Кордовский халифат (СИЭ, 1965)
КОРДОВСКИЙ ХАЛИФАТ - феодальное государство на Пиренейском полуострове (929-1031). Кордовский халифат был централизованной деспотией. Главой всего государственного аппарата и первым лицом после халифа был хаджиб (камергер). Господствующее положение в Кордовском халифате принадлежало аристократии - хассе (особо привилегированной была группа Омейядов и их родственников; иногда высокие посты в государственном аппарате занимали мосарабы и евреи); начиная с Абдаррахмана III (929-961) из приближенных рабов халифа сакалиба (буквально - славяне) комплектовалась гвардия халифа. Рост влияния сакалиба быстро сделал их опасными для центральной власти, что особенно проявилось в начале 11 века. Крупное землевладение служило основой экономического могущества аристократии; она получала также огромные субсидии из казны. Видное место в правящем классе занимало крупное купечество. Пестрый этнический и вероисповедный состав правящего класса обусловил широкую веротерпимость в Кордовском халифате вплоть до начала 2-го десятилетия 11 века. Основную массу непосредственных производителей в Кордовском халифате составляло крестьянство. Заметную роль в сельскохозяйственном производстве играли также рабы (в крупных владениях). Различие между отдельными группами эксплуатируемого сельского населения все более стиралось, складывался единый класс феодально-зависимого крестьянства. Господствующей формой эксплуатации являлась издольная аренда; в зерновом хозяйстве преобладала испольщина; в садоводстве, огородничестве и т. п. видах хозяйства на орошаемых землях доля крестьянина не превышала 1/3 урожая. При взимании податей практиковалось исчисление налога по оценке урожая на корню. Положение крестьянства ухудшалось в связи с переходом от уплаты налогов натурой к денежной форме, начавшимся в 10 веке. Городские ремесленники и мелкие торговцы страдали от откупов. Усиленной эксплуатации подвергались городские низы мосарабов и евреев, на которые верхушка соответствующих общин перекладывала основные налоговые тяготы. Жесткий полицейский контроль, установленный Абдаррахманом III и особенно усилившийся при аль-Мансуре (976-1002), усугублял тяжелое положение трудящегося населения и в то же время помог правящей верхушке Кордовского халифата временно ослабить сопротивление народных масс (в Кордовском эмирате в 8-9 веках борьба народных масс часто принимала форму вооруженных восстаний).
В 10 - начале 11 веков, особенно в правление халифа Абдаррахмана III и его сына аль-Хакама II (961- 976), Кордовский халифат переживал период наивысшего подъема. Большого развития достигло сельское хозяйство, в особенности садоводство, овощеводство, производство оливкового масла. Значительную роль играла добыча железа, меди, золота, ртути. Введение Абдаррахманом III чеканки золотых динаров свидетельствовало о наличии в его распоряжении больших масс золота. Большой известностью в Западной Европе и Северной Африке пользовались изделия ремесла Кордовского халифата - чеканные металлические изделия, кожевенные и текстильные товары, особенно золотая и серебряная парча производства государственных мастерских, в которых широко применялся труд рабов. Судостроение Кордовского халифата занимало первое место на Средиземном море. Экономический расцвет проявлялся и в росте числа городов. Кордовский халифат поддерживал оживленные торговые связи как со странами Западной Европы, так и с Северной Африкой. Торговые интересы способствовали установлению сюзеренитета Кордовского халифата над некоторыми княжествами Северной Африки (Тахерт, Сиджилмаса и др.). Развитие торговли и рост международного значения Кордовского халифата вели к оживлению его дипломатических связей: известны посольства Кордовского халифата в Византию (945,955) и Германию (955, 969). Мухаммед ибн Абу Амир аль-Мансур (в средневековых европейских источниках - Альмансор), который занимал должность хаджиба при аль-Хакаме и после смерти последнего отстранил от правления халифа Хишама II, оставшегося лишь номинальным главой государства, нанес несколько тяжелых поражений христианским государствам Испании (например, взятие Сантьяго-де-Компостела, 997 год). Политику Мухаммеда ибн Абу Амира аль-Мансура продолжал его сын Абд-аль-Малик (1002-08). Общий подъем Кордовского халифата отразился в расцвете культуры и науки. В 10 веке велось большое строительство в столице халифата - Кордове. Здесь работали видные ученые: филолог Ибн Абд Раббихи, историки ар-Рази, Ибн аль-Кутийя, аль-Хушани и др. Библиотека халифа аль-Хакама II насчитывала до 400 тысяч томов.
После 1008 году в Кордовском халифате наступил период феодальных смут (с 1009 по 1031 годы на престоле сменилось 6 халифов, из которых ни один не обладал реальной властью). В 1031 году последний халиф Хишам III был свергнут и изгнан из Кордовы. Кордовский халифат распался на множество мелких эмиратов.
Л. E. Куббель. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.
Источники:
Opus geographicum, auctore Ibn Haukai..., ed. J. H. Kramers, v. 1-2, fasc. 1-2, LB, 1938-39; Una crónica anonima de 'Abd al-Rahman III al-Nasir, éd. y trad, por Л. Lévi-Provençal y E. Garcia Gomez, Madrid, 1950; Historia de los Jueces de Cordoba, por Al-KhushanI, ed. y trad, por J. Ribera, Madrid, 1914; Anales Palatinos del califa de Cordoba al-Hakam II: Kitab al-Muktabis fi ta'rikh ridjäl al-Andalus de Abu Marwan Ibn Haiyän, ed. y trad, por E. Garcia Gómez, Madrid, 1958; Kitâb al-Bayân al-mughrib fi akhbar muluk al-Andalus wa-1-Maghrib, par Ibn 'Idhari al-Marrâkushî, éd. de R. Dozy, t. 1-2, Leyde, 1848-51, t. 3 - éd. de Л. Lévi-Provençal, P., 1930; Description de l'Afrique et de l'Espagne par Edrîsî, texte arabe... avec une trad, franc., par R. Dozy et M. J. de Goeje, Leydc, 1866; Analectes sur l'histoire et la littérature des arabes d'Espagne, éd. de la première moitié du Nafh al-tîb d'al Makkan, publiés par R. Dozy, G. Dugat, L. Krehl et W. Wright, (t.) 1-2, Leyde, 1855-61.
Литература:
Крачковский И. Ю., Араб, культура в Испании, М.-Л., 1937; его же, Араб, геогр. лит-ра, Избр. соч., т 4, M., 1957 (см. указатель); Кудрявцев А. Е., Испания в ср. века, Л., 1937; Dozy R., Histoire des musulmans d'Espagne jusqu'а la conquête de l'Andalousie par les Almoravides, nouv. éd. revue et mise а jour par E. Lévi-Provençal, t. 1-3, Leyde, 1932; Simonet F. J., Historia de los mozarabes de Espafla, Madrid, 1903; Codera F., Estudios crlticos de historia arabe-espaflola, (v. 1-3), Zaragoza, 1903-17; Gonzalez Palencia A., Historia de la Espafla musulmana, 4 ed., Barcelona - В. Aires, 1940; Lévi-Provençal Й., L'Espagne musulmane au X siècle, P., 1932; его же, Histoire de l'Espagne musulmane, nouv. éd., t. 1-3, P. - Leiden, 1950-53.