Хараппская цивилизация (Лал, 1974)
ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - цивилизация долины Инда, - 1) высокоразвитая городская цивилизация, существовавшая примерно с середины 3-го тысячелетия до н. э. до 17-16 веков до н. э. на Северо-Западе Индостана. Современные исследования, однако, показали, что эта цивилизация распространялась далеко за пределами долины Инда: от Суткаган-Дор в Южном Белуджистане (Пакистан) на Западе до Аламгирпура в штате Уттар-Прадеш (Индия) на Востоке и от Рупара в Пенджабе (Индия) на Севере до Бхагтрава в Гуджарате (Индия) на Юге. Территория Хараппской цивилизации была гораздо большей, чем территория цивилизаций долин Нила, Евфрата и Тигра, вместе взятых. Открытие (в 1921 году) и первые систематические исследования памятников Хараппской цивилизации связаны с именами индийских ученых Р. Сахни, Р. Банерджи, английских ученых - М. С. Ватса, Д. Маршалла, Э. Маккея, М. Уилера и др. В настоящее время памятники Хараппской цивилизации исследуются учеными археологической службы Индии и Департамента археологии Пакистана в содружестве с учеными других стран. Из открытых археологами поселений Хараппской цивилизации особенно значительны Хараппа. Мохенджо-Даро и Чанху-Даро в Пакистане и в Индии - Лотхал, Калибанган и Рупар. В результате исследований вырисовывается картина жизни высококультурного и организованного народа, который жил в хорошо распланированных городах и деревнях, занимался земледелием, скотоводством и ремеслами создал прекрасные образцы искусства, имел собственную письменность.
Самой характерной чертой планировки городов Хараппской цивилизации были прямые (имевшие направление с Севера на Юг и с Востока на Запад) пересекающиеся улицы. Дома обычно строили из обожженного кирпича; в деревнях и маленьких поселениях употребляли также кирпич-сырец В Мохенджо-Даро, где производились обширные раскопки, выяснилось, что рядовые дома обычно состояли из центрального двора, вокруг которого располагались от 4 до о жилых комнат, а также кухни и комнаты для омовения. Сохранившиеся в некоторых домах пролеты лестниц позволяют предположить, что существовали двухэтажные дома. Многие дома имели собственные колодцы. Для отвода сточных вод через улицы были проложены сточно-канализационные трубы из обожженного кирпича. Главные центры Хараппской цивилизации (например, Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган) имели цитадели. В Хараппе цитадель была окружена стеной из сырцового кирпича ширина которой у основания равнялась примерно 14 м. Эта стена с уклоном 13-20° от вертикали как с внешней, так и с внутренней стороны даже и теперь достигает высоты свыше 15 м. С внешней стороны стена была облицована обожженным кирпичом и укреплена в узловых пунктах прямоугольными башнями. Внутренняя часть цитадели Хараппы изучена еще недостаточно, но есть основания полагать, что постройки там стояли на платформе из сырцового кирпича (или каждая из них на своей собственной платформе). Под защитой цитадели к Северу от нее последовательно располагались ряды жилищ ремесленников, круглые помосты-мукомольни и большое зернохранилище с площадью пола более 800 м2. В Мохенджо-Даро внутри цитадели расположено несколько зданий из обожженного кирпича. Одно из них было общественным бассейном для омовений (так называемый «Большой бассейн»), который был окружен верандой с колоннами и комнатами для раздевания. Рядом находилось другое здание, размером 81 на 23 м, которое состояло из центрального двора, нескольких комнат и двух лестниц. Предполагают, что это резиденция «верховного жреца». Построек, специально предназначенных для религиозных целей, в Мохенджо-Даро не обнаружено. Внутри цитадели Мохенджо-Даро находилось также зернохранилище, несколько большее по размеру, чем в Хараппе, и многоколонный зал, по-видимому, предназначенный для собраний. В Калибангане внутри цитадели найден ряд облицованных глиной очагов, причем внутри каждого из них находился столбик из обожженной глины. Поблизости от очагов располагался колодец и несколько помостов для омовения. По-видимому, весь комплекс имел ритуальное назначение.
Основой экономики населения Хараппской цивилизации, как и большинства современных ей мировых цивилизаций, было сельское хозяйство. Обилие рек в сочетании с мягким климатом, который в те времена был более благоприятным, чем теперь, позволяло населению собирать высокие урожаи пшеницы, ячменя, гороха, дынь, бананов и др. Развито было скотоводство (буйволы, овцы, свиньи). Есть основание утверждать, что были приручены собаки, кошки и, возможно, слоны. Относительно приручения верблюдов и лошадей твердых доказательств нет. Установлено, что население изготовляло ткани из хлопка. Можно предполагать, что мужчины в то время носили дхоти, а верхним одеянием им служила шаль, являющаяся непременным атрибутом и современных сельских жителей Индии и Пакистана. Женщины широко пользовались различными украшениями (ожерелья, серьги, браслеты, кольца, пояса, ножные браслеты и т. д.).
Для Хараппской цивилизации характерно значительное развитие различных ремесел и прикладного искусства. Изготовлялись разнообразные медные и бронзовые изделия (лезвия ножей, серпы, долота, рыболовные крючки, резцы, пилы, бритвы и другие предметы хозяйственного и бытового назначения, наконечники стрел, короткие мечи, копья и другое оружие). Разнообразным и красочным было гончарное производство. Высокого развития достигло искусство скульптуры и вырезывания печатей. На последние наносились надписи, напоминающие пиктографию. Надписи еще не расшифрованы, но установлено, что писали во время Хараппская цивилизации справа налево. По находкам надписей на бытовых гончарных изделиях можно судить о том, что грамотность, возможно, не была достоянием только избранных. Находки большого числа гирь и измерительных реек (из слоновой кости) свидетельствуют о значительном развитии торговли. Найденные на поселениях предметы, характерные для стран Западной Азии, говорят о том, что имели место международные торговые связи, осуществлявшиеся караванными путями, а возможно, и морскими. Около Лотхала были обнаружены остатки дока (215 на 36 м), выложенного обожженным кирпичом. Там же была найдена печать, характерная для поселений этого же времени на берегах Персидского залива. Изображения корабликов на одной печати и на черепке из Мохенджо-Даро делает предположение о существовании морской торговли еще более правдоподобным.
Антропологический состав населения, особенно в городах, был весьма смешанным. Здесь были представлены различные расовые типы: средиземноморский, альпийский, негро-австралоидный. Существовали различные религ. культы. Кроме ритуала, о котором свидетельствуют огненные алтари, поклонялись, по-видимому, божеству - прототипу Шивы. Имело место почитание Богини-Матери, а также поклонение деревьям, потокам, животным и т. д.
До недавнего времени упомянутые выше печати, найденные в древних поселениях Месопотамии (Ур, Киш, Тель-Асмара), служили единственным источником для датировки Хараппской цивилизации. Они показали, что существовали усиливавшиеся с течением времени связи между Хараппской цивилизацией и Месопотамией начиная с эпохи Саргонидов (около 24-23 веков до н. э.). Правильность этой датировки была подтверждена современным методом датирования с помощью радиоактивного углерода, который установил общий период Хараппской цивилизации с 2400 по 1700 годы до н. э.
Современный уровень наших знаний не дает ответа на вопрос, почему погибла Хараппская цивилизация. Найденные на жилой части Мохенджо-Даро в странных позах скелеты часто приводят как доказательство резни, учиненной вторгшимися в город ариями. Но это предположение бездоказательно, ибо не все скелеты принадлежат последним жителям Мохенджо-Даро и не удалось отыскать никаких остатков культуры, которая непосредственно сменила бы побежденную цивилизацию. Вероятнее предположить, что Хараппская цивилизация пала вследствие ряда причин: истощение почвы, наступившее в результате непрерывной эксплуатации, разрушительные наводнения, эпидемии и др. Хараппская цивилизация не исчезла бесследно. Об этом свидетельствуют находки из Лотхала и Рангпура. Ее влияние можно проследить, изучая историю формирования культуры совр. народов Индии и Пакистана,
Б. Б. Лал. Дели.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.