Халифат

ХАЛИФАТ - название в странах Европы (предположительно с 10 века) феодального арабо-мусульманского государства, возглавлявшегося халифами. Первоначальным ядром Халифата была созданная Мухаммедом в Западной Аравии мусульманская община (умма). Столица Халифата в 632-656 годы находилась в Медине. При халифе Абу Бекре (632-634) были подавлены восстания арабских племен, выступивших против мединского правительства, и начаты завоевания византийских и сасанидских владений. В результате первого этапа арабских завоеваний в состав Халифата были включены Ирак, почти весь Иран, большая часть Закавказья, Сирия, Палестина, Египет. В ходе внешних завоеваний усилилась социальная и имущественная дифференциация среди арабов. Особенно обострились противоречия между рядовыми арабами и родоплеменной знатью, между различными группировками арабской верхушки в 40-50-х годов 7 века. Все это нашло отражение в убийстве в 656 году халифа Османа (правил с 644 года), в сражениях между арабами-мусульманами при Хурейбе (656) и Сиффине (657), в возникновении первых религиозно-политических течений в исламе - суннитов (см. Суннизм), шиитов (см. Шиизм) и хариджитов, в сражении между хариджитами и войсками халифа Али при Нахраване (658) и, наконец, в приходе к власти Омейядов (см. Омейядов халифат), выражавших интересы арабской феодализировавшейся родоплеменной знати. При Омейядах Халифат превратился фактически в светское государство. (Из-за этого историографы Аббасидов упрекали впоследствии Омейядов в отступлении от норм ислама и считали их светскими правителями-царями, хотя они выполняли и функции духовного главы мусульман - имама.) После смерти халифа Язида (683) Халифат фактически распался. Государственное единство было восстановлено к 692 году, в период правления Абд-аль-Малика. При его преемнике аль-Валиде начался второй этап арабских завоеваний, в результате которых в состав Халифата были включены Северная Африка, большая часть Пиренейского полуострова, Средняя Азия, Табаристан, Джурджан (Горган) и Синд.

Оппозиционные течения в 8 веке - хариджиты и шииты, а также сторонники теократии, ведя борьбу против Омейядов, собирали вокруг себя всех недовольных ростом феодальной эксплуатации и реформами омейядских халифов, противоречившими, по их мнению, догмам ислама. В результате дальнейшего обострения социальных противоречий как между завоевателями-арабами и завоеванными ими народами, так и в среде самих арабов сузилась социальная опора Омейядов. В 20-30-х годах 8 века в разных частях Халифата происходили антифеодальные и антиправительственные выступления народных масс. В результате одного из этих восстаний - восстания Абу Муслима - в 750 году к власти пришли Аббасиды (см. Аббасидов халифат). Приход к власти Аббасидов не изменил ни социальной структуры Халифата, ни фактически светского характера правления. Хотя Аббасиды считали себя имамами, в основу государственного строя они положили не принципы теократии, а бюрократическую систему Сасанидов государства; поземельная и фискальная политика Аббасидов продолжала политику Омейядов и их предшественников. Но в противоположность Омейядам Аббасиды значительно расширили социальную опору династии, уравняв местную, в частности иранскую, феодальную знать (дехканов) в политических правах с арабами и допустив ее к высшим правительственным должностям при дворе и на местах. Достигнув высокой степени политической централизации и развития производительных сил при первых Аббасидах, Халифат с начала 9 века вступил в полосу политического распада. Различный уровень экономического развития входивших в состав Халифат стран, слабость экономических связей между областями Халифата, отличавшимися одна от другой этническим составом, физико-географическими условиями и историко-культурными традициями, народно-освободительные, антифеодальные восстания, расшатывавшие экономическую, военную и финансовую мощь Халифата, концентрация земельной собственности в руках военной и местной землевладельческой феодальной знати, упадок роли общины как податной единицы, борьба внутри класса феодалов - все эти факторы обусловили распад аббасидского Халифата и привели к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств и местных наследственных эмиратов: Тулунидов в Египте в 868 году, Алидов в Табаристане в 864 году, Тахиридов в Хорасане в 821 году, Саффаридов в Сейстане в 861 году, Саманидов в Мавераннахре в 819 году и других, а также к возрождению местных феодальных государств в странах Закавказья. Политический распад сопровождался упадком светской власти аббасидских халифов, которая переходила в руки эмиров и султанов.

В 1-й половине 10 века вместо единого Халифата уже существовали: шиитский Фатимидов халифат (909-1171), суннитский Халифат Омейядов (929-1031) (см. Кордовский халифат) и халифат Аббасидов. В первых двух халиф сосредоточивал в своих руках как духовную, так и светскую власть, а аббасидский халиф после завоевания в 945 году Багдада Бундами лишился светской власти даже в самом Багдаде. В 1055 году Бундов в Багдаде сменили Сельджукиды. С 945 по 1132 годы в руках аббасидских халифов оставалась только духовная власть имама, от которого по установленной традиции исходила верховная власть светского правителя над его мусульманскими подданными; поэтому эмиры и султаны получали у аббасидского халифа инвеституру и приносили ему присягу. После распада единого государства Сельджукидов (1118), в результате борьбы аббасидских халифов (поддержанных жителями Багдада) с сельджукскими султанами Ирака, аббасидский Халифат возродился как государство в бассейне Тигра и Евфрата. Халиф Насир (1180-1225) включил в состав Халифата также территорию Хузистана и вел борьбу против хорезмшахов. В 1258 году после взятия Багдада монгольскими войсками Хулагу-хана и казни последнего аббасидского халифа Мустасима Халифат как государство перестал существовать.

Спустя несколько лет была предпринята попытка восстановления духовной власти аббасидских халифов: в 1261 году одного из действительных или мнимых членов династии Аббасидов провозгласили халифом при дворе мамлюкского египетского султана Бейбарса. С тех пор до турецкого завоевания Египта в 1517 году халифы-Аббасиды жили в Каире при мамлюкских султанах, не имея политической власти, но своим религиозным авторитетом они освящали светскую власть египетских султанов, иногда также султанов других мусульманских стран, и давали им инвеституру. После завоевания мамлюкского Египта турецкими войсками, согласно распространенному мнению - в результате торжественного отказа от своих прав последнего аббасидского халифа Мутаваккиля в пользу турецкого султана, к последнему перешел духовный суверенитет над всеми мусульманами мира, хотя и не подчиненными ему как светскому правителю. Однако, как доказал В. В. Бартольд, эта теория возникла в эпоху политического упадка Турции во 2-й половине 18 века, и Халифат османских султанов не имел никакой преемственной связи с Халифатом египетских Аббасидов. Турецкий Халифат был упразднен в республиканской Турции в марте 1924 года.

Попытки создания общемусульманского Халифата, предпринимавшиеся позднее в некоторых странах ислама, оканчивались безрезультатно.

Л. И. Надирадзе. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Бартольд В. В., Халиф и султан, Соч., т. 6, М., 1966,с.15-78; его же, Теократич. идея и светская власть в мусульм. гос-ве, там же, с. 303-19; его же, Ислам, там же, с. 79-139; Якубовский А. Ю., Ирак на грани VIII - IX вв., в кн.: Труды первой сессии арабистов, М.-Л., 1937; его же, Об испольных арендах в Ираке в VIII в., "СВ", т. IV, М.-Л., 1947; Беляев E. A., Арабы, ислам и араб. халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; его же, Мусульм. сектантство, M., 1957; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII - XV веках, (Л.), 1966; Надирадзе Л. И., Вопрос о рабстве в халифате VII-VIII вв., "НА и А", 1968, No 5; его же, Община на терр. восточного халифата в VII-VIII вв., в сб.: Арабские страны, М., 1966; его же, Вопросы общественно-экономич. строя гос-ва арабов и халифата VII-VIII вв. в сов. историографии, в сб.: Историография стран Востока, М., 1969; его же, Проблема гос. собственности на землю в халифате VII-VIII вв., в сб.: Арабские страны, М., 1970; Босворт К. Э., Мусульманские династии, пер. с англ., М., 1971; Мюллер A., История ислама с основания до новейших времен, т. 1-4, СПБ, 1895-96; Мец A., Мусульм. Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Goldziherl., Muhammedanische Studien, Tl 2, Halle, 1890; его же, Du sens propre des expressions: ombre de Dieu..., P., 1897; Becker С. Н., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt. Islamstudien, Bd 1-2, Lpz., 1924-32; Wellhausen J., Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902; Caetani L., Annali dell'Islam, v. 2, Mil., 1907: Huart C, Histoire des Arabes, t. 1-2, P., 1912-1913; Hitti Ph., History of the Arabs, 8 ed., L., 1964; Maigoliouth D. S., The sense of the title Khalifah, в кн.: Agäbname. A volume of oriental studies presented to E. G. Browne, Camb., 1922; Arnold T. W., Khalifate, Oxf., 1924; Spuler В., Geschichte der islamischen Länder. Abschn. 1 - Die Chalifenzeit, Entstehung und Zerfall der Islamischen Weltreichs, Leiden, 1952: Rosenthal E. I. J., Political thought in medieval Islam, Camb., 1962; Levy R., The social structure of Islam, Camb., 1962.

Рубрика: