Хараппская цивилизация

Большой дом Мохеджо-Даро.

 

Города долины Инда: архитектура

Города долины Инда, по-видимому, с самого начала планировались по какой-то заранее установленной схеме, характер которой легче уяснить на примере Мохенджо-Даро, сохранившегося лучше, чем Хараппа. Улицы здесь тянутся правильными параллельными линиями, пересекающимися под прямым углом; некоторые неточности, которые можно кое-где обнаружить, а в нескольких случаях даже заметное отклонение от прямого направления, представляются вполне естественными, если принять во внимание глубокую древность города. Несмотря на эти значительные отклонения, совершенно очевидно, что в городе существовали какие-то определенные власти, следившие за тем, чтобы при разрастании города в нем не возникало кривых переулков, этой отличительной черты старинных кварталов Суккура и Рохри...

Хараппская цивилизация: население

Проблемы этногенеза. Язык и письменность. Палеоантропологические материалы из хараппских поселений скудны, и выводы ученых часто основываются на небольших краниологических сериях. В течение длительного времени была распространена точка зрения о расовой пестроте населения Хараппы 273.

В настоящее время наиболее правильным следует признать мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах древних жителей долины Инда 274. Вместе с тем такое заключение еще не свидетельствует о правоте тех авторов, которые считают хараппскую культуру созданием племен — носителей индоевропейского языка (ариев). Едва ли допустимо непосредственно соотносить материалы антропологии и лингвистики. К тому же известно, что европеоиды проникли в Северную Индию задолго до сложения индоевропейской общности, возможно еще в эпоху верхнего палеолита или мезолита...

Хараппская цивилизация: возникновение

Более четырех тысяч лет назад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как Месопотамия и древний Египет, а в ряде отношений и превосходившая их. Открытие и исследование хараппской культуры (названа так по месту раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, современный Пакистан)  имели чрезвычайно большое научное значение 174. После этих открытий уже невозможно было утверждать, как это раньше делали многие ученые, что Индия — «никогда не знала цивилизации, отмеченной широким употреблением бронзы» 175, что она прочной стеной была отделена от других государств древнего Востока и резко уступала им по уровню развития...

Хараппская цивилизация: города и поселения

Со времени открытия хараппской культуры собран значительный материал, позволяющий довольно четко представить облик городов, систему их планировки, особенности жизни в каждом из них. Однако лишь в 70-е годы ученые приступили к строгой систематизации накопленного материала и решению общих проблем городской жизни в хараппскую эпоху 232. О степени развития этой цивилизации мы судим главным образом на основании раскопок городов, поскольку провинциальные поселения исследованы пока еще недостаточно.

Древние города долины Инда

Остатки древнего города Хараппы расположены в округе Монтгомери в Пенджабе, неподалеку от прежнего русла реки Рави. В течение последних десятилетий на месте этого крупного поселения время от времени находили печати (см. табл. XVII), причем давно уже высказывалось предположение, что эти печати, на большинстве которых имеется резное изображение какого-нибудь животного, а над ним несколько пиктографических знаков, относятся к глубокой древности; Каннингхем высказал даже предположение, что индийский алфавит брахми произошел от этого неизвестного письма; это мнение разделял и С. Лангдон...

Хараппа - настоящая империя

Простому человеку, знакомому с культурой Египта времен фараонов, результаты раскопок в Хараппе могут показаться бледными и скудными. Трудно не посочувствовать первому археологу, побывавшему в Мохенджо-Даро. «Я был сильно разочарован», — написал Д. Р. Бхандаркар в своем отчете. Он посетил пустынную провинцию Синд зимой 1911/12 года в качестве главного археолога Западных провинций Археологической службы Индии. Это он напомнил, что «Мохенджо-Даро» переводится как «холм мертвых». Там был один большой холм и шесть холмов поменьше.

Мир Хараппы. 3000—1700 гг. до н. э.

В индуистской, как в иудейской и христианской традициях, начало древней истории часто отсчитывают от Всемирного потопа. Потоп выполняет двоякую задачу: смывая старый мрачный мир с его порядками, он создает новый, более однородный, в котором каждый чувствует себя потом[1]ком одного оставшегося в живых праотца. Новое начало предвещает в будущем многочисленные всходы.

Потоп в Библии — кара Господня. Разгневанный неповиновением погрязшего в грехе человечества, Бог решает покончить со своим великим творением, сочтя, что спасения заслуживают только праведный Ной и его близкие. Они должны дать людям еще один шанс. В сравнении с этим индийский потоп выглядит совершенно иначе...

Индская цивилизация: общественный строй (Дьяконов, 1989)

Сравнивая уровни развития и характер цивилизации в долине Инда с той рабовладельческой культурой, которая одновременно существовала в Египте и в долине Тигра и Евфрата, и находя их во многом сходными, исследователи обычно предполагают, что и общественный строй их должен был быть сходным. В пользу такой точки зрения можно привести веские соображения.

Высокий уровень развития производительных сил, существование крупных городов — ремесленных и торговых центров, наличие письменности показывают, что общество далеко ушло от примитивности первобытнообщинного строя. Различия в уровне благоустройства жилых домов, а также разница между богатыми и бедными захоронениями свидетельствуют о значительном имущественном расслоении...

Индская цивилизация: общество, культура, религия

Важным свидетельством культурного уровня индской цивилизации является наличие письменности. Надписи сохранились на керамике, на металлических вещах и главным образом на печатях. Некоторые из них были просверлены и, возможно, служили амулетами или метками, прикреплявшимися к товарам. Многие печати вышли из рук искусных мастеров, изображавших иногда сложные мифологические сцены, но надписи короткие, едва несколько знаков.

Письменность, конечно, никогда не изобретается исключительно для составления надписей на печатях или металлических изделиях. Несомненно, на языке индской цивилизации составлялись хозяйственные и правовые документы, письма, может быть, литературные произведения...

Индия в эпоху энеолита

В период расцвета Хараппской цивилизации вне зоны этой культуры знакомство с металлом только начиналось. В эпоху энеолита еще более отчетливо стала проявляться неравномерность развития отдельных районов Индии.

На энеолитических памятниках Центральной и Западной Индии прослеживается влияние развитых хараппских традиций; к югу и востоку это влияние значительно меньше.

Для зоны Катхиаварского полуострова характерно сочетание развитых традиций хараппского ареала с более архаическими чертами местных культур неолитической эпохи, причем по мере развития хараппские традиции постепенно исчезают...

Страницы

Подписка на RSS - Хараппская цивилизация