Чехия в XIII —XIV веках: социально-экономическое развитие

Конец XII и XIII век в Чехии были ознаменованы новым подъемом производительных сил в области сельского хозяйства и ремесла.

В земледелии в связи с ростом земледельческой техники возникли более интенсивные формы хозяйствам Вошли в употребление большие колесные плуги с двойным лемехом, которые тянули две, а иногда и три-четыре пары волов. Источники (инвентари) XIV века различают разные виды плугов, в зависимости от того, какую вспашку — менее или более глубокую — они производили. Миниатюры XIV века дают представление о различных стадиях сельскохозяйственного производства. На основании их можно заключить, что наряду с плугом обычными орудиями производства в чешской деревне были бороны, серпы, цепы. В сельском хозяйстве Чехии усовершенствовалась обработка земли, уменьшилась чересполосица. Трехпольная система сделала новые успехи: распространение ее стало более массовым. Все это способствовало увеличению производства сельскохозяйственных продуктов как в поместьях феодалов, так и в крестьянских хозяйствах. О подъеме зернового хозяйства в XIII — XIV веках свидетельствует усиленная забота отдельных феодалов и королей о поддержании в исправности мельниц, об улучшении управления в своих поместьях, о налаживании в них земледелия и введении новых культур, особенно винограда.

Король Пржемысл Отокар II, например, в своих инструкциях — распоряжениях управляющим королевскими имениями (вилликам) — приказывал упорядочить управление хозяйством. Хронист того времени говорит, что этот король особенно заботился о развитии земледелия и разведении культуры винограда. Значительное развитие в XIII—XIV веках в Чехии получили огородничество (особенно разведение репы) садоводство, виноделие, рыбоводство, что нашло прямое содействие и поощрение в привилегиях короля Карла I. О последнем хронист Бенеш из Вайтмиля писал: «Вокруг Праги (король) приказал разводить виноград... (а также), чтобы паны, владыки,

[90]

Общий вид замка в г. Звикове, вторая половина XIII века.

 

духовные лица и простые люди разводили сады...». Источники XIII— XIV веков (инвентари, хроники) говорят о посевах пшеницы, овса, проса, гороха, репы (горох был наиболее распространенной и обычной пищей бедноты). Распространенными культурами стали лен, конопля. Однако монокультуры по отдельным областям известно еще не было, в одном хозяйстве произрастали все виды культур.

Все это способствовало увеличению производства сельскохозяйственных продуктов как в поместьях феодалов, так и в крестьянских хозяйствах.

Вместе с тем в течение XII—XIII веков осваивались новые земли. Интенсивно распахивалась целина, раскорчевывался лес и заселялись пустующие земли. Там, где раньше стояли леса, появились новые густонаселенные области. Жители на этих неистощенных землях собирали обильные урожаи.

Рост производительных сил наблюдался и в области ремесла, которое все больше и больше отделялось от сельского хозяйства.

В системе феодального поместья возникли новые категории ремесленников: каменщики, медники, оружейники и т. д. Значительный прогресс наблюдался в развитии городского ремесла, показателем чего для XIII века служит дробная специализация городского ремесла. К концу XIII века число видов ремесленной деятельности в чешских городах достигло 40. Особенно большое место в системе городского ремесла занимало сукноделие. Оно было представлено шерстяниками, ткачами, валяльщиками, резальщиками, подстригальщиками. В области железоделательного ремесла появились профессии жестянщиков, ножевщиков, шлемовщиков; отдельные ремесленники специализировались по изготовлению разного вида вооружения — мечей, брони и т. д. К середине XIV века насчитывалось уже свыше 200 ремесел.

В конце XII и XIII веке интенсивно росла добыча железа, серебра и золота. На этой основе в первой половине XIII века возник знаменитый впоследствии чешский горнорудный город Иглава. В XIII веке эксплуатировались се-

[91]

ребряные рудники у городов Немецкий (Гавличков) Брод, Бела, Хотеборж, Пршибислав и др., началась добыча золота — в окрестностях городов Книн, Илов, Помук, Седлчаны и др., стали известны залежи олова у Славкова, Красно, Прамен и Крупки, залежи свинца у Стршибро, Олови и Индржиховиц.

В XIV веке число рудников по добыче драгоценных металлов еще увеличилось. Усовершенствовались приемы добычи драгоценных металлов, главную роль среди которых играло серебро. С начала XIV века стали разрабатываться богатые золотые рудники в Емнице (Моравия). Новые серебряные рудники в XIV веке возникли в Моравии у Шумперка, Кралик, Горного Бенешова и других мест. Особенно большое значение имело открытие больших запасов серебра в Кутной Горе. На протяжении XIV века Кутна Гора была центром горного промысла. Многие современники отмечали, что интенсивная добыча драгоценных металлов, особенно разработка богатств Кутной Горы, служили важным источником обогащения феодалов Чехии.

С ростом ремесла и обмена и с началом развития денежных отношений был связан дальнейший рост городов. Наряду с увеличением старых чешских городов в XIII и XIV веков возник ряд новых городов. В большинстве случаев они основывались на важных торговых путях или вблизи рудников драгоценных металлов.

Как старые, так и новые города получили «право торга» т. е. право кроме изделий своих ремесленников продавать и привезенные товары. Они получили также право «обязательной торговли» и «обязательного склада»: купец должен был везти товары по определенной дороге, где взималось мыто; он должен был складывать свои товары в городе на определенный срок, уплачивая за это установленный побор.

Основной частью населения чешских городов по-прежнему были ремесленники и торговцы. Их ряды пополняли выходцы из деревни. Развитие товарно-денежных отношений создавало более благоприятные условия для переселения крепостных в город. Накопление движимого имущества «облегчало ему (крепостному.— Ред.) побег от своего владельца и давало ему возможность устроиться в качестве горожанина, а также порождало дифференциацию среди крепостных» 1.

В XIII веке чешские города добились ряда привилегий в торговле («торговое право»), монополий на занятие ремеслом и получили так называемое «право мили». Последнее заключалось в том, что никто, помимо горожан, не мог в прилегающей к данному городу округе радиусом в милю (а иногда и больше) заниматься торговлей и ремеслом. «Право мили» вынуждало многих ремесленников и торговцев перебираться из деревни в город и таким образом содействовало усилению города как центра ремесла и торговли. Городское население получило право свободного передвижения. Город добился политической автономии и особого судебного права — население города изымалось из-под юрисдикции крайских (областных) и земских органов и оказывалось в подчинении у короля или его представителей. Различные чешские города далеко не сразу получили все эти права и привилегии, но рост последних шел непрерывно на протяжении XIII и XIV веков.

В XIII и начале XIV века в чешских городах с разрешения чешских королей и крупных феодалов поселялось большое количество немцев-колонистов. Немецкие колонисты — купцы и ремесленники — селились в старых городах, а также основывали новые городские поселения. В результате немецкой колонизации в чешских землях экономически и юридически укрепились немецкие землевладельцы и патриции, что не раз облегчало немецким

_____

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IV, стр. 67.

[92]

феодалам переход к политике открытой агрессии против Чешского государства.

Самым крупным центром ремесла и торговли в чешских землях оставалась Прага, J чему содействовали ее выгодное положение и особая покровительственная по отношению к ней политика со стороны чешских князей и королей. Пражские подградья Старый Город, Малая Страна и пражский Тын (купеческое подворье, входившее в состав Старого Города — одной из частей г. Праги) являлись крупными торговыми центрами. Здесь сходились важные «земские дороги», ведущие во все концы Чехии, Моравии и Силезии. В пражском Тыне находились обязательные образцы меры и веса, которыми должны были пользоваться все, кто приезжал торговать в Прагу.

 В чешских городах складывался цеховой строй, являвшийся характерной чертой феодальной организации производства в городе. Возникновение цехов в чешских городах относится к концу XIII —началу XIV века. Юридическое оформление цехов произошло несколько позднее — в первые десятилетия XIV века. «Необходимость объединиться против объединенного разбойничьего дворянства, потребность в общих рыночных помещениях в эпоху, когда промышленник был одновременно и купцом, рост конкуренции со стороны стекавшихся в расцветавшие города беглых крепостных, феодальный строй всей страны — все это породило цехи...» 1.

Местная торговля обычно велась в предградьях, на субботних торгах. В некоторых городах торги действовали не один, а два-три дня в неделю. Наряду с непосредственными товаропроизводителями — крестьянами, которые привозили на городской рынок продукты своего хозяйства, продавали их и покупали изделия ремесленников,— на торгах подвизались купцы. Они скупали товары у крестьян и ремесленников, чтобы продать их в другое время, когда это будет выгодно, или для вывоза на рынки в другие города и за границу.

Внешняя торговля в XIII—XIV веках также получила значительное развитие. По таможенному тарифу XIII века можно судить о главных предметах внешней торговли. Ими были: рыба, мед, вино, скот (лошади, волы), кожи, хмель, воск, полотно, сукна. Товары часто обменивались на серебро или сукно. Чешские купцы торговали с Регенсбургом, Нюрнбергом, венгерскими городами, Венецией.

Источники сообщают о тесных торговых связях чехов со славянскими землями — Польшей, балканскими славянами и Русью.) В этом отношении большой интерес представляет Остригомский таможенный устав, из которого видно, что в важном торговом центре того времени — в г. Остригоме встречались купцы из разных славянских стран. Сюда приезжали и русские купцы. Иностранные купцы привозили в Чехию драгоценности, пряности, рыбу и соль. Из Чехии вывозили скот, в том числе лошадей, хлеб, скорняжные изделия, дерево, воск, мед, хмель, чешские металлы.

Об обширной торговле, существовавшей в XIV веке между Чехией и Польшей, Чехией и Русью, Чехией и Грецией, свидетельствует королевская грамота 1350 г., а о торговле с Венецией — грамота 1375 г. В этих грамотах говорится, что торговцы прибывали в Прагу из Польши, Венгрии, Мишни и других мест. Купцы продавали свои товары в особых торговых домах, которые существовали во всех городах. Большую роль играло купеческое подворье—пражский Тын. Приезжие купцы находили здесь пристанище и склад для своих товаров. Здесь же купец должен был уплачивать пошлины.

______

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IV, стр. 14—15.

[93]

Чеканка монет. Стенная роспись в храме св. Варвары в Кутной Горе, XIV век.

 

В конце XIII века получили распространение и так называемые «годовые торги», т. е. ярмарки, которые происходили два-три раза в год и длились 7—14 дней. Иностранные купцы пользовались на многих торгах особыми привилегиями. В Чехию импортировались: голландские сукна, французские К голландские шелка, мед, соль, фрукты, вина, изделия из кожи.

Чешские короли были заинтересованы в развитии торговли, которая являлась для них важным источником дохода. Они стремились гарантировать торговцам безопасность и давали им таможенные привилегии.

Выгодное положение чешских земель на перекрестке торговых путей между европейским севером и югом, западом и востоком содействовало развитию «земских дорог», которые в связи с ростом внутренней и внешней торговли превратились в более благоустроенные' «общественные дороги». Перекрещивание этих дорог в центре страны — в Праге — и связь посредством их различных пунктов страны делали дороги важным фактором в развитии ее экономики.

С середины и особенно со второй половины XIV века усиленно ремонтировались старые дороги и строились новые. Строительство моста через р. Влтаву в Праге при Карле I содействовало развитию внутренней и внешней торговли города. Реки Влтава и Лаба были крупными торговыми артериями, связывающими Прагу с рядом областей страны.

Денежная реформа, осуществленная в 1300 г. королем Вацлавом II, стабилизировала чешскую монету.! Был учрежден единый королевский монетный двор, а существовавшие ранее самостоятельные монетные дворы в Моравии и других местах были ликвидированы. Старая монета поступала на переплавку в Прагу. На протяжении XIV в. чешский грош являлся

[94]

Пражский грош, XIV века.

 

одной из самых стабильных монет в Европе, что содействовало укреплению торговых отношений Чехии с окружающими странами. Пражский серебряный грош содержал лишь 1/16 примеси и весил 3,5—3,6 г. Он получил широкое распространение в Германии, Польше, Великом княжестве Литовском и. других странах! Наряду с пражским грошем в Чехии чеканилась золотая монета — флорин, получившая позднее название дукат.

Развитие экономической жизни, приведшее к росту товарного производства, создало, таким образом, условия для дальнейшего распространения денежной ренты — высшей, наиболее развитой формы феодальной ренты. Переход к денежной форме феодальной ренты произошел в Чехии в XIII веке, еще до чеканки пражских грошей.

С середины XII века и особенно в XIII веке в Чехии и Моравии получил распространение институт «льготы», сущность которого состояла в том, что крестьянин вновь основываемой деревни получал право пользования землей и освобождался от денежных платежей на определенный срок при условии уплаты единовременного взноса, величина которого колебалась от 1/4 до 1 гривны серебра  1. Указанный факт свидетельствует, что развитие денежных отношений в Чехии происходило независимо от немецкой колонизации.

Детские источники говорят, что барщинные, отработочные и оброчные повинности сочетались в этот период с денежными. В деревне существовало очень много повинностей, о которых дают возможность судить иммунитетные грамоты XIII века. Важнейшими из них были оброчные и барщинные повинности. Однако, как свидетельствуют источники, многие натуральные поборы переводились на деньги.

Усиливая эксплуатацию зависимого крестьянства, феодалы стремились обеспечить за собой максимальные возможности внеэкономического принуждения. На протяжении XIII века феодалы особенно интенсивно продолжали оформлять феодальный институт иммунитета, который получил дальнейшее развитие, превращая их в неограниченных господ по отношению к крестьянам. В этом отношении большое значение имели иммунитетные грамоты

________

1. 1 гривна = 60 грошам.

[95]

чешских королей, такие, например, как Велеградская грамота 1228 г., грамота Вацлава I 1228 г., иммунитетная грамота моравским феодалам 1218 г. и грамоты 1239 и 1264 гг. чешским феодалам. Чешские феодалы получили право на взимание с крестьян большого количества повинностей и право на уголовную юрисдикцию по отношению к крестьянам. К концу XIII века некоторые феодалы добились права на юрисдикцию по «крупным делам» (к ним относились кража, убийство и поджог), права на взимание штрафов с крестьян, наконец, право на имущество казненных крестьян. В том же XIII веке феодалы стремились добиться юридического оформления крепостного права, которое фактически сложилось еще в предшествующее время. О юридическом прикреплении церковных крестьян к земле говорит большая привилегия 1222 г., согласно которой король не мог принимать на свои земли крестьян, бежавших с земель, принадлежавших церкви.

На протяжении XIII—XIV веков в Чехии наблюдалась четкая дифференциация внутри господствующего класса. Выделилась группа крупных феодалов — панов, которые широко пользовались иммунитетнцми правами. В Чехии в XIV веке насчитывалось около 60 таких фамилий, в Моравии — около 80. Мелкие и средние феодалы образовали основную массу феодального классу. Это были рыцари (владыки).

Как паны, так и владыки имели ряд общих, одинаковых прав. Прежде всего и те и другие одинаково эксплуатировали крестьян. Однако паны обладали более крупными земельными владениями (вотчинами) и имели значительно больше прав.

Владение пана было свободно от несения службы, часто его связывала с королем лишь номинальная обязанность подчинения. Пан выступал полным хозяином в своих владениях. Доходы, получаемые с вотчин, давали ему возможность содержать дружину из неполноправных шляхтичей — «министериалов» или «рыцарей», владеющих феодальной собственностью, но выступающих под щитом или знаменем (хоругвью) крупного пана.

Нередко мелкую шляхту связывали с паном ленные отношения.

(Опираясь на свою экономическую и военную мощь, паны вели междоусобные войны, поступали на службу к королю, достигали высоких придворных и земских должностей, приобретали новые королевские пожалования. Короли, оказавшись в экономическом или политическом затруднении, прибегали к помощи того или иного пана и даровали ему взамен выморочные земли или владения, конфискованные у других феодалов. Наиболее знатные паны заседали в королевском совете, занимали главные должности в Земском суде и т. д. Владыка не мог вызвать пана в суд. Это были два феодальных сословия: одно — высшее, другое — стоящее несколько ниже в экономическом и правовом отношениях.

Значительную роль в жизни чешских земель в XIII—XIV веках сыграла немецкая колонизация. Роль немецкой колонизации была, однако, совсем не той, какой ее пыталась изобразить буржуазная историография. Буржуазные историки, главным образом немецкие, рассматривали колонизацию, как благо, как положительный фактор в истории Чехии. Немцы, по их мнению, принесли в Чехию более высокую культуру и более совершенный строй общественной жизни. Такие представления являлись нечем иным, как грубой фальсификацией исторического прошлого чешского народа. Немецкая колонизация отнюдь не была положительным явлением чешской истории. Она послужила опорой для последующего наступления немецких феодалов на чешские земли, опорой для последующего национального порабощения Чехии немецкими феодалами.

В буржуазной историографии не раз высказывалось ложное мнение о том, что распространение в Чехии денежной ренты было результатом не-

[96]

Основание деревни по лаповой системе.

мецкой колонизации. Однако, как мы видели, переход к денежной ренте явился закономерным следствием общих экономических изменений, протекавших в Чехии в конце XII — XIII веках, прежде всего следствием развития товарно-денежных отношений. Можно говорить лишь о том, что в процессе юридического оформления денежной ренты чешские феодалы заимствовали некоторые нормы немецкого феодального права, проникшие в Чехию в связи с немецкой колонизацией.

Причиной немецкой колонизации в чешские земли, развернувшейся в XIII веке, было ухудшение положения крестьян внутри самой Германии. Немецкое крестьянство искало лучших условий жизни в славянских землях. Чешский король и крупные чешские феодалы рассматривали поток немецких колонистов как средство увеличения своих феодальных доходов. Они отводили немецким колонистам земли для поселения. Чаще это были невозделанные земли, требующие раскорчевки леса и разработки целины.

Посредниками между чешскими землевладельцами и переселенцами выступали богатые немецкие крестьяне, предприимчивые рыцари или горожане. Они назывались «локаторами». Локаторы заключали соглашение с феодалами об условиях поселения, о льготах на первые годы и так далее и вносили плату (задаток) за отводимую для поселения землю. Денежная сумма, которую платил локатор, называлась «закуп». Внеся ее, локатор получал право заселить землю колонистами. Сам он также заводил здесь хозяйство, причем нередко получал право строить мельницу или корчму.

Локатор получал право в своей колонии на наследственную должность — войтовство 1. Земля локатора освобождалась от оброка (чинша). В его пользу шла часть оброка и судебных штрафов, взимаемых с колонистов.

Колонисты получали право на наследственное пользование землей, за что платили феодалу денежный оброк — чинш. Колониста нельзя было произвольно согнать с земли. Вместе с тем он имел право покинуть свой участок при условии, если он посадит вместо себя другого, равного ему по имущественному положению.

_______

1. Войт—должностное лицо, несущее административные и судебные функции в колонии.

[97]

Описанная система пользования землей получила несколько названий. Часто она называлась поселением на «эмфитевтическом праве», что указывало на некоторую аналогию этой системы с наследственным держанием земли в древнем Риме. Так как первые случаи наследственного держания земли юридически были зарегистрированы в немецких городах, эта система называлась «немецким правом». Наконец, указанный выше «закуп» послужил основанием для именования этой системы «закупным правом».

Отдавая землю крестьянам в наследственное держание на условиях взимания с них единовременной значительной суммы («закупа»), а затем чинша, феодал гарантировал себе регулярную денежную ренту. Переход, на такую систему эксплуатации, как уже говорилось, начался в Чехии еще до появления немецких колонистов. Первоначально, в XII—XIII веках, эта система называлась в Чехии «льготой».

Перевод крестьян на денежную ренту часто нес с собой усиление феодальной эксплуатации. Старые натуральные и отработочные повинности были относительно стабильными. Они определялись числом дней недели, так или иначе ограничивались в зависимости от урожая и т. д. В отличие от этого чинш был такой формой ренты, которую феодал стремился произвольно повышать. Кроме того, перевод на чинш был связан с ликвидацией: общинного строя и прав крестьян на общинные угодья. Чешские источники говорят о том, что во всех случаях, когда чешские крестьяне переводили на «немецкое право», они лишались права пользоваться общинными угодьями. Особенно характерным примером в этом отношении является судьба крестьян с. Лишаи: в результате потери права на общинные угодья крестьяне этого села дошли почти до полного разорения.

Ликвидация прав на общинные угодья фактически увеличивала феодальную ренту, так как крестьяне были вынуждены арендовать их у феодала за особую плату. Неудивительно поэтому, что чешские крестьяне всячески противились переводу их на «немецкое право». Тогда короли и феодалы стали переводить крестьян на «немецкое право» насильно. Если крестьяне упорствовали, их сгоняли с земли. Король Вацлав, например, согнал с земли крестьян с. Стадице. В результате массового ухода крестьян с земель, где вводилось «немецкое право», произошло запустение некоторых владений. Характерным примером в этом отношении являются села Вилемского монастыря. Следует, однако, иметь в виду, что введение денежной ренты в ряде случаев улучшало положение некоторой части крестьян, особенно положение состоятельных крестьян. Этим объясняются сообщения источников, о стремлении некоторых крестьян получить «немецкое право». Такие факты известны еще в XIV веке.

В связи с развитием товарно-денежных отношений и распространением денежной ренты усилился процесс дифференциации крестьянства. В деревнях наряду с богатыми крестьянами, владевшими большим наделом, с которого можно было собрать 93 корца, с «уроком» в 1/2 копы грошей, имелись крестьяне, у которых надел давал 30 корцев. Такие крестьяне платили «урок»—1 гривну и, кроме того, несли барщину и натуральные повинности. Наряду с богатыми крестьянами, владевшими каменными домами, имелись нищенствующие крестьяне, которые жили в «осадах» (поселениях), по нескольку семей в одной хижине (грамота Осецкого монастыря 1340 г.).

В XIV веке тяжелое положение крестьян стало усугубляться рядом дополнительных обстоятельств. Во-первых, у многих крестьян, переведенных на чинш, кончился льготный период (10—15 лет), в течение которого крестьяне, переведенные на «немецкое право», освобождались от общих государственных повинностей. Теперь большинство крестьян, переведенных на чинш, вынуждено было нести еще и государственные повинности.

[98]

Во-вторых, особый государственный налог, так называемая «чрезвычайная берна», который со второй половины XIII века начал взиматься с земли, мельницы, мастерской и корчмы и носивший эпизодический характер, в XIV веке фактически стал регулярным и сильно возрос. В то время как в начале XIV века с лана платили 1/4 гривны (или 16 грошей), к концу XIV века с лана платили уже 1/2 гривны. В первой половине XIV века шляхта добилась освобождения от этого государственного налога и перенесла всю тяжесть «чрезвычайной берны» на крестьянство. Наряду с этим крестьянин платил «генеральную берну», собираемую со всего населения в размере от 1/4 до 1/2 гривны. К этому присоединилась «десятина» в пользу церкви.

Права крестьян на землю в XIV веке еще более сократились. Резко урезаны были сохранившиеся у некоторых крестьян права на общинные угодья. Кроме того, феодалы все чаще стали провозглашать свое «право» на имущество умершего крестьянина (что называлось в чешских источниках термином «одумрть»), лишая родственников умершего законного права на это имущество.

Значительно ухудшилось положение крестьян вследствие грабительской политики, которую вели такие правители-временщики, как регент Оттон Бранденбургский в конце XIII века, Габсбурги, Генрих Хорутанский и Ян Люксембургский в первой половине XIV века. Тяжелым бременем на крестьян легли панские усобицы, о чем сообщает в XIV веке Збраславский хронист.

Новое наступление феодалов на чешское крестьянство привело к усилению классовой борьбы в деревне. В XIII веке участились случаи выступления крестьян против своих феодалов, сопровождавшиеся поджогами поместий, ранениями и убийствами феодалов и их служащих. Об этом можно судить, например, на основании королевских привилегий (1202—1208 гг.) Осецкому монастырю. Там перечислены преступления крестьян (поджоги, ранения, убийства) и сказано, что феодалы располагают неограниченными правами для подавления таких «эксцессов».

Были случаи, когда гнев крестьян обрушивался на представителей королевской администрации. Так, например, в 1277 г. крестьяне Плясецкого монастыря убили двух королевских служащих (ловчих).

Распространенной формой социального протеста были еретические движения. Они получили значительное распространение в XIII веке и особенно в XIV веке. В Чехии распространились еретические секты в большинстве своем мистико-аскетического характера, проповедующие идею установления совершенной христианской жизни на земле. Наибольшее распространение сектантское движение получило в юго-восточной Чехии.

Збраславская хроника под 1315 г. говорит о многочисленных собраниях еретиков, которые происходили по всей Чехии. В буллах папской курии (например, папы Иоанна XXII, начало XIV века) указывалось, что Чехия и Моравия охвачены «самыми разнообразными ересями», а один еретик в Австрии начала XIV века, приговоренный к сожжению, заявил, что число еретиков в Чехии и Моравии бесконечно».

Король и духовенство вели против еретиков жестокую борьбу. Особенно энергичные меры против них принял король Пржемысл II в 50-х годах XIII века. По соглашению с Пржемыслом II римская курия учредила в Чехии в 1257 г. инквизицию.

Большая волна еретических движений прокатилась в Чехии и* Моравии в 1315 г., а затем в 30-х годах XIV в. Она вызвала решительные меры со стороны папской курии и королевской власти. Вслед за движением 131S г. была установлена особая папская инквизиция в Праге, Пльзене и других городах. В 30-х годах инквизиция была еще более усилена.

[99]

Однако, несмотря на все меры борьбы с еретическим движением, последнее нарастало и ширилось не только в городах, но и среди крестьянства. Ереси, как форма социального протеста широких масс крестьян и горожан против феодального гнета, особенно ярко проявились в восстании крестьян, вспыхнувшем в 1338 г. во владениях помещика Ольдржиха. Крестьяне де-ревень, принадлежавших этому помещику (села Малый Бернардец, Большой Бернардец, Ярошово и др.), открыто выступили против своего пана и разгромили его владения («дедины»). Лучший «град» пана крестьяне сожгли. Восстание было жестоко подавлено войсками.

На следствии, которое вел инквизитор Гавол, восставшие держались героически и отказывались признать себя виновными. Примером тому была участница восстания Катерина из Градца. На следствии выяснилось, что восстанием руководили еретики из Праги, которые собирали крестьян на тайные сходки.

В 40-х годах XIV века пражский архиепископ Арношт из Пардубиц провозгласил, что неотложной задачей церкви является искоренение еретичества «любыми средствами». Он усилил постоянный трибунал инквизиции в Чехии и издал специальные «статуты» против еретиков. В «статутах» Арношта еретики рассматривались как мятежники. Единым фронтом с католической церковью выступила против еретиков королевская власть. Особенно отличался в борьбе с ересями король Карл, стремившийся включить в систему земских законов пункты, предписывавшие светской власти жестоко карать еретиков. Королевская власть всячески поддерживала инквизиторов. Согласно распоряжению Карла, имущество еретиков подлежало конфискации, причем треть его шла в пользу инквизиторов.

Еретическое движение среди широких масс крестьянства продолжало нарастать на протяжении всего XIV в. Оно подготовило почву для гуситского движения. В конце XIV в. чех Кунеш из Тршебовля в своем трактате писал, что еретичество «является постоянным настроением народа». А один из предшественников Гуса (Конрад Вальдгаузер) в конце XIV века, высказывая опасение, что преследование еретиков в Чехии приведет к опустошению целых областей, предостерегал духовные и светские власти: «Если вы всех, кто значится как еретик, дадите сжечь, то вы нанесете ущерб своему благосостоянию и каждый крестьянин убежит от вас».

Наряду с изменением социальных отношений и обострением классовой борьбы в деревне большие социальные перемены произошли и в чешском городе. /Развитие чешских городов привело к значительному их росту. Во второй половине XIV в. в Брно насчитывалось 8000 жителей, в Хебе — 4500, в Будейовицах — 2700, в Хрудиме — 3000. Значительно выросли пражские подградья.

Прямым следствием роста и усиления чешского феодального города явилось активное участие горожан в политической жизни страны. Города начали борьбу против феодалов. Королевская власть нередко использовала в своих целях выступления городов против отдельных могущественных феодальных магнатов. Так, например, горожане Иглавских рудников в середине XIII в. оказали помощь королю Вацлаву I в борьбе против шляхты, за что получили от него особую привилегию. Преемники Вацлава I также старались опереться на горожан в борьбе с сепаратистскими тенденциями шляхты. Особенно это было характерно для политики Пржемысла II. Усиление политической роли мещанства нашло свое выражение в представительстве горожан на сейме 1280 г.

Немецкая колонизация, развернувшаяся в Чехии в XIII веке, коснулась не только деревни, но и города. Ход городской колонизации, устройство немецких колонистов при посредстве «локаторов», привилегии последних

[100]

и так далее были во многом аналогичны тому, что наблюдалось в деревне. Немецкие городские поселения возникали либо близ старых городов, либо на новых местах.

Значительную территорию занимали немецкие поселения в пражских подградьях — Старом Городе и на Малой Стране. Особенностью городских немецких поселений было предоставление им так называемого нюрнбергского (в западной и средней Чехии) или магдебургского (северная и восточная Чехия) права. Существо этого устройства состояло в гражданском и судебном самоуправлении. Город на немецком праве представлял самоуправляющуюся общину, во внутренние дела которой феодал не должен был вмешиваться. Судебная и гражданская власть в общине принадлежала так называемому фойту, или фогту. Иногда такой судья назывался солты- сом (например, в Моравии и Силезии). Судьи судили совместно с присяжными. Судья был главой городской общины, назначался на эту должность королем, занимал ее иногда в течение определенного срока, иногда наследственно. Управление городом находилось в руках ратуши, члены которой назывались «присяжными», или «коншелами», а председатель — пуркмистром. Председателя назначал королевский подкоморник. Городское самоуправление не возникло сразу, оно развивалось на протяжении длительного периода XIII—XIV веков.

За автономию город платил единовременное вознаграждение в казну короля или феодала. Сумма, уплачиваемая городами на немецком праве, была весьма значительной. Один из хронистов того времени (Кольмарский летописец) считал, что чешский король Пржемысл II значительно разбогател за счет немецких колонистов. Короли и феодалы, извлекая из городов, основанных на так называемом немецком праве, большую материальную выгоду, стали предоставлять немецкое право и другим чешским городам.

Городское немецкое право в своей первоначальной форме в Чехии не привилось, оно вобрало в себя местные юридические нормы, на базе чего создалось особое чешское городское право, называемое пражским. Наиболее привилегированными городами на чешском городском праве были те, которые подчинялись непосредственно королю. К таким городам относились Прага, Кутна Гора, Хеб и др. Кроме городов, подчиненных непосредственно королю («королевских городов»), существовали города, подчиненные отдельным крупным магнатам — панам («частновладельческие города»).

Внутри чешских городов в XIII веке совершались глубокие социальные перемены./Рост ремесла и торговли повлек за собой социальную дифференциацию горожан. Среди них образовался привилегированный слой — патрициат, который экономически, политически и юридически возвышался над основной массой городских производителей — ремесленниками. Нередко господствующее положение в городе занимал патрициат, состоявший из немцев. Все это привело к обострению социальной и национальной борьбы в чешских городах.

О различном экономическом положении жителей чешских городов говорят источники середины и второй половины XIV века («Городская привилегия» 1355 г., «берные податные книги» и «берные податные регистры»). В Брно, например, в XIV веке 90% плательщиков государственного налога (берны) владели менее чем половиной всего городского имущества, а 2% наиболее богатых горожан — более чем третью городского имущества.

Полноправными горожанами являлись лишь те, кто владел значительны имуществом. По городскому статуту 1338 г. размер имущества такого горожанина должен был превышать 50 грошей. Обычно полноправных было более половины общего числа городского населения. Во главе их стоял патрициат. Патриции, богатевшие главным образом на торговле, приобретали

[101]

дома и большие земельные владения вне города и таким образом в значительной степени феодализировались.

Политические позиции патрициата закреплялись олигархическим строем города. Некоторые патрицианские семьи в городском совете заседали наследственно в течение ряда лет. В руках патрициев была вся налоговая система в городе. Из городского статута 1328 г. видно, например, что система взимания пошлины и налогов была построена в интересах богатых налогоплательщиков. Статут 1328 г. содействовал монополизации наиболее выгодных ремесел в руках небольшого количества богатых мещан. Об этом же свидетельствует налоговая (берная) книга г. Брно за 1343 г. Во второй половине XIV века налоговое обложение в городах было перенесено на малоимущие слои города, а зажиточные слои города, владельцы земли и движимого имущества, были освобождены от налогов.

Значительную массу городского населения составляли чешские ремесленники. B имущественном, политическом и юридическом отношениях они уступали торговому патрициату. Большинство ремесленников было малоимущими. По регистру налогоплательщиков г. Брно 1365 г. среди крупных налогоплательщиков было очень мало ремесленников. В XIV веке около 40% ремесленников приближалось по своему положению к городской бедноте. Стоимость имущества остальных ремесленников колебалась от 10 до 100 коп, в то время как стоимость имущества патрициев составляла от 100 до 1000 коп. Среди членов городских советов ремесленников почти не было Городские привилегии, которые король давал городам (например, привилегии 1337 г.), предоставляли политические и юридические права патрициату, обходя интересы ремесленников.

(Отстаивая свои имущественные и политические интересы от притязаний феодалов и патрициата, чешские ремесленники боролись за создание разного рода корпораций и прежде всего за цеховой строй. В этом направлении они очень скоро добились успеха. В 30-х годах королевская власть дала привилегии ряду ремесленных цехов (в 1337 г. мясникам в г. Будейовице, в 1339 г. мясникам в г. Пльзене и т. д.). Это свидетельствует о росте удельного веса ремесленного производства в экономической жизни страны и о том, что короли получали от цехов значительные доходы.

Весь XIV век и особенно вторая его половина ознаменовались активной борьбой чешских ремесленников за свои права против патрициата. Эта борьба в отдельных городах принимала форму восстаний ремесленников. Такие выступления против городского патрициата известны в г. Градце Кралове (1352 г.), в Праге (1366 г.), Брно (1378 г.) и других городах. Ремесленники требовали предоставления им права участвовать в управлении городом, изменения налоговой политики, борьбы с дороговизной и т. д.

Положение самих ремесленников было далеко не одинаковым. С момента образования цехов в них возник и все более усиливался классовый антагонизм. Привилегированный слой цехов образовали мастера — наиболее зажиточный слой чешского городского ремесленного населения. Так, например, согласно цеховому статуту в г. Будейовице, ремесленник, желающий стать мастером, должен был обладать имуществом стоимостью в 10 гривен и заплатить цеху значительным количеством воска и пива, а присяжным и рихтаржу по 2 гроша. В подчинении у мастеров оказались малоимущие и неимущие подмастерья и ученики.

Третью после патрициата и ремесленников — и притом многочисленную — социальную группу в чешских городах составляла масса бедноты. В ряде чешских городов (Будейовице, Хрудим, Стршибро) во второй половине XIV в. около 50% городского населения владели имуществом стоимостью до 1 гроша. К бедноте, которая была лишена юридических и полити-

[102]

ческих прав, относились разорившиеся ремесленники и подмастерья, батраки и прислуга, работавшие в хозяйствах и домах зажиточных горожан, наконец, низшие слои тогдашнего общества (бродяги, нищие, проститутки). Масса городской бедноты увеличивалась по мере роста ремесленного производства и торговли.

Во время выступления ремесленников против патрициата их поддерживала масса городской бедноты./Именно активное выступление бедноты придавало силу всем выступлениям ремесленников в чешских городах, в частности выступлениям 1352 г. в Градце Кралове, 1366 г. в Праге и особенно в Брно в 1378 году.

Выступление на политическую арену мощных в экономическом отношении чешских городов и возникновение союза городов с королевской властью, направленного против крупных феодалов, способствовали объединению государства. Вместе с тем немецкая колонизация городов сыграла отрицательную роль в истории Чехии. Немецкий патрициат с его зарубежными связями тормозил естественно протекавший процесс создания национального рынка и препятствовал королевской власти в ее борьбе за централизованное Чешское государство.

[103]

Цитируется по изд.: История Чехословакии в трех томах. Том I. Под ред. Г.Э. Санчука и П.Н. Третьякова. М., 1956, с. 90-103.

Рубрика: