах Канишки и Васудевы II (хотя на последних уже появились отдельные знаки письма брахми), а матхурские надписи датировались по «эре Канишки». Суля по надписям, при Васудеве (во всяком случае, до 77-го года «эры Канишки») продолжала существовать и «вихара Хувишки». Иными словами, во время Васудевы I (возможно, и Васудевы II) не произошло полного разрыва с культурными традициями Канишки I, Хувишки I и Хувишки II.

Возвращаясь к матхурским надписям с именем Васудевы, следует подчеркнуть, что они свидетельствуют о прочности вплоть до 98-го года «эры Канишки» власти кушан на берегах Ганга (во всяком случае, в среднем его течении), т. е. о сохранении в этот период мощи всей Кушанской империи.

Крушение Кушанской империи освещено источниками столь же скудно, как ее расцвет. Правда, трудами многих исследователей для изучения этого времени привлечены довольно разнообразные данные. Однако как сам процесс ослабления Кушанской империи, так и его хронология все еще остаются объектом дискуссий, более или менее остроумных гипотез, поскольку данные, привлекаемые для освещения последнего этапа истории кушан, и, главное, интерпретация этих данных разными учеными крайне противоречивы. При рассмотрении политической истории Бактрии кушанского периода мы еще вернемся к свидетельствам краха кушан в колыбели их империи. Здесь же коснемся лишь вопроса об ослаблении власти кушан на периферии и о территориальных утратах империи.

______

83. Судя по изображениям на монетах Вимы Кадфиза Шивы с быком Нанди, близким к изображениям на монетах Васудевы, последний в данном случае как бы вернулся к религиозной политические предшественника Канишки.

84.  Е. В. Зеймаль. Шива на монетах Кушан, с. 40—41; он же. Кушанское царство, с. 14. Говори о переходе от изображений многих божеств-покровителей к одному божеству, следует отметить, что помимо монет с именем Васудевы то же явление отражают и монеты Канишки III, на которых помешено также одно божество, но не индийского, как на монетах Васудевы, а иранско-среднеазиатского происхождения—Ардохшо (см. рис. 3).

[28]

Матхурские надписи с именем Васудевы, по-видимому, самые поздние из известных ныне, где упоминаются цари кушан. (Предположение об отнесении четырех надписей с именем Канишки и двух с именем Васишки к гипотетическому второму веку «эры Канишки» хотя и возможно, но слабо обосновано: по мнению И. Э. вал Лохвизен дс Леев и Дж. Розенфилда, в этих надписях не проставлены цифры сотен, отнесены же эти надписи к более позднему, чем надписи Васудевы, времени на основании далеко не бесспорных стилистических и палеографических данных 85) Поскольку большинство открытых кушанских надписей сосредоточено именно в Матхурс, то отсутствие здесь более поздних кушанских надписей едва ли может быть случайностью 86: по всей вероятности, это свидетельствует об утрате кушанами своих былых владений в долине Ганга 87.

Напомним, что надписи в Каушамби и Сарнатхе датированы 2-м и 3-м годами царствования Канишки, т. е. традиция составления надписей по хронологии «эры Канишки» с именами кушанских царей в долине Ганга насчитывала около столетия. Прекращение этой традиции хорошо согласуется с упоминанием к буддийском тексте, переведенном на китайский язык в 266 или 281 году н. э., уже не трех (китайского, римского и кушанского), а четырех (с добавлением индийского) «сынов неба» — императоров 88.

По-видимому, и отсутствие в долине Ганга надписей кушанских царей, относящихся ко времени позднее 98-го года «эры Канишки», и упоминание в 60 - 80-х годах III века н. э. «индийско-

_______

85. Список этих надписей см.: J. М. Rоsenfiеld. The Dynastic Arts, с. 270—273. Убедительную критику гипотезы об отнесении их ко второму BCKV «эры Канишки» см.: Е. В. Зеймаль. Кушаиская хронология, с. 30 31.

86. Показательно, например, что в районе Пошанаря. который принято рассматривать как столицу Кушанской империи при Канишке, найдена лишь одна надпись с его именем — на реликварик из Шах-джи-ки-дхери, в то время как район Матхуры дал около 15 надписей с упоминанием Канишки, а прилегающие с востока Каушамби и Сарпатх — еще 4 (не считая оттиска печати из Каушамби).

87. О распространении власти кушан на долину Ганга к востоку от Матхуры свидетельствуют, в частности, материалы из раскопок в Каушамби (см., например: G. R. Sharma, J. S. Negi. The Saka-Kusaiias in the Central Gar.ga Valley.— Kusana Studies. Ed. by G. R. Sharma. Allahabad. 1968, c. 43—6b: Центральная Азия в кушанскую эпоху. Т. 2. М., 4975. с. 15 41). Как далеко на восток простирались владения кушан — не ясно, но территорию современного Бихара принято считать входившей в состав Кушанской империи, см., например: A. Вanегji. Eastern Expansion of the Kushana Empire. — IHQ. Vol. 27. .№ 4. 1951, с. 294—303; Б. Я. Ста виски ft. О северных границах Кушанского государства, с. 110; Г. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильи и. Древняя Индия, с. 468.

88. Об упоминании трех «сынов неба», подсливших-де всю землю, см. выше. с. 12. прим. 31. О четырех «сыновьих неба» см.: P. Pel Hot. La Theorie des Quatrcs Fils du Cicl.—T'P. T. 24, 1923, c. 97—139; S. Levi. Devaputra - JA. Vol. 224. 1934. c. 1—21. Ср.: Б. Я. Ставиский. Средняя Азия в кушанский период, с. 368.

[29]

го императора» связаны с потерей кушанами значительной части их индийских владений и возвышением какого-то собственно индийского государства. К сожалению, определить, какого именно, сейчас невозможно: истории Индостана в III веке н. э. освещена источниками весьма слабо, сведении о местных государствах этого времени в Центральной и Восточной Индии ограничиваются часто лишь их названиями 89.

Утрата кушаками их владений в долине Ганга приходится, скорее всего, именно на вторую половину III века н. э., об этом свидетельствуют данные многолетних раскопок Каушамби 90.

Материалы этих раскопок показывают, что захвату Каушамби Самудрагуптой (350 год н. э.). фактическим основателем империи Гуптов, предшествовал период правления различных государей, который в целом продолжался не менее 75—100 лет 91. Сейчас невозможно с уверенностью утверждать, как и в какие сроки теряли кушаны спои индийские владения, но есть основания полагать, что их власть над отдельными районами Индостана длилась тем более, чем дальше на запад располагались эти местности 92. В таком случае районы Варанаси (Бенарес), Сарнатха и Каушамби были потеряны раньше, чем район Матхуры и Дели, после утраты которых под властью кушан к югу от Гиндукуша оставались лишь Пенджаб и бассейн верховьев р. Инд.

В III веке уже не входил в Кушанскую империю и Восточный Туркестан: как свидетельствуют китайские источники, в 202 г., после долгого перерыва, в Китай прибыло посольство из Хотана: в 220 г.— из Хотана и Карашара; в 222 г.— из Хотана. Кучи и Шаньшаня; в 227 г.— из Карашара; в 240 и 270 гг.— из Карашара; в 280 г.— из Турфана: в 283 г. — из Шаньшаня; в 285 г.— из Карашара и Кучи 93.

В последней трети III века начинается собственный медный хорезмийский чекан, и к концу III — началу IV века выходят из обращения в Хорезме кушанские медные монеты Канишки,

________

89. Ср. сведения по истории Индии этого времени: Г. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильин, К. Древняя Индия, с. 500—503.

90. См. Kusaga Studies и указанную там (с. 40, прим. 1) литературу.

91. А. К. Narain. The Date of Kaniska, c. 232. Ср.: G. R Sharma. J. S. Negi. The Saka-Kushanas. c. 73, прим. 123. где авторы высказывают предположение, что часть этих государств могли править в куша покос время, будучи зависимыми от кушанских императоров.

92. А. К Narain. The Date of Kantek с №.

93. См.: Е. G. Pylleyblank. Chinese Evidence, с. 256—257. Э. Пэллибленк полагает, что наиболее вероятным временем захвата кушанами части бассейна р. Тарим в Восточном Туркестане был промежуток между 175 к 202 г. н. э. Он отмечает также, что в Восточном Туркестане встречаются медные монеты только Канишки и Хувишки. ч полагает, что это может свидетельствован» о распространенно здесь кушанской власти именно при этих государях и об утрате кушанами этих владений в конце правления Хувишки (там же, с. 257—258).

[30]

Хувишки и Васудевы (без надчеканов) 94. Даже если оспаривать, что довольно обильные находки кушанской меди в Хорезме свидетельствуют об определенной зависимости этой области Средней Азии от Кушанской империи , надчеканка, перечеканка и выпадение из обращения этих монет в Хорезме, очевидно, показывают ослабление связей с кушанами, а появление здесь монет позднего типа чекана сасанидского царя Шапура I и некоторые косвенные данные позволяют предполагать усиление иранского (сасапидского) влияния, очевидно, в ущерб кушанскому

С приведенными данными увязывается и упоминание Кушаншахра (т. е. Кушанского царства) в надписи Шапура I на «Каабе Зороастра» (262 год н. э.). Приводя перечень областей и стран, которые ему «платили дань и подвластны были», Шапур называет и Кушаншахр, «вплоть до Пашкабура и дальше до Каша, Согда и гор Чача». Вероятно, у Шапура I были какие-то основания для включения в список «подвластных» областей Кушаншахра: скорее всего, военные или дипломатические успехи на востоке, в результате которых кушаны либо временно признали верховную власть Шапура, либо выплатили ему контрибуцию 97.

Итак, по имеющимся сведениям можно полагать, что III век знаменовал ослабление Кушанской империи и, по-видимому, ряд территориальных потерь, после которых под властью кушай остались лишь Бактрия, Гандхара и прилегающие к ней районы современного Пакистана и Афганистана.

_______

94.  См.. Б. И. Вайнберг. Археологические материалы из Хорезма в связи с проблемой кушанской хронологии.— Центральная Азия в кушанскую эпоху. Т. 2. М.. 1975, с. 280.

95. Опираясь на находки кушанских монет и некоторые археологические материалы. С. П. Толстов полагал, что Хорезм одно время входил в состав Кушанской империи, н даже пытался доказать, что знаменитые хорезмийские документы конца III—IV вв. н. э. из дворца в Топрак-кал с датированы по «эре Канишки», которую он отождествлял с «эрой Сака» (см.: С. П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.- Л.. 1948. с. 154- 161: он же. Датированные документы из дворца Топрак-кале и проблема «эры Щака» и «эры Канишки».— ПВ. 1961, № о. с. 54 -71; он же. Dated Documents from the Toprak-kala Palace, and the Problem of the «Saka era» and the «Kaniska era».— Papers on the Date of Kaniska. c. 304—326). Как установлено последними работами, начало «хорезмнйской эры», т. е. эры документов из Топрак-калы и более поздних хорезмийских надписей, не совпадает с 78 г. и. э.. с которого начиналась «эра Сака», и вообще не связано с кушанской хронологией (см.: Б. И. Вайнберг. Археологические материалы из Хорезм», с. 280). В. М. Массой н М. Р. Массон считают, что нумизматические и археологические данные не дают права говорить о зависимости Хорезма от кушан (см: В. М. Массон. Хорезм и кушаш.— ЭВ. 1-7. М.—Л.. 1966, с. 79-84; М. Е. Массон. К вопросу о северных границах государства «великих кушан».—ОНУ. 1968, 8. с. 17. 22-23). Однако их доводы представляются мне неубедительными.

96. В. И. Вайнберг. Монеты Древнего Хорезма, с. 87—91.

97. См. ниже, с. 133—135.

[31]

Цитируется по изд.: Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия. Проблемы истории и культуры. М., 1977, с. 11-31.