Германская Восточная Африка: создание
Колониальные захваты, создание Германской Восточной Африки
В конце XIX века Германии удалось укрепить свои позиции в Восточной Африке. Это было достигнуто с помощью Общества германской колонизации, созданного в 1884 году и проявившего большую активность в подготовке и осуществлении колониальных захватов в этом регионе. В том же году в Восточную Африку прибыла миссия общества во главе с К. Петерсом — одним из его руководителей. Он проявил такую жестокость по отношению к африканцам, что они дали ему прозвище «Кровавая рука» («Мконо ва даму»). Петерс заключил 12 договоров с африканскими правителями о «протекторате». Вожди ставили крестики под текстами договоров, не понимая, что тем самым отдают свои земли в руки колонизаторов. Эти соглашения стали основным доказательством «прав» Германии на территорию будущей Германской Восточной Африки на Берлинской конференции 1884— 1885 годов, на которой капиталистические державы согласовали условия захвата новых колоний. В 1885 году эти же договоры использовались Германией и на переговорах с Англией о сферах влияния в регионе.
Договор 1886 г. разграничил сферы влияния, а соглашение 1890 г. установило границы между германскими и британскими владениями в Африке [177, с. 91—92]. В 1888 г. Германия добилась согласия султана Занзибара на аренду в течение 50 лет прибрежной полосы (десятимильной зоны), открывшей выход к
[94]
морю. С 1891 с. все захваченные Германией территории Восточной Африки были объединены в Германскую Восточную Африку (ГВА). Большую часть ГВА составляла континентальная часть нынешней Танзании, меньшую — территории нынешних Руанды и Бурунди.
Раннеполитические объединения во внутренних областях и на побережье оказали упорное сопротивление германскому вторжению. В 1888—1890 гг. поднялось восстание на побережье, поддержанное многими племенами внутренних районов. Восстание возглавил Бушири бин Салим эль-Харти — араб по происхождению. Восстание вспыхнуло в первой половине 1888 г. одновременно в Танге, Пангани, Багамойо и Килве, что свидетельствовало о его подготовке. Затем оно охватило и внутренние районы страны. Повсюду создавались повстанческие отряды. И вскоре почти все побережье с прилегающими к нему внутренними районами оказалось в руках восставших. К концу 1888 г. повстанцы настолько окрепли, что решили атаковать Дар-эс-Салам, но не смогли взять его. Во второй раз Дар-эс-Салам подвергся штурму в январе 1889 г., но тоже безрезультатно. В том же году Бушири атаковал укрепленный немецкий форт близ Дар-эс-Салама. Под ударами восставших немецкие гарнизоны вынуждены были покинуть Микиндани и Линди. Во время этих боев повстанцы получили важную поддержку яо, которые предотвратили высадку вспомогательного десанта с канонерки «Мёве», [81, с. 3; 348, с. 106].
Бушири пытался использовать в своих интересах межимпериалистические противоречия. В частности, он вел переговоры с представителями Франции, Великобритании и других держав. Он высказывал готовность заключить мирный договор с Германией, но только на условии сохранения территорий, которые он контролировал. Опасаясь вмешательства других европейских государств, а также из-за неблагоприятной для германских войск обстановки, командующий немецкими военными кораблями в Восточной Африке пошел на перемирие с Бушири. Германское командование и колониальные власти использовали это перемирие для передышки и подготовки сил к новым наступательным действиям против восставших [81, с. 2—3].
За время перемирия германской дипломатии удалось добиться того, что Англия, Франция, Португалия, Бельгия и Испания отказались от переговоров с Бушири, согласились не только не оказывать ему помощь, но даже содействовать Германии в блокаде Восточноафриканского побережья и тем самым лишить Бушири возможности получить помощь от других стран (348, с. 106]. В феврале 1889 г. рейхстаг принял специальный закон о военном подавлении выступлений в Восточной Африке. Были выделены дополнительные крупные средства, утверждена должность имперского комиссара ГВА. Ее занял знаток этого региона, опытный колониальный чиновник фон Виссман. Ему поручили формировать колониальные подразделения из жителей
[95]
Египта, нубийцев, а также зулусов Мозамбика. Когда в апреле 1889 г. Виссман во главе воинских подразделений прибыл в Багамойо, сопровождаемый военной эскадрой из десяти кораблей, все переговоры с Бушири о мире были сразу же прекращены [81, с. 3]. Под началом Виссмана находились более 1 тысяч солдат и офицеров, имевших в своем распоряжении скорострельные пушки и пулеметы «максим» — новейшее оружие того времени. Началась интенсивная подготовка к подавлению «беспорядков» в колонии.
Во время этих приготовлений лагерь Бушири располагался в местечке Сангадзеру близ Дунды. Еще до прибытия эскадры Бушири узнал, что колониальные власти собираются нарушить перемирие. За короткий срок он сумел лишь частично подготовить запасные позиции в глубинных районах близ Багамойо. В мае 1889 г. Висоман атаковал позиции Бушири. Артиллерийский огонь смел земляные и деревянные укрепления, многие повстанцы были убиты и ранены. Но в это же время около 6 тысяч воинов (в основном яо) влились в отряды Бушири и значительно укрепили их боевой потенциал. Повстанцы даже намеревались атаковать гарнизон в Мпвапве в глубине страны. Однако атака была отложена, поскольку Висоману стали известны подробности плана захвата Млвапвы, и туда был направлен сильный отряд колониальных войск. В октябре 1889 г. Бушири вновь направился к Багамойо, но был разгромлен и вынужден отступить к местечку Квамкоро близ Усагары. Тяжелые потери вынудили повстанцев перейти к партизанской войне.
С этого времени они уже с трудом противостояли колониальным войскам. Сказывались также отсутствие единства действий, слабость вооружения. К тому же в районах распространения восстания повстанцев поддерживали далеко не все. Так, Мквава поддерживал повстанцев только на словах. Он оказывал им некоторую материальную помощь, но активного участия в этом антиколониальном выступлении не принял. Мквава в то время полагал, что, избегая прямого столкновения с германскими колониальными войсками, он сохранит свою власть и независимость. Колониальные власти подавили это сопротивление разрозненных отрядов Бушири. А Мквава вскоре поплатился за свою недальновидность: он вынужден был в одиночку вести тяжелую войну против германских колонизаторов.
Мквава создал постоянную дружину, которая по тому времени была довольно сильной и хорошо организованной. Она была разбита на отряды (в каждом не менее 200 воинов). Каждый отряд имел особое название и боевую задачу. Например, отряд «китангелюмутва» включал в себя телохранителей Мквавы, самых сильных, ловких и преданных вождю воинов. Отряды «валамбо» составляли ударную силу дружины. Воины этих отрядов начинали атаку. Отряды «валайя»— воины прорыва, отряды «ваньембе» и «ваканьюлало» — силы закрепления успеха, дальнейшего наступления. Буквальный перевод последнего названия
[96]
означает «воины, шагающие по трупам врагов, как по мосту». Задача бойцов отряда «ваньямвани» состояла в подготовке всего необходимого для захвата укреплений: лестниц, хвороста, сухой травы, горящих головешек и т. д. (другими словами, «саперные» отряды). «Ватандиси» — отряды разведчиков, которые проникали на территорию противника или в предполагаемые районы военных действий для сбора сведений. Среди разведчиков были выходцы из различных племен, что позволяло тщательнее готовить военные операции [142, с. 52—53].
Война между хехе и колониальными властями началась после того, как Мквава отказался признать германский протекторат, не пустил в Ухехе ни чиновников колониальной администрации, ни представителей немецких компаний. В середине июля 1891 г. против хехе был послан большой отряд колониальных войск под командованием немецкого офицера фон Целевски. Когда разведчики сообщили Мкваве о передвижении немецких войск к Килосе, он послал к немецкому командованию своих представителей с подарками и с предложением заключить мирное соглашение и тем самым избежать кровопролития. Однако Целевски приказал расстрелять парламентеров Мквавы. Удалось спастись лишь одному из них, он и поведал Мкваве об этой расправе. Мквава решил, устроив засаду на одной из переправ, уничтожить отряд. В бою под Лугало колонна была разгромлена, захвачено было 300 ружей, три пушки и большое количество боеприпасов. В этом бою погиб и сам Целевски. В октябре 1894 г. против Мквавы были брошены новые колониальные войска, которые возглавил фон Шеле — губернатор ГВА. Они атаковали Каленгу — главную крепость Мквавы, располагавшуюся в нескольких милях от нынешнего города Иринги. Крепость пала после мощной двухдневной артподготовки и жестокого боя.
Потерпев поражение, Мквава повел против немецких колонизаторов партизанскую войну, которая длилась почти четыре года. Меняя позиции, умело маневрируя, Мквава держал войска колонизаторов в постоянном напряжении. Об этом свидетельствовали донесения немецких офицеров: «Наши войска постоянно ощущают присутствие Мквавы. Повсюду в районе действий наших частей он получает продовольствие и точные разведывательные данные. Местные жители отказываются сообщать нам о местонахождении Мквавы. Во время изнурительного преследования Мквавы мы находим продовольствие и питье, которые доставляют для него в самые труднодоступные места. Приближенные Мквавы всегда знают о том, где он пройдет, и с готовностью исполняют все его приказы. Изумляет отношение к Мкваве «подчиненных ему людей: часто они «предпочитают умереть, чем выдать своего вождя, хитростью задерживают продвижение наших войск, тем самым помогая Мкваве уйти от преследования. Оказался полностью неосуществимым план захвата Мквавы: нет никого, кто бы признался, что знает его в лицо» [81, с. 6].
[97]
В конце концов предатели все же нашлись, и, как уже было сказано, 19 июня 1898 г. Мквава застрелился, не желая сдаться врагу [142, с. 71].
Подавив сопротивление Мквавы, немецкие колониальные власти приняли меры к тому, чтобы в будущем предотвратить выступления воинственных хехе. Сын Мквавы, Сапи, схваченный в одной из облав на Мкваву, был доставлен в Дар-эс-Салам, а затем — в Германию. Там он находился на попечении священников из ордена бенедиктинцев, которые сумели привить ему «почитание Германии». Сапи изучил немецкий язык и после возвращения на родину стал сотрудничать с германской администрацией. Во время восстания Маджи Маджи хехе выступили на стороне колониальных войск и участвовали в его подавлении во многом благодаря усилиям Сапи [142, с. 62, 67].
Разрозненные выступления против немецких колонизаторов происходили и в других частях колонии. С 1885 г. против них вели борьбу ньямвези во главе с вождем Сики. Они атаковывали торговые караваны и религиозные миссии. В 1892 году сын Сики разгромил немецкий отряд у Липули. Дважды колониальные войска безуспешно пытались овладеть крепостью Сики. Лишь в январе 1893 г., после жестоких боев им удалось захватить это укрепление. Чтобы избежать плена и пыток, Сики подорвал себя и свою семью на пороховом окладе. В 1892 г. продолжались выступления в Угого, а также восстания чагга во главе с вождем Мели. В 1895 г. на юге колонии выступили яо и мачемба. В 1900 г. вновь восстали чагга [348, с. 110, 113].
С установлением колониального режима цели, формы и методы антиколониальной борьбы изменились. Африканцы стали выступать против растущей эксплуатации, насильственного внедрения экспортных культур (кофе, чай, сизаль и т. д.), принудительного труда на строительстве шоссейных и железных дорог.. Самой яркой страницей в истории антиколониальной -борьбы народов Танзании в новое время стала война Маджи Маджи 1905—1907 гг.
[98]
Цитируется по изд.: Овчинников В.Е. История Танзании. М., 1986, с. 94-98.