Мидия (СИЭ, 1966)
МИДИЯ - в древности первоначально наименование племенного союза, затем - царства в северо-западных областях Иранского нагорья и, наконец, значительной державы. Впервые мидяне упоминаются в ассирийских летописях во 2-й половине 9 века до н. э. Вероятно, племенной союз сложился как союз автохтонных ("загро-эламских" или "каспийских") племен; но уже в 9-8 веках до н. э., в связи с приходом новых племен, в Мидии появляется и начинает усиливаться ираноязычный элемент, позднее возобладавший; конституируется иранский язык одного из племен, ставший известным в античное время как мидийский. Большинство исследователей считает, что в мидийском племенном союзе с самого начала преобладали ираноязычные племена.
Мидяне 9-8 векаов жили в условиях воен. демократии. Это был период, переходный от первобытнообщинного строя к раннерабовладельческому. Экономическую базу общества составляли земледелие и скотоводство (особенно выделялось коневодство), развивались и ремесла. В 9-8 веках до н. э. мидяне вели жестокую борьбу с Ассирией, захватившей часть их земель. Античная традиция возникновение государства Мидия относит к самому концу 8 века до н. э. и связывает это с именем царя Дейока, что, однако, не подтверждается ассирийскими данными. Судя по ассирийским источникам, царство Мидия возникло в 70-х годах 7 века до н. э. в результате мощного народного антиассирийского движения, поддержанного новыми пришельцами - киммерийцами и скифами. В это время, или несколько позднее, столицей Мидии стала Экбатана. Выдающимся царем Мидии был Киаксар (625/4-584), перестроивший племенное ополчение в регулярное войско. Время его правления - поворотный пункт в истории Мидии, когда из небольшого царства она превратилась в великую державу Древнего Востока. За короткое время мидяне завладели Маной, в союзе с Вавилонией разгромили Ассирийскую державу, завоевали Урарту и другие земли. Пределы Мидийской империи на Западе достигли реки Галис (современная Кызыл-Ирмак), а на Востоке - Средней Азии и, по-видимому, Афганистана.
Со времени завоевательных войн мидяне пришли в соприкосновение с древними цивилизациями Востока. В связи с этим в Запад Мидии увеличивается удельный вес труда рабов, которые использовались не только в царском хозяйстве, но и в хозяйствах знати и на храмовых землях; усиливается эксплуатация общинников, углубляется классовый антагонизм. Попытки Астиага ослабить силу знати осложнили внутриполитическую обстановку в Мидии. В 550/49 году до н. э. Мидия была завоевана персами и включена в качестве сатрапии в Ахеменидскую державу. Мидяне впоследствии предпринимали попытки освободиться из-под власти персов. Но самостоятельное мидийское государство было восстановлено лишь в последней четверти 4 века до н. э. и только на части территории прежней Мидии, в Южном Азербайджане (прежней Мане), который позже назывался Мидией (или Малой Мидией, Мидийской Атропатеной, Атропатеной).
Мидия занимает видное место в политической, экономической и культурной истории древности. Она была одной из стран, где широкое распространение получил зороастризм и связанные с ним учения. В Малой Мидии (Атропатене) была, по-видимому, кодифицирована Авеста. Здесь часть мидян, смешавшаяся с местными кутийско-луллубейскими и маннейско-матиенскими племенами, сыграла значительную роль в этногенезе древне-азербайджанской (азерийской) народности. Самостоятельно Мидия (Атропатена) выступает в последний раз в 1 веке до н. э. О Мидии и мидянах Атропатены как о реальном народе упоминается в источниках (в частности, в армянских) и позднее, в эпоху средневековья.
Играр Алиев. Баку.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.
Литература:
Всемирная историч. т. 1, М., 1955;
Дьяконов И. М., История Мидии, М.-Л., 1956;
Алиев И., История Мидии, Баку, 1960;
Gameron G. G., History of early Iran, Chi., 1936;
Labat R., Kastariti, Phraorte et les débuts de l'histoire mède, "JA", 1961, t. 249, No 1;
Cavaignac E., A propos du début de l'histoire des mèdes, "JA", 1961, t. 249, No 2.