Тибет в VII—ХIII веках

К VII в. на независимой от Китая территории Тибета, в районах среднего течения р. Брахмапутры (Цангпо), консолидировалась группа племен цянского происхождения, откочевавших сюда приблизительно в IV в. до н. э. Наиболее сильным среди них было племя бод (в Китае его называли тогда тубот или тубо). Племенное объединение во главе с бод стало первоначальным ядром самостоятельной тибетской раннефеодальной государственности.

Процесс формирования тибетского царства завершился в начальных десятилетиях VII в., при первом всетибетском монархе Сронцангамбо. Ему удалось преодолеть разобщенность многочисленных военно-племенных образований на большей части подвластной территории, закрепить единство государства, которого добивались еще его дед и отец, расширить территорию своей державы. Он сделал столицей Лхасу, ввел административное и военное районирование страны (на периферии, однако, с учетом еще сильных родоплеменных влияний). Постепенно складывалась централизованная бюрократическая система.

Сронцангамбо укрепил экономические позиции центральной власти. Для этого был создан обширный фонд казенных земель; представителям аристократии — феодализирующейся родоплеменной верхушке — за их службу в государственном аппарате жаловались на началах условного владения земли с лично-зависимыми крестьянами. Знать располагала, кроме того, родовой земельной собственностью.

При Сронцангамбо вводился постоянный учет податного населения, земель, пастбищ, налогоплательщиков. От налогов освобождались земли аристократических родов, бывших вождей крупных племенных объединений, а также духовенство. Крестьяне помимо уплаты податей несли трудовые повинности либо на казенных работах (строительстве оросительных сооружений, дворцов, храмов, крепостей), либо в услужении у знати.

В поисках поддержки извне Сронцангамбо заключил политический союз с Непалом, Китаем, тангутами, который скрепил династическими

[72]

браками. Начало официальных контактов с Китаем относится к 634 г., когда в танскую столицу прибыло посольство из Тибета. И тогда, v позднее Тибет поддерживал постоянные сношения с Индией и другими соседними государствами. Основой этих отношений были взаимные экономические интересы, в частности торговля, а также культурные связи.

Важное значение в жизни Тибета имело проникновение и некоторое распространение буддизма (взамен старой религии тибетцев — бон). Государственной религией буддизм стал только в конце VIII в. Позиции бонских жрецов оставались очень сильными, и не раз в дальнейшем в Тибете вспыхивали своего рода религиозные войны сторонников двух вероучений.

При Сронцангамбо и после него независимое тибетское царство осуществляло широкую территориальную экспансию, в ходе которой многократно сталкивалось с Танской империей. Экспансия велась в следующих направлениях: Кукунор, Юньнань, Сычуань, Восточный Туркестан, Кашмир, Непал, Бутан и Бенгалия. Тибет стал одной из могущественнейших держав Центральной Азии.

С конца 70-х годов VII в. вследствие ожесточенных распрей в среде господствующего класса внутриполитическая обстановка в Тибете на длительное время чрезвычайно обострилась; ухудшилось и внешнеполитическое положение. Некоторые завоеванные ранее территории отошли от Тибета. В междоусобицу вмешивались Западнотюркский каганат, Китай и Непал.

Центральная власть с большим трудом сломила мощь сепаратистов, сохранила единство государства. Вновь развернулись грандиозные походы тибетской армии, опять скрестили оружие Китай и Тибет. Войны шли с короткими перерывами почти целое столетие. Лишь в 822 г. в условиях начавшегося развала обеих империй тибетский и китайский правители заключили мирный договор. Условия договора были выгодны Тибету: Восточный Туркестан временно перешел в его руки.

Внутри Тибета в этот период с новой силой разгорелась борьба за власть между поборниками буддизма (во главе с царями) и сторонниками учения бон (главами крупнейших аристократических родов и жречеством). Она сопровождалась заговорами и переворотами, преследованием и изгнанием иноземных монахов-буддистов (в том числе китайских), разрушением святилищ. Одной из причин столь острых противоречий являлось неприятие некоторыми группировками тибетского правящего класса китайского влияния через буддизм.

Тем временем происходила трансформация и самого буддизма. Он воспринял часть культа, пантеона, догматики и этики бонского вероучения (но с буддийской терминологией). Новая религия в 787 г. стала государственной. Центральное правительство предоставило буддийской церкви новые политические и экономические привилегии. Тибет начал постепенно превращаться в теократическую державу.

В глазах тех, кто видел опору в религии бон, буддизм представлялся уже не только идеологическим, но также экономическим и политическим соперником. Недовольство росло как в среде крупнейших аристократических родов, так и в массе трудящегося населения. Обострились и междоусобица феодалов, и классовая борьба крестьян.

В первой половине IX в. начался распад некогда единого тибетского государства. На его территории сложились многочисленные независимые владения светских и духовных феодалов.

Когда в конце X—начале XI в. по соседству с Тибетом усилилось государство тангутов Западное Ся, феодалы восточной части страны перед лицом внешней опасности объединились и в 1015 г. попытались воссоздать,

[73]

правда в более узких границах, государство Тубот. То было, однако, крайне непрочное военно-политическое образование, оно продержалось лишь до 1131 г. и развалилось под ударами чжурчжэней. В 1253 г. территория Тибета подпала под власть монгольских завоевателей.

[74]

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 72-74.

 

Рубрика: