Болгария в конце XVII – первой половине XVIII в.
В войнах, которые в течение XVI и XVII веков происходили между Австрией и Османским государством, постоянно участвовало покоренное население Балканского полуострова. Во время войн население поднималось против турок и сражалось на стороне австрийцев. Австрийское командование понимало, какую огромную помощь оказывало войскам местное население. Оно принимало ряд мер, чтобы активизировать местное население и внести организованность в его выступления.
Болгария была удалена от австрийских владений и не являлась ареной борьбы между Австрией и Турцией. Однако строя планы продвижения вглубь Балкан, Габсбурги не забывали и Болгарию. Поэтому они стремились вовлечь болгар в сферу своего политического влияния. Именно в этой связи надо рассматривать ту католическую пропаганду, которая упорно и систематически велась в Болгарии агентами римского папы, начиная с конца XVI века и на протяжении всего XVII века. Папа римский и Габсбурги рассчитывали, что обращение болгар в католичество сделает их послушным орудием Австрии, будет способствовать поражению Турции, а также послужит преградой для распространения влияния России и русской культуры в Болгарии. Но католическая пропаганда не имела никакого успеха среди болгар. «Схизматики (т. е. православные) — еще более упорные, еще большие враги католицизма, чем турки»,— писал в 1625 г. болгарский католический епископ Илья Маринов 1. Несмотря
_____
1. Н. Милев. Католишката пропаганда в България, стр. 24.
[198]
на активную деятельность католических миссионеров, число болгар, принявших католичество, оказалось ничтожным. Во время наибольшего разгара католической пропаганды — в 20-е годы XVII века — в Болгарии было всего лишь 8 тысяч католиков 1, главным образом переселенцев из немецких земель и дубровчан. Болгары составляли среди них ничтожный процент.
Буржуазные историки, например В. Златарский, не вскрывали политических целей католической пропаганды в Болгарии. Бесспорно, что миссионеры имели своей главной задачей подчинить австрийским военным планам ту освободительную борьбу, которая велась болгарским народом. Миссионеры действовали при этом через зажиточные слои болгарского народа — через еще уцелевших болгарских феодалов, купечество и ремесленную верхушку. Неуспех пропаганды не останавливал католическое духовенство и миссионеров, которые ставили своей целью возглавить и направить в нужное им русло народно-освободительное движение болгарского народа, превратить антитурецкие выступления в стране во вспомогательные диверсии в турецком тылу, полезные для военных действий австрийцев против турок. Именно такая попытка была сделана во время австро-турецкой войны 1683—1699 годов, когда вспыхнуло Чипровское восстание 1688 г., после неудачи которого католическая пропаганда потеряла всякую почву в Болгарии.
Город Чипровец и окружающие его села с давних времен славились разработкой руд. После завоевания страны турками чипровчане, которые поставляли руду в Константинополь, получили ряд привилегий и право самоуправления. Большой процент населения города и окрестных сел составляли католики-рудокопы, переселившиеся сюда из немецких земель еще до турецкого завоевания. В Чипровце жили владельцы рудников. Здесь имелась значительная группа уцелевших феодалов болгарской на-циональности, располагавших в городе известной властью (Парчевичи, Княжевичи, Мариновы и др.). Город Чипровец стал одним из центров католической пропаганды. Зажиточная верхушка города была тесно связана с миссионерами, имевшими в Чипровце свой монастырь.
На протяжении XVI—XVII веков чипровчане постепенно теряли свои привилегии и особенно страдали от произвола и вымогательств турецких чиновников и властей. А когда в XVII в. запасы руды в районе Чипровца стали иссякать, началось экономическое разорение города. Значительно ухудшилось и положение болярских родов. Все это создавало причины для роста антитурецких настроений и усиливало стремления к борьбе против турецкого господства.
Проекты организации восстания начали появляться в Чипровце еще в 30-е годы XVII века. Инициатива в этом отношении принадлежала зажиточной верхушке города, и прежде всего представителям знатных болярских родов. Они не стремились к массовому восстанию болгарского народа, а надеялись на то, что смогут возродить старую феодальную Болгарию с помощью Габсбургов. Рассчитывая установить связи с иностранными дворами, многие зажиточные и влиятельные чипровчане приняли католичество. Начиная с 30-х годов XVII века, они неоднократно обращались с просьбами о помощи к императору, римскому папе, в Польшу и Венецию. Активную деятельность в этом направлении развивал архиепископ Петр Богдан и особенно Петр Парчевич, происходивший из знатного чипровского рода.
_____
1. Н. Милев. Католишката пропаганда в България, стр. 68.
[199]
В 1646 г. болгарское духовенство послало своих представителей к валашскому господарю Матвею Бассарабу, предложив ему возглавить восстание в Болгарии и обещая впоследствии провозгласить его царем. Матвей обещал послать в Болгарию 20-тысячное войско, но посоветовал сообщить обо всем польскому королю Владиславу IV и Венеции. В Польше, куда вскоре отправился чипровчаиин Петр Парчевич, план восстания был одобрен, но Венеция отказала болгарам в поддержке.
Два года спустя Парчевич опять побывал в Варшаве, Вене и Венеции, где вновь пытался получить помощь подготовляемому чипровчанами восстанию. Но вскоре стало ясно, что австрийский император и венецианский сенат не желают активно действовать против турок, рассчитывая переложить всю тяжесть задуманного предприятия на Польшу. Несмотря на постоянные неудачи, Парчевич продолжал объезжать владетельные дворы, но нигде не находил реальной поддержки.
Тем временем международная обстановка в Европе продолжала меняться не в пользу Османской империи. Несколько оправившись после 30-летней войны, Австрия вновь могла начать военные действия против турок. В последней четверти XVII в. резко обострились отношения Турции с Россией. После воссоединения Украины с Россией границы Русского государства приблизились к турецким владениям, появилась необходимость оборонять русские земли от набегов крымских татар. Борьба за выход к Черному морю сделалась непосредственной задачей политики Русского государства.
В 1664 г. турки были разбиты в Венгрии при Сен-Готхарде, в 1674 г. они потерпели тяжелое поражение от поляков и украинских казаков при Хотине. Наконец, в 1683 г., после безуспешной осады Вены, они были разгромлены армией польского короля Яна Собеского, пришедшей на помощь австрийцам. В 1684 г. была создана антитурецкая «Священна» лига» в составе Австрии, Польши и Венеции.
Турки терпели в это время не только военные поражения, но испытывали и ряд внутренних затруднен. Армия была деморализована, бунтовали янычары, султан Мехмед IV был свергнут с престола. В 1686 г. к антитурецкому союзу примкнула Россия, и действия союзников активизировались. Все это воодушевляло болгар и усиливало рост антитурецкого движения в разных частях Болгарии.
В расчете на помощь России болгары готовили восстание в Тырнове, во главе которого стоял некий Ростислав Страцимирович, выдававший себя за потомка болгарского царя Ивана Страцимира. В 1686 г. Ростислав отправился в Россию. В Москве он установил связь с русским патриархом Иоакимом, которого уверил в неизбежности восстания в Болгарии и просил помочь болгарам освободиться от ига турок. Вместе с Ростиславом из Москвы в Турцию отправился племянник патриарха Иоахима Дубровский, чтобы выяснить настроения греческого духовенства. Дубровский с трудом спасся от разъяренной толпы константинопольских турок, узнавших о заключении союза России с Польшей против Турции.
В это время в Тырнове вспыхнуло восстание, Ростислав был провозглашен князем Тырновским. Турецкие войска, направлявшиеся в это время в Польшу, быстро расправились с повстанцами. Тырново было предано грабежу и пожару, а населения города было истреблено. Раненый Ростислав был спасен своими сторонниками. Он вместе с Дубровским, бежавшим из Константинополя, укрылся в Рильском монастыре, а затем перебрался в Россию.
[200]
В 1687 г. население Никополя и Силистры пыталось также начать восстание. В северо-западной части страны стали стихийно образовываться четы добровольцев 1.
Выгодным для восстания моментом решили воспользоваться и чипровчане, твердо уверенные, что австрийская армия, продвигавшаяся в это время вглубь Сербии, придет им на помощь. Поэтому несмотря на то, что турки узнали о готовившемся в городе заговоре, чипровчане осенью 1688 г. решили начать восстание. Основным участником его было ремесленное и торговое население города, а также жители окрестных сел. В движении принимали участие как католики, так и православные. Во главе восстания стояли воеводы Богдан, Иван Станиславов, Георгий Пеячевич и Лука Андренин 2. Восставшие не имели никакого военного опыта и были плохо вооружены. Расчеты на помощь австрийских войск не оправдались. Это дало возможность отрядам венгров под командой Текели, которые незадолго до того перешли на сторону турок, в сражении при селе Кутловицы нанести чипровчанам жестокое поражение. Оставшиеся в живых повстанцы заперлись в Чипровце, но город был осажден и взят. Турки жестоко расправились с восставшими. Город Чипровец был сметен с лица земли, жители его перебиты. Многие спаслись бегством в Валахию. Были разрушены и окружавшие город села: Копиловцы, Железна и Клисура, жители которых также принимали участие в восстании.
После поражения чипровского восстания антитурецкое движение в стране не прекратилось. В это время активизировали свои действия гайдуки, бунтовали войникские села. Отдельные локальные восстания вспыхнули в районе Пирога, Видина. Значительные восстания охватили Юго-Западную Болгарию и Северную Македонию от Ниша до Скопле и Штипа 3.
Слабость чипровского восстания была обусловлена нерешительной тактикой его руководителей — последних представителей еще уцелевших болярских родов. Надеясь больше на помощь Австрии, чем на силу самого движения, вожди повстанцев не заботились о том, чтобы превратить восстание чипровчан в массовое организованное выступление всего народа. Чипровское восстание не превратилось в общенародное движение болгар против турецких завоевателей, но оно свидетельствовало о значительном росте освободительного движения в стране. Восстание 1688 г. явилось важным событием в истории борьбы болгар против турецкого ига.
Волнения и восстания местного значения не прекращались в Болгарии на протяжении всего XVIII в. Болгары, как и сербы, стремились поднимать восстания против турок во время войн, которые вели против Турции Австрия и Россия. Особенно крупное движение южных славян началось во время войны России и Австрии с Турцией в 1735—1739 гг. Это движение захватило не только сербские области, но распространилось и на болгарские земли. В 1737 г. произошло восстание в Знепольской околии, около Софии. Восстание это охватило вскоре район Пирота, Берковицы, Брезника и Радомира, но было подавлено турками с обычной жестокостью. Спасая свою жизнь, население этих околий стало покидать жилища и убегать в леса и горы.
Все учащавшиеся попытки болгарского городского и сельского населения бороться против турецкого феодального и национального гнета свидетельствовали о громадном стремлении угнетенных масс Болгарии свергнуть ненавистное турецкое иго.
_____
1. И. Дуйчев. Чипровец и възстанието през 1688 г. София. 1938, стр. 38—39.
2. Там же, стр. 40.
3. И. Пастухов Българска история, т. II, стр. 527—528.
[201]
Цитируется по изд.: История Болгарии. Том I. Под ред. П.Н. Третьякова, С.А. Никитина, Л.Б. Валиева. М., 1954, с. 198-201.